Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:15, курсовая работа
Цель данной работы состоит в раскрытии общих положений договора подряда, а также его разновидностей.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие за-дачи:
- изучить предмет и стороны договора подряда;
- исследовать содержание договора подряда;
- проанализировать основные положения договора бытового подряда и договора строительного подряда;
- рассмотреть подряд на выполнение проектных и изыскательских работ и подрядные работы для государственных нужд .
Введение 3
Глава 1. Общие положения о договоре подряда 6
1.1. Предмет и стороны договора подряда 6
1.2. Содержание договора подряда 11
Глава 2. Виды договора подряда 23
2.1 Договор бытового подряда 24
2.2 Договор строительного подряда 28
2.3 Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ 37
2.4. Подрядные работы для государственных нужд 39
Заключение 44
Список использованных источников 46
Если работа выполняется из материала подрядчика, то для защиты интересов заказчика от последствий возможных изменений цен закон требует, чтобы материал был оплачен заказчиком при заключении договора полностью или в части, указанной в договоре (с предоставлением отсрочки, окончательным расчетом после выполнения работы или в кредит). В этом случае последующее изменение цен на материал не влечет перерасчета (ст. 733 ГК РФ).
В договоре бытового подряда предусмотрено государственное регулирование цен на выполняемые работы. Как и в общем случае, цена определяется соглашением сторон, она не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами (ст. 735 ГК РФ).
Расчеты за выполненную работу производятся, как правило, после окончательной сдачи работы подрядчиком. Выплата аванса либо оплата работы полностью при заключении договора может быть произведена только с согласия заказчика. Подрядчик не вправе самостоятельно требовать внесения каких-либо сумм в счет оплаты работ. Потребитель обязан оплатить выполненную работу после ее окончательной сдачи исполнителем, и лишь с согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса (п. 6 Правил бытового обслуживания).
За нарушение сроков в договоре бытового подряда может применяться неустойка, установленная п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена -- общей цены заказа за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Кроме того, Закон о защите прав потребителей предусматривает возможность введения нормативных сроков выполнения работ, устанавливаемых в правилах выполнения отдельных видов работ (ст. 27 ГК РФ), а также сроков удовлетворения отдельных требований потребителя. Так, требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возмещении убытков, причиненных расторжением договора о выполнении работы (оказании услуги), должны быть удовлетворены в десятидневный срок; требования потребителя о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а если этот срок не установлен, в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был ненадлежащем образом исполнен (ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Согласно п. 1 ст. 731 ГК РФ подрядчику запрещается навязывать заказчику включение в договор дополнительных работ, заказчик вправе отказаться от оплаты таких работ.
В случае ненадлежащего качества выполненной работы у заказчика есть не характерное для простого договора подряда право потребовать повторного безвозмездного выполнения работы (Ст. 739 ГК РФ).
Если результат работы из-за своих недостатков представляет опасность для жизни или здоровья заказчика или других лиц, то право требовать безвозмездного устранения недостатков может быть реализовано в течение десяти лет с момента передачи результата работ.
Заказчику предоставлено право в любое время до сдачи ему работы отказаться от договора бытового подряда, выплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части выполненной работы, а также возместив ему расходы (если они не входят в соответствующую часть цены), произведенные в целях исполнения договора до получения извещения о расторжении договора. В отличие от общего правила ст. 717 ГК РФ, заказчик в договоре бытового подряда не обязан возмещать подрядчику убытки, причиненные расторжением договора о выполнении работы, в пределах разницы между частью цены, выплаченной за выполненную до получения извещения о расторжении договора работу, и ценой всей выполняемой работы (п. 2 ст. 731 ГК РФ). Отмеченное ограничение ответственности заказчика за односторонний отказ от договора является императивным, любые условия договора, лишающие заказчика права отказаться от договора на условиях, предусмотренных ст. 731 ГК РФ, ничтожны.
