Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:28, реферат
Цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи:
•рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
•проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
•исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты.
Введение 2
Понятие и особенности договора 4
розничной купли-продажи 4
Разновидности договора розничной купли продажи 10
Права и обязанности продавца по договору 11
Права и обязанности покупателя по договору 15
Ответственность продавца и исполнение обязательства 16
Заключение 19
Список используемой литературы: 20
Отдельные авторы вообще не классифицируют данный договор, выделяя лишь «договора розничной купли-продажи с отдельными нетипичными условиями». Логична была бы классификация розничной купли-продажи по следующим специфическим характеристикам договора:
Соответственно, по месту исполнения договора можно было бы выделить продажу товара на дому у покупателя и продажу на торговой площади продавца;
по времени передачи товара: продажу по предварительным заказам и продажу с немедленной передачей товара;
по способу вручения товара: продажу через автоматы, продажу с обслуживанием покупателя работниками продавца;
по сроку оплаты товара: договор с предварительной оплатой, с немедленной оплатой и с оплатой в кредит (в том числе в рассрочку);
по обязанности доставки товара: продажу с обязательством доставить товар покупателю и без такового.
Анализ легального определения договора розничной купли-продажи позволяет сделать вывод об основной обязанности продавца – передать покупателю товар.
Итак, товар должен быть передан:
Продавец обязан довести до покупателя необходимую и достоверную информацию. Такой комплекс информации должен в себя включать:
1) информация об изготовителе (исполнителе);
2) информация о товарах.
Первый информационный блок «информация об исполнителе» в соответствии со ст.9 Закона «О защите прав потребителей» должен включать: фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Кроме того, продавец индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Данная информация должна быть размещена на вывеске.
Если приобретаемый
Практика показывает, что
рассматривая требования потребителя
о возмещении убытков, причиненных
ему недостоверной или
Выделим еще одну обязанность
продавца. Закон "О защите прав потребителей"
устанавливает обязанность
Наряду с комплексом обязанностей продавец наделен правами. Продавец вправе:
Установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем, или, если гарантийный срок изготовителем не установлен (ст.5 Закона «О защите прав потребителей»).
Отказаться от исполнения договора в случае:
Отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи о качестве, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара комплектным, о затаривании и (или) об упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара, впрочем, если докажет, что невыполнение покупателем обязанности известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи в установленный (разумный) срок повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора (ст.483 ГК).
Потребовать от покупателя принять
товар или отказаться от исполнения
договора в случаях, когда покупатель
в нарушение закона, иных правовых
актов или договора купли-продажи
не принимает товар или
Потребовать оплаты товара и,
возможно, уплаты процентов в соответствии
со статьей 395 ГК, если покупатель своевременно
не оплачивает переданный в соответствии
с договором купли-продажи
Потребовать оплаты переданного товара или возврата неоплаченного товаров, в случае, когда покупатель, получивший товар (по договору купли-продажи предусматривающий оплату товара через определенное время после его передачи, т.е. продажу товара в кредит), не исполняет обязанность по его оплате в установленный договором купли-продажи срок (ст. 488 ГК).
Две основных обязанности покупателя – оплата и принятие товара.
При этом обязанность
оплатить товар имеет значение только
для тех договоров розничной
купли-продажи, в которых момент
заключения и исполнения не совпадают
(договор с условием предварительной
оплаты; договор продажи в рассрочку
или кредит), т.к., как мы уже отмечали,
договор розничной купли-
Законодатель (п.1ст.484 ГК РФ) дает покупателю право не принимать переданный ему товар, если продавцом существенно нарушены требования к его качеству, а также в других случаях, когда он имеет право отказаться от исполнения договора. Такое право покупателя закреплено п.1 ст.460; ст.464; п.1 ст.466; пп.1, 2 ст.468; п.2 ст.4 Покупатель обязан принять товар, переданный ему в срок, установленный договором, а если он договором не предусмотрен, - в срок, определяемый в соответствии со ст.314 ГК РФ. От товара, который передан досрочно, покупатель вправе отказаться в случаях, предусмотренных ст.315, 457 ГК РФ.75; п.2 ст.480; ст.495: п.3 ст.497; пп.1 и 3 ст.503.
