Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 14:44, курсовая работа
В Гражданском кодексе Российской Федерации “Подряд” занимает статьи с 702 по 768. Общие положения о подряде (ст. 702-729). Одна из особенностей Кодекса состоит в расчленении единого договора подряда. Для уяснения смысла этой и непосредственно связанных с нею новелл, внесенных в ГК, целесообразно обратиться к истории правового регулирования подряда. В первом Гражданском кодексе 1922 года существовала единая глава о договоре подряда.
Введение
Понятие договора подряда
Содержание договора
Ответственность сторон
Отдельные виды подряда
Бытовой подряд
Строительный подряд
Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ
Подрядные работы для государственных нужд
Заключение
Глоссарий
Список использованной литературы
Приложения
Отступать от обязательных требований стороны, в частности предприниматели, могут только одним путем:
предусмотрев более высокие требования по сравнению с теми, которые содержатся в обязательных для них правилах.
К требованиям, вытекающим из неисполнения договора, применяется общий трехлетний срок исковой давности. Если же речь идет о ненадлежащем качестве результата работ, то на такие требования трехлетний срок распространяется только тогда, когда предметом служат выстроенные здания и сооружения. Для всех других требований установлен годичный срок.
3. Отдельные виды подряда
3.1 Бытовой подряд.
Бытовой подряд выделен в
Гражданском кодексе как
Совокупности правил о
бытовом подряде теперь предпослано
его определение. Согласно п.1 ст.730 ГК
по договору бытового подряда подрядчик,
осуществляющий соответствующую
Данная дефиниция существенно отличается от общего понятия договора подряда. По такому договору в силу п.1 ст.702 ГК одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Сопоставление текста приведенных определений показывает, что по договору бытового подряда подрядчиком всегда выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (ст.2 ГК), а заказчиком - гражданин, причем только в целях удовлетворения своих личных потребностей. Отсутствие в определении бытового подряда указания на "результат работы" не означает, что это словосочетание не имеет отношения к предмету рассматриваемого вида договора. Очевидно, что он не должен быть использован для целей, не связанных с личным потреблением. Вместе с тем названные признаки позволяют четко отграничить бытовой подряд от иных предусмотренных в законе (п.2 ст.702 ГК) видов подряда - строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд.
Нормы параграфа, посвященного бытовому подряду, регулируют отношения со строго определенным составом участников. Подразумевается, что в роли подрядчика выступает лицо, которое осуществляет соответствующую предпринимательскую деятельность, а заказчика - тот, кто заключает договор для удовлетворения бытовых и иных личных потребностей (см. п. 1 ст. 730). Если состав участников договора не удовлетворяет указанным требованиям, применению подлежат, в зависимости от предмета договора, общие положения о подряде (в определенных случаях - о строительном подряде) или статьи главы о возмездном оказании услуг. Тогда нормы комментируемого параграфа могут быть использованы только в порядке аналогии закона.
Кодекс отнес договор бытового подряда к числу публичных договоров (п. 2 ст. 730), а это означает распространение на него режима, установленного ст. 426. Имеется в виду право потребителя требовать заключения с подрядчиком договора (иначе потребитель вправе обратиться со своим требованием об обязании подрядчика заключить с ним договор), притом на тех же условиях, включая условие о цене, что и для всех других потребителей. Условия договора, противоречащие этим требованиям, а равно требованиям, предусмотренным в пп. 2 и 4 ст. 426 Кодекса, ничтожны.
Договор бытового подряда
регулируется, помимо норм ГК, также
законами о защите прав потребителей
и иными изданными в
Под законами, о которых идет речь, подразумевается прежде всего Закон от 7 февраля 1992 года "О защите прав потребителей" с последующими изменениями. Из указанного раздела на рассматриваемые отношения распространяют свое действие прежде всего статьи раздела I "Общие положения", а также раздела III "Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг". Среди различного рода актов наиболее широкое применение имеют изданные 8 июня 1993 года Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации<22>, которые регулируют отношения между потребителями и "исполнителями" в сфере бытовых услуг. Данные Правила определяют порядок организации бытового обслуживания потребителей в соответствующей сфере, включая прием и оформление заказов на оказание услуг и их исполнение, способы оплаты оказанных услуг (выполненных работ) и др.
Смысл введения комментируемого параграфа в ГК в конечном счете состоит в создании заказчику гарантий, дополнительных по отношению к тем общим, которые предусмотрены для всех видов подряда. С целью защиты интересов заказчика основные нормы, включенные в упомянутый параграф, в отличие от большинства других норм о подряде носят императивный, а не диспозитивный характер. Предоставляя заказчику определенные права, ГК в одном из случаев (п. 2 ст. 731) устанавливает, что ничтожны условия договора, которые лишают заказчика возможности в любое время до сдачи ему работ отказаться от исполнения договора бытового подряда в предусмотренном этой статьей порядке. Имеется в виду, что заказчик в такой ситуации обязан уплатить подрядчику часть установленной цены, пропорциональную доле работы, выполненной до уведомления об отказе от исполнения договора, а также возместить подрядчику не входящие в эту часть цены расходы, произведенные им до указанного момента. Однако условия договора, отступающие от императивных норм соответствующего параграфа, и в ряде других случаев ничтожны (см. п. 5 ст. 426 ГК).
