Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:25, курсовая работа
Общество с ограниченной ответственностью (общество) является одной из самых распространенных организационно-правовых форм юридического лица. Общество возникло как переходная форма между полным товариществом и акционерным обществом. При этом общество с ограниченной ответственностью заимствовало признаки предшествующих Товариществ и Обществ.
Введение………………………………………………………………………………3
Понятие общества с ограниченной ответственностью как организационно-правовой формы деятельности юридического лица и его признаки …..……….6
Порядок создания Общества с ограниченной ответственностью………..10
2.1 Правоспособность и дееспособность юридического лица…………………...10
2.2 Регистрация Общества с ограниченной ответственностью………………….11
2.3 Индивидуализация Общества с ограниченной ответственностью …………15
2.4 Состав участников Общества с ограниченной ответственностью ………….17
3. Органы управления Общества с ограниченной ответственностью и ведение дел в Обществе с ограниченной ответственностью …………………………….20
3.1 Общие положения………………………………………………………………20
3.2 Общее собрание ……………………………………………………………...21
3.3 Совет директоров …………………………………………………………… .. 22
3.4 Исполнительные рганы…………………………………………………….….23
3.5 Права и обязанности участника ……………………………………………….25
3.6 Ответственность по обязательствам общества с ограниченной ответственностью и его участников …28
4. Реорганизация, ликвидация общества с ограниченной ответственностью…30
Заключение ………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы и приложения……………………………..36
Общая (универсальная) правоспособность дает юридическим лицам возможность осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.
Специальной (ограниченной) правоспособностью обладают лишь те организации, для которых такая правоспособность прямо установлена законом или учредительными документами организации.9 При этом установление специальной правоспособности обусловлено целями их создания, определенными учредителями.
Общей правоспособностью обладают
коммерческие организации, за исключением
государственных и
Специальной правоспособностью обладают помимо указанных выше отдельных видов коммерческих организаций и некоммерческие организации.
2.2 Регистрация Общества с ограниченной ответственностью
Создание общества может быть осуществлено путем учреждения - создания вновь, либо путем реорганизации действующих юридических лиц.
На первом этапе создания общества учредители разрабатывают учредительные документы общества, открывают в банке или кредитном учреждении специальный накопительный счет для внесения вкладов в уставный капитал в виде денежных средств или оформляют эти вклады в кассу общества. На первом (учредительном) собрании участники общества утверждают учредительные документы, избирают исполнительные органы общества и (или) органы управления общества, утверждают денежную оценку имущества, вносимого как вклад в уставный капитал общества, а также рассматривают другие вопросы, касающиеся создания общества.
Для учреждения общества учредители заключают учредительный договор, в котором обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. Учредительный договор должен отражать состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников), размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли, условия их участия в его деятельности, состав и компетенция органов управления обществом и порядке принятия ими решений, порядок выхода участников из общества.
Другим учредительным
Если общество учреждается одним лицом, учредительным договором является только устав, утверждённый этим лицом (п. 1 ст. 11 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью).
общество считается созданным с момента государственной регистрации. Порядок государственной регистрации должен устанавливается федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с вышеуказанными нормативными актами государственная регистрация осуществляется Федеральной Налоговой службой по месту нахождения общества.
В соответствии с установленным порядком для государственной регистрации необходимо представить следующие документы:
заявление о регистрации общества,
составленное в произвольной форме
и подписанное всеми
учредительный договор;
устав, утвержденный учредителями;
документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала, указанного в учредительных документах;
свидетельство об уплате государственной пошлины.
Законом об обществах установлен минимальный размер уставного капитала для обществ с ограниченной ответственностью. Он не должен быть менее чем десять тысяч рублей11.
Отказ в регистрации, в соответствии со ст. 51 ГК РФ, допускается при нарушении установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону, отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. В связи с отсутствием закона о регистрации состав представленных документов и содержащиеся в них сведения должны соответствовать требованиям Положения о порядке регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Для некоторых видов обществ в соответствии с законодательством установлена специальная регистрация. Государственная регистрация банков и кредитных организаций производится Банком России согласно Закона РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»12, регистрация страховых компаний также осуществляется специальным органом согласно Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»13. Государственная регистрация юридических лиц носит сегодня явочно-нормативный характер, при котором регистрирующий орган вправе только проверить положения учредительных документов на соответствие законодательству и не уполномочен проверять целесообразность создания того или иного юридического лица. В случае нарушений законодательства учредителями общества, допущенных при его создании, регистрация его может быть признана недействительной, если допущенные нарушения неустранимы. Отказ в регистрации общества может быть обжалован в суд.
Адрес (местонахождение) общества с ограниченной ответственностью указывается в уставе, а также в заявлении о его госрегистрации.
Как на этапе создания и госрегистрации юридического лица, так и впоследствии могут возникнуть проблемы, связанные с выбором и указанием в документах адреса места нахождения организации. В ряде случаев это приводит к судебным спорам.
