Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 23:16, отчет по практике
Целью практикума является рассмотрение договора социального найма жилого помещения и анализ судебной практики.
Указанная цель может быть достигнута посредством реализации следующих задач:
1) проследить порядок заключения договора социального найма жилого помещения ;
2) проанализировать практику исполнения обязательства, возникшего из договора социального найма жилого помещения ;
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Общая характеристика договора социального найма жилого помещения…………………………………………………………………………4
1.1 Понятие, признаки и элементы договора социального найма жилого помещения…………………………………………………………………………4
1.2 Порядок заключения договора социального найма жилого помещения………………………………………………………………………....9
Глава 2. Практика исполнения обязательства, возникшего из договора социального найма жилого помещения………………………………………..19
2.1 Реализация прав и обязанностей сторон договора социального найма: анализ материалов судебной практики………………………………………...19
2.2 Расторжение договора социального найма жилого помещения………….28
Заключение…………………………………………………………………...…..38
Список использованных источников и литературы………………………………….........................................................41
Глава 7 третьего раздела ЖК РФ3 устанавливает «Основание и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма». Основные новеллы главы:
– исключено первоочередное предоставление жилых помещений;
– все жилые помещения будут предоставляться в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет, за исключением некоторых категорий очередников;
– упразднены ордера на занятие жилья, предоставляемого по договору социального найма, как основания для вселения в жилое помещение;
– отказ от установления единой федеральной учетной нормы и нормы предоставления жилья по договору социального найма;
– определение последствий намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий;
– право на дополнительную площадь утрачено отдельными категориями граждан, имевших такое право до принятия ЖК РФ;
– иное, по сравнению с прежним жилищным законодательством, определение учета законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма;
– установление нового порядка предоставления освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире;
– установление в качестве основания для выселения с предоставлением другого жилого помещения (неблагоустроенного, по нормам общежития) в случае невнесения в течение более шести месяцев без уважительных причин платы за жилое помещения и коммунальные услуги.
Одним из условий осуществления гражданами права на жилище является, в соответствии с п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ4, предоставление гражданам жилых помещений в государственном или муниципальном жилищных фондах.
Анализ норм ЖК РФ показывает, что среди оснований возникновения жилищных прав особо выделено одно из них – договор. Такое внимание к нему обусловлено особой ролью договора в возникновении жилищных прав и их регулировании. Кроме известных договоров социального и коммерческого найма, жилищные отношения порождают и регулируют договоры безвозмездного пользования, поднайма, найма специализированных жилых помещений, обмена жилыми помещениями.
Жилищный кодекс РФ предусматривает следующие категории нуждающихся лиц, которым предоставляется жилое помещение по договорам социального найма:
1)малоимущие;
2)иные категории граждан, указанные в законе субъекта Российской Федерации;
3)иностранные граждане, лица без
гражданства в силу прямого
указания международного
Таким образом, для заключения договора социального найма, в отличие от договора коммерческого найма, необходимо наличие обязательных предпосылок, предусмотренных законодательством (например, принадлежность к категории малоимущих, нуждаемость и т.д.), при отсутствии которых договор социального найма не заключается, а заключенный договор может быть признан недействительным.5
Согласно Федерального закона от 29.12.2004 г. №189 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»6 малоимущими считаются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, подлежащего налогообложению в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Другим основанием для получения жилья по договору социального найма является признание гражданина нуждающимся в жилом помещении.
В ст. 51 ЖК РФ подробно указаны основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. Это:
– не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма и не имеющие собственного жилья;
– обеспеченные жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
– проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
– являющиеся нанимателями или членами семьи нанимателя, собственниками или членами семьи собственника, если они проживают в коммунальной квартире, где имеется больной, с которым совместное проживание в квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения (ч. 4 ст. 51 ЖК РФ). Невозможность совместного проживания с таким больным в одной квартире должна подтверждаться заключением органов здравоохранения.
Предоставление жилых помещений лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, осуществляется вне очереди (ч. 3 ст. 37 ЖК РФ).
Внеочередное предоставление жилых помещений предусмотрено инвалидам согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»7. Правительство Российской Федерации 21.12.2004 г. своим Постановлением №817 утвердило перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную площадь.