Правило о передаче заказчику информации при сдаче работы в бытовом подряде, прежде всего, направлено на обеспечение безопасности граждан. В связи с этим подрядчик при сдаче работы обязан сообщить заказчику о требованиях, которые необходимо соблюдать для эффективного и безопасного использования результата работы, а также о возможных последствиях их несоблюдения (ст. 736 ГК РФ). Правила безопасности подчеркивают специфику бытового подряда и при обнаружении недостатков в выполненной работе. Так, устранение недостатков производится в соответствии с общими правилами ст. 723, 725 ГК РФ, однако недостатки, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья, как заказчика, так и других лиц, подлежат устранению независимо от сроков их обнаружения. Требование об их устранении может быть предъявлено в течение 10 лет (ст. 737 ГК РФ).
Статья 738 ГК РФ предусматривает права подрядчика в случае неявки или иного уклонения заказчика от приемки выполненной работы. Подрядчик вправе, письменно предупредив заказчика, по истечении двух месяцев с момента предупреждения продать результат работы за разумную сумму, а вырученную сумму, за вычетом причитающихся ему платежей, внести в депозит. В отличие от сходного правила п. 6 ст. 720 ГК РФ, подрядчик не связан месячным сроком ожидания и необходимостью двукратного предупреждения, ему достаточно в любой момент после наступления срока приемки работы письменно уведомить заказчика, и через два месяца он вправе реализовать результат работы.
В случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору бытового подряда заказчик может воспользоваться правами, предоставленными покупателю в соответствии со статьями 503 - 505 настоящего Кодекса (статья 739 ГК РФ).
2.2 Договор строительного подряда
Являясь одним из видов договора подряда, строительный подряд охватывает комплекс работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту предприятий, зданий (в том числе жилых домов) или иных объектов, а также выполнение связанных с ним пусконаладочных, монтажных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. В соответствии с требованиями договора строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (п. 1 ст. 740 ГК РФ).
К источникам правового регулирования строительного подряда помимо ГК РФ относятся также некоторые нормативные акты (ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ; ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ и др.), ряд рекомендательных актов (подзаконные акты, утверждаемые Правительством РФ, Госкомитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и другими ведомствами) и большое количество нормативно-технических норм, т. е. правил, регламентирующих технические процессы проектирования и ведения строительно-монтажных работ, содержащих требования к используемым в строительстве материалам, конструкциям и изделиям и т. п.
Предметом договора строительного подряда является результат деятельности подрядчика, имеющий конкретную овеществленную форму. Им может быть объект нового строительства, в том числе построенный «под ключ»; реконструкция и техническое перевооружение действующего предприятия; капитальный ремонт здания или сооружения; монтаж технологического, энергетического и другого специального оборудования; выполнение пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Договор может охватывать как весь комплекс работ по объекту, так и лишь часть из них. В случаях, предусмотренных договором, подрядчик может принимать на себя обязанность не только сдать построенный им объект в эксплуатацию, но и обеспечить его эксплуатацию (набор и обучение персонала, налаживание связей с поставщиками, поиск рынков сбыта и др.) в течение указанного в договоре срока.
Форма договора строительного подряда в большинстве случаев письменная, причем в последнее время все чаще договор составляется в виде единого многостраничного, детально регламентирующего взаимоотношения заказчика и подрядчика документа, подписываемого сторонами. В ряде случаев при их составлении используются примерные формы договоров строительного подряда, рекомендованные для отдельных видов строительных работ, а также ведения строительства в различных отраслях.
