Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:59, курсовая работа
Современный мир насчитывает немало государств с монархической формой правления. В некоторых государствах политические лидеры, носящие иные наименования, фактически обладали или обладают властью и статусом монарха. История государств мира была в течении тысячелетий связана по преимуществу с монархическим принципом. Однажды возникнув, монархия как идея и система власти, будучи элементом европейской цивилизации
Введение 3
1 Понятие монархии и ее исторические разновидности 5 5
1.1 Понятие формы правления и сущности монархии 5
1.2 Исторические разновидности монархии 8
2 Виды современной монархии 12
2.1 Современная абсолютная монархия. 12
2.2 Современная конституционная монархия 14
3 Особенности монархии в современных странах 19 Заключение 25
Список использованных источников 27
В лучшие периоды отечественной истории мы можем наблюдать монархию сословную. С созданием единой России, был осуществлен переход к сословно-представительной монархии (в XVI-XVII вв. царь правил с аристократической Боярской думой и сословным представительством - Земским собором).
Распространенно мнение историков, что сословное представительство и тем самым сословно-представительные монархии складываются в процессе борьбы за объединение государств против феодальной раздробленности. Нередко встречаются упоминания (это характерно для Западной Европы), что короли боролись с крупными феодалами, опираясь на парламент мелкого дворянства и горожан (бюргеров). В истории России тоже можно проследить такие тенденции1.
Становление сословно-представительской монархии в нашей истории пришлось как раз на становление Руси, как единого государства, что только способствовало укреплению. Она уже не существует, однако в отдельных странах сохранились ее реликты (пережитки), закрепленные государственным правом.
Сословное представительство представляет собой принцип организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных учреждений представляют не все население страны или ее отдельные территориальной части, а закрытые социальные группы - сословия, от которых эти депутаты непосредственно избираются (или назначаются). Сословное представительство было исторически первой системой представительства (в Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII в.) и просуществовало во многих государствах Европы вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступило место национальному представительству. В настоящее время рудиментом сословного представительства является, например, Палата Лордов парламента Великобритании, где заседают наследственные и личные духовные и светские лорды, т.е. представители духовенства и дворянства. Отсюда следует, что парламенты появились в процессе борьбы за единство государства. Первый датируемый в Западной Европе парламент - Кортесы Кастилии (1185 г.). Первый датируемый опыт парламентаризма в отечественной истории - Земский собор кн. Всеволода III - Большое Гнездо (1211 г.), то есть наш
парламент на 54 года старше английского, созванного впервые в 1265 г. Сословно-представительные монархии преобладают в Западной Европе XIII-XVI вв. В отечественной истории эта форма правления держится с середины XVI и до конца XVII вв. Впрочем, строго говоря, сословно-представительная монархия - это уже составная политическая система.
2Виды современной монархии
2.1 Современная абсолютная монархия
Абсолютная монархия3 характеризуется всевластием главы государства. Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха (по формуле Петровского Воинского устава — «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»). Принцип абсолютизма генетически связан с тремя заметными историческими явлениями: с бюрократизацией, отходом от христианских основ и этатизмом. Большому государству свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна монархия с бюрократией. Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы. В XVII столетии она стала страной классического абсолютизма.Абсолютная монархия связана с антихристианскими тенденциями эпохи Возрождения, а эпоха Просвещения вся была посвящена дехристианизации западноевропейской культуры. Существовал так называемый «просвещенный абсолютизм», который, подозреваю, означает лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из приближенных «просветителей». В эпоху Просвещения существовал принцип общественного договора в варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть его в том, что в интересах дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип был реализован в абсолютизме.
В настоящее время в мире сохраняются 7 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.
______________________________
3Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.
Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.
