Выборы депутатов Государственной Думы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:19, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие и принципы выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания.
2. Способы распределения мандатов депутатов в Государственной Думе Федерального Собрания на выборах в одномандатных избирательных округах и по партийным спискам кандидатов в депутаты.

Файлы: 1 файл

Ответ КП.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

    Государство гарантирует гражданам РФ, политическим партиям и иным общественным объединениям свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

    Политическим  партиям, зарегистрировавшим федеральные  списки кандидатов, гарантируются равные условия доступа к средствам  массовой информации для проведения предвыборной агитации.

    Финансирование  мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

    Политическая  партия, выдвинувшая федеральный  список кандидатов, обязана создать  собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. В случаях, предусмотренных Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального  Собрания  Российской Федерации», региональное отделение политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, вправе по решению уполномоченного уставом политической партии руководящего органа политической партии создать избирательный фонд для финансирования избирательной кампании политической партии.

    Осуществление иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными организациями, международными организациями и международными общественными движениями деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы, выдвижению, регистрации и избранию того или иного федерального списка кандидатов, не допускается.

    Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в наблюдении за подготовкой  и проведением выборов депутатов  Государственной Думы устанавливается  международными договорами Российской Федерации.

    Согласно  ст.103 Конституции РФ к ведению  Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение  вопроса о доверии Правительству  РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка России; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половина состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижения обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

    В соответствии со ст.105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются  федеральные законы.

    Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемыми Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения – фракции и депутатские группы. Депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединение, прошедшего в нее по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе этого депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации.

    Депутаты  не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы численностью не менее 55 человек.

    Государственная Дума избирает из своего состава Председателя, первых заместителей и заместителей Председателя.

    Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

    Государственная Дума собирается на сессии, как правило, на весеннюю – с 12 января по 20 июня и  осеннюю – с 1 сентября по 25 декабря. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями.

    Внеочередные заседания Государственной Думы созываются ее Советом.

    Заседание является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов  палаты.

    Депутаты  Государственной Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение платы. Проекты документов и другие необходимые материалы представляются депутатами не позднее чем за три дня до рассмотрения этих материалов на заседании палаты.

    Работа  в Государственной Думе осуществляется на русском языке. Депутат, желающий выступить на ином языке народов РФ, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такое выступление обеспечивает переводом на русский язык.

    Деятельность  Государственной Думы планируется.

    Правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально – техническое, социально – бытовое обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет  Аппарат Государственной Думы. В состав Аппарата входят в качестве самостоятельных структурных подразделений аппараты комитетов и комиссий Государственной Думы, фракций и депутатских групп в Государственной Думе. Контроль за деятельностью Аппарата Государственной Думы осуществляются Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы7.

    Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием.

    В Регламента Государственной Думы установлен порядок решения Государственной  Думой вопросов, отнесенных к ее ведению. Порядок рассмотрения отдельных  вопросов, подведомственных Государственной Думе, может устанавливаться федеральными законами.

    Государственная Дума может обращаться в Конституционный  Суд РФ по запросам о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти  субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ. Государственная Дума может обратиться также с запросом о даче толкования Конституции РФ и по другим вопросам, относящимся к ведению Государственной Думы. Запрос в Конституционный Суд РФ не может направляться в связи в делами, находящимися в производстве Конституционного Суда.

    Предложение об обращении с запросом в Конституционный  Суд вносится фракцией, депутатской  группой или комитетом Государственной  Думы. Решение об обращении с запросом в Конституционный Суд РФ принимается  большинством голосов от общего числа депутатов на очередном заседании после того, как такое решение получено.

    Запрос  в Конституционный Суд может  быть направлен группой депутатов  Государственной Думы, насчитывающей  не менее одной пятой от общего числа депутатов. В последнем  случае к проекту ходатайства должен быть приложен перечень подписей запрашивающих с указанием избирательных округов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Способы распределения мандатов депутатов в Государственной  Думе Федерального Собрания на выборах в одномандатных  избирательных округах и по партийным спискам кандидатов в депутаты.
 
