Банкротство юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:11, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе речь пойдет не о возникновении, а, наоборот, – о прекращении юридических лиц. А именно прекращение юридического лица при банкротстве.
Цель работы – рассмотреть понятие банкротства юридического лица. Для этого необходимо рассмотреть следующие вопросы: сущность понятия юридического лица, сущность понятия банкротства, основные процедуры банкротства юридического лица.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Сущность юридического лица…………………………………………………..5
1.1 Функции и признаки юридического лица…………………………………….5
1.2 Правоспособность юридического лица……………………………………….8
1.3 Дееспособность юридического лица………………………………………...10
2 Банкротство юридического лица………………………………………………15
2.1 Понятие банкротства юридического лица…………………………………..15
2.2 Основные процедуры банкротства…………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………...27
Глоссарий………………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Гражданское право.docx

— 119.32 Кб (Скачать)

В Законе о банкротстве (ст. 4) определены состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, т.е. требования кредиторов, которые  могут участвовать в деле о  банкротстве. Кредиторы, обладающие названными требованиями, относятся к числу  конкурсных кредиторов, которые вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника, а также участвовать в собраниях кредиторов с правом голоса.

Несостоятельность может  быть признана в судебном порядке  либо объявлена самим должником. Судебное признание банкротства  возможно как по требованию кредиторов (или прокурора), так и по заявлению  самого неплатежеспособного должника. В предусмотренных законом случаях  руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, так как дела о банкротстве  рассматриваются арбитражным судом (ст. 8 Закона о банкротстве).

Таким образом, как объявление банкротом, так и последующая  ликвидация юридического лица могут  быть как принудительными (по судебному  решению), так и добровольными (по решению самого банкрота, принятому  совместно с его кредиторами  в соответствии с п. 2 ст. 65 ГК и  ст. 24, 181-183 Закона о банкротства). Основную особенность такой ликвидации составляет обязательное соблюдение конкурсного  порядка распределения имущества  между кредиторами.

Правом на обращении  в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом  обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Уполномоченными органами в делах о несостоятельности (банкротстве) являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.

Дело о банкротстве  может быть возбуждено арбитражным  судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тысяч рублей, к должнику-гражданину – не менее 10 тысяч рублей.

Многочисленные необоснованные, а также «искусственные банкротства, которые имели место при применении предыдущих законов о банкротстве, привели к изменению регулировании  процедуры возбуждения дела о  банкротстве по Закону о банкротстве 2002 г. В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона к заявлению кредитора о признании  должника банкротом должны быть приложены  вступившие в законную силу решения  суда, арбитражного суда или третейского  суда, рассматривавших требование кредитора  к должнику, а также доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в  службу судебных приставов и его  копии должнику. Заявление кредитора, поданное с нарушением данных требований, арбитражный суд возвращает заявителю (ст. 44 Закона).

Вынесение арбитражным  судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом не влечет за собой автоматического  введения в отношении должника процедуры  наблюдения, как это было по ранее  действующему законодательству. Указанная  процедура банкротства может  быть введена только по результатам  рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением  случая возбуждения дела о банкротстве  на основании заявления самого должника, когда наблюдение вводится с момента  вынесения арбитражным судом  определения о принятии такого заявления.

Лицами, участвующими в  деле о банкротстве, являются:

- должник, 

- арбитражный управляющий, 

- конкурсные кредиторы, 

- уполномоченные органы,

- федеральные органы  исполнительной власти, а также  органы исполнительной власти  субъектов РФ и органы местного  самоуправления по месту нахождения  должника в случаях, предусмотренных  Законом о банкротстве, 

- лицо, предоставившее  обеспечение для проведения финансового  оздоровления (ст. 34 Закона о банкротстве).

Одной из основных фигур  дела о банкротстве на любой его  стадии является арбитражный управляющий, на которого возложено непосредственное проведение процедур банкротства должника, а при осуществлении внешнего управления и конкурсного производства арбитражный управляющий также  осуществляет функции руководителя соответствующей организации.

Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) – гражданин РФ, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных связанных с этим полномочий, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

Новеллой Закона о  банкротстве 2002 г. является установление обязательной принадлежности арбитражного управляющего к одной из саморегулируемых организаций управляющих.

