Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:38, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть механизм реализации прав и свобод человека и гражданина в РФ. Соответственно задачами работы будут: выявление сущности понятий конституционных гарантий прав и свобод, пределы их осуществления, а также характеристика институтов, на которые возложена ответственность за их обеспечение и защиту.
Введение
Гарантии прав человека и гражданина
Пути реализации прав человека и гражданина
2.1 Понятие и условия реализации основных прав и свобод
2.2 Субъекты реализации основных прав и свобод
2.3 Гарантии реализации основных прав и свобод
2.4 Причины нарушения реализации прав и свобод
Заключение
Список источников и литературы
3) Право на участие в управлении
делами государства как
Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы.
1) Право на предпринимательскую
и иную, не запрещенную законом
деятельность (ст. 34) – право предпринимательской
деятельности с использованием
своих способностей и
2) Право частной собственности,
право иметь имущество в
3) Право граждан и их
4) Право на свободный труд, выбор
деятельности, право на условия
труда, соответствующие
Права в сфере экономики неотделимы от прав и свобод социальных:
1) права на охрану материнства
и детства (ст.38) - социальное здоровье
общества определяется по
2) Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на бесплатное получение мед. помощи в государственных и муниципальных учреждениях за счет страховых взносов, бюджета, осуществление и финансирование федеральных программ по охране здоровья, развитию системы здравоохранения (ст.41),
3) Право каждого на
4) Право на образование (ст. 43), - Основные положения этих прав базируются на ст. 26 Всеобщей декларации прав человека.
Гарантии культурных прав: свобода творчества, право на защиту интеллектуальной собственности, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 44).
2.1 Понятие и условия реализации основных прав и свобод
Реализация основных прав,
свобод и обязанностей - это практическое
осуществление гражданами и другими
участниками общественной жизни
предусмотренных
Правовая природа механизма
реализации основных прав и свобод
в значительной мере определяется характером
самого процесса реализации этих прав
и свобод. Известно, что любой
участник правоотношения как носитель
субъективного права
Фактическое осуществление основных прав и свобод человека и гражданина предполагает наличие целого ряда условий, способствующих их успешной реализации.
Во-первых, необходимо, чтобы
признаваемые за личностью права
и свободы были формально закреплены
в нормативно-правовом акте. Поэтому
в настоящее время все они,
в том числе и естественные
права человека, закрепляются в международно-правовых
актах, в конституциях суверенных государств
и во внутригосударственном
Во-вторых, предпосылкой реализации
основных прав и обязанностей является
правоспособность и дееспособность.
В соответствии со ст. 60 Конституции
РФ конституционная право-
В-третьих, важнейшим условием эффективной реализации конституционных прав и свобод является соблюдение закрепленного в ст. 2 и в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ основополагающего принципа теории прав человека, согласно которому: «Личность свободна, но свобода одного лица не должна нарушать свободу других».
В-четвертых, обязательным элементом
рациональной системы надлежащей реализации
основных прав и свобод является обязанность
государства гарантировать
2.2 Субъекты реализации основных прав и свобод
Под субъектом реализации в данном случае понимается любой участник правоотношения, которое возникает на основе правовой нормы, закрепляющей конституционные права, свободы, обязанности и гарантии их осуществления.4
Естественно, что в первую
очередь субъектами реализации основных
прав, свобод и обязанностей являются
их носители в личном качестве, то есть
каждый человек и гражданин, который
обладает этими правами и обязанностями.
В конкретном правоотношении они
могут иметь следующие
Первый правовой модус - "человек". Человек как правовое понятие используется в Конституции РФ для обозначения такого юридического статуса физического лица, каким должен обладать любой член человеческого общества. Перечень естественных прав человека, образующих правовой статус человека, содержится как в международно-правовых документах, так и закрепляется в действующей российской Конституции.
Второй правовой модус - "гражданин Российской Федерации". Этот правовой статус лица включает в себя 3 элемента:
1. правовой статус человека;
2. правовой статус, установленный для данного лица российским государством в силу того, что этот человек обладает российским гражданством;
3. конвенциальные права, то есть права, вытекающие для этого лица из международных договоров Российской Федерации.
Третий правовой модус - "иностранный гражданин". Он указывает на такое правовое положение лица, которое состоит из 4 элементов:
1. правовой статус человека;
2. правовой статус российских граждан, за исключением прав и свобод, в которых иностранцы ограничены по закону;
3. правовой статус данного лица, которым он обладает в государстве происхождения, то есть в материнском государстве;
4. права, вытекающие из договоров РФ с государством, гражданином которого является данное лицо.
Четвертый правовой модус - "лицо без гражданства". Это такое правовое состояние, которое включает 3 элемента:
1. правовой статус человека;
2. правовой статус гражданина РФ, за исключением прав, в которых по закону ограничены лица без гражданства;
3. права и обязанности, установленные международной Конвенцией 1954 г. о статусе апатридов, то есть лиц без гражданства.
Пятый правовой модус - "лицо с двойным гражданством". Правовое положение этих лиц определяется в таких правовых актах, как ч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ, абзац третий ст. 3 и ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" и международные договоры Российской Федерации. Эти лица обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством обоих государств, гражданами которых они являются.
Шестой правовой модус - "лицо
с правовым статусом "гражданин
двух государств". Эти лица, имея
документальное подтверждение наличия
гражданства двух государств, в ситуации,
когда между этими
Самостоятельную группу субъектов-участников реализации конституционных прав и свобод составляют органы государства, которые в силу своего социального назначения призваны создавать условия для надлежащей реализации Конституции РФ, принимать меры для удовлетворения потребностей населения. Эти их обязанности прямо закрепляются в действующем законодательстве. Например, Правительство Российской Федерации в соответствии с пунктом "е" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ "осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью". Ведущее положение в этой группе органов государства занимают такие органы государственной власти, как Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Конституционный Суд РФ, другие федеральные и региональные органы государственной власти.
Прямое действие конституционных норм относительно прав и свобод человека и гражданина защищают Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. В Постановлении от 16 июня 1998 г. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что требование о непосредственном применении Конституции РФ обращено ко всем судам, которые независимо осуществляют судебную власть в пределах своей компетенции и в установленных формах судопроизводства. На данную обязанность судов общей юрисдикции ориентирует и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, связанных с обжалованием решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающих на права и свободы человека и гражданина. Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов – судов 1.
В науке судебную защиту рассматривают как институт конституционного права, как общественное отношение и государственную функцию. Иногда судебная защита отождествляется с правосудием или рассматривается как гарантия доступа к нему. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов».6
Значительный объем работы по юридической защите конституционных прав и свобод выполняют общественные объединения, такие, как профессиональные союзы, политические партии, адвокатские образования и другие институты гражданского общества. В их уставах и положениях содержатся четкие указания на необходимость выполнения этой обязанности.7
2.3 Гарантии реализации основных прав и свобод
Гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 80 Основного Закона, является Президент России. Как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина он вправе отменить противоречащие федеральному законодательству постановления Правительства Российской Федерации, а также приостановить действие незаконных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации впредь до решения вопроса соответствующим судом (ст. 85 и 115 Конституции России).
Гарантии реализации основных прав, свобод и обязанностей исследованы в научной литературе наиболее полно. Обычно в числе таких гарантий выделяют социально-экономические, политические, духовно-психологические (нравственные) и организационно-технические. При этом, как правило, под гарантиями понимаются "материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств".8
Однако в последнее
время в понимании правовой природы
гарантии обозначился новый подход,
который был воспринят в