Договор дарения. Отличие договора дарения от прощения долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 01:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение договора дарения по ныне действующему законодательству, выявление его основных характеристик, а также отграничение договора дарения от сходных правоотношений.
Для этой цели ставятся следующие задачи:
проанализировать нормы гражданского законодательства, и в частности Главу 32 Гражданского кодекса Республики Беларусь;
изучить историю развития института договора дарения;
рассмотреть понятие и форму договора дарения;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
3
1
Глава 1 Общая характеристика договора дарения………………………
4

1.1 История развития института дарения……………………………….
4

1.2 Понятие и предмет договора дарения………………………………..
13

1.3 Пожертвования………………………………………………………...
17
2
Глава 2 Стороны договора дарения, их права и обязанности…………..
20

2.1 Требования, предъявляемые к дарителю и одаряемому……………
20

2.2 Права и обязанности сторон договора дарения……………………..
23
3
Глава 3 Отличие договора дарения от прощения долга………………..
27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...
33

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Dogovor_darenia.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...

3

1

Глава 1 Общая характеристика договора дарения………………………

4

 

1.1 История развития института  дарения……………………………….

4

 

1.2 Понятие и предмет договора  дарения………………………………..

13

 

1.3 Пожертвования………………………………………………………...

17

2

Глава 2 Стороны договора дарения, их права и обязанности…………..

20

 

2.1 Требования, предъявляемые к дарителю  и одаряемому……………

20

 

2.2 Права и обязанности сторон договора дарения……………………..

23

3

Глава 3 Отличие договора дарения от прощения долга………………..

27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

31

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...

33

     
     
     

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена следующим. Дарение является одним из старейших договоров гражданского права: свое начало этот институт берет с древних времен. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что относительная его разработанность в теории и практике дореволюционного периода не только получила дальнейшее развитие в последующее время, но и вовсе не была воспринята в более-менее полном объеме. В Гражданском кодексе 1964 г. дарению было посвящены всего две статьи. Действующий Гражданский кодекс выгодно отличается от  ранее действовавших норм как своей разработанностью, так и содержанием.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение договора дарения по ныне действующему законодательству, выявление его основных характеристик, а также отграничение договора дарения от сходных правоотношений.

Для этой цели ставятся следующие задачи:

    1. проанализировать нормы гражданского законодательства, и в частности Главу 32 Гражданского кодекса Республики Беларусь;
    2. изучить историю развития института договора дарения;
    3. рассмотреть понятие и форму договора дарения;
    4. охарактеризовать предмет договора дарения;
    5. провести исследование прав и обязанностей сторон договора дарения.

В ходе подготовки курсовой работы были использованы следующие методы: анализ и синтез, логический, системный, сравнительно-правовой, исторический и др.

Курсовая работа состоит из трех глав. В первой содержится легальное определение договора дарения, определяется предмет договора, его форма, а также сфера применения. Особо рассматриваются пожертвования. Вторая глава посвящена сторонам договора дарения, их правам и обязанностям. В третьей главе будут раскрыты отличия договора дарения от прощения долга.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ДАРЕНИЯ

 

1.1 История развития института  дарения

 

В римском праве договором дарения признавалось неформальное соглашение, по которому "одна сторона, даритель, предоставляет другой стороне, одаряемому, какие-либо ценности за счет своего имущества, с целью проявить щедрость по отношению к одаряемому. Дарение может быть совершено в различных правовых формах: посредством передачи права собственности на вещь, в частности, платежа денежной суммы, в форме предоставления сервитутного права и т.д. Частным случаем дарения было обещание что-то предоставить, совершить известные действия и т.д. — дарственное обещание"1.

Договор дарения не признавался классическими римскими юристами типичным договором, а относился к соглашениям, не подходящим ни под какой тип договоров. И.А. Покровский, характеризуя систему обязательств из контрактов по классическому римскому праву, подчеркивал, что обязательства из контрактов разделялись на четыре группы; "основанием для этого деления служит различие в самом обязывающем моменте: обязательства, юридическая сила которых вытекает уже из самого соглашения, называются контрактами консенсуальными; обязательства, юридическая сила которых возникает не из просто соглашения, а из последовавшей на основании соглашения передачи вещи одним контрагентом другому, называются контрактами реальными; обязательства, возникающие вследствие известной словесной формулы, называются контрактами вербальными, и, наконец, обязательства, заключаемые в определенной письменной форме, называются контрактами литтеральными2.

