Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:00, доклад
В качестве одной из целей системы образования провозглашается разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализация личности. Как показывает анализ литературы и результаты исследования проблемы, значительная часть студентов высших учебных заведений испытывает затруднения в организации и реализации самообразовательной деятельности, что в значительной мере определяется отсутствием системного, научно-теоретического обоснования как самого феномена самообразовательной деятельности, так и особенностей процесса его формирования.
За рубежом наряду с понятием «самоуправляемое обучение» активно используется понятие
«саморегулируемое обучение». Как свидетельствуют научные источники, понятие саморегулируемое обучение возникло на Западе в 80-х гг. XX в. В зарубежной педагогике этот вид обучения отождествляется с учением, осуществляемым учащимися без педагогического руководства.
В отличие от западных отечественные
исследователи рассматривают
Следует отметить, что понятия «самоуправляемое обучение» и «саморегулируемое обучение» хотя и близки по смыслу, но не тождественны. Их сравнение можно произвести по степени самостоятельности обучающегося в процессе обучения. В соответствии с этим критерием
самоуправляемое обучение следует
понимать как процесс, рассчитанный
на полную самостоятельность
процесс, не исключающий
использования обучающих
В отечественной научной литературе второй половины ХХ – начала ХХI вв. обозначилось
несколько подходов к исследованию проблем самообразования: в контексте теории непрерывного самообразования (А.А. Бодалев, А.П. Владиславлев, А.В. Даринский, В.Г. Онушкин, В.Н. Турченко и др.), в теориях и концепциях организации повышения квалификации и подготовки кадров (Т.Г. Браже, М.М. Заборщиков, Ю.Н. Кулюткин, В.Н. Котляр, Г.С. Сухобская и др.), в социологических исследованиях (В.А. Артемов, Л.Ф. Колесников, В.Н. Турченко, Т.А. Ильина, Г.Н. Сериков и др.), в контексте педагогической и социальной психологии (А.Я. Айзенберг, С.И. Архангельский, А.К Громцева, П.И. Пидкасистый, Б.Ф. Райский, Г.Н. Сериков, Г.И. Щукина, и др.).
В настоящее время в современной педагогической литературе нет единого толкования категории «самообразование». Разные исследователи по-своему трактуют самообразование, выделяя ту или иную его грань.
Е.А. Щуклина трактует самообразование как вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовольствия и наслаждения.
Достаточно четко
Один из разработчиков этой проблемы Г.С. Закиров трактует самообразование как самостоятельный направленный поиск в целях удовлетворения повышенного устойчивого интереса к познанию в определенной области человеческой деятельности.
И.О. Ганченко полагает, что самообразованием человек может заниматься не из-за собственного желания что-то знать, а под давлением внешних причин: требования повышения квалификации, стремления подняться по служебной лестнице, повышения заработка.
Самообразовательная деятельность в этом случае может быть не менее интенсивна и напряжена, чем в случаях удовлетворения познавательной потребности.
Анализ проведенной литературы
по проблеме самообразования показал,
что в педагогической литературе
нет единого толкования понятия
«самообразование». Вышеперечисленные
определения практически
Принимая во внимание все разнообразие определений самообразования, можно выделить некоторые его существенные характеристики: самостоятельность, познавательная потребность и интерес, организованность и целенаправленность, систематичность и самоконтроль, связь с непрерывным образованием, профессиональные и общекультурные запросы, внутренние мотивы. Рассмотрев и сравнив трактовки самообразования различных педагогов-ученых, мы определили, что «самообразование» – это специально организованная, самостоятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей, удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации; строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.
Проделанный нами анализ генезиса сущности понятий самообразования в истории развития отечественной и зарубежной педагогики позволяет констатировать, что на протяжении всей истории развития педагогической мысли вопросам самообразования уделялось пристальное внимание, доказывающие, что самообразование – одна из педагогических проблем, которая сохраняет свою актуальность вне зависимости от конкретно-исторических условий и изучается исследователями почти полтора столетия.
Литература
1. Шок будущего: пер. с англ. / Э. Тоффлер. – М.: ACT, 2002. – 557 с.
2. Schlechty Ph.C. Schools for the XXI century. Leadership Imperatives for Educational Reform. – San Francisco, 1990.
3. Гурина И.А. Самообразование в русской дидактике второй половины XIX – начала XX в. // Педагогическое
образование и наука. – 2007. – № 5. – С.72-76.
4. Рубакин Н.А. Практика самообразования. – М., 1914. – 263 с.
5. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения – М., 1982. – 703 с.
6. Hayes C. Beyond the American Dream. Lifelong learning and the search for meaning in a postmodern world. –
Wasilla: Autodidactic Press, 1998. - 365 р.
7. Merriam S.B. & Caffarella R.S. Learning in Adulthood. A comprehensive guide. San Francisco: Jossey-Bass, 1991.
8. Knowles M. Self-Directed Learning. A guide for learners and teachers. – Englewood Cliffs: Prentice Hall; Cambridge,
1975. – 135 p.
9. Олейникова О.Н. Основные тенденции и современное состояние профессионального образования в странах
Европейского Союза. – Казань: Ин-т сред. проф. образования РАО, 2003. – 252 с.
10.Осадчук О.Л. Дидактическая модель саморегулируемого обучения // Образование и наука. – 2008. – № 8 (56)
– С. 3-10.
11.Щуклина, Е.А.
1995. – 163 с.
12. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990. – 381 с.
13. Закиров Г.С. Самообразование учащихся. – Казань, 1967. – 88 с.
14. Ганченко И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального самообразования: ав-
тореф. дис. … д-ра пед. наук. – Ставрополь, 2005. – 42 с.