Генезис сущности понятия самообразования в истории развития отечественной и зарубежной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:00, доклад

Краткое описание

В качестве одной из целей системы образования провозглашается разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализация личности. Как показывает анализ литературы и результаты исследования проблемы, значительная часть студентов высших учебных заведений испытывает затруднения в организации и реализации самообразовательной деятельности, что в значительной мере определяется отсутствием системного, научно-теоретического обоснования как самого феномена самообразовательной деятельности, так и особенностей процесса его формирования.

Файлы: 1 файл

ГЕНЕЗИС СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ.docx

— 31.77 Кб (Скачать)

ГЕНЕЗИС СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ

В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

«…наши предшественники  могли довольствоваться тем уровнем  образования, который они получали в своей молодости, но, что касается нас, то мы должны снова приступать к учебе каждые пять лет, если не хотим отстать от жизни».

И.В. Гете

Ключевые слова: генезис, образование, самообразование, самообразовательная деятельность, самоуправляемое обучение, саморегулируемое обучение, познание.

 В качестве одной из целей системы образования провозглашается разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализация личности. Как показывает анализ литературы и результаты исследования проблемы, значительная часть студентов высших учебных заведений испытывает затруднения в организации и реализации самообразовательной деятельности, что в значительной мере определяется отсутствием системного, научно-теоретического обоснования как самого феномена самообразовательной деятельности, так и особенностей процесса его формирования.

Необходимость в самообразовании  вызвана прежде всего потребностями самого человека.

Ведь в современных  условиях, как отмечает известный  ученый Э. Тоффлер, понадобятся новые умения и навыки в трех ключевых сферах: умении учиться, умении общаться и умении выбирать. А потому в школах будущего должна преподаваться не только сумма знаний, но и умение ею оперировать. По убеждению американского ученого Ф.С. Шлехти, те молодые люди, которые успешно освоят базовый курс образовательной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации, получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, не смогут рассчитывать на успешное функционирование в постиндустриальном обществе XXI века. Достижение этой цели, на наш взгляд, возможно за счет самообразования.

Проблемы самообразования  личности и организации ее самообразовательной деятельности имеют глубокие исторические корни.

Анализ психолого-педагогической литературы по истории самообразования (А.Я. Айзенберг, В.П. Беспалько, А.К. Громцева, Г.С Закиров, П.Ф. Каптерев Б.Ф. Райский, Г.Н. Сериков и др.), диссертационных исследований, посвященных проблемам теории и практики самообразования (И.Н. Калошина, В.А. Корвяков, И.А. Луконина, Л.В. Теплых, Е.А. Шуклина и др.) позволил выделить два этапа в исследовании данной проблемы: исследование проблемы самообразования в контексте общих проблем обучения и воспитания (до XIX в.); выделение самообразовательной деятельности в самостоятельный вид человеческой деятельности и специальный объект исследования (с XIX в.).

Изучение и анализ философской  и историко-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что одно из первых толкований понятий «самообразование» и «самообразовательная деятельность» было предложено Сократом (469-399 гг. до н.э.). Сократ связывал понятие самообразование личности с процессом познания самого себя, самопостроением своего нравственного облика. Именно в этом он видел источник человеческого счастья и основу процесса совершенствования личности. Метод «эвристической беседы», активно применяемый Сократом, являлся средством, способствующим познанию самого себя, средством развития критического мышления и познавательной активности личности, что особенно актуально в контексте самообразовательной деятельности.

Исследователи средневековья  рассматривали развитие мышления как  основного средства познания. В этот период появились книжные источники, что способствовало зарождению самообучающей деятельности. Ярким представителем средневековья был французский богослов

и педагог Пьер Абеляр (1079-1142), преподающий в Парижской кафедральной школе. Его красноречие привлекало сотни слушателей, у него учились  логике мышления, искусству спора. Обладатель живого ума, П. Абеляр пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, утверждая, что знание – прежде всего результат самостоятельной работы, подвигал учеников на творчество.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) стала началом реализации идеи всеобщего  обучения, в обществе формировался высокий статус образованности, что не могло не повлиять на развитие самообразовательной деятельности. Идеи гуманизма и творческой самостоятельности человека

были приоритетными в  эпоху Возрождения. Самообразование  становится все более неоднородным и дифференцированным в зависимости  от статусных характеристик субъекта, характера труда и вида экономической деятельности. Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения утверждали право человека на создание себя самого, стимулировали живой интерес обучающихся к знаниям, сознательному их усвоению, совершенствование творческой активности, самодеятельности, самообразования. Такое бурное развитие теоретического знания способствовало повышению статуса самообразования.

