Генезис сущности понятия самообразования в истории развития отечественной и зарубежной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:00, доклад

Краткое описание

В качестве одной из целей системы образования провозглашается разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализация личности. Как показывает анализ литературы и результаты исследования проблемы, значительная часть студентов высших учебных заведений испытывает затруднения в организации и реализации самообразовательной деятельности, что в значительной мере определяется отсутствием системного, научно-теоретического обоснования как самого феномена самообразовательной деятельности, так и особенностей процесса его формирования.

Файлы: 1 файл

ГЕНЕЗИС СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ.docx

— 31.77 Кб (Скачать)

За рубежом наряду с  понятием «самоуправляемое обучение»  активно используется понятие

«саморегулируемое обучение». Как свидетельствуют научные источники, понятие саморегулируемое обучение возникло на Западе в 80-х гг. XX в. В зарубежной педагогике этот вид обучения отождествляется с учением, осуществляемым учащимися без педагогического руководства.

В отличие от западных отечественные  исследователи рассматривают саморегулируемое обучение как двустороннее взаимодействие субъектов образовательного процесса. Саморегулируемое обучение - это процесс и результат учебно-педагогического взаимодействия, в ходе которого на основе развития механизмов саморегуляции обеспечивается переход обучающегося на более высокий уровень субъектного развития.

Следует отметить, что понятия  «самоуправляемое обучение» и «саморегулируемое обучение» хотя и близки по смыслу, но не тождественны.  Их сравнение можно произвести по степени самостоятельности обучающегося в процессе обучения. В соответствии с этим критерием

самоуправляемое обучение следует  понимать как процесс, рассчитанный на полную самостоятельность обучающегося, тогда как саморегулируемое обучение – относительно автономный

процесс, не исключающий  использования обучающих возможностей, поступающих извне.

В отечественной научной  литературе второй половины ХХ – начала ХХI вв. обозначилось

несколько подходов к исследованию проблем самообразования: в контексте  теории непрерывного самообразования (А.А. Бодалев, А.П. Владиславлев, А.В. Даринский, В.Г. Онушкин, В.Н. Турченко и др.), в теориях и концепциях организации повышения квалификации и подготовки кадров (Т.Г. Браже, М.М. Заборщиков, Ю.Н. Кулюткин, В.Н. Котляр, Г.С. Сухобская и др.), в социологических исследованиях (В.А. Артемов, Л.Ф. Колесников, В.Н. Турченко, Т.А. Ильина, Г.Н. Сериков и др.), в контексте педагогической и социальной психологии (А.Я. Айзенберг, С.И. Архангельский, А.К Громцева, П.И. Пидкасистый, Б.Ф. Райский, Г.Н. Сериков, Г.И. Щукина, и др.).

В настоящее время в  современной педагогической литературе нет единого толкования категории  «самообразование». Разные исследователи  по-своему трактуют самообразование, выделяя  ту или иную его грань.

Е.А. Щуклина трактует самообразование как вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовольствия и наслаждения.

Достаточно четко сформулирована идея самообразования польским педагогом  В. Оконем, в ней он подчеркивает, что самообразование – это такой вид обучения, цели, содержание, условия и средства которого зависят от самого субъекта. Это процесс совершенно самостоятельного учения человека, и оптимального уровня самообразование достигает тогда, когда оно преобразуется в постоянную жизненную потребность человека, основу его образования в течение всей жизни, поведения и образа жизни.

Один из разработчиков  этой проблемы Г.С. Закиров трактует самообразование как самостоятельный направленный поиск в целях удовлетворения повышенного устойчивого интереса к познанию в определенной области человеческой деятельности.

И.О. Ганченко полагает, что самообразованием человек может заниматься не из-за собственного желания что-то знать, а под давлением внешних причин: требования повышения квалификации, стремления подняться по служебной лестнице, повышения заработка.

Самообразовательная деятельность в этом случае может быть не менее интенсивна и напряжена, чем в случаях удовлетворения познавательной потребности.

