Договор энергоснабжения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Однако, несмотря на принципиальное изменение подхода к формированию отношений в электроэнергетике, задачи обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации, надежного электроснабжения потребителей сохраняются в числе приоритетных задач внутренней политики государства (п. 1 ст. 6 ФЗ "Об электроэнергетике"). В новых условиях задача обеспечения надежного электроснабжения потребителей должна решаться посредством применения новых рыночных механизмов регулирования, среди которых основное значение имеет договорное регулирование.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие и правовое регулирование договора энергоснабжения…. 7
Общая характеристика договора энергоснабжения…………………... 7
1.2. Понятие и квалификация договора снабжения электрической энергией………………………………………………………………………….12
Глава 2. Основные элементы договора снабжения электрической энергией………………………………………………………………………….17
2.1. Субъектный состав договора………………………………………………17
2.2. Предмет договора…………………………………………………………..19
2.3. Форма договора…………………………………………………………….23
2.4. Содержание договора………………………………………………………24
Глава 3. Ответственность по договору снабжения электрической энергией…………………………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиография……………………

Файлы: 1 файл

Договор_энергоснабжения - КР.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

    В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается  заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут. Если же договор заключается с организацией, то необходимо заключить договор в письменной форме, закрепив в нем все необходимые условия. Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором. 
 

 

     Глава 3. Ответственность по договору снабжения

    электрической энергией 

    Обращают  на себя внимание изменения в механизме  ответственности за электроснабжение потребителей. ФЗ "Об электроэнергетике" в рамках единого процесса электроснабжения потребителей устанавливает раздельную ответственность субъектов розничного рынка, участвующих в этом процессе (см. п. 1 ст. 38 ФЗ "Об электроэнергетике"). Однако в данном Законе не указаны основания, условия и размеры ответственности субъектов электроэнергетики перед потребителями.

    В проекте Правил функционирования розничных  рынков электрической энергии в  переходный период реформирования электроэнергетики  от 04.03.2005 предусматривается следующий  механизм ответственности. Если заключение договоров оказания услуг по передаче электроэнергии и оперативно-диспетчерское управление (ОДУ) входило в обязанности энергосбытовых организаций (т.е. было использовано право сторон заключить в соответствии с п. 2 ст. 37 ФЗ "Об электроэнергетике" смешанный договор), то энергосбытовые организации несут перед покупателями ответственность за любые нарушения обязательств субъектами оперативно-диспетчерского управления, сетевыми организациями, производителями электрической энергии. При этом энергосбытовая организация в подобных ситуациях вправе предъявить регрессный иск по возмещению уплаченной ею суммы ущерба49. В этой ситуации ответственность энергосбытовых организаций по своей природе является ответственностью за действия третьих лиц (ст. 403 ГК) и носит безвиновный характер50.

    При заключении договора с гарантирующим  поставщиком последний также  несет ответственность перед  потребителем, так как в соответствии с п. 5 ст. 38 ФЗ "Об электроэнергетике" он обязан урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением, приобретением и передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителям, с иными осуществляющими указанные виды деятельности организациями.

    В случае если договоры оказания услуг  по передаче электроэнергии и ОДУ были заключены потребителями самостоятельно, энергосбытовая организация несет ответственность по договору снабжения электроэнергией лишь за передачу прав на объект договора (электроэнергию), а также за качество и количество реализуемой электроэнергии. При неполучении необходимого количества электроэнергии потребители оказываются в весьма сложной ситуации. Они сталкиваются с необходимостью определения того, какое договорное обязательство было нарушено (по реализации или передаче электроэнергии) и, соответственно, к какой организации предъявлять требования в связи с нарушением договорных обязательств51.

    На  сегодняшний день ситуация с неплатежами  исполнителей коммунальных услуг (управляющих  организаций, товариществ собственников  жилья и др.) за приобретаемую ими у ресурсоснабжающих организаций в целях оказания коммунальных услуг энергию (электричество, тепло, воду) становится повсеместной. В этом контексте особую актуальность приобретает определенность в вопросе правомерности приостановления (прекращения) ресурсоснабжающей организацией подачи энергии исполнителю коммунальных услуг (должнику по оплате энергии), влекущего за собой приостановление (прекращение) оказания коммунальных услуг потребителям (населению), своевременно вносящим исполнителям плату за оказанные коммунальные услуги.

    К сожалению, правоприменительная практика не выработала единый подход к оценке правомерности приостановления (прекращения) энергоснабжения исполнителей коммунальных услуг, что вызывает необходимость  поиска ответа на сформулированный выше вопрос посредством анализа законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения.

    Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем  Постановлении от 1 марта 2005 г. N 10998/04 высказался относительно правомерности  прекращения (приостановления) подачи ресурсоснабжающей организацией энергии абоненту-должнику в случае неоднократного нарушения им сроков оплаты энергии в условиях добросовестного исполнения конечными потребителями своих обязательств по оплате абоненту потребленной энергии. При этом, как следует из содержания Постановления, прекращение энергоснабжения конечных потребителей связано, прежде всего, с недобросовестностью абонента, выражающейся в неоплате им ресурсоснабжающей организации потребленной энергии.

    Верховный Суд РФ, напротив, находит неправомерным ограничение энергоснабжения исполнителя коммунальных услуг в условиях надлежащего исполнения конечными потребителями своих обязательств по оплате оказанных им коммунальных услуг.

    Как следует из содержания Определения  Верховного Суда РФ от 23 марта 2005 г. по делу N 10-Впр04-15, обязанность по соблюдению бесперебойного энергоснабжения конечных потребителей лежит именно на ресурсоснабжающей организации, а не на исполнителе коммунальных услуг.

