Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:52, реферат
Происхождение государства. Этот вопрос волновал теоретиков всех времён и
народов. На протяжении столетий выдвигались различные мнения и теории о
происхождении государства. В настоящее время наиболее распространены
такие теории как классовая – её сторонниками были Карл Маркс, В.И.
Ленин, Фридрих Энгельс, Г.В. Плеханов и другие не менее известные
личности; договорная (Спиноза, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо,
А.Н. Радищев); патриархальная (Аристотель); теория насилия (Дюринг,
Гумплович, Каутский) и другие теории.
Введение 3
Глава 1.Возникновение государства 4
§1.1 Предпосылки возникновения государства 4
§ 1.2 Признаки государства 6
Глава 2. Теологическая теория 8
§2.1 Теологическая(божественная)теория возникновения гос-ва 8
§2.2 Божественная теория в наше время 11
Заключение 12
Список литературы 14
Содержание:
Введение 3
Глава 1.Возникновение государства 4
§1.1 Предпосылки возникновения государства 4
§ 1.2 Признаки государства 6
Глава 2. Теологическая теория 8
§2.1 Теологическая(божественная)
§2.2 Божественная теория в наше время 11
Заключение 12
Список литературы 14
Введение.
Происхождение государства. Этот вопрос волновал теоретиков всех времён и
народов. На протяжении столетий выдвигались различные мнения и теории о
происхождении государства. В настоящее время наиболее распространены
такие теории как классовая – её сторонниками были Карл Маркс, В.И.
Ленин, Фридрих Энгельс, Г.В. Плеханов и другие не менее известные
личности; договорная (Спиноза, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо,
А.Н. Радищев); патриархальная (Аристотель); теория насилия (Дюринг,
Гумплович, Каутский) и другие теории.
Вопрос происхождения государства остаётся актуальным и на сегодняшний
день. Изучение данной темы позволяет глубже понять социальную природу
государства, его особенности и черты. Чем больше она изучается, тем
больше становится раскол во мнениях. До сих пор нельзя установить как
конкретно происходило образование государства – нельзя доказать или
опровергнуть ту или иную теорию его происхождения и я уверен, что до тех
пор, пока этого не будет сделано, этот вопрос будет оставаться
актуальным.
Понятие государства является абстрактным, и чтобы характеризовать его
необходимо выделить ряд признаков. Рассматривая различные определения,
данные государству, можно заметить, что наиболее часто встречаются
основные, необходимые для образования государства и характеризующие его,
признаки: союз людей, территория, суверенитет и публичная политическая
власть.
Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.
В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов).
Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.
И все же причины зарождения государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) нетолько способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели — половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности.
Цель исследования состоит в раскрытии возникновения государства и теологической теории.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Признаки государства.
2. Теологическая теория.
3. Актуальность теории в наше время.
Глава 1. Возникновение государства
§1.1 Предпосылки государства.
Прежде чем говорить о предпосылках возникновения государства, я считаю
нужным отметить, что это условия, с наступлением которых неразрывно
связано формирование государственно-правовых институтов.
Как правило, все предпосылки делятся на две группы – материальные и
социальные.[2,с 30]
Рассматриваемые предпосылки возникновения государства, особенно
материальные, свидетельствуют о развитии различных форм собственности
как одного из признаков возникновения государства.
Формы собственности как признак возникновения государства.
Различные ступени в развитии разделения труда являются вместе с тем и
различными формами собственности, т.е. каждая ступень разделения труда
определяет также и отношения индивидов друг к другу соответственно их
отношению к материалу, орудиям и продуктам труда.
Первая форма собственности, это – племенная собственность. Она
соответствует неразвитой стадии производства, когда люди живут охотой и
рыболовством, скотоводством, или, самое большее, земледелием. В
последнем случае она предполагает огромную массу ещё не освоенных
земель. На этой стадии разделение труда развито ещё очень слабо и
ограничивается дальнейшим расширением существующего в семье естественно
возникшего разделения труда. Общественная структура ограничивается
поэтому лишь расширением семьи: патриархальные главы племени,
подчинённые им члены племени, наконец, рабы. Рабство, в скрытом виде
существующее в семье, развивается лишь постепенно, вместе с ростом
населения и потребностей и с расширением внешнего общения – как в виде
войны, так и в виде меновой торговли.
