Частное и публичное право в системе Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 19:42, реферат

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение проблемы частного и публичного права в рамках теории государства и права.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать проблемы становления и развития частного и публичного права в зарубежных странах.
2. Рассмотреть процесс становление и развитие частного и публичного права в России.
3. Выделить критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права.
4. Рассмотреть основы классификации и взаимосвязи отраслей и правовых блоков в системе права России.
5. Раскрыть проблему роли международного публичное и частного права в правовой системе России.

Оглавление

Введение ……………………….……………………………………………………………….3
Глава I. Частное и публичное право: из истории становления и развития ..……….……....4
1.1 Становление и развитие частного и публичного права в зарубежных странах ….……4
1.2 Становление и развитие частного и публичного права в России ………………...…….5
1.3 Критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права ...…...…...10
Глава II. Частное и публичное право в системе Российской Федерации ……………..….15
2.1 Отрасли и правовые блоки в системе права России: основы классификации и взаимосвязи ………………………………………………………………………………...…15
2.2 Международное публичное и частное право в правовой системе России …………...18
Заключение …………………………………………………………..………………………24
Список литературы ……………………………………..……………

Файлы: 1 файл

Реферат Частное и публичное право.docx

— 66.40 Кб (Скачать)

 Даже основные принципы  международного права не кодифицированы, отчего их число и формулировки  в различных международных актах  не идентичны. Поэтому общее международное  право, а также внутреннее право  многих государств находят выход  из затруднительных ситуаций  в толковании международно-правовых  норм судом.

 Таким образом, по нашему  мнению, является целесообразным  наделение Конституционного Суда  РФ полномочиями по установлению  содержания и источников закрепления  общепризнанных принципов и норм  международного права. А для более  эффективного применения данного  рода норм считаем целесообразным  издание единого постановления  Конституционным Судом РФ, в котором, опираясь, например, на опыт ФРГ, аккумулировались бы те общепризнанные  принципы и нормы международного  права, которые Российская Федерация  считает частью своей правовой  системы.

 К числу таковых, например, можно отнести следующие принципы  и нормы:

- недопустимость произвола  при толковании закона правоприменителем;

- определенность, ясность, недвусмысленность правовой нормы;

- принцип поддержки доверия  гражданина к закону и действиям  государства;

- принцип правового государства;

- принцип равенства граждан  перед законом;

- принцип разделения  властей;

- принцип соразмерности  ограничения прав и свобод  конституционно значимым целям;

- принцип справедливости  и соразмерности мер юридической  ответственности;

- баланс интересов при  установлении форм ее применения (юридической ответственности);

- принцип уважения достоинства  личности как равноправного субъекта  во взаимоотношениях с государством;

- принцип недопустимости  придания обратной силы закону, ограничивающему права граждан, вводящему или ограничивающему  налоги, влияющие на уголовную  наказуемость деяния;

- принцип запрета сверхформализма;

- принцип презумпции невиновности.

 Помимо этого, значительным  упущением авторов действующей  Конституции РФ, на наш взгляд, является существующий пробел, касающийся  определения общих целей и  принципов внешней политики государства. Основные принципы международного  права конституционно были закреплены  в качестве принципов внешней  политики СССР и РСФСР. В Конституции  РФ 1993 г., к сожалению, положения о  целях и принципах внешней  политики отсутствуют.

 Конституция России  в ряде случаев напрямую предписывает  руководствоваться общепризнанными  принципами и нормами международного  права. Таковыми являются положения ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 55, ч. 1 ст. 63, ч. 2 ст. 67, ст. 69. Вместе с тем Конституция умалчивает о других случаях, когда было бы уместно вспомнить о нормах международного права. Так, к совместному ведению Федерации и ее субъектов отнесено выполнение только международных договоров, а не норм международного права вообще (п. "о" ст. 72). Недостаточное внимание уделяется международному праву в нормотворческой деятельности разных уровней. В особенности важным является вопрос по поводу правомочности субъектов Российской Федерации в решении вопросов о правах и свободах человека на местном уровне. Важным аспектом такого рода отношений также является соблюдение основополагающих принципов и правил, заключенных в международных нормах. Например, в Венской декларации и Программе действий, принятых 25 июня 1993 года Всемирной конференцией по правам человека, говорится, что региональные механизмы играют основополагающую роль в защите прав людей, они должны содействовать укреплению универсальных (международных) стандартов в области прав человека. Там же отмечается, что каждое государство имеет право избирать такие структуры, которые в наибольшей мере соответствуют его конкретным потребностям на национальном уровне.

