Административная ответственность за правонарушение в области таможеного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Административное правонарушение и административная ответственность в Российской Федерации, как и во всяком другом современном государстве, действует большое число различных юридически обязательных правил. Одни из них адресованы всем гражданам, другие – работникам тех или иных отраслей хозяйства и социально-культурной деятельности, третьи – должностным лицам, занимающим определенные должности. Это правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования различными видами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбно торговли и охраны окружающей среды, правила приобретения, учета, хранения и использования охотничьего огнестрельного оружии, взрывчатых и

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

       Введение 

     Административное  правонарушение и административная ответственность в Российской Федерации, как и во всяком другом современном  государстве, действует большое  число различных юридически обязательных правил. Одни из них адресованы всем гражданам, другие – работникам тех или иных отраслей хозяйства и социально-культурной деятельности, третьи – должностным лицам, занимающим определенные должности. Это правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования различными видами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбно торговли и охраны окружающей среды, правила приобретения, учета, хранения и использования охотничьего огнестрельного оружии, взрывчатых и радиоактивных веществ, правила паспортной системы, воинского учета, пограничного режима, таможенные правила и т.д. Выполнение таких правил затрагивает интересы государства, предприятий, учреждений, организаций  граждан.

     Для защиты экономической безопасности государства необходимо пресечение совершаемых и готовящихся к совершению таможенных правонарушений и привлечение к ответственности лиц, их совершивших. Количество совершаемых таможенных правонарушений в год достаточно велико и, уже на протяжении нескольких лет, держится примерно на одном уровне. В год выявляется более 2000 случаев нарушений таможенных правил юридическими и физическими лицами, что обосновывало существование в Таможенном кодексе целого раздела, посвященного таможенным правонарушениям и производству по делам о них.

     Со  вступлением в действие Кодекса  об административных правонарушениях  Таможенный кодекс Российской Федерации  утратил одну из своих основных составляющих – нормы, устанавливающие ответственность  за нарушение таможенных правил и регламентирующие порядок производства по делам о них.

     Выведение из Таможенного кодекса Российской Федерации вопросов, связанных с  таможенными правонарушениями и  производством по делам о нарушении  таможенных правил, и их появление  в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях получило разностороннюю оценку как у ученых и практиков, так и в кругу участников внешнеэкономической деятельности. КоАП России содержит в себе большое количество новелл, коренным образом изменивших положения о привлечении к административной ответственности за нарушения таможенных правил, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации.

       Систематизация административного  и административно процессуального  законодательства является важным  шагом на пути развития российского законодательства. Однако, введение порядка привлечения к административной ответственности за совершение разнородных административных правонарушений на основе единых материальных норм и в рамках единых

процессуальных  правил практически привело к устранению особенностей производства по делам об отдельных видах административных правонарушений, учитывать которые необходимо для правильного разрешения дел.

     Переход на новые условия привлечения  к ответственности за совершение административных правонарушений в сфере таможенного дела потребует время для формирования новой правоприменительной практики.

     Цель  работы: рассмотреть сущность административной ответственности за нарушение административного  правонарушения в области таможенного дела.

     Задачи, исходя из цели:

  • Дать определение административной ответственности и административного правонарушения за нарушение таможенных правил.
  • Рассмотреть состав административного правонарушения.
  • Перечислить виды административного наказания.
 

 

     
    1. Правовые основы административной ответственности за нарушение норм в области таможенного дела
 

     Под ответственностью в широком смысле слова понимается “категория, отражающая объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения осуществления предъявляемых к ним взаимных требований”.

     В юридической науке под ответственностью понимается форма воздействия на лицо, нарушившее установленные правила и нормы, выражающаяся в обязанности лица, совершившего противоправные действия, претерпеть определенные неблагоприятные последствия.

     Отличительный признак юридической ответственности  – государственное принуждение нарушителя к исполнению требований права.

     Различают четыре основных вида юридической ответственности, которые соответствуют основным видам правонарушений:

  • уголовная ответственность;
  • административная ответственность;
  • дисциплинарная ответственность;
  • гражданско-правовая ответственность.

     Основанием  административной ответственности  конкретного лица является совершение им деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения.

     Административную  ответственность за правонарушения в области таможенного дела можно определить как форму воздействия государства на лицо, совершившее деяние, обладающее всеми признаками состава административного правонарушения, посягающее на установленный законодательством РФ порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, выражающуюся в возложении на нарушителя обязанности претерпеть определенные неблагоприятные последствия.

