Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:11, курсовая работа
В данной работе речь пойдет не о возникновении, а, наоборот, – о прекращении юридических лиц. А именно прекращение юридического лица при банкротстве.
Цель работы – рассмотреть понятие банкротства юридического лица. Для этого необходимо рассмотреть следующие вопросы: сущность понятия юридического лица, сущность понятия банкротства, основные процедуры банкротства юридического лица.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Сущность юридического лица…………………………………………………..5
1.1 Функции и признаки юридического лица…………………………………….5
1.2 Правоспособность юридического лица……………………………………….8
1.3 Дееспособность юридического лица………………………………………...10
2 Банкротство юридического лица………………………………………………15
2.1 Понятие банкротства юридического лица…………………………………..15
2.2 Основные процедуры банкротства…………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………...27
Глоссарий………………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………….31
В Законе о банкротстве (ст. 4) определены состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, т.е. требования кредиторов, которые могут участвовать в деле о банкротстве. Кредиторы, обладающие названными требованиями, относятся к числу конкурсных кредиторов, которые вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника, а также участвовать в собраниях кредиторов с правом голоса.
Несостоятельность может
быть признана в судебном порядке
либо объявлена самим должником.
Судебное признание банкротства
возможно как по требованию кредиторов
(или прокурора), так и по заявлению
самого неплатежеспособного должника.
В предусмотренных законом
Таким образом, как объявление
банкротом, так и последующая
ликвидация юридического лица могут
быть как принудительными (по судебному
решению), так и добровольными (по
решению самого банкрота, принятому
совместно с его кредиторами
в соответствии с п. 2 ст. 65 ГК и
ст. 24, 181-183 Закона о банкротства). Основную
особенность такой ликвидации составляет
обязательное соблюдение конкурсного
порядка распределения
Правом на обращении в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
Уполномоченными органами в делах о несостоятельности (банкротстве) являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тысяч рублей, к должнику-гражданину – не менее 10 тысяч рублей.
Многочисленные необоснованные,
а также «искусственные банкротства,
которые имели место при
Вынесение арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом не влечет за собой автоматического введения в отношении должника процедуры наблюдения, как это было по ранее действующему законодательству. Указанная процедура банкротства может быть введена только по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случая возбуждения дела о банкротстве на основании заявления самого должника, когда наблюдение вводится с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии такого заявления.
Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:
- должник,
- арбитражный управляющий,
- конкурсные кредиторы,
- уполномоченные органы,
- федеральные органы
исполнительной власти, а также
органы исполнительной власти
субъектов РФ и органы
- лицо, предоставившее
обеспечение для проведения
Одной из основных фигур дела о банкротстве на любой его стадии является арбитражный управляющий, на которого возложено непосредственное проведение процедур банкротства должника, а при осуществлении внешнего управления и конкурсного производства арбитражный управляющий также осуществляет функции руководителя соответствующей организации.
Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) – гражданин РФ, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных связанных с этим полномочий, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.
Новеллой Закона о банкротстве 2002 г. является установление обязательной принадлежности арбитражного управляющего к одной из саморегулируемых организаций управляющих.
2.2 Основные процедуры банкротства
Институт банкротства
не направлен только на прекращение
(ликвидацию) юридического лица. Ведь интерес
кредиторов неплатежеспособного
Законом о банкротстве
предусмотрены следующие
- в отношении должника-
- в отношении должника-
Рисунок 1
С момента принятия арбитражным
судом заявления о банкротстве
предусматривается введение периода
наблюдения, для осуществления которого
судом может назначаться
С этого момента
В отличие от ранее
действовавшего законодательства наблюдение
по общему правилу вводится не с
момента возбуждения
В ходе разбирательства дела о банкротстве арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов может вводиться внешнее управление организацией-должником (если есть основание полагать, что ее платежеспособность может быть восстановлена) (ст. 68 Закона о банкротстве). На период внешнего управления вводится мораторий – отсрочка удовлетворения требований кредиторов, которая распространяется на долги, возникшие до назначения этого управления, в том числе подтвержденные исполнительными документами (ст. 70 Закона о банкротстве).
Внешнее управление осуществляется
назначенным судом внешним
Конкурсное производство
открывается с момента
Все полномочия по управлению
делами должника и распоряжению его
имуществом переходят к конкурсному
управляющему (а полномочия органов
управления и собственника имущества
должника соответственно прекращаются).
Конкурсный управляющий вправе требовать
признания недействительными
Имущество, составляющее
конкурсную массу, продается управляющим
с согласия кредиторов по общему правилу
на открытых (публичных) торгах. Из вырученных
от продажи сумм производятся расчеты
с кредиторами в соответствии
с очередностью их требований и в
порядке, установленном законом
для ликвидации юридических лиц
(п. 1-3 ст. 64 ГК; ст. 106-111 Закона о банкротстве).
Вне очереди покрываются
Действия конкурсного
управляющего контролируются кредиторами
и арбитражным судом. По завершении
расчетов с кредиторами конкурсный
управляющий представляет суду отчет
с приложением реестра
Под финансовым оздоровлением (или досудебной санацией) понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, любым из учредителей (участников) должника (ст. 27 Закона о банкротстве). Оно может осуществляться как учредителями (участниками) или собственником имущества юридического лица – должника, так и его кредиторами и иными (третьими) лицами, в целях предупреждения банкротства. Досудебная санация представляет собой финансовую помощь должнику – юридическому лицу со стороны собственника его имущества, учредителей (участников) в размере, достаточном для погашения денежных обязательств должника и выполнения его обязанностей по уплате обязательных платежей. Цель досудебной санации – предупредить банкротство должника и восстановить его платежеспособность. Досудебная санация начинается при возникновении у должника финансовых проблем (фактической неплатежеспособности либо несостоятельности) и длится до принятия судом заявления о банкротстве должника. Ее условием может стать принятие должником обязательства по отчуждению своего имущества или его части в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2 Закона о банкротстве). Финансовое оздоровление должника – новая процедура банкротства, которая ранее не предусматривалась законодательством, в том числе и дореволюционным. Организация и проведение процедуры финансового оздоровления возлагаются на административного управляющего. Цель введения этой процедуры – улучшение платежеспособности должника путем использования его внутренних ресурсов. Существо процедуры финансового оздоровления заключается в том, что в течение этой процедуры (максимальный срок – два года) должник производит расчеты со всеми кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 84 Закона).