Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:13, курсовая работа
В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах–с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство
Теперь точно определено
“иерархическое” место
Кодекс –закон, содержащий
систему норм, наиболее полным образом
регулирующий определенный круг общественных
отношений. Чаще всего им охватывается
сфера общественной жизни. Кодекс отличается
наибольшей стабильностью и своеобразным
доминирующим положением в соответствующей
отрасли законодательства. В Российской
Федерации действуют Гражданский Кодекс,
Уголовный Кодекс, Таможенный кодекс,
Кодекс Законов о Труде, Семейный Кодекс
и другие.
Основы законодательства.
Это закон, регламентирующий
совместную компетенцию федерации
и ее субъектов в той или иной сфере государственной
жизни, содержащий общие принципы и порядок
регулирования и способствующий их реализации
в соответствующих актах республик, краев,
областей и др. Таковы, например, основы
законодательства о культуре или основы
законодательства об охране здоровья
граждан.
Общие принципы, основные принципы, основные
начала.
Разные названия закона, содержащего
преимущественно принципиальные нормативные
положения, требующие единообразного
применения на всей территории России.
Субъекты Федерации вправе конкретизировать
их в своих законах (например, о
Местном Самоуправлении).
Законодательство.
Это структурно упорядоченная
система законодательных актов
в той или иной сфере государственной
или общественной жизни. Законодательство
в узком смысле охватывает только законы,
в широком смысле–иные нормативно-правовые
акты (например, постановления палат Федерального
Собрания, указы Президента РФ).
Модельные (рекомендательные) законодательные
акты.
Это законы, принимаемые либо
международными организациями, либо национальными
парламентами федеративных государств,
и могут быть подготовлены научными
центрами и учеными. Модельные акты
дают примерную нормативную
В мировой практике широко
используются модельные законодательные
акты. Например, в США с 1952 г. действует
модельный торговый кодекс для штатов,
издание которого периодически обновляется.
Соединённые Штаты принимают
его с изменениями, дополнениями
и изъятиями. В 1984 г. в США принят
модельный закон о
Существуют также
Современные проблемы законотворчества
Законотворчество достаточно сложный и многогранный вопрос права, заслуживающий отдельного исследования. Поэтому в данной работе мы обратим внимание только на основные проблемы, возникающие современный период в нашей стране. Динамизм экономических, политических, социально-культурных потребностей современного российского общества выдвигают все новые задачи правового опосредования соответствующих общественных отношений. В результате увеличивается количество различных нормативно-правовых актов. Помимо этого, поток актов возрастает благодаря интенсивному развитию правотворчества на региональном уровне, что является новеллой в российском праве. Субъекты Федерации в лице своих государственных органов стали самостоятельными субъектами правотворчества. Основания их соответствующей деятельности закреплены в ч. 4 ст. 76 Конституции: вне пределов ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное регулирование. Впервые установлено, что оно включает принятие законов и иных нормативных правовых актов. Поэтому вполне естественны трудности в понимании и применении новых основ правотворчества субъектов Федерации, поскольку в прошлом оно преимущественно воспроизводило правовые акты федеральных органов. Теперь же оно становится качественно иным. Во-первых, в связи с существенным расширением прав субъектов Федерации и соответственно увеличением объема их правотворческой компетенции; во-вторых, благодаря официальному признанию таких актов, как областные законы; в-третьих; обеспечением приоритета нормативного правового акта субъекта Федерации перед федеральным законом в сфере его исключительного ведения; в-четвертых, за счет сохранения и укрепления единых конституционных основ правовой системы в масштабе Федерации.
Все это ведет к тому,
что для достижения единства системы
законодательства будет необходимо
обеспечить непротиворечивое, согласованное
взаимодействие федерального законодательства
и законодательства субъектов Федерации.
Таким образом, первой проблемой
можно считать возникновение
противоречий между законами, внутри
них самих–между нормами
Третья проблема: устранение
множественности законов по одним
и тем же либо по смежным и пересекающимся
сферам регулирования. Для этого
необходима специальная служба систематизации,
ревизии и кодификации
Вопрос об организации
службы систематизации, кодификации
и ревизии законодательства России–тема
отдельного исследования. Здесь следует
только подчеркнуть острую необходимость
ее организации в правотворческих органах
России. Также следует отметить необходимость
в процессе подготовки законов строго
соблюдать требования юридической техники.
Для этого нужно:
правильно определять структуру акта
и его составные части;
точно использовать нормативные понятия,
термины;
четко формулировать правовые нормы с присущими им субъектами, правилами поведения, стимулами, санкциями;
избегать неопределенных
словесных выражений, декларативных
положений; обеспечивать строгую взаимосвязь
норм одного акта.