Договоры строительного подряда могут заключаться как в обычном порядке, т. е. путем вступления будущих контрагентов в прямой контакт, согласования ими всех необходимых условий будущего договора и его подписания, так и посредством проведения специальных подрядных торгов, на что и ориентирует действующее законодательство. Порядок организации и проведения торгов определяется Положением о подрядных торгах в РФ от 13 Мая 2003 г., а также развивающими его актами, принимаемыми субъектами РФ[8]. При этом указанные акты носят обязательный характер лишь для случаев, которые в них прямо названы. В частности, в соответствии с Положением о подрядных торгах в РФ проведение торгов является обязательным лишь при размещении заказов на вновь начинаемое строительство для федеральных государственных нужд (п. 1.3 Положения). В остальных случаях заказчики могут принимать решения о проведении подрядных торгов в порядке, установленном данным Положением. Под подрядными торгами понимается форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ на основе конкурса.
Сторонами договора строительного подряда являются заказчик и подрядчик.
В роли заказчиков могут выступать в принципе любые физические и юридические лица. Однако в рассматриваемой области выполнение функций заказчика, в частности осуществление эффективного контроля за деятельностью подрядчика, требует специальных знаний и навыков, а иногда и наличия особого разрешения на данный вид деятельности. Поэтому на практике функции заказчика нередко передаются третьей стороне - инженеру (или инженерной организации) (ст. 749 ГК РФ). В круг его обязанностей входит осуществление контроля, надзор за строительством и принятие решений от имени заказчика. Правовой основой регулирования отношений заказчика и инженера является договор об оказании услуг такого рода, на заключение которого согласия подрядчика не требуется. Ответственность за действия инженера несет заказчик в пределах предоставленных инженеру полномочий.
Функции инженера, влияющие на деятельность подрядчика, должны быть отражены в договоре о строительном подряде, заключаемом между заказчиком и подрядчиком.
В качестве подрядчиков выступают различные строительные и строительно-монтажные организации независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на строительную деятельность. В строительстве широко применяется система генерального подряда, при которой функции генеральных подрядчиков принимают на себя организации общестроительного профиля, а для выполнения специальных работ привлекаются субподрядчики в лице специализированных фирм и организаций.
Цена в договоре строительного подряда имеет значение существенного условия, которое подлежит обязательному согласованию. Ввиду большого объема строительных работ цена договора обычно определяется путем составления сметы, представляющей собой постатейный перечень затрат на выполнение работ, приобретение оборудования, закупку строительных материалов и конструкций и т. п. Вместе с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, смета образует проектно-сметную документацию, являющуюся неотъемлемым элементом договора строительного подряда. Как правило, проектно-сметная документация не может пересматриваться в ходе строительства, за исключением случаев, указанных в ст. 743-744 ГК РФ.
Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в сроки и в порядке, установленные законодательством или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или в договоре оплата работ производится в соответствии со ст. 711 ГК РФ, т. е. после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо, с согласия заказчика, досрочно. Однако чаще всего договоры строительного подряда включают условия об авансировании работ либо оплате их отдельных этапов.
Срок является существенным условием договора строительного подряда. Поскольку отношения сторон носят длящийся характер, точное определение как конечного срока выполнения работы (именно он является существенным условием договора), так и сроков завершения ее отдельных этапов имеет для сторон первостепенное значение. Срочный характер имеют и многие обязанности, принимаемые на себя заказчиком. Начало течения и продолжительность многих сроков зависят друг от друга. С целью согласования сроков выполнения сторонами взаимных обязательств к договору строительного подряда обычно прилагаются различные календарные планы и графики, которые становятся составными частями договора.
Работы по договору строительного подряда осуществляются подрядчиком на основании технической документации, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, а также сметы, которая определяет цену работ. Независимо от того, кто - заказчик или подрядчик готовит техническую документацию и смету, оба эти документа подлежат обязательному согласованию сторонами и после этого остаются, как правило, неизменными до завершения строительства. Считая согласованную сторонами проектно-сметную документацию в принципе неизменяемой до окончания строительства, законодатель, однако, учитывает, что в период действия договора у сторон может возникнуть объективная потребность в ее пересмотре. Необходимость в этом может быть обусловлена разными причинами, в частности, усовершенствованием отдельных проектных решений, изменением конкретных потребностей заказчика, требованиями уполномоченных государственных органов, непредвиденным ростом цен на строительные материалы и конструкции и т. д.