Единственным  актом законодательства об административных правонарушениях в таможенной сфере является КоАП. В данном нормативном правовом акте содержатся принципы административного законодательства, определены виды административных наказаний  и правила их применения, единый для всех органов административной юрисдикции порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая применение мер обеспечения, порядок исполнения постановлений о назначении наказаний, а также исчерпывающий перечень нарушений  и меры ответственности за несоблюдение нормативных предписаний, установленных на федеральном уровне.

 

    1. Понятие административного правонарушения в области таможенного дела
 

     В КоАП сформулировано официальное определение  административного правонарушения: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

     Из  статьи следует, что это, во-первых, действие или бездействие, во-вторых, оно противоправно, в-третьих, совершено виновно, в-четвертых, влечет по закону именно административную ответственность. В отличии от преступлений административные правонарушения не охарактеризованы в Кодексе о них как общественно опасные деяния, хотя их вредность констатирована указанием на то, что они посягают на общественный и государственный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на порядок управления.

     Законодательство  различает посягательства в сфере таможенного дела в зависимости от различных степеней тяжести на преступления и проступки. По существу и те, и другие, являются нарушениям таможенных правил, но критерием их разграничения служит вред, причиняемый охраняемым интересам.

     Составов  преступлений в сфере таможенного  дела всего пять (Приложение А).

       Под административными правонарушениями  в области таможенного дела  понимаются именно проступки. 

     В Таможенном кодексе РФ под нарушением таможенных правил понималось противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на установленный настоящим кодексом, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими актами законодательства РФ по таможенному делу и международными договорами РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ, порядок перемещения, таможенного   контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое настоящим кодексом предусмотрена ответственность.

     Согласно  КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность  для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, разработчиками КоАП России была создана совершенно новая концепция вины, что, несмотря на ее расхождение с устоявшейся точкой зрения, позволило привести понятие административного правонарушения в соответствии с положениями теории права о составе правонарушения и исключить возможность привлечения на основании закона лиц за совершение объективно-  зрения, позволило привести понятие административного правонарушения в соответствии с положениями теории права о составе правонарушения и исключить возможность привлечения на основании закона лиц за совершение объективно-противоправных деяний.

     3 Субъекты административной  ответственности и особенности назначения наказания  за совершение нарушений таможенных правил 

     Субъектами  административной ответственности  являются физические и юридические  лица. С точки зрения определения  мер ответственности физические лица в свою очередь подразделяются на две категории: должностные лица и граждане.

     Наибольшие  санкции предусмотрены за совершение административного правонарушения юридическими лицами, наименьшие –  гражданами.

     Субъектом таможенного права признается тот, кто наделяется правами и обязанностями в таможенной сфере. Субъектами таможенного права являются:

  • таможенные органы;
  • должностные лица таможенных органов;
  • юридические лица;
  • физические лица.

     Эти субъекты могут быть разделены на две группы: общие и специальные  субъекты. Понятием специального субъекта  таможенного права охватываются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа. Понятием общие субъекты таможенного права охватываются: юридические лица – предприятия, учреждения и организации; физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами; международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.

     Субъектами  ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного  дела могут выступать лица любой вышеуказанной категории в зависимости от формулировки конкретной санкции.

     В ст. 2.1 КоАП установлен так называемый принцип «двухсубъектной» ответственности. Заключается он в том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за совершенное нарушение виновное физическое лицо. При этом привлечение к административной или головной ответственности физического лица не освобождает административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Вместе с тем, возбуждение  уголовного дела в отношении конкретного физического лица исключает возможность осуществления в отношение него административного производства по одному  и тому же факту совершения противоправных действий.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, в том числе  в сфере таможенного дела, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Причем ответственность в соответствии с нормами КоАП за  совершение нарушений таможенных правил наступает и для лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине. Исчерпывающий перечень нарушений и меры ответственности за несоблюдение нормальных предписаний, установленном на федеральном уровне. Установление либо исключение административной ответственности за совершенные деяния возможно лишь путем внесения изменения в указанный кодекс. Физическое лицо признается субъектом административной ответственности по достижению к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет и только в случае виновного совершения противоправного деяния.

Информация о работе Административная ответственность за правонарушение в области таможеного дела