Учение Г.Кельзена о "чистой" теории права как вершине легизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:41, доклад

Краткое описание

Легизм — философское направление, рассматривающее право исключительно как объективную логическую форму, абстрагированную от социального, психологического и исторического содержания1.
Тесно связан с господствовавшим в буржуазной юриспруденции XIX в. позитивизмом, сводившим задачи науки лишь к описанию и логической систематизации действующего права и объявлявшим излишним его социально-экономическое объяснение. Одним из ключевых направлений легизма является нормативизм. Нормативизм в ещё более резкой форме развивает тезисы позитивистов и требует, чтобы юридическая наука отказалась от изучения социальных факторов, влияющих на законодателя, правосудие, поведение людей в сфере права, равно как и от какой-либо социальной оценки действующего права. Нормативизм призывает изучать право в "чистом виде" (поэтому его называют также "чистой теорией права") как особую нормативную сферу, независимую от социального бытия, экономических и политических условий2. Нормативизм опирается на положения философии неокантианства, утверждающей, что сферы должного и сущего неотделимы друг от друга и первое не может быть выведено из второго3.

Файлы: 1 файл

чистое учение о праве гаенса кельзена.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

      Высшая  норма Кельзена, легитимирующае в сущности всю разворачивающуюся на её основе нормативную систему, сама генерируется как мысленное допущение («должно повиноваться конституции»)25. Эта формулировка представляется не в полной мере соответствующей действительности: «основная норма» здесь является просто догматически декларируемым правилом, а не выводится логически, не обосновывается разумно. Допуская, что «основная норма» состоит именно из такого предписания («должно повиноваться конституции»), легизм позволяет лишь «поверить» в её истинность как результата мысленного допущения. Видится, что приказание повиноваться конституции не может не иметь разумных корней в каком-либо другом (здесь уже, скорее, не в нормативном) источнике – будь то общественная мораль, ментальность или даже «право» в его естественно-правовом понимании.

      Легистско-нормативистское учение оказало глубокое воздействие на теоретические представления и юридическую практику в странах Запада. Под влиянием нормативизма правоведы стали больше уделять внимания противоречиям в праве, формированию стройной системы законодательства. С концепциями нормативизма связано также широкое распространение в современном мире идей верховенства международного права над законодательством государств, учреждение институтов конституционного контроля (создание специального органа конституционной юстиции впервые было предусмотрено в Конституции Австрии 1920г., которую отредактировал Кельзен). 

Список  использованной литературы

1. Бойцова О.Ю. Нормативизм в западной политической мысли XX века :

2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М.: Проспект, 2010. Добихевиор. Период. – М. : Медиа-Пресс, 2002.

3. Комарова Э. С. Кельзен Г. и философия права. Проблемы буржуазной теории права философия права. Реферативный сборник. Вып. 3. – М.: Изд-во ИНИОН АН СССР, 1984.

4. Нерсесянц В.С. Философия права. — М., 2000.

5. Харт Г. Л. Понятие права / под общ. ред. Афонасина Е.В., Моисеева С.В. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. – 300 с.

6. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. К XIII конгрессу Международной ассоциации правовой и социальной философии: Сборник переводов. Вып. 1 / Отв. ред.: Кудрявцев В. Н., Разумович Н. Н., Пивоваров Ю. С. – М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1987. – 195 c.

7. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Сборник переводов. Вып. 2 / Отв. ред.: Кудрявцев В. Н., Разумович Н. Н. – М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1988. – 213 c.


Информация о работе Учение Г.Кельзена о "чистой" теории права как вершине легизма