Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:53, курсовая работа
Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры). Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой, в которой должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ,
СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу: «История государства и права зарубежных стран»
На
тему: «Законодательство
вавилонского царя Хаммурапи»
МОСКВА
2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ,
СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу: «История государства и права зарубежных стран»
На тему:
«Законодательство
вавилонского царя Хаммурапи»
МОСКВА
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Вавилония, получившая свое название от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром этого государства, достигавшего своего расцвета дважды - в 18 и 7 веках до нашей эры. Вавилония - примитивно-рабовладельческое государство Древнего Востока, располагалось по течению рек Евфрата и Тигра. Это государство занимало лишь среднюю часть Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад, которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопотамии. На восток от Вавилонии находились горные области, населенные различными племенами, а на западе была обширная пустынная степь, в которой кочевали племенааморитов.
Законы - показатель уровня развития государства. Чем совершеннее государство - тем совершеннее и его законодательство. Изучая вавилонский кодекс можно заключить, что Вавилон уже в те времена находился на очень высоком уровне развития, обладал сложными социальными отношениями.
Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры). Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой, в которой должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность.
Резкое
деление общества на классы рабовладельцев
и рабов, выделение из общей массы свободных
людей крупных богачей, владевших рабами,
скотом и землей, появление промежуточных
слоев населения в виде неполноправных
жителей завоеванных территорий (мушкенум),
наконец, массовое разорение общинников
характеризуют более сложную, чем ранее,
структуру вавилонского общества, в котором
развертывалась острая классовая борьба.
Это в свою очередь приводило к централизации
и укреплению государственного аппарата,
необходимого рабовладельцам для подавления
и эксплуатации трудовых масс рабов и
бедняков. Так, в царствование Хаммурапи
оформляется типичная для Древнего Востока
деспотия.
Глава1.
Личность
Хаммурапи
«Я — Хаммурапи, царь справедливости, которому Шамаш даровал правду! Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных! Только для неразумного они — пустое, но мудрому они созданы для соблюдения» - такого о нем написано в Законнике Хаммурапи.
Царствование Хаммурапи
После объединения страны Хаммурапи пришлось принимать сложные решения. С одной стороны – чтобы его государство не распалось на отдельные области, как это было, власть царя должна быть жесткой и могущественной. Однако, с другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать землю у крестьян, собирать в царские мастерские ремесленников, вновь создавать крупные царские хозяйства. Действия такого рода привели бы к упадку страны – люди уже успели привыкнуть к относительной свободе, самостоятельности, к доходам от рыночной торговли. Но мудрый Хаммурапи нашёл приёмы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных, став автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками «Кодексом Хаммурапи». Хаммурапи испытывал, по-видимому, особую страсть правосудию. Дошли документы о нём как о судье. В одном из своих писем он даёт инструкцию насчёт допроса взяточников, в другом – требует явки очевидцев. Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному.
Это
небольшое, краткое описание о личности
Хаммурапи. Теперь можно перейти
к общей характеристике законника
и посмотреть, что он собой представляет.
Глава 2.
Характеристика законника Хаммурапи.
Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы - древней столице Элемского царства (территория современного Ирана).
Один из участников экспедиции вспоминал: "Это была конусообразная базальтовая стелла 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне стеллы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком - свод клинописных знаков...". Кроме того, сохранилось большое количество копий отдельных частей этого судебника на глиняных табличках.
Кодекс законов Хаммурапи
Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя, боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии "справедливость", мир и благополучие населения.
Статьи законника Хаммурапи
Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма права формулировалась так же, как формулируют решение суда; как решение частного случая, казуса. Например: «Если человек выбьет зуб равного себе (по социальному положению), то должно выбить зуб его». Такая форма изложения называется «казуальной».
Судебник Хаммурапи это результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм. Он не содержит, например, такие нормы как, устанавливающие наказание за простую кражу, за умышленное убийство, либо за чародейство и т.д.), но такую задачу Хаммурапи видимо перед собой и не ставил. Подобного рода простейшие случаи считались общеизвестными и не вызывали разногласия.
Законы Хаммурапи рассматривали только те случаи, по поводу которых действующие нормы писаного или обычного права страны расходились между собой. Впрочем, и нормы, регулирующие «простейшие» случаи, текстом законов подразумеваются как существующие: нетрудно даже указать, исходя из внутренней логики построения сборника законов, места в тексте, где они могут быть вставлены.
Судебник
Хаммурапи содержит несколько
сот правовых норм, которые
относятся, если употреблять
современную терминологию, как
к уголовному, так и к
гражданскому (а также и к
процессуальному) праву. Сами
же вавилонские «правоведы»
такого различия не проводили,
как и ни одна древняя система
права. Каждая статья начинается
со слова «если», после этого
следует изложение возможной
ситуации и вытекающих из
неё юридических последствий и
наступающей ответственности. При
издании текста судебника современными
учеными, он был разбит на «параграфы»,
или «статьи», снабженные нумерацией
(сам же текст такой нумерации, естественно,
не имеет, так как, вероятно, выучивался
наизусть).
Глава 3.
Общая характеристика законов Хаммурапи.
Месопотамия
(а в переводе на наш язык - Междуречье),
расположена между двумя
В Законах Хаммурапи четыре статьи специально предусматривают наказания за различные случаи небрежности или невнимательности земледельца-общинника к оросительным сооружениям на своём участке (п.53, 54, 55, 56).
В случае их прорыва и затопления поля соседей он должен был возместить ущерб, о чём говорится в п.53: «Если человек поленится укрепить плотину своего поля и, вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет про- рыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошёл прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил».
В противном случае его имущество и его самого продавали в возмещение соседям ущерба (п.54): «Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить междусобой люди возделанной общины, хлеб которых унесла вода»1.
В Месопотамии были достаточно неблагоприятные условия для ведения сельского хозяйства и, вследствие этого, земля ценилась очень высоко, вплоть до того, что были установлены специальные наказания за её порчу (п.42, 43, 44). Например, в п.43, направленном на арендаторов, говорится: «Если он не обработает поля и бросит его, то он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи, а поле, которое он бросил, должен вспахать, взборонить и вернуть хозяину поля»2.
Другие две статьи имеют примерно такое же содержание. И они были написаны вовсе не для борьбы с тунеядством, а для сохранения плодородия почв, так как из-за жаркого климата земля быстро засыхала и если её не обрабатывать постоянно, то она теряла свои качества и, таким образом, после этого арендатора-тунеядца эту испорченную землю было очень трудно опять отдать в аренду, а это уже означало сокращение земельного фонда, что для такой аграрной страны могло иметь негативные последствия, особенно если бы это происходило в массовых количествах.
Информация о работе Законодательство вавилонского царя Хаммурапи