 

2.2 Основные процедуры  банкротства

Институт банкротства  не направлен только на прекращение (ликвидацию) юридического лица. Ведь интерес  кредиторов неплатежеспособного юридического лица состоит не в его ликвидации, а в возможно более полном удовлетворении своих требований, чему может служить  и продолжение его деятельности (если, конечно, ее результатом станут дополнительные доходы, а не убытки). Следует также иметь в виду, что ликвидация юридического лица в  результате его банкротства крайне неблагоприятно отражается на его наемных  работниках и нередко имеет иные отрицательные социальные последствия (например, при банкротстве градообразующих  предприятий). Поэтому она является крайней мерой, использованию которой  обычно предшествует применение иных, предупредительных мер6.

Законом о банкротстве  предусмотрены следующие процедуры  банкротства (ст. 27 Закона):

- в отношении должника-юридического  лица: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное  производство, мировое соглашение;

- в отношении должника-гражданина: конкурсное производство, мировое  соглашение, иные предусмотренные  Законом о банкротстве процедуры  банкротства (см. рисунок 1).

Рисунок 1

 

С момента принятия арбитражным  судом заявления о банкротстве  предусматривается введение периода  наблюдения, для осуществления которого судом может назначаться временный  управляющий. Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст. 2 Закона о банкротстве). Процедура наблюдения как институт российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) впервые появилась с принятием в 1998 г. Закона о банкротстве. Она не применялась в российском дореволюционном конкурсном праве и не была предусмотрена Законом о банкротстве 1992 г. Анализ практики применения Закона о банкротстве 1992 г. показал, что отсутствие данной процедуры приводило к нарушению баланса интересов должника и кредиторов7.

С этого момента приостанавливается производство и исполнение по всем делам, связанным с обращением взыскания  на имущество должника, а любые  имущественные требования к нему могут предъявляться лишь в конкурсном порядке (ст. 57, 58 Закона о банкротстве). Цель этих мер очевидна – сохранение имущества должника для соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов. Поэтому в период наблюдения органы управления должника не вправе совершать  большинство сделок без согласия временного управляющего, а также  не могут принимать решения о  реорганизации или ликвидации должника, его участии в иных юридических  лицах, выплате дивидендов и размещении эмиссионных ценных бумаг, так как  это может ущемить интересы кредиторов. Для соблюдения этого порядка  в государственный реестр юридических  лиц должна вноситься соответствующая  запись. Временным управляющим в  этот период проводится анализ финансового  состояния должника и устанавливается  размер требований всех его кредиторов. Последствие на своем общем собрании принимают решение либо о применении к должнику предупредительных мер, либо об обращении в суд с ходатайством о признании его банкротом  и об открытии конкурсного производства.

В отличие от ранее  действовавшего законодательства наблюдение по общему правилу вводится не с  момента возбуждения производства, а по результатам рассмотрения арбитражным  судом обоснованности требований заявителя, обратившегося в арбитражный  суд с заявлением о признании  должника банкротом, что послужило  основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве должника (п. 1 ст. 62 Закона). Определение о введении наблюдения может быть вынесено лишь в том случае, если требование заявителя  соответствует условиям, предусмотренным  Законом о банкротстве, признано арбитражным судом обоснованным и не удовлетворено должником  на дату заседания арбитражного суда (п. 3 ст. 48 Закона). При проведении процедуры  наблюдения назначается временный управляющий.

В ходе разбирательства  дела о банкротстве арбитражным  судом на основании решения собрания кредиторов может вводиться внешнее  управление организацией-должником (если есть основание полагать, что ее платежеспособность может быть восстановлена) (ст. 68 Закона о банкротстве). На период внешнего управления вводится мораторий  – отсрочка удовлетворения требований кредиторов, которая распространяется на долги, возникшие до назначения этого  управления, в том числе подтвержденные исполнительными документами (ст. 70 Закона о банкротстве).

Внешнее управление осуществляется назначенным судом внешним управляющим, который приобретает права руководителя организации-должника и самостоятельно распоряжается ее имуществом (за исключением  крупных сделок). Деятельность управляющего строится на основе плана проведения внешнего управления, утвержденного  общим собранием кредиторов на срок не более года. План может предусматривать  перепрофилирование или закрытие нерентабельных производств; продажу части имущества  должника, продажу предприятия-должника в целом (как имущественного комплекса), осуществление иных законных способов восстановления платежеспособности должника. При недостижении этой цели арбитражный  суд признает должника банкротом  и открывает конкурсное производство.