Вторая форма собственности, это – античная общинная и государственная
собственность, которая возникает главным образом благодаря объединению –
путём договора или завоевания – нескольких племён в один город и при
которой сохраняется рабство. Наряду с общинной собственностью
развивается уже и движимая, а впоследствии и недвижимая, частная
собственность, но как отклоняющаяся от нормы и подчинённая общинной
собственности форма. Граждане государства лишь сообща владеют своими
работающими рабами и уже в силу этого связаны формой общинной
собственности. Это – совместная частная собственность активных граждан
государства, вынужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно
возникшую форму ассоциации. Поэтому вся основывающаяся на этом
фундаменте структура общества, а вместе с ней и народовластие, приходит
в упадок в той же мере, в какой развивается частная собственность, в
особенности недвижимая. Разделение труда имеет уже более развитой
характер. Мы встречаем противоположность между городом и деревней,
впоследствии – противоположность между государствами, из которых одни
представляют городские, а другие – сельские интересы; внутри же городов
имеет место противоположность между промышленностью и морской торговлей.
Классовые отношения между гражданами и рабами уже достигли своего
полного развития.
Третья форма, это – феодальная или сословная собственность. Если для
античности исходным пунктом служил город и его небольшая округа, то для
средневековья исходным пунктом служила деревня. Эта перемена исходного
пункта была обусловлена редкостью и рассеянностью по обширной площади
первоначального населения, которое приток завоевателей не увеличивал
сколько-нибудь значительно. Поэтому, в противоположность Греции и Риму,
феодальное развитие начинается на гораздо более обширной территории,
подготовленной римскими завоевателями и связанным с ними вначале
распространение земледелия. Последние века приходящей в упадок римской
империи и само завоевание её варварами разрушили массу производительных
сил; земледелие пришло в упадок, промышленность, из-за отсутствия сбыта,
захирела, торговля замерла или была насильственно прервана, сельское и
городское население уменьшилось. Все эти условия, с которыми столкнулись
завоеватели, и обусловленный ими способ осуществления завоевания
развили, под влиянием военного строя германцев, феодальную
собственность. Подобно племенной и общинной собственности, она покоится
опять-таки на известном сообществе [Gemeinwesen], которому, однако,
противостоят, в качестве непосредственно производящего класса, не рабы,
как в античном мире, а мелкие крепостные крестьяне. Вместе с полным
развитием феодализма появляется и антагонизм по отношению к городам.
Таким образом, главной формой собственности в феодальную эпоху была, с
одной стороны, земельная собственность, вместе с прикованным к ней
трудом крепостных, а с другой – собственный труд при наличии мелкого
капитала, господствующего над трудом подмастерьев. Структура обоих этих
видов собственности обуславливалась ограниченными отношениями
производства – слабой и примитивной обработкой земли и ремесленным типом
промышленности. В эпоху расцвета феодализма разделение труда было
незначительно.[4,с44-46]
Наличие на ограниченной территории различных формы собственности
безусловно является одним из важнейших признаков развития государства,
однако кроме рассмотренных признаков – форм собственности, существует
ряд других не менее значимых признаков, характеризующих государство.
§1.2 Признаки государства.
Общие признаки и отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. К ним относятся:
1) территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-
2) население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д. Именно "через население" в рамках государства происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма- общества;
3) публичная власть. Государство - особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Первичной ячейкой этого аппарата является государственный орган. Наряду с аппаратом власти и управления государство имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии, разведки, а тж. в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т.п.). Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержание задачи;
4) суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а тж. ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств. Независимость и верховенство государственной власти выражаются в следующем:
а) универсальности - только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;
б) прерогативе - возможности отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти:
в) наличии специальных средств воздействия (принуждения), которыми не располагает никакая другая общественная организация. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство, его право самому решать свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю. Принудительное ограничение суверенитета имеет место, например, по отношению к побежденному в войне со стороны государств-победителей, по решению международного сообщества (ООН). Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности для достижения общих целей, при объединении в федерацию и т.п.;
5) издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны в отличие от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций). Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов (судов, администрации и др.);
6) обязательные сборы с граждан - налоги, подати, займы. Государство устанавливает их для содержания публичной власти. Обязательные сборы используются государством на содержание армии, полиции и других принудительных органов, государственного аппарата, а тж. на другие государственные программы (образование, здравоохранение, культура, спорт и т.п.);
7) государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники, отличающиеся от таких же атрибутов других государств. Государство устанавливает правила официального поведения, формы обращения людей друг к другу, приветствия и т. п. .[2,с30-38]
Глава 2. Теологическая теория
§2.1 Теологическая (божественная) теория.
