Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы работы является:
– раскрыть сущность авторского права;
– выявить основные проблемы в осуществлении защиты авторского права.
В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:
– дать понятие авторскому праву;
– выявить объект и субъект авторского права;
– раскрыть основные методы защиты авторского права.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
Глава 1. Авторское право: понятие, значение, источники…….……..4
1.1. История становления и развития авторского права и смежных прав……………………………………………………………………………...4
1.2. Понятие и функции авторского права…………………………….9
1.3. Источники авторского права…………………………………….. 11
Глава 2. Объекты авторского права, условия охраноспособности....15
2.1. Понятие и признаки объекта авторского права………………….15
Условия охраноспособности объектов авторского права…….19
Глава 3. Субъекты авторского права………………………………….…..25
Глава 4. Содержание и осуществление авторского права…...……...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…….…. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….……….34
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст. ст. 1273 - 1280).
Третью функцию авторского права составляет наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами).
Интеллектуальные права включают в себя:
- исключительное право
на произведение, являющееся имущественным
правом и позволяющее автору
произведения или иному
- личные неимущественные
права: право авторства, право
автора на имя, право на
- иные права (право
на вознаграждение за
Четвертой функцией авторского права является защита прав авторов и других правообладателей.
Необходимость беспрепятственного
осуществления гражданских
Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Однако авторские и смежные права неоднородны по своей природе, что обуславливает наличие специальных способов защиты.
Для защиты авторских прав
не требуется регистрации
1.3 Источники авторского права
Для российского гражданского права характерно расположение законов и подзаконных нормативных актов в строго определенной иерархической системе по мере убывания их юридической силы.
Поэтому первым и основополагающим источником авторского права является Конституция РФ. Статья 44 Конституции РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.
Порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных прав) определяет гражданское законодательство, которое состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с выделением общих положений (Общей части) и основных правил соответствующей сферы (Особенной части), что предопределяет его основное значение в общей системе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли [ 11; 64.].
Автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения.
Большое значение имеют федеральные законы, развивающие и конкретизирующие положения ГК РФ. Например, отдельные нормы, касающиеся авторского права, содержатся в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. (в ред. от 21.11.2011 N 327-ФЗ ) N 38-ФЗ "О рекламе", Федеральном законе от 27 июля 2006 г. (в ред. от от 06.04.2011 N 65-ФЗ) N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и др.
Подзаконные
нормативные акты и иные правовые
акты, содержащие нормы авторского
права, принимаются в целях
Среди подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. N 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения").
Постановления Правительства
РФ, содержащие нормы гражданского
права, принимаются лишь на основании
и во исполнение перечисленных выше
актов более высокой
В случае противоречия указа
Президента Российской Федерации или
постановления Правительства
Для рассматриваемой сферы правоотношений наибольшее значение имеют акты Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, которая осуществляет функции:
- по контролю и надзору
в сфере правовой охраны и
использования объектов
- по соблюдению интересов
Российской Федерации,
Существенное значение для авторских правоотношений имеют нормы международного права. В настоящее время Российская Федерация является участницей следующих международных договоров:
- Конвенции, учреждающей
Всемирную организацию
- Бернской конвенции по
охране литературных и
- Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г.);
- Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенные в Москве 24 сентября 1993 г.
Пункт 2 статьи 7 ГК РФ устанавливает, что "если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые установлены гражданским законодательством, то применяются правила международного договора".
Помимо российского
Важное практическое значение имеют публикуемые решения по конкретным делам (прецеденты), а также обзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций, которые публикуются в журналах "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации" и "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Несмотря на то что они не являются источниками права, их роль в установлении единообразного подхода в применении соответствующих норм весьма существенна [14; 32].
Глава 2. Объекты авторского права, условия охраноспособности
Объектом авторского права являются произведение науки, литературы и искусства независимо от назначения и достоинств произведения, а также от способа его выражения [3; 366].
Объективная форма произведения всегда была и остается одним из показателей развития общества. Одной из первых форм произведения, как известно, были наскальные рисунки. Наскальные росписи в пещерах выполнялись земляными красками, черной сажей и древесным углем с помощью расщепленных палочек и кусочков меха. Это были изображения отдельных объектов (животных), а затем и целых сцен (охота).
В дальнейшем способом выражения мыслей и источником информации стала письменность, которая позволяла зафиксировать произведение на камне, пергаменте, ткани и т.д.
В целом можно сказать, что основной перечень произведений сформировался в конце XIX в. Этот список корректируется с учетом вновь появляющихся объектов. Так, например, с распространением Интернета появились сетевые произведения.
Для признания произведения объектом авторского права ранее требовалось наличие возможности его воспроизведения ( раздел 4 ст. 134 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.). Однако подобных требований ныне действующее законодательство не предъявляет. Это означает, что охраной пользуются даже те объекты, которые вообще невоспроизводимы в связи с отсутствием необходимых технических средств.
Необходимость объективной формы порождает споры о том, что именно является непосредственным объектом авторско-правовой охраны - форма или содержание произведения. Одни исследователи полагают, что авторское право призвано защищать созданное произведение в целом - и форму, и содержание [8]. Другие считают, что суть авторского права заключается в охране формы произведения, а не его содержания [13]. Думается, что ответ на этот вопрос содержится в ст. 1259 действующего ГК РФ, согласно которой объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.
ГК РФ специально указывает,
что авторские права
Согласно ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Тем самым не дается четкого определения понятия "произведения", но закрепляется открытый перечень произведений, которые следует считать объектами авторского права. Это:
- литературные произведения
(как литературные
- драматические и музыкально-
- хореографические произведения (например, балет) и пантомимы;
- музыкальные произведения с текстом или без текста (например, песня);
- аудиовизуальные произведения (например, кинофильм);
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства.
Характерной чертой произведений изобразительного искусства является их неразрывная связь с материальными носителями, в которых они воплощены. Этим обусловлены особенности их правового режима (ст. ст. 1292 - 1293 ГК РФ);
- произведения декоративно-
- произведения архитектуры ( до 1 января 2008 года авторское право на произведения архитектуры регулировалось главой IV Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" и его редакциями), градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии. К последним можно отнести, например, голографии, слайды и т.п.;
- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;