Анализ проведенной литературы по проблеме самообразования показал, что в педагогической литературе нет единого толкования понятия  «самообразование». Вышеперечисленные  определения практически совпадают  в отражении внешних признаков  при наличии незначительных оттенков значений в толковании данной педагогической категории. Несмотря на разнообразие в  понимании сущности самообразования, все авторы считают, что самообразование  является познавательной деятельностью  и не может осуществляться само по себе, т.к. его основой являются знания, приобретенные в процессе организованного обучения. Эти выводы указывают на тесное единство учения и самообразования, так как и учение, и самообразование являются познавательной деятельностью. Следует отметить, что самообразование как особый вид познавательной деятельности по компетентному мнению ученых (А.К. Громцева, Ю.Н. Кулюткин, Г.Н. Сериков и др.) предполагает наличие положительной мотивационной активности, проявление значительных волевых усилий, целеустремленность и самоорганизованность, достижение высокого уровня интеллектуального развития, сформированность определенной совокупности познавательных умений, достижение высокой самостоятельности, наличие адекватного уровня самооценки.

Принимая во внимание все разнообразие определений самообразования, можно выделить некоторые его существенные характеристики: самостоятельность, познавательная потребность и интерес, организованность и целенаправленность, систематичность и самоконтроль, связь с непрерывным образованием, профессиональные и общекультурные запросы, внутренние мотивы. Рассмотрев и сравнив трактовки самообразования различных педагогов-ученых, мы определили, что «самообразование» – это специально организованная, самостоятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей, удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации; строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.

Проделанный нами анализ генезиса сущности понятий самообразования  в истории развития отечественной и зарубежной педагогики позволяет констатировать, что на протяжении всей истории развития педагогической мысли вопросам самообразования уделялось пристальное внимание, доказывающие, что самообразование – одна из педагогических проблем, которая сохраняет свою актуальность вне зависимости от конкретно-исторических условий и изучается исследователями почти полтора столетия.

Литература

1. Шок будущего: пер. с  англ. / Э. Тоффлер. – М.: ACT, 2002. – 557 с.

2. Schlechty Ph.C. Schools for the XXI century. Leadership Imperatives for Educational Reform. – San Francisco, 1990.

3. Гурина И.А. Самообразование  в русской дидактике второй  половины XIX – начала XX в. // Педагогическое

образование и наука. – 2007. – № 5. – С.72-76.

4. Рубакин Н.А. Практика  самообразования. – М., 1914. – 263 с.

5. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения – М., 1982. – 703 с.

6. Hayes C. Beyond the American Dream. Lifelong learning and the search for meaning in a postmodern world. –

Wasilla: Autodidactic Press, 1998. - 365 р.

7. Merriam S.B. & Caffarella R.S. Learning in Adulthood. A comprehensive guide. San Francisco: Jossey-Bass, 1991.

8. Knowles M. Self-Directed Learning. A guide for learners and teachers. – Englewood Cliffs: Prentice Hall; Cambridge,

1975. – 135 p.

9. Олейникова О.Н. Основные тенденции и современное состояние профессионального образования в странах

Европейского Союза. –  Казань: Ин-т сред. проф. образования РАО, 2003. – 252 с.

10.Осадчук О.Л. Дидактическая  модель саморегулируемого обучения // Образование и наука. – 2008. – № 8 (56)

– С. 3-10.

11.Щуклина, Е.А. Самообразование  как социологическая проблема: дис. … канд. филос. наук. – Екатеринбург,

1995. – 163 с.

12. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990. – 381 с.

13. Закиров Г.С. Самообразование учащихся. – Казань, 1967. – 88 с.

14. Ганченко И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального самообразования: ав-

тореф. дис. … д-ра пед. наук. – Ставрополь, 2005. – 42 с.


Информация о работе Генезис сущности понятия самообразования в истории развития отечественной и зарубежной педагогики