Теологическая теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в Древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно-политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.
На рубеже XII - XIII в Западной Европе развивается теория "двух мечей". Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории - утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти "не от бога".
Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного и в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 - 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.
Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождение и поныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме о том, что на возникновение и развитие государства и права решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Среди них жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты.[1,с 333]
Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения государства и права лежат вовсе не в сфере морали и религии. Они коренятся в области экономики и в социальной жизни людей.
Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право - на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов. А в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.
Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, связанные с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена привели к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания жизни. Становится экономически выгодным использовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше убивали или принимали на равных в свой род, стали превращать в рабов, заставляли работать на себя. Производимый ими остаточный (сверх необходимого для прокормления) продукт присваивали.
В обществе сначала наметилось, а затем быстро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. В целях получения остаточного продукта стал широко использоваться не только труд военнопленных, но и труд своих сородичей. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное неравенство. Общество постепенно, в течение многих тысячелетий расслаивалось на различные устойчивые группы, классы, социальные прослойки.[1,с328-329]
Расслоение общества ведёт к тому, что из общей массы членов рода выделяется знать - обособленная группа вождей, военачальников, жрецов. Используя свое общественное положение, эти люди присваивали себе большую часть военной добычи, лучшие участки земли, приобретали огромное количество скота, ремесленных изделий, орудий труда. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали не столько для защиты общественных интересов, сколько для личных, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников. Появились и другие признаки разложения первобытнообщинного строя и соответствующей ему родоплеменной организации, которая постепенно стала вытесняться государственной организацией.
В новых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти, родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством.
"Родовой строй, - писал Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства", - отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием - расколом общества на классы. Он был заменен государством". Государственные органы и организации частично появились в результате преобразования органов и организаций, сложившихся в рамках первобытнообщинного строя, частично - путём полного вытеснения последних.
Таким образом, государство не навязывается обществу извне. Оно возникает на его основе естественным путём. Вместе с ним оно развивается и совершенствуется.
До появления имущественного разделения населения и социального неравенства общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться и обходилось с помощью обычаев, регулировавших все общественные отношения. Однако положение коренным образом изменилось противоречащими друг другу и противоборствующими интересами.
Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях оказались бессильными. Появилась жизненная необходимость в новых правилах - регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспечивались бы не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право.
Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых обязывали зарождающиеся государственные органы и суды. Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей, королей и просто наделённых такими полномочиями чиновников.
Разумеется, богатеющая родовая знать, правящая верхушка всегда стремилась закрепить в этих актах и обычаях свои собственные имущественные и иные интересы, усилить с помощью зарождающегося права свою власть. Ей это в значительной степени всегда удавалось. О чём можно судить по характеру и содержанию дошедших до нас правовых и литературных памятников той эпохи.
Так, в хорошо известных "Институциях" римского юриста II в. н. э. Гая прямо закреплялось имущественное и социальное неравенство людей словами: "Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди - или свободные, или рабы". Далее уточнялось: "Из свободных людей одни - свободнорождённые, другие - вольноотпущенные. Свободнорождённые суть те, которые родились свободными, вольноотпущенные - это те, которые отпущены на волю из законного рабства".
Аналогичное закрепление в праве экономического и социального неравенства имело место не только у римского народа, но и других народов. В этом заключается одна из важнейших отличительных особенностей права и правовых обычаев.
Помимо вышеизложенной доктрины возникновения государства и права, которую называют марксисткой, в мире есть множество других теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права.
Информация о работе Возникновения государства и теологической теории