 Помимо этого, в Конституции  России не определен и механизм  контроля за соответствием национального права международным обязательствам страны. Конституционный Суд РФ решает дела лишь о соответствии Конституции "не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации" (п. 2 "г" ст. 125). При этом статья 15 располагается в первой главе Конституции и, следовательно, входит в ряд основ конституционного строя России.

 Конституция как основа  правовой системы государства  обладает высшей юридической  силой, приматом в отношении всех  остальных норм. Международное право  учитывает особый статус конституции, определяющей и закрепляющей  законодательно социально-политическое  устройство страны, ее правовой  системы. Утверждая суверенное право  каждого государства свободно  выбирать и развивать свою  правовую систему, оно требует  уважения к установленному конституцией  правопорядку.

 Вместе с тем свобода  государства в определении характера  своей правовой системы не  является неограниченной. Принцип  суверенного равенства государств, закрепляя их право на свободный  выбор политико-правовой системы, в то же время взаимосвязан  с другим основополагающим принципом: "каждое государство обязано выполнять полностью добросовестно свои международные обязательства". Добросовестное выполнение обязательств по международному праву предусматривает, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства "будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву".

 Конституция РФ 1993 г. затрагивает  многие вопросы международного  права. Это и права человека, вопросы  территории и границ, ратификация  международных договоров, дипломатические  отношения и многое другое. Одним  из важных нововведений является  принципиальное решение в ней  вопроса о соотношении международного  и внутригосударственного права, признании приоритета международных  договоров Российской Федерации  над ее внутренними законами.

 В п. 4 ст. 15 Конституции  РФ сформулированы две связанные  между собой конституционные  нормы: о включении общепризнанных  принципов и норм международного  права и международных договоров  России в правовую систему  Российской Федерации и о приоритете  применения правил международных  договоров РФ перед российскими  законами. Федеральный закон "О  международных договорах Российской  Федерации" от 15 июля 1995 г. законодательно  закрепил в преамбуле положение  о том, что Российская Федерация  выступает за неукоснительное  соблюдение обычных и договорных  норм. Тем самым открывается возможность  прямого действия и применения  норм международного права органами  власти, включая суды. Заинтересованные  физические и юридические лица  могут ссылаться прямо на нормы  международного права при разрешении  споров между собой и с государственными  органами, предприятиями, учреждениями и организациями.

 Конституция закрепила  свою высшую юридическую силу  и, соответственно, установила, что "законы  и иные правовые акты, принимаемые  в Российской Федерации, не должны  противоречить Конституции Российской  Федерации" (ч. 1 ст. 15). И хотя нормы международного права не упомянуты, положение о высшей юридической силе Конституции распространяются на все нормы правовой системы страны.

 Это положение широко  признано как в отечественной, так и в международно-правовой  литературе. Так, В.А. Карташкин пишет, что Конституция России, "признавая приоритет международного права над внутригосударственным законодательством, не распространяет это верховенство на Основной Закон страны". К этой же мысли присоединяется и О.Е. Кутафий1. Будучи включенными Конституцией в правовую систему страны, нормы международного права обретают способность регулировать внутригосударственные отношения, в том числе и конституционные. А И.И. Лукашук вообще рассматривает возможность изменения Конституции на базе договора.

 Включение Конституцией  России общепризнанных принципов  и норм международного права  и международных договоров Российской  Федерации в правовую систему  нашей страны является важным  историческим шагом. Оно коренным  образом меняет понятие правовой  системы России, структуру системы  источников конституционного права, в том числе ставит по-новому  вопрос о соотношении и иерархии правовых актов по их юридической силе.