Вопрос о подготовке технической документации возникает тогда, когда при заключении договора строительного подряда имелось лишь технико-экономическое обоснование строительства, на основе которого должна быть разработана проектная документация, либо когда технический проект строительства требует уточнения в рабочей документации (так называемое двустадийное проектирование). Содержание технической документации устанавливается договором строительного подряда, который определяет, какая из сторон должна предоставить соответствующую документацию и в какой срок.
Обеспечение строительства материалами и оборудованием возлагается по общему правилу на подрядчика (п. 1 ст. 745 ГК РФ). Договором строительного подряда может быть предусмотрено, что обеспечение в целом или определенной части осуществляет заказчик. Ответственность за качество поставляемого материала лежит на обеспечивающей стороне. Она освобождается от ответственности только в том случае, если докажет, что невозможность использования предоставленных материалов без ухудшения качества возникла по вине другой стороны. В случае гибели или повреждения объекта строительства до его передачи заказчику вследствие недоброкачественности переданных заказчиком материалов или ошибочности указаний заказчика по способу выполнения работ подрядчик, при условии, что он исполнил свои обязанности по предупреждению заказчика, вправе требовать оплату работ в полном объеме, предусмотренном сметой и отказаться от договора строительного подряда (п. 3 ст. 745 ГК РФ).
Заказчик имеет право осуществлять повседневный контроль и технический надзор за соответствием объема и качества работ, выполненных подрядчиком, смете и технической документации, за качеством и правильностью использования подрядчиком материалов. Для заказчика имеет значение не деятельность подрядчика, а ее результат. Поэтому п. 1 ст. 748 ГК РФ не допускает вмешательства заказчика в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. При обнаружении отступлений от условий договора, способных привести к ухудшению качества, а также иных недостатков работ заказчик обязан немедленно известить подрядчика. Заказчик, не исполнивший этой обязанности, лишается права ссылаться на обнаружение недостатков. Указания заказчика, не представляющие вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика, должны исполняться при условии, что они не противоречат условиям договора строительного подряда.
Предполагается, что подрядчик осуществляет работы по строительству на надлежащем уровне качества. Поэтому подрядчик, выполнивший работы ненадлежащим образом, не может ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль над их выполнением. Исключение составляют случаи, когда данная обязанность возложена на заказчика законом (п. 4 ст. 748 ГК РФ). Надзор за его деятельностью - право, но не обязанность заказчика.
Если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.
Договор строительного подряда предполагает активное взаимодействие участвующих в нем сторон. Духом сотрудничества проникнуты и многие конкретные правила закона, рассматривающие права и обязанности сторон. Например, ст. 747 ГК РФ особо упоминает о возможности возложения на заказчика ряда дополнительных обязанностей, способствующих выполнению подрядчиком его собственных обязательств (передача подрядчику в пользование необходимых для осуществления работ зданий и сооружении, обеспечение транспортировки грузов в его адрес, временная подводка сетей энергоснабжения, водо-, паропровода и т. п.).
Статьей 751 ГК РФ на подрядчика возложена обязанность соблюдать требования закона по охране окружающей среды и по обеспечению безопасности строительных работ. Ответственность перед лицами, которым в результате строительных работ был нанесен вред, наступает в соответствии со ст. 1095 ГК РФ независимо от вины лица, выполнявшего работу. Он подлежит возмещению даже при отсутствии договорных отношений между потерпевшим и причинителем вреда. Подрядчик не имеет права использовать предоставленные заказчиком материалы, выполнять данные им указания, если это может привести к нарушению норм по охране природы или безопасности строительных работ.
Приемка выполненных работ осуществляется в порядке, установленном законом и договором строительного подряда.
По завершении работ по строительству в целом или по этапам подрядчик обязан сдать, а заказчик принять выполненные работы немедленно после получения сообщения от подрядчика о готовности к сдаче.
