Авторское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы работы является:
– раскрыть сущность авторского права;
– выявить основные проблемы в осуществлении защиты авторского права.
В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:
– дать понятие авторскому праву;
– выявить объект и субъект авторского права;
– раскрыть основные методы защиты авторского права.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
Глава 1. Авторское право: понятие, значение, источники…….……..4
1.1. История становления и развития авторского права и смежных прав……………………………………………………………………………...4
1.2. Понятие и функции авторского права…………………………….9
1.3. Источники авторского права…………………………………….. 11
Глава 2. Объекты авторского права, условия охраноспособности....15
2.1. Понятие и признаки объекта авторского права………………….15
Условия охраноспособности объектов авторского права…….19
Глава 3. Субъекты авторского права………………………………….…..25
Глава 4. Содержание и осуществление авторского права…...……...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…….…. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….……….34

Файлы: 1 файл

курсовая ГП.docx

— 71.70 Кб (Скачать)

За граждан, признанных судом  недееспособными, авторские права  осуществляют их опекуны (ст. ст. 29, 32 ГК РФ).

Ст. 1257 ГК РФ закрепляет презумпцию авторства: при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Эта презумпция действует и в отношении автора, указанного под псевдонимом.

Для возникновения авторских прав необходим юридический факт - создание произведения. В отличие от патентного права для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

В Бернской конвенции (Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.) сформулирован принцип презумпции обладателя авторского права (ст. 15 Бернской конвенции), в соответствии с которым автор охраняемого произведения рассматривается таковым при отсутствии доказательства иного, если имя автора обозначено на произведении обычным образом. Признание авторства необходимо для того, чтобы автор имел право на возбуждение судебного преследования во всех странах Бернского союза в отношении любых лиц, допустивших незаконное использование его произведения.

Особой спецификой обладают отдельные субъекты авторского права, к которым прежде всего следует  отнести соавторов. Согласно ст. 1258 ГК РФ, граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Право на использование любого совместного произведения принадлежит всем соавторам. Они могут регламентировать свои отношения взаимным соглашением, которое может быть заключено на любой стадии создания коллективного произведения или даже после его завершения.

Распоряжение исключительным правом на произведение, созданное  в соавторстве, осуществляется правообладателями  совместно, если ГК РФ не предусмотрено  иное.

Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе тогда, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Помимо соавторов, субъектами авторского права являются авторы производных произведений [3, ст. 1260 ГК РФ]. Им принадлежат авторские права на осуществленную переработку другого (оригинального) произведения. Авторами производных произведений являются переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей, и другие переработчики.

К субъектам авторского права, согласно ст. 1260 ГК РФ, относятся составители сборников и авторы иных составных произведений (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения). Им принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

Переводчик, составитель  либо иной автор производного или  составного произведения осуществляет свои авторские права при условии  соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

Издателю энциклопедий, энциклопедических  словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания.

Следующим субъектом авторского права являются авторы служебных  произведений. Согласно ст. 1295 ГК РФ служебным  является произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Исключительное право  на служебное произведение принадлежит  работодателю, если иное не предусмотрено трудовым или иным договором между работодателем и автором [3, п. 2 ст. 1295 ГК РФ].

Исключительное право  на служебное произведение принадлежит  автору, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне.

Субъектами авторского права  являются наследники и иные правопреемники, так как исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ).

Согласно ст. 1267 ГК РФ автор  вправе указать лицо, на которое  он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст. 1134). Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

К субъектам авторского права  следует отнести и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами.

Согласно ст. 1242 ГК РФ обладатели авторских и смежных прав могут  создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые возлагается  управление соответствующими правами  на коллективной основе.

 

Глава 4. Содержание и осуществление авторского права

 

Авторский закон (Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах»(с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.)), а после его отмены часть 4 Гражданского Кодекса РФ указывает, что автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Под этим подразумеваются возможности осуществлять самому или разрешать третьим лицам (п. 2 ст. 1270 ГК РФ):

1) воспроизводить (тиражировать) произведение, т.е. изготавливать его экземпляры и копии в любом количестве и любыми способами (переписывать, перепечатывать, воспроизводить типографским способом, репродуцировать, фотографировать, ксерокопировать, сканировать и др.), в том числе и когда созданное им произведение (изобразительного искусства или архитектуры) принадлежит третьему лицу;

2) распространять экземпляры произведения  любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

3) импортировать экземпляры произведения  в целях распространения, включая  экземпляры, изготовленные с разрешения  обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

4) публично показывать произведение (право на публичный показ);

5) публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

6) сообщать произведение (включая  показ, исполнение или передачу  в эфир) для всеобщего сведения  путем передачи в эфир и  (или) последующей передачи в  эфир (право на передачу в эфир);

7) сообщать произведение (включая  показ, исполнение или передачу  в эфир) для всеобщего сведения  по кабелю, проводам или с помощью  иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

8) переводить произведение (право  на перевод);

9) переделывать, аранжировать или  другим образом перерабатывать  произведение (право на переработку);

10) сообщать произведение таким  образом, при котором любое  лицо может иметь доступ к  нему в интерактивном режиме  из любого места и в любое  время по своему выбору (право  на доведение до всеобщего  сведения).