Ватикан - город-государство, расположенный в Риме, на холме Монте-Ватикано. Территория 0,44 кв. км. За пределами государства, в Риме на правах экстерриториальности находятся 13 зданий и замок Гандолфо (летняя резиденция Пап).Ватикан - абсолютная теократическая монархия. Глава государства - избираемый пожизненно коллегией кардиналов Папа Римский. С 16.10.1978 г. на престоле находится Иоанн Павел II. Ему принадлежит законодательная и судебная власть. Функции премьер-министра исполняет государственный секретарь. Административное управление территорией осуществляет губернатор, назначаемый Папой. Высший консультативные органы - Вселенский Собор римско-католической церкви (последний раз созывался в 1962 - 65 гг.), коллегия кардиналов и епископский собор. Практическое руководство религиозной, политической и экономической деятельностью осуществляется римской курией. В ее составе - секретариат, совет по государственным делам, 10 конгрегаций (духовных ведомств) и другие службы.
2.2 Современная конституционная монархия
Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Характерными институтами данного вида монархии являются т.н. контрассигнатура и цивильный лист.
Контрассигнатура представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. Формально она объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Контрасигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля. Именно появление контрасигнатуры можно считать моментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах.
Цивильный лист - сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных монархиях. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен. В зависимости от степени ограничения власти монарха конституцией различают дуалистическую и парламентарную монархии. В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.)4. Этопервоначальная форма ограниченной (или конституционной) монархии. Здесь мы наблюдаем уже возникающее или довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной. Отличие дуалистических монархий от парламентских состоит в сосредоточении в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Власть монарха ограничена конституцией. Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной частью их (если 4 Михалева Н А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 2001.
избирательное право цензовое). Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой.
Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето (от лат. veto — запрещаю). Этот акт не позволяет закону вступить в силу. Монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов,
т.е. может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона. А главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 г. очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м. Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность, лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя свое правило устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством или через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.
Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный же режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением.
Одним из представителей современной дуалистической монархии является Таиланд. Свое начало тайская монархия берет в 1238г., году основания тайского королевства в городе Сукотай и коронации первого тайского короля. Первый тайский король, впрочем, был в свое время мелким князем и вассалом кхмерской империи, и для укрепления своего авторитета он еще женился на кхмерской принцессе. В дальнейшем в Таиланде сменились несколько династий. Правящая сейчас династия Чакри появилась в 1782г., когда после разгрома Аюттайи бирманцами, страна погрузилась в темные года. Тайский генерал, впоследствии король-основатель династии Рама I тогда смог победить Бирму и вытеснить их войска за пределы страны. Государство было возрождено, столица перенесена в Бангкок. Нынешний король страны Рама IX - является девятым королем династии Чакри. Он родился в 1927г. в США и получил образование в Бангкоке и Швейцарии. Тайланд определяется как конституционная монархия.
В Конституции Таиланда записано, что король восходит на престол не по закону, а «согласно уважаемой традиции» и не подвергается любого рода наказаниям. Его королевское величество взошел на престол в 1946г. после преждевременной смерти своего брата, который правил всего год. В 1996г. Таиланд отмечал 50-летие правления Рамы IX. По закону ли или согласно традиции большинство простых тайцев воспринимают короля как нечто типа полубога; монархия наряду с религией и национальным единством очень высоко ставится в тайском обществе. Негативные отзывы о тайском короле как осуждаются обществом, так и преследуются по закону. Наказание за оскорбление личности короля и членов королевской семьи - 7 лет тюрьмы, поэтому всеми путеводителями насчет монархии рекомендуется отзываться либо уважительно, либо никак. В то время как позволяется критика правительства и даже культуры (но не буддизма), считается сильным оскорблением нации и монархии не вставать при звуках национального или королевского гимна. Королевский гимн (кстати, сочиненный действующим королем Таиланда, который помимо всего еще и музыкант) исполняется только в кинотеатрах перед фильмами; вся публика должна прослушать королевский гимн от начала и до конца стоя.
В отличие от дуалистической парламентарная монархия является довольно распространенной формой правления. Она существует сегодня во многих странах мира (Великобритания, Испания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада и др.). Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия носят в основном представительный характер. Кроме того, он обладает своеобразной функцией государственного нотариуса, скрепляя своей подписью все важнейшие государственные акты. При условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство, действует государственный режим, именуемый парламентарным, или парламентаризм. Такая ситуация традиционно имеет место, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.
Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль над правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.