Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 04:15, курсовая работа
Цель этой работы - изучить вопросы, связанные с внутренними функциями государства, определить основные внутренние функции и механизм осуществления этих функций в государстве.
В соответствии с поставленной целью, в исследовании поставлены следующие задачи:
Дать определение понятию и рассмотреть классификацию внутренних функций государства.
Охарактеризовать основные внутренние функции государства.
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих Теории государства. Названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев общества. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет потребности общества, служит его интересам.
Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства – характеристики именно того, что и как государство «делает».
Функции государства – это направления деятельности1, но не сама
деятельность. В функциях государства выражаются его сущность, цели и
задачи. Функции государства сложное по своему содержанию явление.
В философии
под функциями понимается внешнее проявление
свойств какого - либо объекта в определенной
системе отношений. В юридической
литературе нет единства мнений
относительно категории «функции
государства». Под функциями обычно подразумеваются:
основные направления, стороны
или виды деятельности государства,
его практическая деятельность. Однако
функции не могут реализовываться
внутри самой государственной организации:
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и
практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со
стороны его формы, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней
деятельности, функционирования. С помощью функций представляется
___________________________
1 Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 2008. – С. 64.
возможным с достаточно высокой точностью определить характер
деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.
Рассматриваемая в настоящей курсовой работе тема приобретает все большее значение в новых политических условиях, когда Российское
государство начинает создавать свою политическую систему, укреплять
властную вертикаль.
Объектом исследования является влияние различных факторов на формирование функций государства.
Предметом исследования
Цель этой работы - изучить вопросы, связанные с внутренними функциями государства, определить основные внутренние функции и механизм осуществления этих функций в государстве.
В соответствии с поставленной целью, в исследовании поставлены следующие задачи:
Методологическую базу и методы
Работа состоит из двух частей.
Первая часть - теоретическая. В ней дается общее определение внутренних функций государства, приводится характеристика внутренних направлений деятельности государства. В этой части также рассматриваются следующие вопросы: классификация внутренних функций государства по видам, формы и методы осуществления внутренних функций государства. При написании этой части работы использовалась Конституция Российской Федерации, учебники по теории государства и права, политологии, периодические издания.
Во второй части работы раскрываются вопросы, связанные именно с внутренними функциями, основными направлениями и методами осуществления внутренней политики Российской Федерации. В этой части рассматриваются вопросы, связанные с политическими, экономическими, социальными, культурными и другими функциями Российского государства.
При написании этой части работы использовались Конституция, Законы и другие нормативные акты Российской Федерации, журналы «Государство и право», учебники и научные работы по правоведению, теории государства и права, истории государства и права, конституционного права, государственного регулирования экономики.
Теоретической основой исследования явились научные труды ученых в области уголовного права, таких как Н.Г. Александров, М.И. Байтин, А.И. Денисов, Л.И. Загайнов, А.II. Косицын, Г.Н. Манов, Н.П. Фарберон, П.В. Черноголовкин, а также иные литературные источники и материалы периодической печати, относящиеся к проблемам курсовой работы, в той мере, в какой они были необходимы для возможно более полного освещения вопросов избранной темы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие, сущность и признаки функций государства
Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства.
Функции государства – особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом. Функции государства - категория объективная как по содержанию, формам и методам осуществления, так и по своим границам. Это значит, что число функций государства также носит объективный характер. Поэтому задача теории функций государства - дать, по мере возможностей, именно исчерпывающий перечень его основных внутренних и внешних функций.
Существенными признаками функций государства являются1:
- предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;
- направленность этой деятельности на выполнение тех задач и целей, которые стоят на конкретном историческом этапе развития общества;
- определенные формы (чаще всего правовые) реализации государственных функций, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.
Формирование функций происходит в процессе становления и развития государства. Последовательность возникновения тех или иных
___________________________
1 Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 2006. – С. 112.
функций зависит от важности и очередности задач, стоящих перед обществом. В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели государства, а, следовательно - и его различные функции.
Каждая
из функций государства имеет определенное
содержание, которое показывает,
что делает государство, чем
занимаются его органы, какие
вопросы они решают. Содержание
функций не остается неизменным
- оно меняется вместе с изменениями,
происходящими в обществе. На
содержание функций современных
государств оказывают влияние
национальные факторы, научно-
1.2. Проблематика и основные тенденции эволюционного развития функций государства
Переход к рыночным
отношениям и местное самоуправление
получили свое отражение в функциях, методах и формах
Возникли две проблемы:
а) функции государственного
6) функции его субъектов.
Появились
лишь новые элементы в содержании и механизме
реализации функций государства. Они теперь
проецируются с учетом наличия государственных
и негосударственных секторов и различной
степени влияния на них государства. В большей
степени претерпевают изменения функции
органов государственного управления.
Появились новые, обусловленные переходом
к рыночной экономике (осуществление антимонопольных
мероприятий, функции, связанные с появлением
безработицы, разгосударствлением предприятий
и учреждений в различных сферах и др.).
Среди функций на первый план выступают
прогнозирование, координация, регулирование
и контроль. Значение планирования как
функции управления ослаблено и ограничивается
как бы в изолированном виде двумя сферами;
с одной стороны, централизованной, точнее
центральной, с другой, локальной. То есть
оно перестало быть ведущей формой и стержнем
директивного и адресного централизованного
субъективные и даже
Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, неизменным. В зависимости от конкретно-исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие. В настоящее время более важным становится выделение глобальных функций государства1, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности,
затрагивающих всю цивилизацию.
___________________________
1 Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. М.,2005. – С. 79.
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
2.1. Виды функций государства
В юридической теории существует множество оснований (критериев)
классификации функций государства. Ученые дают различный перечень этих функций, по-разному их называют.
В зависимости
от того, в какой сфере
общественной жизни – внутренней или
внешней – осуществляются те или иные
функции государства, разрешению каких
задач они служат – внутриполитических
или внешнеполитических – они подразделяются
на внутренние и внешние.
Деление функций на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны – в сферах экономики, политики, культуры и других – зависит, а нередко и в значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей.
Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции основные и неосновные. Такая классификация строится на критериях значимости тех или иных функций в системе функций государства.
Основные функции – это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.
Основным функциям
государства присущ ряд общих черт. Во-первых,
в них наиболее проявляется классовая
и общечеловеческая сущность государства,
его социальное назначение. Во-вторых,
в отличие от многочисленных государственных
функций, осуществляемых, как правило,
специально предназначенными для этого
здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.
Функции также подразделяют на постоянные и временные1. Такое деление весьма условно, поскольку всякие функции, как и само государство, исторически изменчивы. В качестве постоянных обычно рассматриваются функции, вытекающие из природы данного государства. К временным функциям относят такие, которые, возникнув, прекращают свое действие в течение обозримого отрезка времени. Например, функция борьбы со стихийными бедствиями природного или техногенного характера.