Просрочка заказчика с приемкой объекта, во-первых, переносит на него риск случайной гибели результата работ (п. 2 ст. 705 ГК РФ) и, во-вторых, дает подрядчику право требовать возмещения понесенных убытков.
Сдача по частям может производиться только с согласия заказчика.
Приемка осуществляется заказчиком за свой счет, в приемке должны принимать участие государственные органы и органы местного самоуправления.
Приемка работ должна сопровождаться освидетельствованием их в натуре, установлением их соответствия договору, технической документации. В случаях, предусмотренных законом и исходя из характера работ, приемке предшествуют предварительные испытания (п. 5 ст. 753 ГК РФ). Приемка может осуществляться только при положительном результате предварительных испытаний.
Сдача-приемка объекта строительства оформляется специальным актом, который подписывается обеими сторонами (п. 4 ст. 753 ГК РФ), а также представителями уполномоченных государственных органов. Статья 753 ГК РФ (п. 6) предоставляет заказчику право отказаться от приемки результатов работ при обнаружении недостатков, исключающих возможность использования объекта подряда для указанных в договоре целей. Отказ стороны от подписания акта сдачи-приемки не исключает оформления сдачи объекта. Об этом в акте делается особая пометка и акт подписывается другой стороной. Такой односторонний акт сдачи или приемки результата работы имеет юридическую силу до тех пор и постольку, пока и поскольку по иску другой стороны он не признан судом недействительным. Решение суда зависит от того, признает ли суд мотивы отказа от подписания акта обоснованными или нет.
Подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон ( п. 1 ст. 755 ГК РФ).
Подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами ( п.2 ст. 755 ГК РФ).
Течение гарантийного срока прерывается на все время, на протяжении которого объект не мог эксплуатироваться вследствие недостатков, за которые отвечает подрядчик ( п.3 ст. 755 ГК РФ).
При предъявлении требований, связанных с ненадлежащим качеством результата работ, применяются правила, предусмотренные пунктами 1 - 5 статьи 724 ГК РФ. При этом предельный срок обнаружения недостатков, в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 724 ГК РФ, составляет пять лет.
2.3 Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат. В договоре на проектирование подрядчиком выступает проектная организация, имеющая лицензию на осуществление соответствующей проектно-сметной деятельности.
Указанный договор, как и договор строительного подряда, непосредственно связан со сферой капитального строительства. Проведение изыскательских работ и разработка технической документации предваряют начало строительства любого объекта и являются его обязательными предпосылками.
Правовое регулирование договорных отношений данного вида осуществляется как общими положениями о подряде, так и специальными нормами, сосредоточенными в § 4 главы 37 ГК РФ. Последние отражают особенности содержания договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и отчасти ответственности сторон за нарушение принятых обязательств. Во всем остальном надлежит исходить из общих положений о подряде, а в ряде случаев - из правил о договорах строительного подряда с учетом различий, существующих между этими разновидностями подрядных обязательств. Принятие специального закона о выполнении проектных и изыскательских работ ГК РФ не предусматривается.
Предметом договора является выполнение проектировщиком (изыскателем) проектных и (или) изыскательских работ, которые должны завершаться составлением технической документации или представлением заказчику данных о проведенных изысканиях. Договором может охватываться выполнение как того и другого вида работ, так и лишь одного из них.
Изыскательские работы - это составная, причем начальная стадия проектирования. Изыскания проводятся с целью технико-экономического обоснования выбора района и конкретного места строительства, комплексного изучения природных условий района, возможностей использования местных строительных материалов, источников водоснабжения, транспортного сообщения, прокладки коммуникаций и т.д., т.е. задачей изыскательских работ является подготовка всех данных, которые необходимы для разработки технико-экономического обоснования строительства и последующего составления технической документации.