Анализ историко-педагогической литературы показал, что период XVI-XVIII вв. отличается интенсивным развитием гносеологии, что стало основой для дальнейшего распространения самообразовательной деятельности. Серьезные исследования деятельности человека в целом и познавательной деятельности, в частности, осуществлены в немецкой классической философии. Первую целостную педагогическую концепцию создает великий чешский мыслитель и педагог Я.А. Коменский, в которой сформулированные им принципы сознательности и активности рассматриваются как универсальные. В своих трудах он акцентирует внимание на само-

образовании и самообразовательной деятельности человека, подчеркивая, что нужно, чтобы каждый ученик всё изучал сам, собственными чувствами, обдумывая самостоятельно, и применял знания на практике. Кроме того, в педагогическом наследии Я.А. Коменского содержится ядро мысли, которая воплощена в наши дни в концепции непрерывного образования: «… вос-

питание и образование  человека не заканчивается после  выхода из школы.  Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию». На необходимость активизации учебной деятельности обучающихся, усиления их самостоятельной работы указывали И.Ф. Гербард, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, А. Дистерверг, Дж. Дьюи и др.

Теоретические труды в  области самообразования, появившиеся  на рубеже 80-90-х гг. ХIХ в., были далеко не однородны и отражали идеологию определенных кругов интеллигенции, которая просветительную деятельность в области самообразования развивала в двух направлениях: создание руководств, пособий и научно-популярной литературы для народа, т.е. беднейших слоев общества, получивших лишь зачатки образования в учебных заведениях низшего типа; помощь в самостоятельном овладении знаниями образованным людям, окончившим среднюю или высшую школу.  В 90-е гг. ХIХ вв. в России издаются специальные работы, где авторы раскрывают теоретические основы самообразования. Труды профессора Петербургского университета Н.И. Кареева (1850-1931) по вопросам самообразования получили широкое распространение в среде интеллигентного читателя. Понимая под самообразованием лишь один определенный его вид – чтение серьезных книг и статей, Н.И. Кареев отмечал, что умственные запросы, удовлетворяемые таким путем, более или менее свойственны всем возрастам человеческой жизни, и потому расширением и углублением своего образования можно заниматься, раз чувствуешь в этом потребность, до глубокой старости. Передовая интеллигенция того времени стремилась оказать помощь занимающимся самообразованием созданием рекомендательных указателей. Так, в 1892 г. появившийся библиографический указатель «Книга о книгах» под редакцией И.И. Янжула стал своего рода результатом внимания к вопросам самообразования в России. Это был первый в России указатель, содержавший большое количество квалифицированных аннотаций как русских, так и иностранных книг.

Среди народных просветителей  видное место занимал Н.А. Рубакин (1862-1942) – русский писатель, ученый-библиограф, популяризатор научных знаний, методист по самообразованию.

В работах «Письма к  читателям о самообразовании» (1913), «Практика самообразования» (1914) и др. получили развитие все основные положения теории самообразования. На уровне развития современных ему научных представлений о самообразовании он определил сущность, цели и задачи, дал ценные методические советы как выбирать и читать книги, систематизировать прочитанное. В его работах прослеживается идея непрерывного образования, к которому Н.А. Рубакин призывал читателей на страницах своих книг: «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов». Реализация идеи развития и саморазвития личности посредством самообразования рассмат-

ривалась известным русским ученым П.Ф. Каптеревым. Согласно его представлениям, главным является самообразование, а вспомогательным –образование. Он считал, что самообразование и саморазвитие – это основа школы. Школа своим учением окажет глубокое влияние на учеников лишь в том случае, «когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития».

Наиболее прогрессивные  педагоги прошлого века неоднократно отмечали, что, несмотря на огромную роль преподавателя, основные цели образования достигаются прежде всего как результат собственных усилий обучающихся. Так, Я.А. Коменский в книге «Великая дидактика» призывал педагогов к изысканию и открытию такого способа, при котором учащие (педагоги) меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились.