    В качестве обоснования данного вывода в Определении приводятся следующие тезисы:

    1) ресурсоснабжающая организация  занимает монопольное положение  на рынке, а организации-потребители  (исполнители коммунальных услуг)  сами не вырабатывают энергию,  в связи с чем не имеют  других источников снабжения;

    2) несмотря на то что ресурсоснабжающая  организация имеет реальную возможность  решить вопрос о взыскании  сумм задолженности с организаций-должников  в судебном порядке, она применила  такой способ самозащиты своих  прав, который привел к нарушению  прав конечных потребителей (граждан), своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи;

    3) отключая энергию, ресурсоснабжающая  организация нарушает пункт 6 Постановления Правительства РФ  от 5 января 1998 г. N 1 "О порядке прекращения  или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов". В соответствии с этим пунктом в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

    Министерство  регионального развития РФ в письме от 29 ноября 2007 г. N 21492-СК/07 также исходит  из неправомерности приостановления (прекращения) энергоснабжения исполнителя  коммунальных услуг при условии  добросовестного исполнения конечными  потребителями своих обязательств по оплате оказанных им коммунальных услуг. При это позиция Министерства обосновывается (со ссылкой на вышеприведенную позицию Верховного Суда РФ) необходимостью трансляции на правоотношения между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг норм Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, предусматривающих запрет на приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства по их оплате (п. п. 8, 85 Правил).

    Представляется, что действия ресурсоснабжающей  организации по приостановлению (прекращению) энергоснабжения исполнителя коммунальных услуг являются как санкцией за нарушение исполнителем коммунальных услуг своих обязательств по договору, так и одновременно законным способом защиты ресурсоснабжающей организацией своих нарушенных прав.

    Таким образом, приостановление (прекращение) ресурсоснабжающей организацией подачи энергии исполнителю коммунальных услуг (должнику по оплате энергии), влекущее за собой приостановление (прекращение) оказания коммунальных услуг потребителям (населению), своевременно вносящим исполнителям плату за оказанные им услуги, соответствует требованиям действующего законодательства.

    Таким образом, особый характер обязательств по энергоснабжению через присоединенную сеть определяет необходимость ограничения  ответственности за нарушение обязательства. Следует заметить, что гражданско-правовая ответственность в гражданском обороте выполняет компенсационную, превентивную, воспитательную и штрафную функции, которые различаются по своему содержанию, но тесно связаны между собой, поскольку все они конечной целью имеют удовлетворение законных прав и интересов субъектов частного имущественного оборота.  

 

     Заключение 

    В результате проведенного теоретико-практического  исследования по кругу проблем, рассмотренных  в работе, можно сделать следующие  выводы:

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации впервые комплексно урегулировал отношения по снабжению электрической энергией через присоединенную сеть, определив их порождающий договор энергоснабжения как разновидность купли-продажи (§ 6 гл. 30 ГК РФ).

    2. Значение договора энергоснабжения через присоединенную сеть обусловливается его целевой направленностью и теми функциями, которые он выполняет в условиях рыночной экономики: формирует в сфере товарообмена экономически обоснованные договорные отношения по снабжению товарами через присоединенную сеть промышленных и бытовых потребителей, становится формой реализации государственной политики в области снабжения электрической энергией в Российской Федерации, направленной на обеспечение удовлетворения потребностей государства и общества.

    3. В целях эффективного правового регулирования и правоприменения необходимо установить в гражданском законодательстве единую (модельную) юридическую конструкцию договора снабжения ресурсами через присоединенную сеть для снабжения энергией, газом, паром, теплом, питьевой водой, нефтью и нефтепродуктами, другими товарами для промышленных и бытовых нужд, что позволит также избежать неурядиц при появлении новых продуктов, снабжение которых будет осуществляться через присоединенную сеть непрерывно в силу промышленной или бытовой необходимости.

    4. Содержание договора как соглашения (сделки - юридического факта, служащего основанием возникновения договорного правоотношения) составляет совокупность согласованных его сторонами условий, в которых закрепляются права и обязанности сторон договора (содержание договорного правоотношения). В последнем проявляется неразрывная связь договора-сделки и договорного обязательства. Анализируя нормативно-правовые акты, регулирующие снабжение электроэнергией через присоединенную сеть, предлагаю установить единый перечень таких существенных условий, включив в него:

    а) срок договора (определение момента  начала исполнения договора каждой из его сторон);

    б) цену договора с указанием на обязательность для сторон договора решений об изменении  указанных цен, принимаемых уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации или муниципальными образованиями в случаях и в порядке, установленных законодательством о государственном и муниципальном регулировании тарифов на соответствующие товары;

    в) расчетный период, то есть период времени, установленный для определения  размеров обязательств по оплате снабжения;

    г) срок исполнения абонентом обязательства  по оплате электроснабжения (период платежа), а также условие о размере пени (штрафа), начисляемой на сумму просроченной задолженности;

    д) способ определения величины фактического снабжения электричеством;

    е) в случае определения величины фактического снабжения товаром через присоединенную сеть с использованием средств измерений:

    - описание технических характеристик  таких приборов и их размещение;

    - описание требований, предъявляемых  к условиям эксплуатации и  сохранности средств измерений  на основе минимальных технических  требований;

    - порядок регулярной передачи данных коммерческого учета;

    - условие об обязательности обеспечения  периодического доступа уполномоченных  представителей снабжающей организации  к средствам измерений для  цели проверки условий его  эксплуатации и сохранности, снятия  контрольных показаний;

    ж) порядок определения величины фактического снабжения товаром через присоединенную сеть и расчета его стоимости, если точки присоединения принимающего устройства абонента не оборудованы  соответствующими установленным требованиям средствами измерений;

Информация о работе Договор энергоснабжения