Банкротство юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:11, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе речь пойдет не о возникновении, а, наоборот, – о прекращении юридических лиц. А именно прекращение юридического лица при банкротстве.
Цель работы – рассмотреть понятие банкротства юридического лица. Для этого необходимо рассмотреть следующие вопросы: сущность понятия юридического лица, сущность понятия банкротства, основные процедуры банкротства юридического лица.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Сущность юридического лица…………………………………………………..5
1.1 Функции и признаки юридического лица…………………………………….5
1.2 Правоспособность юридического лица……………………………………….8
1.3 Дееспособность юридического лица………………………………………...10
2 Банкротство юридического лица………………………………………………15
2.1 Понятие банкротства юридического лица…………………………………..15
2.2 Основные процедуры банкротства…………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………...27
Глоссарий………………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Гражданское право.docx

— 119.32 Кб (Скачать)

Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Юридическое лицо не может обладать  такими правами, которые в силу своей  специфики могут принадлежать лишь гражданам. Кроме того, законом могут  быть установлены специальные ограничения  правоспособности для отдельных  видов юридических лиц.

Применительно к юридическим  лицам со специальной правоспособностью  важно разграничивать предмет их уставной деятельности и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. Таким образом, в сфере гражданского оборота конкретные правомочия организации  со специальной правоспособностью  могут быть шире предмета ее уставной деятельности.

Осуществление некоторых  видов деятельности требует получения  от государства специальных разрешений (лицензий). Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие  лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может  быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

К лицензируемым относятся  виды деятельности, осуществление которых  может повлечь за собой нанесение  ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и  регулирование которых не может  осуществляться иными методами, кроме  как лицензированием. В настоящее  время более 100 видов деятельности требуют получения лицензии. Подобным образом решается вопрос и в других странах. Так, в Австрии лицензированию подлежит 28 видов деятельности, Японии – 39, Великобритании – 38, Испании – 75, Франции – 1402.

 

1.3 Дееспособность юридического  лица

Для участия в гражданском  обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан юридических лиц право- и дееспособность возникает и прекращается одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.

Деятельность юридического лица – это деятельность людей, составляющих организацию. Приобретение и отчасти  осуществление прав и обязанностей – прерогатива так называемого  органа юридического лица (единоличный  или коллегиальный), который представляет интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без  специальных на то уполномочий (без  договоренности). В соответствии со ст. 53 ГК именно через свои органы юридическое  лицо приобретает гражданские права  и принимает на себя гражданские  обязанности, поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица.

Юридическое лицо может  иметь как один орган (директор, правление  и т.п.), так и несколько одновременно (директор и дирекция, правление  и председатель правления), причем они  могут быть и единоличными и коллегиальными. Органы могут назначаться, если у  юридического лица единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько. В ст. 174 ГК дано общее  правило на случай совершения органом  юридического лица сделок с превышением  его полномочий, установленных учредительными документами. Подобные сделки могут  признаваться недействительными только в том случае, если другая сторона  знала или заведомо должна была знать  о таком превышении.

Гражданские права и  обязанности для юридического лица могут приобретать его представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридического лица.

Осуществление приобретенных  органом или представителем юридического лица  прав и исполнение обязанностей (например, выполнение заключенных  договоров), как правило, невозможно без целенаправленной деятельности всего коллектива работников организации. В той мере, в какой действия работников организации охватываются их служебными обязанностями, такие  действия также рассматриваются  как действия самого юридического лица, за которые оно несет ответственность (см. ст. 402 ГК).

Индивидуализация юридического лица – это его выделение из массы всех других организаций, осуществляемое путем определения его места нахождения и присвоения ему наименования.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК). Адрес юридического лица указывается в уставе или учредительном договоре. Определение точного места нахождения важно для правильного применения к юридическому лицу актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения в отношении него обязательств (ст. 316 ГК) и решения других вопросов.

Наименование юридического лица обязательно должно включать указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций (например, унитарные предприятия) должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь  фирменное наименование (ч. 4 ст. 54 ГК).

Фирменное наименование (или фирма) – это название коммерческой организации. Впредь до принятия специального нормативного акта порядок использования и защиты фирменных наименований регулируется ГК и в части, не противоречащей ему, Положением о фирме 1927г.3

Право на фирму, т.е. возможность  использовать фирменное наименование в гражданском обороте, является личным неимущественным правом коммерческой организации и носит абсолютный характер. Оно неотделимо от самой  организации и может отчуждаться  только вместе с ней.

Статья 54 ГК исходит из необходимости специальной регистрации  фирменного наименования, с момента  которой и возникает право  на фирму. Процедура такой регистрации  пока не разработана. На практике регистрация  юридического лица означает одновременно и регистрацию его наименования. В соответствии со ст. 8 Парижской  конвенции об охране промышленной собственности 1883 г., участником которой является и Россия, право на фирменное наименование охраняется во всех государствах –  участниках Конвенции в силу самого факта его использования предприятием. При этом такая охрана должна предоставляться  даже в том случае, если фирменное  наименование вопреки требованиям  национального законодательства не было зарегистрировано должным образом.

В гражданском обороте  необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его  продукцию (товары, работы, услуги). Ведь одни и те же виды товаров могут  выпускаться многими организациями. Для того чтобы их различать, используются производственные марки, товарные знаки  и наименования мест происхождения  товаров.

Производственная марка – это словесный (описательный) способ индивидуализации товара; она в обязательном порядке помещается на самом товаре или его упаковке и обычно включает фирменное наименование предприятия-изготовителя и его адрес, название товара, ссылку на стандарты, которым должен соответствовать товар, перечень его основных потребительских свойств и т.д. Производственная марка может применяться юридическим лицом без какой-либо специальной регистрации и сама по себе не пользуется правовой защитой.