Этот договор характеризуется высокой степенью ответственности подрядчика. Его ответственность не ограничивается только должным составлением технической документации и выполнением изыскательских работ. Подрядчик отвечает за недостатки технической документации и выполненных работ в случае, когда они были обнаружены в ходе строительства, эксплуатации объекта, созданного на основе такой документации (ст. 761 ГК РФ). Ответственность подрядчика заключается в том, что он обязуется переделать документацию и провести необходимые дополнительные изыскательские работы безвозмездно. На него также возлагается обязанность возместить заказчику убытки, если законом или договором подряда не предусмотрено иное (п. 2 ст. 761 ГК РФ).
На заказчика возлагается обязанность передать подрядчику задание на проектирование, исходные данные, необходимые для составления технической документации. Такое задание может быть подготовлено подрядчиком по поручению заказчика. В этом случае оно становится обязательным для сторон с момента утверждения заказчиком (п. 1 ст. 759 ГК РФ). Кроме этого, ст. 762 ГК РФ возлагает на заказчика ряд обязанностей, в частности, уплатить заказчику установленную цену, оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных работ и др.
На заказчика возложена обязанность участвовать в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления. В случае, если исходные данные были изменены не по вине подрядчика, заказчик обязан возместить вызванные этим дополнительные расходы. Заказчик обязан привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному заказчику третьими лицами, о недостатках документации или изыскательских работ.
Оплата может осуществляться после завершения всех работ либо частями после завершения отдельных ее этапов. Заказчик также обязан использовать техническую документацию, полученную от подрядчика, только в целях, определенных договором. Гражданский кодекс регулирует права сторон на техническую документацию. Они могут использовать полученные данные для себя, но не имеют права передавать документацию третьим лицам и разглашать ее содержание без согласия контрагента.
2.4 Подрядные работы для государственных нужд
Подрядные работы для государственных нужд - это строительные, проектные, изыскательские работы на основе государственного контракта, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников.
По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).
К подрядным работам для государственных нужд применяются нормы ГК РФ о соответствующих видах подряда (строительного, на выполнение проектных или изыскательских работ), а также «Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации»[9], утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 года[10]. Гражданский кодекс предусматривает также принятие специального закона о подрядах для государственных нужд, который пока не принят.
Предметом государственного контракта являются результаты строительных, проектных, изыскательских и иных связанных со строительством и ремонтом работ. При заключении контракта в нем конкретно определяются объем и виды предстоящих работ при необходимости с их разбивкой по годам и иным периодам.
Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и подрядчик. Заказчиком может выступать государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами. При передаче функций государственного заказчика хозяйствующим субъектам в договорах с ними предусматриваются обязательства по выполнению переданных им функций, эффективному использованию выделенных средств, а также ответственность сторон за нарушение обязательств. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, установленном соответствующими бюджетами. Подрядчиком по государственному контракту может быть любое юридическое или физическое лицо, обладающее статусом предпринимателя и имеющее необходимую лицензию на выполнение соответствующего вида работ. К выполнению государственных контрактов наравне с российскими предпринимателями привлекаются иностранные организации. Выбор конкретного подрядчика производится на конкурсной основе путем подрядных торгов. Основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 ГК РФ (ст.765 ГК РФ).
Государственный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п. 1 ст. 766 ГК РФ).
Цена выступает в качестве существенного условия государственного контракта, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 766 ГК РФ в нем должны быть конкретно оговорены стоимость предстоящей работы, а также размер и порядок финансирования и оплаты работ. Стоимость работ по контракту определяется на основе проведенного конкурса (подрядных торгов) в пределах исходных условий.
В ходе работ их стоимость по договоренности сторон может быть уточнена в связи с действием объективных обстоятельств. Выделение дополнительных финансовых средств на увеличение стоимости работ производится государственным заказчиком по согласованию с органом, выделившим эти средства.
