Законодательство о коренных малочисленных народах

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 16:41, контрольная работа

Краткое описание

Нет никаких сомнений в том, что проблемы экономики, занятости, правовой защиты, здравоохранения, образования, сохранения языка и традиционной культуры коренных народов России должны выноситься на широкое обсуждение, а их решение требует участия в равной мере политиков, ученых – специалистов по отдельным отраслям знаний и представителей самих коренных народов. Однако обсуждение экономических и социальных проблем коренных малочисленных народов уже давно приобрело характер этнокультурного феномена, который сам по себе требует к себе внимания этнологов, лингвистов, правоведов и других ученых.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие коренных малочисленных народов 4
2 О некоторых проблемах правового регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации 7
3. Конституционные и законодательные основы защиты прав коренных малочисленных народов на традиционное природопользование 9
Заключение 12
Список использованных источников 14

Файлы: 1 файл

Законодательство Российской Федерации о коренных народах..doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Нет никаких сомнений в том, что проблемы экономики, занятости, правовой защиты, здравоохранения, образования, сохранения языка и традиционной культуры коренных народов России должны выноситься на широкое обсуждение, а их решение требует участия в равной мере политиков, ученых – специалистов по отдельным отраслям знаний и представителей самих коренных народов. Однако обсуждение экономических и социальных проблем коренных малочисленных народов уже давно приобрело характер этнокультурного феномена, который сам по себе требует к себе внимания этнологов, лингвистов, правоведов и других ученых.

          Весьма интересным является и то, что именно происходит в наши дни в общественных движениях малочисленных народов, в региональной науке, а также и в среде диаспоры этих народов, рассеянной на огромной территории от областных центров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие коренных малочисленных народов

 

          Данное понятие обозначено в ст. 1 ФЗ от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов1 Российской Федерации»":

          1) коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями;

          2) традиционный образ жизни малочисленных народов (далее - традиционный образ жизни) - исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований;

          3) исконная среда обитания малочисленных народов - исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни;

          4) общины и иные формы общественного самоуправления (далее - общины малочисленных народов) - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры;

          5) уполномоченные представители малочисленных народов - физические лица или организации, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации представляют интересы этих народов;

          6) этнологическая экспертиза - научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.

          Несмотря на то, что коренные малочисленные народы Российской Федерации составляют небольшую часть населения нашей обширной страны, они в полном объеме обладают правами, которые имеют все народы России, независимо от их численности и места проживания. Это вытекает из преамбулы Конституции Российской Федерации, закрепившей общепризнанный принцип равноправия и самоопределения народов. Исходя из того, что каждый народ самобытен, все народы России обладают правом на сохранение и развитие национального языка, своей культуры, сохранение своей этничности.2

          Большинство коренных малочисленных народов традиционно проживают в труднодоступных местностях с суровым климатом и ограниченными для возможностей личного потребления природными ресурсами. Экстремальные условия предопределяют для представителей названных народов выбор практических занятий, дающих возможность поддерживать жизнедеятельность человека только на уровне, который достаточен лишь для того, чтобы обеспечить возможность его выживания. Особенности традиционного образа жизни представителей коренных малочисленных народов таковы, что они не позволяют им в полном объеме, без предоставления специальных гарантий, пользоваться всеми конституционными правами российских граждан. Поэтому на коренные малочисленные народы должно быть обращено особое внимание со стороны государства.

          В Конституции РФ гарантиям прав малочисленных народов посвящена отдельная ст. 69, устанавливающая, что права этих народов гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.3 Хотя в указанной статье прямо не указываются и не определяются конкретные права лиц, принадлежащих к коренным малочисленным народам, тем не менее ее значение заключается в том, что она обязывает наше государство обратиться к проблеме прав данных народов и гарантировать их с тем, чтобы не существовало разрыва между реальными правами коренных малочисленных народов и правами остального населения страны. Защита прав коренных малочисленных народов Российской Федерации составляет одну из важных конституционных задач нашего государства как государства демократического и социального.

          Коренные малочисленные народы составляют особую группу населения нашей страны, что нашло отражение в законодательном закреплении соответствующего понятия (ст. 1 Закона о гарантиях прав народов). Данное определение затем было фактически воспроизведено в Федеральном законе "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", но уже применительно к коренным малочисленным народам, проживающим в определенном регионе.

          Из формулировки, приведенной в Законе о гарантиях прав народов, следует, что к коренным малочисленным народам относятся, во-первых, только те народы, которые проживают на территориях традиционного расселения своих предков и, во-вторых, сохраняют традиционные образ жизни, хозяйствования и промыслов.

О некоторых проблемах правового регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации

 

          Правовая основа регулирования положения коренных малочисленных народов изложена в следующих документах:

          1. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".

          2. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

          3. Постановление от 24 марта 2000 г. N 255 «О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации».