В ходе дальнейшего развития законодательства некоторые такие соглашения получили исковую защиту.

В классическом римском праве дарственное обещание имело обязательную силу только в том случае, если оно было облечено в форму стипуляции, соглашение в иной форме не порождало обязательств.

В классическую эпоху римского права сфера применения договора дарения законодательно ограничивалась путем установления предельных размеров дарения. Примером такого законодательного ограничения может служить закон Цинция (204 г. до н.э.), который запретил дарение свыше определенной суммы; данное ограничение не затрагивало лишь актов дарения в пользу ближайших родственников дарителя3.

Закон Цинция утратил свое значение в императорскую эпоху (IV в. н.э.). Таким образом, в императорскую эпоху римского права договор дарения, включая так называемое дарственное обещание, признавался типичным договором и защищался законодательством, независимо от формы его заключения. Исключение составляли только договоры дарения на определенную сумму (свыше 500 золотых), обязательная сила которых обеспечивалась путем совершения специальной процедуры — судебной инсинуации, когда дарственные акты заявлялись перед судом с последующим их занесением в специальный реестр. Предмет договора дарения в римском праве (и в классическую, и в императорскую эпохи) не ограничивался безвозмездной передачей вещи, а включал в себя возможность и дарственного обещания (что, кстати, свидетельствовало о консенсуальном характере обязательства дарения), и прощения долга, и передачи права.

В полной мере учитывался римским правом и безвозмездный характер договора дарения, что предопределило установление специальных правил регулирования данного договора в части ответственности дарителя и отмены дарения. В юридической литературе, в частности, обращалось внимание на то, что в римском праве ответственность дарителя (за возможную эвикцию подаренной вещи, за обнаруженные в ней недостатки и т.п.) ограничивалась только случаями его умысла или грубой небрежности4.

Что касается возможности отмены дарения, то И.Б. Новицкий приводит на этот счет слова Юстиниана: "Мы вообще постановляем, что все законно совершенные дарения остаются в силе и не могут быть отменены, кроме того случая, когда будет установлена неблагодарность одаренного в отношении дарителя"5. Примерами такой неблагодарности признавались: нанесение одаряемым дарителю грубой обиды, создание опасности для жизни дарителя, причинение ему значительного имущественного вреда. Еще одно специальное основание отмены дарения заключалось в том, что патрон, не имевший детей в момент, когда совершалось дарение в пользу вольноотпущенника, имел право потребовать дар обратно в случае последующего рождения ребенка6.

До революции 1917 г. правоотношения, связанные с дарением, являлись предметом оживленных теоретических дискуссий. Гражданское законодательство и гражданско-правовая доктрина того времени не давали четких однозначных ответов на вопросы о понятии дарения, его правовой природе, месте этого института в системе гражданского права. Достаточно сказать, что в гражданском законодательстве той поры нормы о дарении были размещены не среди положений о договорных обязательствах, а в разделе о порядке приобретения и укрепления прав на имущество. Хотя, как подчеркивал Г.Ф. Шершеневич, "законодательство признает, что дар почитается недействительным (несостоявшимся?), когда от него отречется тот, кому он назначен...", а следовательно, по мнению Г.Ф. Шершеневича, законодатель бесспорно причисляет дарение к договорным обязательствам7.

Значительным своеобразием отличались взгляды основоположника российской цивилистики Д.И. Мейера как на природу дарения, так и на место этого института в системе гражданского права, которые были охарактеризованы Г.Ф. Шершеневичем следующим образом: "Иные, принимая в соображение, что посредством дарения возможно установление всех видов прав, отводят место дарению в общей части гражданского права (Мейер). Но с педагогической точки зрения едва ли это удобно, потому что по поводу дарения пришлось бы излагать положения, которым место только в особенной части"8. Однако такая оценка взглядов Д.И. Мейера нам представляется упрощенной и несправедливой.