Государственный заказчик обычно выделяет подрядчику в установленном порядке аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование работ. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95% их стоимости устанавливаются при заключении контракта. Окончательный расчет производится в 6-месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди (отдельных зданий и сооружений), если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте.
При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п.1 ст. 767 ГК РФ).
Большое значение в государственном контракте придается его сроку. В контракте в обязательном порядке должны быть определены сроки начала и окончания работ, а по желанию сторон - и другие сроки (сроки приемки отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений; сроки передачи материалов и оборудования и т. п.). При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а при необходимости - и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п. 1 ст. 767 ГК РФ).
К числу существенных условий государственного контракта относится также условие о способах, обеспечивающих исполнение сторонами их обязательств (п. 1 ст. 766 ГК РФ). Обязательства государственного заказчика по оплате подрядных работ гарантируются Правительством РФ или органом управления субъекта РФ в зависимости от того, за счет каких средств финансируются соответствующие работы. Исполнение подрядчиком принятых обязательств могут обеспечивать банковская гарантия, поручительство, неустойка; возможно и сочетание этих средств.
Определенными особенностями обладает ответственность сторон за нарушение принятых по государственному контракту обязательств. Во-первых, при несоблюдении установленных контрактом сроков выполнения работ или их отдельных этапов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их выполнения приостанавливается органом, выделившим соответствующие средства. Решение о дальнейшей судьбе строительства принимается в установленном порядке по предложению государственного заказчика, согласованному с заинтересованными органами государственного управления. Во-вторых, «Основными положениями» установлено, что в случае нарушения сроков строительства подрядчик уплачивает штраф в размере одной тысячной части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства. Однако указанная ответственность наступает лишь при виновном нарушении подрядчиком принятых обязательств.
Государственным контрактом могут быть предусмотрены и другие меры имущественной ответственности, в том числе взыскание убытков в полном размере сверх неустойки.
Условия контракта могут изменяться по различным причинам. Изменения условий осуществляются по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом. Однако п. 1 ст. 767 ГК РФ особо выделяется порядок изменения контракта, вызванного уменьшением средств, выделенных на финансирование подрядных работ. Уменьшение производится соответствующим государственным органом в установленном порядке. При уменьшении средств стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчику предоставлено право требовать от заказчика возмещения убытков, вызванных изменением сроков выполнения работ.
Заключение
В процессе исследования отношений подряда, анализа теоретических положений действующего законодательства и практики их применения можно сделать определенные теоретические и практические выводы.
Подрядные правоотношения - это вид гражданских правоотношений, при возникновении которых одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Одним из оснований возникновения подрядных правоотношений является договор подряда, который имеет свои отличительные черты и особенности. Наличие различных видов договора подряда обусловлено разнообразием общественных отношений, субъекты которых нуждаются в помощи специалистов в той или иной сфере по выполнению работ или оказанию услуг.
Договор подряда является сходным со многими договорами, но различен в предмете договоров. Именно предмет выражает цель любого договора, поэтому если стороны ставят перед собой цель не просто сделать какую-то работу, а достичь результата этой работы - налицо подрядные отношения.
Согласно ст.35 Закона о защите прав потребителей исполнитель отвечает за сохранность материала (вещи) потребителя и экономное и расчетливое его использование, поэтому исполнитель обязан:
- предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности переданного потребителем материала;
- представить отчет об израсходовании материала и возвратить его остаток либо с согласия потребителя уменьшить цену работы с учетом стоимости оставшегося у исполнителя неиспользованного материала.
При сдаче работы заказчику подрядчик обязан сообщить ему о требованиях, которые необходимо соблюдать для эффективного и безопасного использования результата работы, а также о возможных для самого заказчика и других лиц последствиях несоблюдения соответствующих требований.
Если большинство договоров имеют специальные требования к форме, то форма договора подряда не установлена, поэтому определяются общими положениями о форме договоров.
