Договор розничной купли продажи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:28, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи:
•рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
•проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
•исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты.

Оглавление

Введение 2
Понятие и особенности договора 4
розничной купли-продажи 4
Разновидности договора розничной купли продажи 10
Права и обязанности продавца по договору 11
Права и обязанности покупателя по договору 15
Ответственность продавца и исполнение обязательства 16
Заключение 19
Список используемой литературы: 20

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.91 Кб (Скачать)

Отдельные авторы вообще не классифицируют данный договор, выделяя  лишь «договора розничной купли-продажи с отдельными нетипичными условиями». Логична была бы классификация розничной купли-продажи по следующим специфическим характеристикам договора:

    • место исполнения договора;
    • способ вручения товара;
    • время передачи товара;
    • срок оплаты товара;
    • обязанность доставки товара.

Соответственно, по месту исполнения договора можно было бы выделить продажу товара на дому у покупателя и продажу на торговой площади продавца;

по времени передачи товара: продажу по предварительным заказам и продажу с немедленной передачей товара;

по способу вручения товара: продажу через автоматы, продажу с обслуживанием покупателя работниками продавца;

по сроку оплаты товара: договор с предварительной оплатой, с немедленной оплатой и с оплатой в кредит (в том числе в рассрочку);

по обязанности доставки товара: продажу с обязательством доставить товар покупателю и без такового.

 

Права и обязанности  продавца по договору

Анализ легального определения  договора розничной купли-продажи  позволяет сделать вывод об основной обязанности продавца – передать покупателю товар.

Итак, товар должен быть передан:

    • в определенном месте (ст.499 ГК РФ).
    • вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару, (ст.456 ГК).
    • в определенном количестве, (ст.465 ГК).
    • в соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен,
    • установленного качества, (ст.469 ГК РФ, ст.4 Закона “О защите прав потребителей).
    • свободным от прав третьих лиц, (ст.460 ГК РФ).
    • в таре и упаковке, (ст.481 ГК).

Продавец обязан довести  до покупателя необходимую и достоверную  информацию. Такой комплекс информации должен в себя включать:

1) информация об изготовителе (исполнителе);

2) информация о товарах.

Первый информационный блок «информация об исполнителе» в соответствии со ст.9 Закона «О защите прав потребителей»  должен включать: фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Кроме того, продавец индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной  регистрации и наименовании зарегистрировавшего  его органа. Данная информация должна быть размещена на вывеске.

    • Второй информационный блок – предоставление покупателю необходимой и достоверной «информации о товаре» предлагаемом к продаже (п.1 ст.495 ГК РФ). Это общее положение конкретизируется в ст.10 Закона «О защите прав потребителей». Применительно к розничной купли-продажи она в обязательном порядке должна содержать:
    • обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары.
    • сведения об основных потребительских свойствах товаров.
    • цену и условия приобретения товаров;
    • гарантийный срок, если он установлен;
    • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
    • срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с Законом.
    • место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
    • информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров соответствующим государственным стандартам;
    • информацию о правилах продажи товаров.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или  в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена  информация об этом.

Практика показывает, что  рассматривая требования потребителя  о возмещении убытков, причиненных  ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суд должен исходить из предположения  об отсутствии у потребителя специальных  познаний о его свойствах и  характеристиках, имея в виду, что  в силу Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора.

Выделим еще одну обязанность  продавца. Закон "О защите прав потребителей" устанавливает обязанность продавца и организации, выполняющей функции  продавца, своими силами и за свой счет осуществлять доставку крупногабаритных товаров, а также товаров весом  более 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврата их потребителю (п.6 ст.18 Закона "О защите прав потребителей").

Наряду с комплексом обязанностей продавец наделен правами. Продавец вправе:

Установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем, или, если гарантийный срок изготовителем  не установлен (ст.5 Закона «О защите прав потребителей»).

Отказаться от исполнения договора в случае:

    • неявки покупателя (или не совершение им иных необходимых действий) для принятия товара в определенный договором срок (ст.496 ГК РФ).
    • неоплаты покупателем товара в установленный договором срок, когда договором розничной купли-продажи предусмотрена предварительная оплата товара (ст.500 ГК РФ).
    • отказа покупателя, в нарушение договора купли-продажи, принять и оплатить товар (ст.486 ГК РФ).
    • неосуществления покупателем в установленный договором срок очередного платежа за проданный в рассрочку и переданный ему товар, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.489 ГК РФ).

Отказаться полностью  или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи о качестве, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара комплектным, о затаривании и (или) об упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара, впрочем, если докажет, что невыполнение покупателем обязанности известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи в установленный (разумный) срок повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора (ст.483 ГК).

Потребовать от покупателя принять  товар или отказаться от исполнения договора в случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи  не принимает товар или отказывается его принять (ст.484 ГК).

Потребовать оплаты товара и, возможно, уплаты процентов в соответствии со статьей 395 ГК, если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар (ст.486 ГК).

Потребовать оплаты переданного  товара или возврата неоплаченного  товаров, в случае, когда покупатель, получивший товар (по договору купли-продажи  предусматривающий оплату товара через  определенное время после его  передачи, т.е. продажу товара в кредит), не исполняет обязанность по его  оплате в установленный договором  купли-продажи срок (ст. 488 ГК).

 

Права и обязанности  покупателя по договору

Две основных обязанности покупателя – оплата и принятие товара.

При этом обязанность  оплатить товар имеет значение только для тех договоров розничной  купли-продажи, в которых момент заключения и исполнения не совпадают (договор с условием предварительной  оплаты; договор продажи в рассрочку  или кредит), т.к., как мы уже отмечали, договор розничной купли-продажи  считается заключенным с момента  оплаты.