3.2. Строительный подряд.
Центральное место в составе выделенных в главе 37 видов договоров, несомненно, занимает строительный подряд, регулируемый 3 комментируемой главы Кодекса.
До последнего времени
для обозначения
Под "капитальным строительством" подразумевали прежде всего строительство, подчинявшееся во всех своих компонентах особо жесткому режиму регулирования со стороны государства. В подтверждение можно сослаться на п. 2 Правил о договорах подряда на капитальное строительство 1969 года<24>. Устанавливая пределы своего применения, Правила указывали на то, что они распространяют действие на строительство новых, реконструкцию и расширение действующих объектов, включенных в план капитального строительства и в титульные списки, осуществляемые за счет централизованных капитальных вложений, а также за счет нецентрализованных источников финансирования. Таким образом, заведомо предполагалось, что существует строительство, лишенное признаков "капитального" и тем самым находящееся за пределами соответствующей системы актов.
Приведенное представление о капитальном строительстве не оказывало негативного влияния на законодательную практику, поскольку удельный вес строительства, не относящегося к "капитальному", был крайне незначителен.
В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Участниками гражданского оборота являются в основном частные предприниматели - заказчики и подрядчики, в том числе и иностранные; соответственно сузилась сфера применения строительства за счет государственного финансирования и в целом строительства, производимого согласно государственному плану. О том, насколько предмет и методы регулирования данной области законодательства изменились, можно судить по тому, что в разделе Свода законов СССР "Законодательство о капитальном строительстве" фактически не действует ни один из содержавшихся в нем специальных актов.
С учетом отмеченных обстоятельств
есть основания признать необходимой
унификацию правового режима для
всего того, что охватывается понятием
"строительство". Правовую основу
этого унифицированного режима составляют
общие положения о подряде, а
также специальные нормы
При установлении пределов действия параграфа "Строительный подряд" определяющее значение должны иметь общие для всего строительства признаки. Имеется в виду, что в отличие от промышленности и сельского хозяйства в строительстве конечный продукт неподвижен (создаваемые и подготовленные к вводу в действие объекты производственного и непроизводственного характера всегда связаны с землей), индивидуален (даже объекты, построенные по одному и тому же проекту, отличаются один от другого) и рассчитан на продолжительную эксплуатацию.
Строительство обычно ведется
на открытом воздухе, на действующих
предприятиях, с постоянной сменой
рабочего места; продолжается в течение
длительного периода и требует
на промежуточных стадиях
Указанному пониманию
строительства корреспондирует
комментируемый параграф главы о
подряде. В нем, в частности, весьма
широко установлены границы
В случаях, когда по договору
строительного подряда
3.3. Подряд на
выполнение проектных и
Данный параграф воспроизводит ряд норм, ранее помещенных в одноименную статью Основ 1991 года. Вместе с тем в нем содержится и ряд новелл.
В определении договора индивидуализация его как разновидности подряда проявляется в характере самих работ и в их результате. Имеется в виду, что работы, как видно из названия параграфа, являются проектными и изыскательскими, а их результат выражается в определенных документах, в частности в разработанной технической документации. При этом работы выполняются по заданию заказчика, который обязуется принять и оплатить результат работы.
Результат работы - проектная
документация - представляет собой
юридический акт, который подлежит
утверждению компетентными
Подрядчик должен получить по общему правилу задание (задание на проектирование и(или) проведение изыскательских работ) в виде исходных данных, которые служат необходимой и достаточной основой для выполнения соответствующих работ. Возможен вариант, при котором задание по поручению заказчика готовит сам подрядчик (исполнитель). Указанное различие, как вытекает из п. 1 ст. 759 ГК, имеет значение только для установления времени, с которого проект становится обязательным для подрядчика. Подготовленное подрядчиком задание приобретает обязательную силу с момента утверждения его заказчиком. Из смысла п. 1 ст. 759 можно сделать вывод, что подготовленные заказчиком или по его заданию третьим лицом исходные данные становятся обязательными с момента получения их подрядчиком.
Исходные данные, отмечено в п. 2 ст. 759 Кодекса, обязательны для подрядчика. Он вправе отступать от них только с согласия заказчика. Вместе с тем исходные данные, переданные или одобренные заказчиком, порождают для него определенную связанность, которая состоит в том, что они устанавливают пределы его права. Соответственно исполнение обязательства подрядчиком может быть признано ненадлежащим только при условии, если результат работ расходится с заданием и иными исходными данными.
Отмеченное обстоятельство нашло отражение в п. 1 ст. 760 ГК, посвященном обязанностям подрядчика. Включенный в него перечень обязанностей начинается с необходимости выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными.
СНиП 10-01-94 предусматривает,
что система нормативных