В представленной курсовой работе мной была предпринята попытка анализа действующего законодательства Российской Федерации, а также механизма заключения договора подряда. На основании вышеизложенного материала мне хотелось бы подчеркнуть, что нормативный материал, регулирующий данную сферу деятельности, требует систематизации, что позволит снизить количество подзаконных актов в данной сфере.
Список используемой литературы
I Нормативные акты т опубликованная практика
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. - 1993. - № 237.
2 Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. - 1994. - № 238-239.
3 Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Российская газета. – 1996. - № 23.
4 Федеральный Закон № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской федерации» от 17.11.1995 г. // Российская газета. – 2006. – Ст. 456.
5 Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. // Российская газета. – 2007. – Ст. 4267.
6 Закон РФ «О защите прав потребителей» от 9 янв. 1996 // СЗ РФ. 1996.- № 3. - Ст. 140.
7 Постановление Правительства РФ № 812 «Об утверждении основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации» от 14.08.1993 // Российская газета. - 1998.- Ст. 1456.
8 Положение о подрядных торгах в Российской Федерации // Российские вести. – 2003. - № 90.
9 Постановление Правительства РФ № 1025 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения в РФ» от 15 авг. 1997 г. // СЗ РФ. – 2005. – С. 4568.
II Книги
10 Гражданское право: В 2 томах, Том II. Полутом 1: Учебник // Отв. ред. проф. Е.Л. Суханов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2000. - 567 с.
11 Гражданское право. Том II. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2007. – 456 с.
12 Брагинский, М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. М.: «Статус», 2003. – 457 с.
13 Левшина, Т.Л. Основы законодательства о защите прав потребителей (курс лекций) / Т.Л. Левшина. - М. : Норма, 2004. 567 с.
14 Крылова З.Г. Гаврилова Э.П. Российское гражданское право: Учебник / З.Г. Крылова, Э. П. Гаврилова. - 2-е изд. - М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2007. – 567 с.
15 Курс трудового права. Том I. / под ред. А.С. Пашкова, С.П. Маврина. Е.Б. Хохлов. - Спб.: Зерцало, 2006. – 564 с.
16 Пиляева, В.В. Римское частное право: учеб.пособие. - 3-е изд. и доп. - М.: Норма, 2001. – 467 с.
17 Садикова, О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / О.Н. Садиков. - изд. 4-е. М.: Норма, 2008. – 764 с.
III Интернет-ресурсы
18 Правовые ресурсы Интернет версии системы «Консультант плюс», раздел - «Законодательство» (http://www.base.consultant.ru
19 Правовые ресурсы Интернет версии газеты «Российская Газета», раздел - «Законодательство» (http://www.rg.ru)
48
[1] См.: Российское гражданское право: учебник / под ред. 3. Г. Крыловой, Э. П. Гаврилова. 2-е изд. М., 2007. С. 226.
[2] См.: Пиляева В.В. Римское частное право: учеб. пособие. - 3-е изд. и доп. М., 2006. с. 81
[3] См.: Брагинский М. И. Договор подряда и подобные ему договоры. М., 2003. С.10.
[4] См.: Курс трудового права. Т. 1. / под ред. А. С. Пашкова, С. П. Маврина. Е. Б. Хохлов. Спб., 2006. С. 107.
[5] См.: Гражданское право. Том 2. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2007. С. 313.
[6]См.: Закон РФ «О защите прав потребителей» от 9 янв. 1996 // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
[7] См.: Постановление Правительства РФ № 1025 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения в РФ» от 15 авг. 1997 г. // СЗ РФ. 2005. Ст. 1452.
[8] См.: Положение о подрядных торгах в Российской Федерации // «Российские вести». 2003. № 90.
[9] См.: Постановление Правительства РФ № 812 «Об утверждении основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации» от 14.08.1993 г. // Рос. газета. № 15. 1998.
[10] См.: Постановление Правительства РФ № 812 «Об утверждении основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации» от 14.08.1993 г. // Рос. газета. № 15. 1998.