Законодатель (п.1ст.484 ГК РФ) дает покупателю право  не принимать переданный ему товар, если продавцом существенно нарушены требования к его качеству, а также  в других случаях, когда он имеет  право отказаться от исполнения договора. Такое право покупателя закреплено п.1 ст.460; ст.464; п.1 ст.466; пп.1, 2 ст.468; п.2 ст.4 Покупатель обязан принять товар, переданный ему в срок, установленный договором, а если он договором не предусмотрен, - в срок, определяемый в соответствии со ст.314 ГК РФ. От товара, который передан  досрочно, покупатель вправе отказаться в случаях, предусмотренных ст.315, 457 ГК РФ.75; п.2 ст.480; ст.495: п.3 ст.497; пп.1 и 3 ст.503.

Права покупателя во всем корреспондируют обязанностям продавца. Так, если продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную  информацию о товаре, то для покупателя право на информацию является частью субъективного статуса. Если продавец обязан надлежаще упаковать товар, то покупатель вправе это требовать  и т.д.

Права покупателя определяются и в ряде нормативно-правовых актов. В соответствии с письмом  Роскомторга от 17.03.94 г. N 1-314/32-9 "О  Примерных правилах работы предприятия  розничной торговли и Основных требованиях  к работе мелкорозничной торговой сети" покупатель имеет право: на помощь в  выборе товара, проверять цену товара (по сопроводительным документам).

В ст. 503 ГК РФ закреплены права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего  качества. Закон гласит, покупатель, которому продан товар ненадлежащего  качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара. 

Ответственность продавца и исполнение обязательства

Ст.505 ГК РФ закрепляет – «в случае неисполнения продавцом обязательства  по договору розничной купли-продажи  возмещение убытков и уплата неустойки  не освобождают продавца от исполнения обязательства в натуре». Это  правило гражданского кодекса находит  продолжение в ряде статей Закона «О защите прав потребителей», в частности  в ст.23.

Итак, во-первых, законодательство предусматривает ответственность  продавца за неисполнение обязательства  по договору купли-продажи.

Это правило устанавливает  исключение из нормы п.2 ст.396 ГК РФ, об освобождении должника от исполнения обязательства в натуре. Если законом  или договором установлена неустойка  за неисполнение или ненадлежащее исполнение продавцом своих обязательств, уплата этой неустойки, а также возмещение убытков не освобождают его от исполнения обязательства в натуре. Так, уплата продавцом предусмотренной ст.23 «Закона о защите прав потребителей» неустойки в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки выполнения требований покупателя о замене недоброкачественного товара, устранении его недостатков, соразмерном уменьшении цены, возмещении расходов на устранение недостатков, возврате уплаченной за товар цены не освобождает его от обязанности заменить товар, устранить недостатки и т.д. Во-вторых, Законом «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя (ст.23).

На практике, в связи  с применением этого вида ответственности  продавца нередко возникают некоторые  проблемы. Так, ст.21 Закона “О защите прав потребителей”, устанавливает ответственность  за нарушение сроков выполнения требований потребителя. Во-первых, закон устанавливает  неустойку только за просрочку исполнения требований потребителя о замене или ремонте товара. При этом не установлены ни сроки, ни ответственность  за отказ расторгнуть договор  или уменьшить покупную цену. Судьи, действуя по аналогии, взыскивают неустойку  и в этих случаях. В этой связи, возникает вопрос о том, исходя из какой цены необходимо исчислять неустойку, и решается она каждый раз по-разному. В практике было уже три различных подхода к проблеме:

    • взыскание неустойки исходя из цены товара на момент приобретения;
    • исходя из его цены на момент обращения в суд (либо подачи заявления в магазин);
    • исходя из цены на момент вынесения судом решения.

Последний подход представляется наиболее правильным, поскольку неустойка, установленная в законе, призвана, прежде всего, наказать продавца (или  изготовителя), нарушающего права  потребителей, и предотвратить подобные нарушения в дальнейшем.

Законодатель предусмотрел ответственность продавца и в  случае не предоставления покупателю необходимой и достоверной информации (п.3,4 ст.495 ГК РФ).

Степень ответственность  различаются в зависимости от того, заключен договор розничной  купли-продажи или нет.

Если продавец не предоставляет  информацию до заключения договора, он обязан возместить покупателю убытки, причиненные необоснованным уклонением от заключения договора.

После заключения договора покупатель вправе: в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать  возврата уплаченной за товар денежной суммы и возмещения других убытков; предъявить предусмотренные ст.503 требования по поводу недостатков товара, которые  возникли вследствие отсутствия у него необходимой или достоверной  информации; потребовать возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие не предоставления необходимой или достоверной информации о товаре при условии, что товар приобретался для использования в личных, семейных или домашних целях, а не для осуществления предпринимательской деятельности.

Нарушение прав покупателя влечет за сбой не только имущественную ответственность, но и компенсацию морального вреда, который выражается в физических и (или) нравственных страданиях, вызванных  неисполнением или ненадлежащим исполнением договора розничной  купли-продажи.

Статья 15 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает, что  моральный вред, причиненный потребителю  вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца), на основании договора с  ним прав потребителей, предусмотренных  законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения  в области защиты прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации определяется судом.

Российские суды уже имеют  богатую практику применения этого  Закона. Рекомендации по рассмотрению дел, связанных с защитой прав потребителей, дал Пленум Верховного Суда РФ в постановлении №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите пав потребителей», где указал, что моральный вред возмещается в денежной форме в размере, определяемом судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, размер иска, удовлетворяемого судом, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае (п.25).

Необходимо констатировать отсутствие детального законодательного регулирования института компенсации  морального вреда. Такая ситуация складывается в отношении определения размера  компенсации морального вреда в  российской правоприменительной практике.

Информация о работе Договор розничной купли продажи