Конкурсное производство открывается с момента судебного  признания должника банкротом (п. 1 ст. 97 Закона о банкротстве). Оно относится  к «ликвидационным процедурам», влекущим прекращение деятельности юридического лица – банкрота и  осуществляется назначенным судом  конкурсным управляющим в срок, как  правило, не более года. С этого  же момента считается наступившим  срок исполнения всех денежных обязательств должника (что уравнивает требования всех кредиторов независимо от сроков их возникновения) и одновременно прекращается начисление пени (неустоек) и процентов  по всем видам его задолженности. Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований отдельными кредиторами  и исполнение в их пользу теперь допускаются только в порядке  конкурса (конкурсный иммунитет) (п. 1 ст. 98 Закона о банкротстве).

Все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его  имуществом переходят к конкурсному  управляющему (а полномочия органов  управления и собственника имущества  должника соответственно прекращаются). Конкурсный управляющий вправе требовать  признания недействительными совершенных  должником сделок и расторжения  заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может  предъявлять иски об истребовании имущества  должника у третьих лиц, а также  принимать иные меры по поиску, выявлению  и возврату находящегося у них  имущества должника (ст. 101 Закона о  банкротстве). В некоторых правопорядках  для этого устанавливается специальный  срок – «период подозрительности». Затем конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку выявленного  имущества должника, которое предназначено  для удовлетворения требований кредиторов (конкурсной массы). В конкурсную массу  не включаются находящийся на балансе  должника жилищный фонд и отдельный  объекты социально-культурной сферы  и коммунальной инфраструктуры, а  также некоторые другие виды имущества (например, изъятые из оборота) (ст. 103, 104 Закона о банкротстве).

Имущество, составляющее конкурсную массу, продается управляющим  с согласия кредиторов по общему правилу  на открытых (публичных) торгах. Из вырученных от продажи сумм производятся расчеты  с кредиторами в соответствии с очередностью их требований и в  порядке, установленном законом  для ликвидации юридических лиц (п. 1-3 ст. 64 ГК; ст. 106-111 Закона о банкротстве). Вне очереди покрываются судебные расходы и вознаграждения управляющим  при банкротстве, а также требования, возникшие в периоды наблюдения, внешнего управления и конкурсного  производства (в том числе текущие  коммунальные и эксплуатационные платежи). Требования кредиторов, не удовлетворенные  из-за недостаточности имущества  должника, считаются погашенными.

Действия конкурсного  управляющего контролируются кредиторами  и арбитражным судом. По завершении расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет суду отчет  с приложением реестра требований кредиторов (с указанием размера  погашенных требований) и документов, подтверждающих продажу имущества  и погашение требований кредиторов. После рассмотрения отчета управляющего арбитражный суд выносит определение  о завершении конкурсного производства, которое является основанием для  внесения записи в реестр юридических  лиц о ликвидации юридического лица-должника. С момента внесения такой записи в указанный реестр (т.е. государственной  регистрации) конкурсное производство считается завершенным, а юридическое  лицо – ликвидированным.

Под финансовым оздоровлением (или досудебной санацией) понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, любым из учредителей (участников) должника (ст. 27 Закона о банкротстве). Оно может осуществляться как учредителями (участниками) или собственником имущества юридического лица – должника, так и его кредиторами и иными (третьими) лицами, в целях предупреждения банкротства. Досудебная санация представляет собой финансовую помощь должнику – юридическому лицу со стороны собственника его имущества, учредителей (участников) в размере, достаточном для погашения денежных обязательств должника и выполнения его обязанностей по уплате обязательных платежей. Цель досудебной санации – предупредить банкротство должника и восстановить его платежеспособность. Досудебная санация начинается при возникновении у должника финансовых проблем (фактической неплатежеспособности либо несостоятельности) и длится до принятия судом заявления о банкротстве должника. Ее условием может стать принятие должником обязательства по отчуждению своего имущества или его части в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2 Закона о банкротстве). Финансовое оздоровление должника – новая процедура банкротства, которая ранее не предусматривалась законодательством, в том числе и дореволюционным. Организация и проведение процедуры финансового оздоровления возлагаются на административного управляющего. Цель введения этой процедуры – улучшение платежеспособности должника путем использования его внутренних ресурсов. Существо процедуры финансового оздоровления заключается в том, что в течение этой процедуры (максимальный срок – два года) должник производит расчеты со всеми кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 84 Закона).

Информация о работе Банкротство юридического лица