Особым образом законодатель
выделяет субъектов авторского
права на аудиовизуальные произведения,
под которыми понимаются произведения,
воспринимаемые одновременно с
помощью слуха (лат. audio слушаю) и
зрительно (лат. Video вижу). Такие произведения
состоят из серии связанных
между собой кадров (кинофильмы,
телефильмы и т.д.) В соответствии
со ст. 13 Закона об авторском
праве и смежных правах авторами
таких произведений являются
режиссер-постановщик, автор сценария,
автор музыкального произведения
с текстом или без текста, специально
созданного для этого произведения.
Вместе с тем в соответствии
с п. 2 ст. 13 Закона об авторском
праве и смежных правах заключение
договора на создание аудиовизуального
произведения влечет за собой,
если в договоре не указано
иное, передачу исключительных прав
на использование аудиовизуального
произведения (воспроизведение, распространение,
публичное исполнение и т.д.) Указанные
права действуют в течение
срока действия авторского права
на аудиовизуальное произведение.
Изготовитель аудиовизуального
произведения вправе при любом
использовании указывать свое
имя и наименование либо требовать
такого указания.
Субъектами авторских правоотношений
являются также правопреемники
авторов, к которым относятся
в первую очередь юридические
лица. Основой правопреемства в
данном случае является заключение
договора. К правопреемнику автора
на основании договора обычно
переходят те правомочия, которые
автор, как правило, не может
осуществить сам (право на издание,
постановку и т.д.).
Произведения литературы, науки
и искусства могут создаваться
не одним, а двумя или несколькими
лицами, в результате чего возникает
соавторство. При этом речь
идет только о совместном творческом
труде; оказание всякого рода
технической, организационной или
иной подобной помощи при создании
произведения или придания ему
объективной формы не признается
творческим трудом и не может
служить основанием для признания
соавторства. Вопрос о творческом
или техническом характере творческого
участия может быть решен на основании
оценки, данной экспертами. В результате
совместной творческой деятельности создается
произведение, характеризующееся единством
формы и содержания либо необходимой связью
двух или более форм, обусловленных единым
содержанием (например, слова и музыка
песни).
В качестве авторов или соавторов
не признаются лица, организующие
работу по созданию произведений,
входящих в сложный объект
в качестве элемента - продюсеры,
издатели, периодических изданий,
энциклопедий и т.д.
Особым видом произведений, созданных
в соавторстве, является интервью.
Авторские права на интервью
принадлежат как лицу, давшему
интервью, так и лицу, проводившему
интервью. Эти лица рассматриваются
в качестве соавторов, если
договором между ними не предусмотрено
иное. При этом использование
интервью допускается лишь с
согласия лица, давшего интервью.
В результате совместной творческой
деятельности создается произведение,
характеризующееся единством формы
и содержания либо необходимой
связью двух или более форм,
обусловленных единым содержанием.
Соавторство имеет место как
в том случае, когда произведение
образует одно неразрывное целое,
так и в том, когда оно
состоит из частей, каждая из
которых имеет и самостоятельное
значение. В первом случае имеет
место нераздельное соавторство
(например, произведения Ильфа и
Петрова), во втором - раздельное
соавторство (например, главы учебника,
написанные отдельными авторами
и обладающими авторским правом
на учебник в целом).
Объем творческого труда соавторов
может быть неодинаковым, однако
это не влияет на признание
лица соавтором. Таким образом,
достаточно минимального, но обязательно
творческого вклада в общее
произведение, чтобы считаться соавтором
со всеми вытекающими отсюда
правомочиями.
Претензия на соавторство, если
она добровольно не принимается
предъявляется в суде в форме
иска о признании соавторства.
При этом истцами являются
те, кто на это соавторство
претендует, а ответчиками те, кто
указан в качестве авторов
в произведении, готовящемся к
выпуску в свет или уже выпущенном.
Творческое участие при соавторстве
возможно на любой стадии создания
произведения. Так, доработка начатого
произведения может служить основанием
для признания соавторства. При
этом закон особо подчеркивает,
что авторские права на произведение
осуществляется соавторами совместно,
если соглашением между ними
не предусмотрено иное. Если произведение
соавторов образует неразрывное
целое, то ни один из соавторов
не вправе без достаточных
оснований запретить использование
произведения. В этом случае всем
соавторам принадлежит авторское
право на произведение в целом
и каждому - авторское право
на созданную им часть произведения.
Соавторство может быть только
добровольным. По общему правилу
отношения между соавторами оформляется
соответствующим соглашением, однако
такие соглашения не являются
обязательным условием соавторства.
Соглашение о совместной работе,
навязанное автору или соавторам
(так называемое принудительное
соавторство) признается недействительным.
Если же речь идет о произведениях,
созданных в соавторстве, когда
каждая часть произведения, созданная
в соавторстве, имеет самостоятельное
значение, то эта часть может
быть использована ее автором
по своему усмотрению, если иное
не предусмотрено соглашением
между ними.
Совместная творческая работа
по созданию коллективного произведения
по общему правилу основывается
на предварительном соглашении
соавторов. Но в ряде случаев
отношения соавторов могут возникнуть
и при отсутствии такого соглашения
(например, соавторство, установленное
в судебном порядке).
Иногда вопрос о соавторстве
возникает в случаях, когда
какое-либо лицо осуществляет
литературную обработку фактического
материала, известного другому
лицу, Вопрос о том, кто из
участвующих в создании произведения
в данном случае является автором
(либо оба участника) решается
в зависимости от того, каков
творческий вклад каждого из
них в созданное произведение.