Товарный знак представляет собой словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение  товара (или группы товаров), используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей. Использование  товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя и возможно только после регистрации знака  в Патентном ведомстве. В отличие  от производственной марки товарный знак не содержит информации о виде, качестве, свойствах самого товара, а если она и присутствует в  знаке, то не пользуется правовой охраной.

В основном товарный знак регистрируется за одним юридическим  лицом, которое имеет исключительное право его использования и  может передать это право по лицензионному  договору другой организации. Закон  РФ « О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения  товаров» допускает также возможность  регистрации коллективных товарных знаков, которые закрепляются за ассоциациями или союзами предприятий и  могут использоваться всеми участниками  таких объединений. Организации, основная деятельность которых заключается  в оказании услуг (выполнении работ), могут зарегистрировать и использовать знак обслуживания, который приравнивается к товарному знаку.

Организации, изготавливающие  продукцию, свойства которой определяются природными условиями или ремесленными традициями населения той местности, где она производится, имеют право  зарегистрировать и использовать наименование места происхождения товара. Право пользования таким наименованием не является исключительным и поэтому может закрепляться за любыми лицами, производящими аналогичный товар в той же местности. Право использования наименования места происхождения товара является бессрочным и не может передаваться по лицензии другим лицам.

 Представительства и филиалы – это территориально обособленные структурные подразделения юридических лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций. Филиалы и представительства схожи со всеми остальными функциональными элементами организационной структуры юридического лица (отделы, цеха и т.п.) с той лишь разницей, что они расположены вне места нахождения юридического лица.

Представительства и  филиалы выполняют различные  функции. Представительства выступают  в гражданском обороте от имени  создавшего их юридического лица, т.е. представляют его интересы и обеспечивают их защиту. Предмет деятельности филиалов гораздо шире: они и представляют интересы, и выполняют основные функции (все или часть) юридического лица (п. 1, 2 ст. 55 ГК). Так, представительство  может заключить договоры, контролировать их исполнение, заниматься рекламой своей  организации, вести производственную или иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только его филиал. Впрочем, и представительства и филиалы  могут создаваться некоммерческими  организациями, что соответствующим  образом определит характер деятельности филиала.

Представительства и  филиалы не могут иметь прав юридического лица и, следовательно, выступать в  обороте от своего имени. Их руководители действуют от имени юридического лица на основании доверенности. Наличие  у организации представительств или филиалов влияет на содержание ее учредительных документов, поскольку  в них должны быть названы все  филиалы и представительства; сами же эти обособленные подразделения  действуют на основе утверждаемых юридическим  лицом положений (как правило, общего вида).

 

2 Банкротство юридического лица

2.1 Понятие несостоятельности юридического  лица

Несостоятельность (банкротство) наступает в случаях невозможности (неспособности) полного удовлетворения юридическим лицом всех денежных требований своих кредиторов. В такой  ситуации речь должна идти о равномерном  и справедливом распределении имеющегося имущества должника между его  кредиторами, которые при этом как  бы «конкурируют» друг с другом, в том числе в рамках определенных групп (очередей). Порядок такого распределения  называется конкурсом или конкурсным производством («конкурсным процессом»). Составляющие его правила являются сутью института несостоятельности (банкротства)4.

В современных правопорядках  правила о несостоятельности  применяются как к юридическим, так и к физическим лицам, причем не обязательно осуществляющим предпринимательскую  деятельность. Поэтому институт банкротства  не связан лишь с ликвидацией коммерческих организаций. Действующее законодательство РФ исходит из того, что банкротами не могут быть объявлены юридические  лица, по долгам которых их учредители несут субсидиарную ответственность. Поэтому банкротами  в соответствии с п. 1 ст. 65 ГК могут быть признаны только коммерческие организации (за исключением  казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций, а также за исключением граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств), а из числа некоммерческих – потребительские  кооперативы и фонды.

После возрождения института  несостоятельности (банкротства) в  современный период было принято  несколько законов: Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 « О несостоятельности (банкротстве) предприятий»; Федеральный  закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и действующий  в настоящее время – Федеральный  закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (с  изменениями от 18 июля 2006 г.) «О несостоятельности (банкротстве)»5.

Для Закона о банкротстве 2002 г. характерны детализация и конкретизация  основных положений законодательства с одновременным концептуальным изменением в правовом регулировании  отдельных институтов несостоятельности. В частности, неизменными остались определение критериев и внешних  признаков несостоятельности (за исключением  количественных показателей), значительно  детализированы процедуры несостоятельности: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Концептуально изменены правовое регулирование  оснований возбуждения дел о  банкротстве; требований, предъявляемых  за их деятельностью; процедур банкротства, а именно введение новой процедуры  – финансового оздоровления должника; очередности удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве; особенностей несостоятельности (банкротства) стратегических организаций и субъектов  естественных монополий.

Под несостоятельностью (банкротством) должника понимается признанная арбитражным судом или объявленная  должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей.

Юридическое лицо считается  неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие  обязательства (обязанности) не исполнены  им в течение трех месяцев с  момента наступления даты их исполнения, а гражданин – если указанные  обязательства или обязанности  не исполнены им в течение трех месяцев, при условии, что сумма  его обязательств превышает стоимость  принадлежащего ему имущества (ст. 2, 3 Закона о банкротстве).

Информация о работе Банкротство юридического лица