В подготовленном федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа "Обзоре практики рассмотрения дел по спорам, связанным с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сказано, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности 14.
В арбитражный суд обратился директор общества с ограниченной ответственностью с заявлением об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации юридического лица.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, заявленное требование удовлетворено.
Инспекция сочла свой отказ в
государственной регистрации
Суд кассационной инстанции признал принятые судебные акты законными и обоснованными.
Данная позиция так же подтверждается и Федеральным арбитражным судом Центрального округа15.
2.3 Индивидуализация Общества
с ограниченной
Требования к фирменному наименованию юридического лица содержатся в п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и ст. ст. 54, 87, 1473 ГК РФ. Они должны учитываться при выборе фирменного наименования создаваемого юридического лица, а также при указании наименования в учредительных документах и заявлении на государственную регистрацию.
Согласно п. 4 ст. 1473 ГК РФ включение в фирменное наименование юридического лица официальных наименований "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от них, допускается по разрешению, которое выдается в порядке, установленном Правительством РФ.
Однако ст. 1473 ГК РФ не конкретизирует, какие именно слова могут признаваться производными от слов "Россия" или "Российская Федерация" и, следовательно, не могут использоваться юридическими лицами без специального разрешения.
В судебной практике имеются соответствующие решения с выводами том, что сокращение "рос", используемое в фирменных наименованиях организаций (Роспатент, Росвооружение и др.), представляет собой устойчивое общеизвестное буквенное сочетание, сокращенное от "российский", "Россия", вызывающее стойкую ассоциацию потребителя с участием государства в деятельности организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах.
Таким образом, вышестоящий суд отменил вынесенные ранее решения суда по указанным основаниям16.
Требования к фирменному наименованию юридического лица содержатся в п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и ст. ст. 54, 96, 1473 ГК РФ. Они должны учитываться при выборе фирменного наименования создаваемого юридического лица, а также при указании наименования в учредительных документах и заявлении на государственную регистрацию.
Вместе с тем на практике возникают вопросы: возможно ли использование в фирменном наименовании юридического лица слов, производных от наименований иностранных государств, и какие слова могут признаваться производными?
Судебная практика в данном вопросе однозначна и не допускает использования наименований, сходных до степени смешения с уже существующими наименованиями. Подобная практика применима и к акционерным обществам, и обществам с ограниченной ответственностью17.
В соответствии с п. 3 ст. 1474 ГК РФ не
допускается использование
Согласно п. 17 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 13.12.2007 N 122 фирменное наименование общества признается сходным до степени смешения с фирменным наименованием другого общества, если имеется сходство произвольной части фирменного наименования, поскольку только при таком сходстве, как правило, возникает угроза смешения юридических лиц.
В связи с этим возникает вопрос: вправе ли правообладатель требовать изменения фирменного наименования другого юридического лица и в каких случаях он имеет право заявлять данные требования?
По мнению высших судебных инстанций,
правообладатель вправе требовать
изменения фирменного наименования,
тождественного фирменному наименованию
правообладателя или сходного с
ним до степени смешения, в отношении
видов деятельности, аналогичных
видам деятельности, осуществляемым
правообладателем. Тому подтверждением
является постановление ФАС Волго-
2.4 Состав участников
Общества с ограниченной
Право граждан быть участниками
обществ закреплено в ст. 18 ГК РФ
и ст. 7 Закона об обществах. Это право
предоставляет гражданину возможность
активно участвовать в
По общему правилу участником общества может быть гражданин, обладающий гражданской дееспособностью в полном объеме, т.е. с момента совершеннолетия, кроме случаев вступления несовершеннолетнего в брак и эмансипации18.
Как и Гражданский Кодекс РФ (п. 4 ст. 66), Закон об обществах с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 7) указывает на возможность запрета на участие в обществах отдельных категорий граждан. Такой запрет может быть предусмотрен только федеральным законом.
Некоторые категории граждан ограничены законом в праве выступать участниками обществ. Такие ограничения установлены для государственных служащих. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»19 государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли в уставном капитале коммерческих организаций. Аналогичные требования распространяются и на муниципальных служащих.
Военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением занятий научной, преподавательской и творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. Военнослужащим запрещается оказывать содействие физическим и юридическим лицам с использованием служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности, а также получать за это вознаграждение и льготы20. Это положение прямо не запрещает участие военнослужащих в хозяйственных обществах, но создает определенные сложности в осуществление таким учредителем своих прав на участие в управлении обществом.
По общему правилу юридические лица наряду с гражданами также могут быть участниками хозяйственных обществ (п. 4 ст. 66 ГК РФ). Однако некоторые виды юридических лиц вправе выступать участниками обществ с определенными особенностями. Так, финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками обществ с разрешения собственника, если иное не установлено законом (абз. 4 п. 4 ст. 66 ГК РФ).