 
 
 

      Как отмечалось, Государственная Дума состоит  из 450 депутатов. Но избираются

Они по различным системам – мажоритарной и пропорциональной. Одна половина палаты, т.е. 225 депутатов Государственной Думы, избирается по одномандатным (один округ – один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства (исключение сделано для малонаселенных субъектов РФ). Здесь единая норма представительства устанавливается путем деления общего числа избирателей страны на 225 избирательных округов. Другая половина палаты, т.е. также 225 депутатов, избирается по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за то или ионное избирательное объединение или избирательный блок. Конституционный Суд РФ в постановлении от 17 ноября 1998 г. признал такую смешанную систему не противоречащей Конституции РФ.

      Такой двухсистемный порядок выборов  в Государственную Думу, встречающийся  в ряде зарубежных стран, имеет свои плюсы и минусы. К числу плюсов следует отнести то, что избиратель получает возможность отдать свой голос не только конкретному кандидату, но и той политической партии, программа которой отвечает его интересам. Минусом обычно называют то неизбежное обстоятельство, что избиратель, голосуя за тот или иной партийный список, не знает кандидатов, которые в случае победы на выборах этой партии будут представлять интересы данного избирателя. Президентом РФ выдвигалось предложение сократить представительство по партийным спискам до 150, увеличив прямое представительство до 300 депутатов. Широко распространенное также мнение, что было бы более демократичным перейти к прямым выборам всех 450 депутатов Думы. Однако эти предложения неизменно встречали несогласие депутатов Государственной Думы.

      Для проведения выборов депутатов государственной  Думы на территории РФ образуются 225 одномандатных  избирательных округов. В избирательных  округах, которые должны находиться в пределах одного субъекта РФ, должно обеспечиваться равенство  числа избирателей с допустимым взаимным отклонением не более 10%, а в труднодоступных и отдаленных районах не более 15%. Избирательный округ образует единую территорию: не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий. На территории субъекта РФ с числом избирателей меньше единой нормы представительства образуется по одному избирательному округу.

Избирательные округа разрабатывает Центральная  избирательная комиссия РФ на основании  предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ данных о численности избирательных округов утверждается федеральным законом, который должен быть обнародован не позднее чем за 100 дней до дня выборов. Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы пропорционально числу голосов, поданных за федеральными списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками, включает в себя всю территорию РФ.

      Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах  депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки. Их образует глава местной администрации по согласованию с соответствующей окружной избирательной комиссией не позднее чем за 30 дней до дня выборов с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей. Избирательный участок должен включать не более 3-х тысяч избирателей, находиться в границах административно – территориального деления в субъекте РФ, его границы не должны пересекать границы избирательного округа.

      Списки  избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 26 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, предоставляемых главой муниципального образования. Основания для включения гражданина в этот список является факт его проживания на территории этого избирательного участка, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории РФ. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Закон регламентирует порядок включения в списки избирателей всех категорий граждан, находящихся в день выборов за пределами своего постоянного проживания (в санаториях, больницах, общежитиях, за рубежом, на военной службе и др.). списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее 20 дней до дня выборов, и каждый гражданин вправе обжаловать невключение в список в вышестоящую избирательную комиссию или суд8.  
 

Список  литературы 
 
 

    
  1. Баглай  МВ. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. М, 2000.
  1. Козлова ЕИ., Кутафин ОЕ. Конституционное право России. М, 1998,2000. Гл. 3,4.
  1. Комментарии к Конституции Р Ф/ Под ред. Ю.В. Кудрявцева М., 1996.
  1. Избирательная система России: законодательные и нормативные документы. Комментарии специалистов. М, 1997.
  1. Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве РФ. М, 1997.
  2. ФЗ от 12.06.02 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"//СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
  3. ФЗ от 20.12.02 "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ//СЗ РФ. 2002. .№51.Ст.4982

Информация о работе Выборы депутатов Государственной Думы