Толкование закона
Действие на практике множества законов порождает различные их толкования. То по-разному понимается смысл закона, то неодинаково воспринимаются отдельные понятия и термины, то произвольно раскрывается содержание норм и круга лиц, на которых они распространяю свое действие. Каждый человек по-своему понимает и оценивает тот или иной акт, отсюда и неодинаковое отношение к нему–признание, поддержка, выполнение, отторжение, нарушение. И многие органы пытаются давать разъяснения актов как верные, так и ошибочные. Все это обуславливает потребность разобраться в том, что такое толкование законов. Теория определяет толкование как уяснение и разъяснение содержания правовых норм, осуществляемые всеми субъектами правоприменительной деятельности. При этом та или иная интерпретация нормы, бесспорно, связана с индивидуальными особенностями правоприменителя. К тому же возможности в области толкования у разных лиц различны. Если гражданин или юридическое лицо в меру своего понимания и с учетом собственных интересов определенным образом толкуют норму, то такое толкование не выходит за пределы конкретного правоотношения. Если же толкование нормы дается специально управомоченным на то государственным органом, то подобное толкование обретает особый авторитет, становится эталоном правоприменения. Такое толкование носит общий характер, оно охватывает более или менее широкий круг ситуаций и нуждается в специальном анализе. По юридической силе толкование общего плана может быть официальным и не официальным. Официальное толкование дается уполномоченными на то органами, формулируется в специальном акте (разъяснении) и формально связывает применителей истолкованной нормы. Это официальное, общеобязательная точка зрения о том, как применять норму. Среди официальных толкований выделяется аутентичное, т. е. разъяснение, данное тем же органом, который принял норму. Отношение к официальным разъяснениям двояко. С одной стороны, такие разъяснения облегчают применение норм, снимают противоречия, устраняют неясности. С другой стороны, разъяснения под час подменяют норму, размывают её содержание. При административно-командной системе так называемая разъяснительная практика министерств и ведомств часто сводила на нет смысл законов и постановлений правительства, поскольку эти акты расходились с интересами аппаратных структур.
Неофициальное толкование исходит
не от государственных органов, оно
не носит обязательного характера,
его рекомендации не влекут однозначных
правовых последствий. Частным случаем
неофициальной интерпретации
В окончание следует сказать,
что надлежащее толкование норм права
является одним из условий их применения
в соответствии с потребностями
общества, порождающего и подлежащие
урегулированию проблемы, и юридические
средства их разрешения.
Заключение
Традиционно Россия относится
к странам романо-германской правовой
семьи. Страны континентального права
считаются странами “писанного” права,
в которых основным источником права признается
закон; за ним признается ведущая роль
среди источников права. Остальным же
источникам права отводится хотя и существенная,
но все же вторичная роль. Иное положение
вещей имело место в России в советский
период, когда считали единственным источником
(формой) права нормативно правовой акт.
Основным видом нормативно-правового
акта является, как известно, закон. В большинстве
случаев общественные отношения, которые
стремится урегулировать законодатель,
как правило, существуют уже в форме обычая
и используются подчас в судебной практике,
а значит, они уже получили отражения и
в доктрине права. Таким образом, законодатель,
закрепляя в форме нормативно-правовых
актов эти общественные отношения, с неизбежностью
сталкивается с обычаями и другими выше
указанными источниками права. Помимо
этого, законодатель, желая смоделировать
общественные отношения, способствующие,
как он считает прогрессу общества, придает
обязательную силу новым правилам поведения.
При применении права часто возникает
необходимость в толковании правовых
норм, в результате чего появляются соответствующие
разъяснения в форме доктрины. Таким образом,
изначально нельзя считать закон единственным
источником права в стране. Наряду с законом,
в непосредственном соприкосновении с
ним, существуют такие источники права
как обычай, труды учёных юристов, а также
общепризнанные принципы и нормы, договоры
нормативного содержания и некоторые
другие. Но, несмотря на то, что закон нельзя
признать единственным источником права,
законодатель отводит ему более весомую
роль по сравнению с другими формами права.
Это вызвано наличием в законе ряда существенных
преимуществ, заключающихся в том, что
он характеризуется наибольшей устойчивостью,
стабильностью, большей четкостью изложения
материала, длительностью существования
и действия. Помимо этого, закон занимает
ведущее место в правовой системе, поскольку
наделяется большей юридической силой
по сравнению с другими правовыми актами,
которые поэтому называются подзаконными.
Благодаря своим преимуществам, закон
выступает главным регулятором общественных
отношений и гарантом стабильности и устойчивости
законности и правопорядка. Следует также
отметить, что в последнее время потребности
проведения реформ в экономике обусловили
принятие большого числа актов, посвященных
новому режиму собственности, статусу
предприятий, банков, бирж и др. , финансово
кредитным и налоговым отношениям. Их
стремительная подготовка подчас оборачивается
ошибками и ведет к последствиям, которые
не учитывались на стадии разработки и
принятия актов. Затрудняет работу и быстрые
смены курсов реформ, и обилие их программ.
Все это ведет к необходимости проведения
значительных работ по решению проблем,
связанных с вопросами нормотворчества
и толкования закона. Для лучшего разрешения
подобного рода проблем немаловажное
значение имеет обращение к идеям и концепциям
теории закона, разработанным как в нашей
стране, так и за рубежом.
Список использованных источников и литературы:
Алексеев С. С. Общая теория права. М. , 1981.
Голунский С. А. Теория государства и права.
М. , 1940.
Зивс С. Л. Источники права. М. , 1981.