 В связи с этим  возникает вопрос, суть которого  заключается в установлении иерархии юридической силы в процессе применения и исполнения этих норм в системе источников конституционного права России. Ведь от того, что указанные международные нормы включены в российскую правовую систему, они не перестают быть нормами международного права, являющегося самостоятельной правовой системой, и каждая из этих систем сохраняет свои особенности в определении иерархии юридической силы соответствующих правовых норм и соотношения актов (норм) международного и российского национального права.

 Таким образом, в связи  с тем, что обычная и договорная  нормы международного права обладают  равной юридической силой, равным  правовым статусом, можно утверждать, что общепризнанные принципы  и нормы международного права  обладают таким же юридическим  статусом в рамках российской  правовой системы, как и договорные  нормы. Если же общепризнанная  норма или принцип будут иметь  меньшую юридическую силу, чем  закон, это может привести к  нарушению Россией своих международных  обязательств, которые она, как и  другие субъекты международного  права, берет на себя добровольно. То есть в случае возникновения  коллизии между общепризнанной  нормой и правилом, предусмотренным  в законе, приоритет в применении  должен быть за общепризнанной  нормой международного права. В  своей деятельности данное положение  следует применять всем государственным  и муниципальным органам, включая  и органы судебной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Структурирование права  по типу "частное- публичное" направлено на ограничение государственной власти, гарантирует "область свободы" субъектов права от проявлений всевластия государства. Такое деление права объективно по своему характеру, отражает бытие двух относительно самостоятельных сфер - гражданского общества и государства. Для этих сфер характерны различные меры дозволенного и запрещенного; одни задачи решаются в рамках публичного права, другие - частного. Вместе с тем право едино в обоих своих проявлениях - частном и публичном - и лишь в совокупности может обеспечить сочетание интересов общества, государства и личности.

 Публичное право — система централизованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации публичных интересов, регулирующие публично-правовые отношения - отношения органов публичной власти между собой, а также отношения между ними и частными лицами и их объединениями, построенные на началах субординации субъектов. Для неё характерны особенности, обусловленные правовым режимом публичной власти: преимущественно разрешительный способ правового регулирования, односторонние волеизъявления властных органов как участников соответствующих правоотношений, иерархические связи и вытекающая отсюда императивность правовых норм.

 Частное право - система децентрализованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим в себя нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации частных интересов, регулирующие частноправовые отношения - отношения частных лиц и (или) их объединений между собой, закрепляющие свободу договорных связей, построенные на началах координации субъектов. Для неё характерен преимущественно общедозволительный способ (гражданско-правовой метод) правового регулирования, отличающийся началами автономии, юридического равенства субъектов, их несоподчиненностью и обусловленной этим диспозитивностью правовых норм.

 В основу разграничения  права на частное и публичное  должен быть положен формальный  критерий, т.е. различие следует проводить  в зависимости от способа построения  и регулирования юридических  отношений, присущего частному и  публичному праву. Наиболее приемлемым  среди формальных критериев разграничения  является положение субъекта  в правоотношении и признак  централизации или децентрализации  правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. – 66-77 с.
  2. Всеобщая история государства и права: В 2 т. Т. 1: Древний мир. Средние века. М., 2002. – 260 с.
  3. Гражданское право: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. – 632 с.
  4. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1999. – 64с.
  5. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1993. – 9–12, 32– 71, 94–109 с.
  6. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898. – 165–183 с.
  7. Кутафин О.Е. Источники конституционного права РФ. M.: Юристъ, 2002. – 50-67 с.
  8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. – 62–63, 322–328 с.
  9. Муромцев С. А. Определение и основное разделение права // Избранные труды по римскому и гражданскому праву. М., 2004. – 685 с.
  10. Теория государства и права: Основы марксистско-ленинского учения о государстве и праве / Под ред. П. С. Ромашкина, М. С. Строговича, В. А. Туманова. М., 1962. – 508-509 с.
  11. Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995. – 55 с.
  12. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1912. – 513–554 с.

 

 

 


Информация о работе Частное и публичное право в системе Российской Федерации