Виды монархии в современом мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

Современный мир насчитывает немало государств с монархической формой правления. В некоторых государствах политические лидеры, носящие иные наименования, фактически обладали или обладают властью и статусом монарха. История государств мира была в течении тысячелетий связана по преимуществу с монархическим принципом. Однажды возникнув, монархия как идея и система власти, будучи элементом европейской цивилизации

Оглавление

Введение 3
1 Понятие монархии и ее исторические разновидности 5 5
1.1 Понятие формы правления и сущности монархии 5
1.2 Исторические разновидности монархии 8
2 Виды современной монархии 12
2.1 Современная абсолютная монархия. 12
2.2 Современная конституционная монархия 14
3 Особенности монархии в современных странах 19 Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Виды монархий в современном мире.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

В лучшие периоды отечественной истории мы можем наблюдать монархию сословную. С созданием единой России, был осуществлен переход к сословно-представительной монархии (в XVI-XVII вв. царь правил с аристократической Боярской думой и сословным представительством - Земским собором).

              Распространенно мнение историков, что сословное представительство и тем самым сословно-представительные монархии складываются в процессе борьбы за объединение государств против феодальной раздробленности. Нередко встречаются упоминания (это характерно для Западной Европы), что короли боролись с крупными феодалами, опираясь на парламент мелкого дворянства и горожан (бюргеров).  В истории России тоже можно проследить такие тенденции1.

Становление сословно-представительской монархии в нашей истории пришлось как раз на становление Руси, как единого государства, что только способствовало укреплению. Она уже не существует, однако в отдельных странах сохранились ее реликты (пережитки), закрепленные государственным правом.

Сословное представительство представляет собой  принцип организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных учреждений представляют не все население страны или ее отдельные территориальной части, а закрытые социальные группы - сословия, от которых эти депутаты непосредственно избираются (или назначаются). Сословное представительство было исторически первой системой представительства (в Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII в.) и просуществовало во многих государствах Европы вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступило место национальному представительству. В настоящее время рудиментом сословного представительства является, например, Палата Лордов парламента Великобритании, где заседают наследственные и личные духовные и светские лорды, т.е. представители духовенства и дворянства. Отсюда следует, что парламенты появились в процессе борьбы за единство государства. Первый датируемый в Западной Европе парламент - Кортесы Кастилии (1185 г.). Первый датируемый опыт парламентаризма в отечественной истории - Земский собор кн. Всеволода III - Большое Гнездо (1211 г.), то есть наш

парламент на 54 года старше английского, созванного впервые в 1265 г. Сословно-представительные монархии преобладают в Западной Европе XIII-XVI вв. В отечественной истории эта форма правления держится с середины XVI и до конца XVII вв. Впрочем, строго говоря, сословно-представительная монархия - это уже составная политическая система.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2Виды современной монархии

2.1 Современная абсолютная монархия

 

Абсолютная монархия3 характеризуется всевластием главы государства. Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха (по формуле Петровского Воинского устава  — «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»). Принцип абсолютизма генетически связан с тремя заметными историческими явлениями: с бюрократизацией, отходом от христианских основ и этатизмом. Большому государству свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна монархия с бюрократией. Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы. В XVII столетии она стала страной классического абсолютизма.Абсолютная монархия связана с антихристианскими тенденциями эпохи Возрождения, а эпоха Просвещения вся была посвящена дехристианизации западноевропейской культуры. Существовал так называемый «просвещенный абсолютизм», который, подозреваю, означает лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из приближенных «просветителей». В эпоху Просвещения существовал принцип общественного договора в варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть его в том, что в интересах дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип был реализован в абсолютизме.

В настоящее время в мире сохраняются 7 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.

______________________________________

3Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.

Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Ватикан - город-государство, расположенный в Риме, на холме Монте-Ватикано. Территория 0,44 кв. км. За пределами государства, в Риме на правах экстерриториальности находятся 13 зданий и замок Гандолфо (летняя резиденция Пап).Ватикан - абсолютная теократическая монархия. Глава государства - избираемый пожизненно коллегией кардиналов Папа Римский. С 16.10.1978 г. на престоле находится Иоанн Павел II. Ему принадлежит законодательная и судебная власть. Функции премьер-министра исполняет государственный секретарь. Административное управление территорией осуществляет губернатор, назначаемый Папой. Высший консультативные органы - Вселенский Собор римско-католической церкви (последний раз созывался в 1962 - 65 гг.), коллегия кардиналов и епископский собор. Практическое руководство религиозной, политической и экономической деятельностью осуществляется римской курией. В ее составе - секретариат, совет по государственным делам, 10 конгрегаций (духовных ведомств) и другие службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Современная конституционная монархия             

  Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Характерными институтами данного вида монархии являются т.н. контрассигнатура и цивильный лист.