Самообразование является предметом  изучения многих зарубежных педагогов-ученых XX вв. (R.G. Brockett, S. Brookfield, P.C. Candy, M. Knowles, N. Sargant, A.M. Tough и др.). Анализ литературы показал, что термин «самообразование» в переводе на английский язык имеет не-

сколько определений:

· self-directed learning – самоуправляемое обучение, предусматривает личную ответственность за планирование, реализацию и оценку собственного обучения;

· self-education – самообучение, самоуправляемое, личностно-ориентированное обучение,

предполагающее внутренние ментальные изменения личности, высокую степень ответственности за планы, цели и результаты обучения;

· autonomous learner – самоуправляемое образование, автономные образовательные усилия, основанные на самоконтроле, личной ответственности за выбор предметов и средств учения;

· highly intentional learning – «нацеленное» обучение. Интенция (план, цель) является характерной чертой субъектной активности, самообразовательной деятельности индивидуума;

· self-adjustable training – учение, осуществляемое обучающимися без педагогического руководства, процесс при помощи которого обучающиеся активизируют и поддерживают познавательное поведение, ориентированное на достижение определенных целей.

Известный американский ученый Чарльз Хей трактует процесс самообразования как источник жизненной силы и придерживается идеи, что следует контролировать свое самообучение и принимать самообразование как жизненный приоритет. Процесс самообразования ученый

трактует как источник жизненной силы.

В других работах американских ученых это понятие трактуется как  форма обучения, в которой обучающиеся  несут основную ответственность  за планирование, выполнение и оценивание своего опыта обучения.

Американский ученый-педагог  Малком Ноулз описывает самообразование как процесс «…в котором индивиды, с помощью или без помощи других, берут на себя инициативу выявления своих образовательных потребностей, определения образовательных целей, обеспечения человеческими и материальными ресурсами, источниками для обучения, выбора и внедрения соответствующих образовательных стратегий и оценивания результатов. Ученый определил три основные причины, по которым индивиды занимаются самообразованием:

· Во-первых, студенты, берущие  на себя инициативу в обучении (proactive learners), получают больше знаний и учатся лучше, чем те, кто сидит у ног учителей и ждет пока их научат

(reactive learners). Активные студенты учатся более целенаправленно и с большей мотивацией. Они также имеют специфику сохранять и применять то, что они изучали лучше и дольше, чем те, кого мы называем пассивными учащимися.

· Во-вторых, самообразование  больше гармонирует с естественными  процессами психологического развития человека. Неотъемлемая сторона созревания человека – это развитие способности  нести ответственность за свою жизнь, стать более самостоятельным, самообразованным.

· В-третьих, многие современные  образовательные программы возлагают  серьезную ответственность на самих  обучающихся в принятии ими активной позиции в обучении. Студенты, начинающие обучаться по данным программам без навыков самообразования, обречены на гнев, раздражение и, как часто это бывает, на провал так же, как и их учителя.

В новых условиях организации  труда и перехода к обществу, основанному  на знаниях, особое внимание в США  уделяется так называемому «самоуправляемому» обучению. Концепция самоуправляемого обучения изначально предполагала ответственность обучающегося за выбор способов обучения и создание необходимых условий для доступа к ресурсам.  Принятие концепции обучения в течение всей жизни привело к росту участия граждан в организации собственного обучения, которое является условием «выживания» в обществе, основанном на знаниях, и предполагает наличие желания учиться, а также проективного отношения к совершенствованию знаний, умений и компетенций.

Следует отметить, что самоуправляемое  обучение предусматривает личную ответственность за планирование, реализацию и оценку собственного обучения, т.е. такие виды деятельности, которые по своей сути являются неформальными (чтение, консультации со специалистом, об-

мен мнениями с коллегами  и т.д.). При всем разнообразии подходов к самоуправляемому обучению можно  выделить некоторые базовые характеристики:

1. Переход части ответственности  за собственное обучение к  субъекту обучения выполняет

не менее важную функцию, чем само содержание обучения.  Самоуправляемое обучение включает в себя либо самостоятельное освоение материала, либо его освоение в малых группах.

Преподаватель при этом выполняет  роль наставника, а не специалиста  в какой-либо конкрет-

ной предметной области.

2. Самоуправляемому обучению  нельзя научить в традиционном  понимании, ему можно

только обучиться в  процессе самого обучения, организованного  в данной парадигме.

3. Самоуправляемое обучение  предполагает само-менеджмент, само-мониторинг  и мотивацию.

Информация о работе Генезис сущности понятия самообразования в истории развития отечественной и зарубежной педагогики