Права покупателя во всем корреспондируют обязанностям продавца. Так, если продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, то для покупателя право на информацию является частью субъективного статуса. Если продавец обязан надлежаще упаковать товар, то покупатель вправе это требовать и т.д.
Права покупателя определяются и в ряде нормативно-правовых актов. В соответствии с письмом Роскомторга от 17.03.94 г. N 1-314/32-9 "О Примерных правилах работы предприятия розничной торговли и Основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети" покупатель имеет право: на помощь в выборе товара, проверять цену товара (по сопроводительным документам).
В ст. 503 ГК РФ
закреплены права покупателя в случае
продажи ему товара ненадлежащего
качества. Закон гласит, покупатель,
которому продан товар ненадлежащего
качества, если его недостатки не были
оговорены продавцом, вправе по своему
выбору потребовать: замены недоброкачественного
товара товаром надлежащего качества;
соразмерного уменьшения покупной цены;
незамедлительного безвозмездного устранения
недостатков товара; возмещения расходов
на устранение недостатков товара.
Ст.505 ГК РФ закрепляет – «в случае неисполнения продавцом обязательства по договору розничной купли-продажи возмещение убытков и уплата неустойки не освобождают продавца от исполнения обязательства в натуре». Это правило гражданского кодекса находит продолжение в ряде статей Закона «О защите прав потребителей», в частности в ст.23.
Итак, во-первых, законодательство
предусматривает
Это правило устанавливает
исключение из нормы п.2 ст.396 ГК РФ, об
освобождении должника от исполнения
обязательства в натуре. Если законом
или договором установлена
На практике, в связи с применением этого вида ответственности продавца нередко возникают некоторые проблемы. Так, ст.21 Закона “О защите прав потребителей”, устанавливает ответственность за нарушение сроков выполнения требований потребителя. Во-первых, закон устанавливает неустойку только за просрочку исполнения требований потребителя о замене или ремонте товара. При этом не установлены ни сроки, ни ответственность за отказ расторгнуть договор или уменьшить покупную цену. Судьи, действуя по аналогии, взыскивают неустойку и в этих случаях. В этой связи, возникает вопрос о том, исходя из какой цены необходимо исчислять неустойку, и решается она каждый раз по-разному. В практике было уже три различных подхода к проблеме:
Последний подход представляется наиболее правильным, поскольку неустойка, установленная в законе, призвана, прежде всего, наказать продавца (или изготовителя), нарушающего права потребителей, и предотвратить подобные нарушения в дальнейшем.
Законодатель предусмотрел
ответственность продавца и в
случае не предоставления покупателю
необходимой и достоверной
Степень ответственность различаются в зависимости от того, заключен договор розничной купли-продажи или нет.
Если продавец не предоставляет информацию до заключения договора, он обязан возместить покупателю убытки, причиненные необоснованным уклонением от заключения договора.
После заключения договора покупатель вправе: в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы и возмещения других убытков; предъявить предусмотренные ст.503 требования по поводу недостатков товара, которые возникли вследствие отсутствия у него необходимой или достоверной информации; потребовать возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие не предоставления необходимой или достоверной информации о товаре при условии, что товар приобретался для использования в личных, семейных или домашних целях, а не для осуществления предпринимательской деятельности.
Нарушение прав покупателя влечет за сбой не только имущественную ответственность, но и компенсацию морального вреда, который выражается в физических и (или) нравственных страданиях, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением договора розничной купли-продажи.
Статья 15 Закона «О защите прав
потребителей» устанавливает, что
моральный вред, причиненный потребителю
вследствие нарушения изготовителем
(исполнителем, продавцом) или организацией,
выполняющей функции
Российские суды уже имеют богатую практику применения этого Закона. Рекомендации по рассмотрению дел, связанных с защитой прав потребителей, дал Пленум Верховного Суда РФ в постановлении №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите пав потребителей», где указал, что моральный вред возмещается в денежной форме в размере, определяемом судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, размер иска, удовлетворяемого судом, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае (п.25).
Необходимо констатировать
отсутствие детального законодательного
регулирования института