Контрассигнатура представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. Формально она объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Контрасигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля. Именно появление контрасигнатуры можно считать моментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах.

Цивильный лист - сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных монархиях. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен. В зависимости от степени ограничения власти монарха конституцией различают дуалистическую и парламентарную монархии. В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии дейст­вуют в виде дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.)4. Этопервоначальная форма ограни­ченной (или конституционной) монархии. Здесь мы наблюдаем уже возникающее или довольно развитое разделение властей, во вся­ком случае, отделение законодательной власти от исполнительной. Отличие дуалистических монархий от парламентских состоит в сосре­доточении в руках монарха больших полномочий в сфере госу­дарственной власти. Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Власть монарха ограничена конституцией. Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной частью их (если 4 Михалева Н А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 2001.

избирательное право цензовое). Исполнительная власть принадле­жит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство.  Судебная власть принадле­жит монарху, но может быть более или менее независимой.

Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето (от лат. veto — запрещаю). Этот акт не позволяет закону вступить в силу. Монарх в дуалис­тической монархии обладает неограниченным правом на издание указов,

т.е. может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона.  А главное, может распускать парламент, заменяя факти­чески дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 г. очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м. Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность, лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя свое правило устанавливать бюджет госу­дарства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а кроме того, депутаты, всту­пая в конфликт с правительством или через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.

Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалисти­ческой типичен авторитарный политический режим. Государствен­ный же режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти.  Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением.

Одним из  представителей современной дуалистической монархии является Таиланд. Свое начало тайская монархия берет в 1238г., году основания тайского королевства в городе Сукотай и коронации первого тайского короля. Первый тайский король, впрочем, был в свое время мелким князем и вассалом кхмерской империи, и для укрепления своего авторитета он еще женился на кхмерской принцессе. В дальнейшем в Таиланде сменились несколько династий. Правящая сейчас династия Чакри появилась в 1782г., когда после разгрома Аюттайи бирманцами, страна погрузилась в темные года. Тайский генерал, впоследствии король-основатель династии Рама I тогда смог победить Бирму и вытеснить их войска за пределы страны. Государство было возрождено, столица перенесена в Бангкок. Нынешний король страны Рама IX - является девятым королем династии Чакри. Он родился в 1927г. в США и получил образование в Бангкоке и Швейцарии. Тайланд определяется как конституционная монархия.

В Конституции Таиланда записано, что король восходит на престол не по закону, а «согласно уважаемой традиции» и не подвергается любого рода наказаниям. Его королевское величество взошел на престол в 1946г. после преждевременной смерти своего брата, который правил всего год. В 1996г. Таиланд отмечал 50-летие правления Рамы IX. По закону ли или согласно традиции большинство простых тайцев воспринимают короля как нечто типа полубога; монархия наряду с религией и национальным единством очень высоко ставится в тайском обществе. Негативные отзывы о тайском короле как осуждаются обществом, так и преследуются по закону. Наказание за оскорбление личности короля и членов королевской семьи - 7 лет тюрьмы, поэтому всеми путеводителями насчет монархии рекомендуется отзываться либо уважительно, либо никак.               В то время как позволяется критика правительства и даже культуры (но не буддизма), считается сильным оскорблением нации и монархии не вставать при звуках национального или королевского гимна. Королевский гимн (кстати, сочиненный действующим королем Таиланда, который помимо всего еще и музыкант) исполняется только в кинотеатрах перед фильмами; вся публика должна прослушать королевский гимн от начала и до конца стоя.

              В отличие от дуалистической парламентарная монархия является довольно распространенной формой правления. Она существует сегодня во многих странах мира (Великобритания, Испания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада и др.). Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия носят в основном представительный характер. Кроме того, он обладает своеобразной функцией государственного нотариуса, скрепляя своей подписью все важнейшие государственные акты. При условии,  что в парламенте ни одна политическая  партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство, действует государственный режим, именуемый парламентарным, или парламентаризм.  Такая  ситуация  традиционно   имеет место, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии.  Чем шире партийная коалиция,  сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами  по  коалиции  относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства,  как оно утрачивает  необходимое  большинство  в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.

Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада,  Австралия и др.) или  многопартийная система с  одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные,  парламентарная  модель отношений  между парламентом и правительством практически превращается в свою  противоположность.  Юридически  парламент осуществляет контроль над правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой  государственный  режим  получил название системы кабинета, или министериализма.

Информация о работе Виды монархии в современом мире