          4. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока Российской Федерации.4

          5. Федеральный закон «О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

          В части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации указано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Таким образом, Конституция Российской Федерации открывает возможность прямого действия и применения на территории Российской Федерации актов международного права, регулирующих отношения, касающиеся коренных малочисленных народов Севера. Любое лицо, заинтересованное в решении проблем коренных малочисленных народов Севера, вправе руководствоваться требованиями актов международного права, в том числе при рассмотрении споров в суде. О том, что Россия намерена соблюдать международно-правовые стандарты в отношении коренных малочисленных народов, свидетельствует также статья 69 Конституции Российской Федерации.

          В соответствии со статьей 69 Конституции Российской Федерации Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Впервые в Российской Федерации на конституционном уровне закреплена необходимость обеспечения прав коренных малочисленных народов, установленных в международно-правовых документах. Символично то обстоятельство, что год принятия Конституции Российской Федерации был объявлен Международным годом коренных народов мира.

          Российская Федерация посчитала целесообразным в конституционной норме отразить требование о защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (пункт «м» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). Тем самым Конституция Российской Федерации выделила ключевые проблемы, которые надлежит решить в отношении коренных малочисленных народов Севера [Конституция Российской Федерации. Комментарий… 1994. С. 328-331, 341-342, 354-355, 367].

          Во многом проблемы, связанные с признанием прав коренных малочисленных народов Севера на природные ресурсы, могли бы быть разрешены в случае принятия и ратификации последней редакции Конвенции Международной организации труда «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах». К сожалению, данная Конвенция пока не входит в правовую систему Российской Федерации. Это обстоятельство существенно затрудняет применение других актов международного права.

 

Реализация положений Конституции Российской Федерации в законодательстве Российской Федерации, определяющем права коренных малочисленных народов Севера на природные ресурсы

 

         Реализация положений Конституции Российской Федерации, касающихся прав коренных малочисленных народов Севера на природные ресурсы, вызывает серьезные затруднения [Кряжков В.А., 2002. С. 159-174; Павлов П. Н., 2000. С. 129-142]. Конституция Российской Федерации почти ничего не говорит о конкретных правах коренных малочисленных народов на природные ресурсы. Статья 69 Конституции Российской Федерации носит бланкетный (отсылочный) характер, призывая гарантировать права коренных малочисленных народов, в том числе права этих народов на природные ресурсы, в соответствии с международно-правовыми документами. По существу, Конституция Российской Федерации требует реализовать в указанной сфере требования международного права.

          Если обратиться к международно-правовым документам, то станет видно, что они лишь вскользь затрагивают проблемы признания прав коренных малочисленных народов Севера на природные ресурсы. Только Конвенция Международной организации труда «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» содержит юридически конкретные формулы. Однако официально применять эту Конвенцию в России в силу ранее изложенных причин оказывается невозможным. Российский законодатель в этих условиях счел необходимым руководствоваться той нормой статьи 72 Конституции Российской Федерации, где говорится о защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

          На сегодняшний день в России признано, что для обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера необходимо признать:

          а) право коренных малочисленных народов Севера на выделение определенной территории;

          б) право аборигенов и их объединений на получение земельных участков и других природных объектов в собственность и пользование.

          Процесс закрепления указанных прав осуществляется нелегко. Российская нормативно-правовая база, касающаяся прав коренных малочисленных народов Севера на природные ресурсы, пока представляет собой несистематизированный конгломерат различных нормативных правовых актов. Такое положение в правовом регулировании соответствующих вопросов является прямым следствием развития российского законодательства в последние годы. Политические, экономические и социальные преобразования, происшедшие в стране за последнее десятилетие, столь масштабны, что теория права и законотворческая практика просто не успевают обеспечить юридические потребности страны.

          Предлагаются различные модели решения тех или иных правовых проблем. Каждая из этих моделей, может быть, заслуживает внимания и положительной оценки. Однако их одновременное применение приводит к тому, что нередко нормативные правовые акты, регулирующие однородные отношения, по своему содержанию являются принципиально разными. Новые нормативные правовые акты, в том числе о правах коренных малочисленных народов Севера на природные ресурсы, часто подготавливаются как бы с чистого листа. Отсутствие системности и согласованности - характерная черта российской нормативно-правовой базы о правах коренных малочисленных народов Севера на природные ресурсы. Позитивные моменты в развитии российской нормативно-правовой базы по соответствующей тематике, выражаются только в том, что законодатель стал пытаться урегулировать соответствующие отношения с учетом новых явлений в жизни страны.

          Конституция Российской Федерации прямо не говорит о том, что коренным малочисленным народам Севера должны быть выделены определенные территории. Тем не менее анализ международно-правовых документов, которые требует реализовать статья 69 Конституции Российской Федерации, прямо свидетельствует о невозможности обеспечить доступ коренных малочисленных народов к природным ресурсам, если им не будет предоставлена определенная территория.5

          Нельзя игнорировать и тот факт, что без выделения территории с особым правовым режимом невозможно обеспечить защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, то есть невозможно реализовать требования пункта «м» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.

Информация о работе Законодательство о коренных малочисленных народах