При этом запись произведения
сама по себе не делает автором
произведения, поскольку подобная
запись - дело чисто техническое,
хотя и требующее определенной
квалификации. И, наоборот, сообщение
только определенных фактов лицу,
которое на этой основе создало
произведение, самостоятельное с
точки зрения формы и содержания,
также не делает сообщившего
эти факты соавтором.
Авторское право переходит по
наследству и в случае смерти
автора или объявления его
умершим его имущественные права
переходят к его наследникам,
которые также могут защищать
некоторые личные неимущественные
права автора в случае их
нарушения. Авторские права могут
наследоваться как по закону,
так и по завещанию. Наследники
являются субъектами авторских
правоотношений в течение 70 лет
после смерти автора, начиная
с 1 января года, следующего за
годом смерти автора.
В соответствии со ст. 14 Закона
об авторском праве и смежных
правах исключительное право
на использование служебного
произведения принадлежит работодателю,
если в договоре между ним
и автором не предусмотрено
иное. Вместе с тем автор сохраняет
личные неимущественные права,
в том числе право на обнародование
произведения. Работодатель вправе
при любом использовании служебного
произведения указывать свое
наименование либо требовать
такого указания. Из этого следует,
что при создании служебных
произведений работодатели также
могут рассматриваться в качестве
субъектов авторского права.
4. Объекты авторских
прав
В качестве объектов авторских
прав можно рассматривать произведения
науки, литературы и искусства
независимо от достоинств и
назначения произведения, а также
от способа его выражения при
условии, что такие результаты
творчества выражены в объективной
форме, допускающей возможность
их восприятия. Похожее определение
содержится и в Законе об
авторском праве и смежных
правах. Так, в соответствии с
п. 1 ст. 6 Закона об авторском праве
и смежных правах авторское
право распространяется на произведения
литературы, науки и искусства,
являющиеся результатом творческой
деятельности, независимо от назначения
и достоинства произведения, а
также способа его выражения.
При этом авторское право распространяется
как на обнародованные (выпущенные
в свет), так и не обнародованные
произведения, существующие в какой-либо
объективной форме.
Помимо общего определения произведения,
охраняемого авторским правом, в
ст. 7 Закона об авторском праве
и смежных права дается примерный
перечень таких произведений (литературные,
драматические, музыкальные и
др.).
Открытый охраняемых авторским
правом произведений обусловлен
тем, что с развитием новых
технологий появляются новые
объекты авторского права.
Конкретизация категорий охраняемых
авторским правом произведений,
очевидно, вызвана тем, что провести
грань между произведениями литературы,
науки и искусства бывает достаточно
сложно. К произведениям литературы
можно отнести художественные
произведения, выраженные в словесной
форме, к произведениями науки
любые произведения, основное содержание
которых состоит в выработке
и систематизации объективных
знаний об окружающей нас действительности,
включая произведения научной
литературы. К произведениям искусства
относятся все остальные произведения
художественного творчества, включая
произведения живописи, архитектуры,
музыки, декоративно-прикладного искусства
и т.д. Так, статья, посвященная
проблемам генетики, по своему
содержанию должна быть отнесена
к произведениям науки. Однако
по своей форме - это произведение
литературы, поскольку выражена
в словесной форме и в письменном
виде. Как было отмечено в литературе,
"частные письма могут быть
объектом авторского права, хотя
бы отнесение их к произведениям
науки, литературы или искусства
затруднительно. То же относится
и к шахматным и шашечным
задачам и композициям".
Аудиовизуальные произведения состоят
из зафиксированной серии связанных
между собой кадров (с сопровождением
или без сопровождения их звуком)
предназначенное для зрительного
и слухового восприятия с помощью
соответствующих технических средств.
Они включают в себя кинематографические
произведения и все произведения,
выраженные средствами аналогичными
кинематографическим (теле и видеофильмы,
диафильмы и слайд-фильмы и тому подобные
произведения) независимо от способа их
первоначальной или последующей фиксации
(ст. 5 Закона об авторском праве и смежных
правах).
Таким образом, можно выделить
следующие признаки, необходимые
для признания произведения объектом
авторского права:
а)
творческий характер;
б)
объективная форма;
в)
возможность воспроизведения тем
или иным способом, при котором
возможно их восприятие.
Творческий характер произведения
по-разному толкуется российскими
юристами, однако наиболее распространенным
является мнение, по которому
творческой признается самостоятельная
деятельность, в результате которой
создается произведение, отличающееся
новизной. Утверждение о том, что
новизна является неотъемлемым
признаком творческого произведения,
не является бесспорным. Действительно
в подавляющем большинстве случаев
творческое произведение будет
новым, то есть будет содержать
оригинальные мысли, идеи, художественные
образы, композиции, которые раньше
не существовали. Произведение будет
рассматриваться в качестве творчески
нового и в том случае, если
по-новому выражены замысел и
художественные образы, что имеет
место при переработке повествовательного
произведения в драматическое
и наоборот. Наконец, новым произведение
будет и в том случае, если
используется чужое опубликованное
произведение для создания нового
творчески самостоятельного произведения.
Так, например, пьеса М.Булгакова
"Полоумный Журден" повторяет
основные сюжетные лини пьесы
Мольера "Мещанин во дворянстве".
Вместе с тем нельзя, по крайней
мере теоретически, исключать такую
возможность, когда два автора
самостоятельно и независимо
друг от друга создадут два
абсолютно идентичных произведения
(как по форме, так и по
содержанию).