Действительно, в книге Д.И. Мейера "Русское гражданское право"9  положения о дарении помещены в общей части гражданского права (в разделе о приобретении прав). Но причины такого подхода к изложению курса гражданского права объясняются в самой книге несколько иначе, чем указывал Г.Ф. Шершеневич. Д.И. Мейер подчеркивал, что "безвозмездно права приобретаются различно, например, по передаче, по договору, так что способы безмездного приобретения прав не группируются в одно учреждение; но в различных учреждениях, определяющих безмездное приобретение того или другого права, встречаются многие общие черты, так что есть возможность представить общую теорию дарения, как учреждения, обнимающего в общих чертах все различные учреждения, о безмездном приобретении прав. Таким образом, в учении о приобретении прав находит себе место учение о дарении"10.

Дело в том, что, по мнению Д.И. Мейера, не все акты дарения могут быть признаны договором. Он подчеркивал, что "по договору приобретается право на чужое действие, по дарению же не всегда приобретается право на чужое действие, а иногда и другое право. Например, лицо обязывается подарить другому известную вещь: тут действительно представляется договор, по которому другое лицо приобретает право на действие, и притом приобретает его безвозмездно. Но, например, лицо, не будучи предварительно обязано подарить вещь, прямо передает ее безвозмездно другому лицу: здесь лицо не приобретает права на чужое действие, а приобретает право собственности на вещь"11.

Таким образом, существо взглядов Д.И. Мейера по поводу правовой природы дарения состоит в том, что он различал договор дарения как институт обязательственного права, когда на основе соглашения сторон возникает обязательство дарителя передать дар одаряемому, и это полностью укладывается в конструкцию гражданско-правового договора; но с другой стороны, Д.И. Мейер не признавал договором такое дарение, когда имелся лишь факт передачи вещи, который непосредственно порождал право собственности у лица, получившего эту вещь. В последнем случае, при отсутствии соглашения сторон и соответственно вытекающего из него обязательства по передаче вещи, передача вещи (как таковая) представлялась Д.И. Мейеру самостоятельным основанием возникновения права собственности. И в этом смысле имело место безвозмездное отчуждение права собственности, которое, по мнению Д.И. Мейера, не охватывалось понятием договора дарения.

В связи с этим следует заметить, что даже с позиций сегодняшнего дня такой подход к оценке правовой природы дарения имеет право на существование.

Особых взглядов на правовую природу дарения придерживался и К.П. Победоносцев, который усматривал смысл дарения в перенесении права собственности одним лицом на другое в момент достижения согласия сторонами и поэтому причислял дарение к способам приобретения права собственности12.

Оппонируя точке зрения К.П. Победоносцева, Г.Ф. Шершеневич писал: "Однако, тот факт, что дарение чаще всего направлено к перенесению права собственности, еще не дает основания игнорировать те случаи дарения, когда оно чуждо этой цели... даже в дарении, направленном на перенесение права собственности, момент перехода последнего не всегда совпадает с моментом соглашения, и тогда между дарителем и одаряемым устанавливается обязательственное отношение"13.

Сам же Г.Ф. Шершеневич всякое дарение признавал договором. Он указывал: "Дарением называется безвозмездный договор, направленный непосредственно на увеличение имущества одаряемого в соответствии с уменьшением имущества дарителя..." "Дарение, — подчеркивал Г.Ф. Шершеневич, — представляет собой сделку, основанную на взаимном соглашении, а не на воле одного дарителя. До принятия предлагаемого дара лицом одаряемым дарение не имеет смысла. Поэтому-то дарение признается договором"14.

На фоне всестороннего и детального регулирования договора дарения в дореволюционном гражданском законодательстве особенно убогим представляется регулирование договора дарения в советском гражданском законодательстве.

В Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. договору дарения была посвящена лишь одна норма, устанавливающая следующее правило: "Договор о безвозмездной уступке имущества (дарение) на сумму более одной тысячи рублей должен быть, под страхом недействительности, нотариально удостоверен" (ст. 138).

Информация о работе Договор дарения. Отличие договора дарения от прощения долга