Порядок постановки на учет и предоставление жилых помещений по договору социального найма в ЖК РФ предусмотрен только в отношении граждан, признанных малоимущими, и при получении жилья будет проверяться имущественное положение семьи. Кодекс не определяет норму площади жилого помещения на одного человека.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляет орган местного самоуправления. В ЖК РФ не предусмотрена постановка на учет граждан в качестве нуждающихся по месту работы. Однако есть оговорка, согласно которой законодательством может быть установлен иной порядок подачи заявления о принятии на учет.
Как правило, заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий подается по месту жительства гражданина.
Сам по себе факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на законном основании и в определенном месте еще не дает основания к определению его места жительства. Необходима регистрация гражданина по месту жительства. В ч. 3 ст. 52 ЖК РФ отмечается, что граждане могут подать заявление о принятии их на учет и не по месту жительства, т.е. когда их трудовая деятельность связана с постоянным передвижением или в других предусмотренных законом случаях. Это касается работников Крайнего Севера, имеющих стаж подземной работы 10 лет и достигших пенсионного возраста, военных, сотрудников уголовно-исполнительной системы и т.д.
Возможен и отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В ст. 54 ЖК РФ указываются следующие основания на то:
– не были представлены документы, которые подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
– совершили действия, в результате которых могли быть признаны нуждающимися. В таком случае граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий.
Указанные действия обладают следующими признаками:
1)они совершаются тем
2)этот гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
3)гражданин, совершивший такие
действия, является малоимущим; эти
действия совершаются им
4)действия совершены в
Иные основания отказа в принятии на учет граждан, кроме предусмотренных в ст. 54 ЖК РФ, недопустимы.
Как уже отмечалось ранее, обязательным условием получения жилого помещения по договору социального найма является прием на учет нуждающихся в жилом помещении. Из этого правила есть исключения.
К лицам, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма независимо от принятия на учет в качестве нуждающихся, в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, относятся:
1) Граждане, жилые помещения которых
признаны в установленном
2)Дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей, лица
из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ8 другие категории граждан, которые не предусмотрены Жилищным кодексом, не могут получить жилое помещение по договору социального найма иначе как при условии принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Представление жилых помещений вне очереди не предполагает включения граждан в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилья вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не установлен, суд такой срок не должен определять.
Основанием для заключения договора социального найма с лицом, состоящим на учете, является административный акт – решение о предоставлении жилого помещения, принятое органом местного самоуправления.
Условия предоставления жилого помещения по месту жительства гражданина включают в себя:
1)предоставление жилого
2)общая площадь помещения на
одного человека должна
3)при определении площади
4)допускается заселение одной комнаты лицами разного пола только с их согласия, за исключением супругов, согласия которых не требуется.
5)допускается предоставление
Жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма представляется заявителю и членам его семьи только после предоставления уполномоченному органу обязательства, подписанного заявителем и всеми совершеннолетними членами его семьи, о передаче занимаемого ими жилого помещения, предоставленного по договору социального найма или договору в специализированном жилищном фонде.
С момента принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении у гражданина возникает право состоять на учете. При этом возникает административное правоотношение между гражданином и органом, принявшим его на учет. Снятие с учета допускается только в случаях, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ. Это может происходить по желанию самого гражданина, стоящего на учете, путем подачи заявления.
Утрата гражданином, стоящим на учете в качестве нуждающегося, оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, влечет снятие его с учета. К таким основаниям относится, например, увеличение дохода гражданина, который не позволяет считать его малоимущим (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета при выезде на другое постоянное место жительства в другое муниципальное образование.
Новым основанием снятия с учета, ранее не предусмотренным ЖК РСФСР, является получение в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Предоставление в установленном порядке от указанных выше органов земельного участка для строительства жилого дома также является основанием для снятия гражданина с учета в качестве нуждающегося.
Традиционным основанием, предусмотренным и ранее действовавшим жилищным законодательством, служит выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Очередности предоставления освободившихся комнат в коммунальной квартире посвящена ст. 59 ЖК РФ9.
Предоставление освободившегося помещения (одной или нескольких комнат) осуществляется в следующей очередности:
Информация о работе Договор социального найма жилого помещения