 

 

                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кажется, что совсем недавно понятие "авторское право" затрагивало  сравнительно небольшое число людей  в мире. В основном писателей, композиторов, художников, издателей. Но по мере развития научного и художественного творчества, бурного роста духовной жизни народов появлялись всё новые и новые правообладатели, возникали различные новые направления использования произведений. Всё более активными "потребителями" произведений литературы и искусства стали радиовещание, телевидение, театр, кино, концертные залы и др.

Теперь уже сотни тысяч людей  во многих сферах использования произведений повседневно соприкасаются с вопросами авторского права. В большинстве стран мира, так же как и в нашей стране, существует национальное законодательство, охраняющее права автора. Выработаны международные конвенционные нормы авторского права, определились основные правовые условия обмена произведениями литературы и искусства. Деятельность по охране моральных и материальных прав автора тесно связана с развитием международного культурного сотрудничества. Сама жизнь поставила в один ряд понятия "авторское право" и "культурные ценности". Конституция России ставит авторское право в один ряд с основными правами и свободами граждан, провозглашёнными и охраняемыми государством.

Так же можно сказать, что все  субъективные авторские права в  силу самой их природы являются исключительными. Иными словами, признак исключительности подлежит любому субъективному авторскому праву и выражает одну из главных присущих им черт, а именно принадлежность данного права только его обладателю и никому другому.

В разных законах круг гарантированных  государством возможностей именуются  то авторским правом в целом, то авторскими правами, то отдельными авторскими правомочиями. Создатели произведений обладают единым авторским правом, которое, подобно праву собственности, является сложным по составу и состоит из отдельных авторских правомочий.

В системе авторского права традиционно  принято подразделялись права на имущественные и личные неимущественные. ГК РФ не только признает такое деление, но и указывает на то, какие из авторских прав носят личный неимущественный характер, а какие имеют имущественное содержание.

Только сам обладатель авторского права на произведение может решать вопрос о реализации своих авторских правомочий. Обладатель авторских прав может использовать произведение по своему собственному усмотрению, но с учетом юридически признанных прав и интересов других лиц, а также может запрещать другим использовать произведение без его согласия.

Действующее законодательство закрепляет за автором исключительные права  на использование созданного им произведения. Это означает, что автор не только решает вопрос об обнародовании произведения, но и определяет, с какого момента, в каких формах объеме и пределах будет открыт доступ к произведению для неопределенного круга лиц. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия: воспроизводить произведение; распространять экземпляры произведения любым способом; импортировать экземпляры произведения в целях распространения; публично показывать произведение; публично исполнять произведение; сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир; сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств; переводить произведение; переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение.

 

 

                 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конвенция (Международный акт) от 09.09.1886 (ред. от 02.10.1979) "Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений".
  2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации: [фед. Закон РФ от 21.10.1994г. №51-ФЗ]. – М.: Проспект, КНОРУС, 2010.
  4. О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации [фед. закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ с изм. 12 апреля 2010 г.]// Российская газета. № 289.- 22.12. 2006.
  5. О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства [текст]: [пост. Правительства РФ от 21 марта 1994г. (с изм. от 12.09.2007г.) № 218// Российские вести. № 56.- 30.03.1994.
  6. Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам: [пост. Правительства РФ от 16 июня 2004 г.(с изм. от 15 июня 2010 г.) № 299// Российская газета. №132.- 24.06.2004.
  7. Афтени, В.Н. Нарушение авторских прав и недобросовестная конкуренция / В.И Афтени, И.В. Тулубьева// Авторское право и смежные права. - 2003. - № 3.-  С. 47 – 50.
  8. Бромберг, Г.В. Интеллектуальная собственность: действительность переходного периода и рыночные перспективы/Г.В. Бромберг, Б.С. Розов. - М.: ИНИЦ Роспатента.- 1998.
  9. Белов, В.А. Гражданское право: Общая и Особенная части: Учебник/ В.А.Белов. -  М.: АО "Центр ЮрИнфоР". - 2003.
  10. Гаврилов, Э.П. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав/Э.П. Гаврилов // Хозяйство и право. -2005. -№ 1.
  11. Калятин, В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права) [Текст]: Учебник для вузов/ В.О. Калятин. - М.:Кнорус.- 2007.
  12. Макагонова, Н.В. Авторское право/Н.В. Макагонова.- М.: Юристъ.- 2006.
  13. Свечникова, И. В. Авторское право. [Текст]: Учебное пособие/ И.В. Свечников.- Издательство: Дашков и Ко.- 2009.
  14. Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./ А.П. Сергеев.- М.: ТК Велби.- 2004.
  15. Суханов, Е.А. Гражданское право. Том I/ Е.А.Суханов.-М.:Волтерс Клувер.-2004.
  16. Шестаков Д.И. Интеллектуальная собственность в системе российского права и законодательства/ Д.И. Шестаков // Российская юстиция. - 2000. -  № 5.

Информация о работе Авторское право