Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 02:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение тоталитарного режима.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
•изучить понятие и признаки тоталитарного режима;
•изучить формы тоталитарного режима;
•исследовать предпосылки возникновения тоталитаризма
•Исследовать теорию тоталитаризма по К.Фридриху;
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, признаки и формы тоталитарного режима……………4
1.1. Понятие тоталитарного режима……………………………………..4
1.2. Признаки тоталитарного режима……………………………………6
1.3. Формы тоталитарного режима……………………………………….7
Глава 2. Тоталитаризм как исторический и политический феномен……..13
2.1. Предпосылки тоталитаризма………………………………………13
2.2. Причины возникновения тоталитаризма…………………………14
2.3. Отличительные свойства тоталитаризма…………………………16
Глава 3. Тоталитаризм и современность
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемой литературы…………………………………………….23
Приложения………………………………………………………………………..24
Борьба за средства существования будет побуждать людей к завоеванию политической власти до тех пор, пока есть возможность использовать её для приобретения значительных материальных благ.
Социально-экономические
История
показала, что слаборазвитая экономика
и соответствующая ей социальная
структура с неизбежностью
Аграрное общество основано на необходимости коллективного труда. Соответственно этому и образ жизни индивида, его идеология и психология оказываются весьма специфическими, как правило отрицающими человеческую индивидуальность. Крестьянин, занятый частным трудом, напротив, предоставлен самому себе. Это неизбежно сужает его общественный кругозор. И поскольку он пользуется простейшими орудиями труда и выполняет циклически одну и ту же работу, можно говорить о довольно низком интеллектуальном уровне как одного члена, так и всего общества в целом.
Рабочее движение также способствует возникновению тоталитаризма. Обобществление труда объединяет рабочих в весьма сплочённую социальную силу. Их представления о наилучшем устройстве общества встречают поддержку со стороны политических карьеристов, пытающихся использовать ситуацию в личных целях. Представления о рациональном устройстве общества оказываются видением его как своего рода фабрики, функционирующей по единому плану. Эта позиция ведёт к устранению всякой конкуренции мнений, и обществу навязывается одна-единственная стратегия развития, все прочие отвергаются.
Тоталитаризм может быть преодолён только в том случае, когда в обществе сформировался значительный слой интеллигенции, по своему материальному и социальному положению близкой к народу.
Преимущество рыночной экономики перед командной для гражданского общества заключается в том, что здесь человек имеет широкое право выбора. Никто не может принудить его заниматься тем, что ему не нравится. Но без соответствующих социальных и политических институтов рыночная экономика водит общество от одного кризиса к другому, от одной вспышки безработицы к другой. Это вызывает в обывателях тоску по «твёрдой руке», гарантирующей стабильность.
История показала, что либерализм может вырождаться в свою противоположность - тоталитаризм. Именно в странах с хорошо развитой рыночной экономикой, но несовершенными социальными и политическими институтами смог родиться фашизм - тоталитарный общественный строй, возведший принцип конкуренции в абсолют и на этой основе заявивший о своих претензиях на мировое господство.
Политические предпосылки
Государство возникает в ответ на потребности общества. Развитый рынок невозможен без государства. Однако власть имеет тенденцию занять такие позиции в экономике, которые делают её послушной политической воле. В одном случае государство может обслуживать экономику, содействовать её развитию, а в другом - господствовать над ней, препятствовать прогрессу.
Исторически сложилось так, что государственная власть приобретает наиболее сильный характер, когда народ страдает либо от междоусобиц, либо от невыгодного географического положения. Но, однажды возникнув, власть превращается в фактор, господствующий над гражданскими обществом, подчиняющий его себе. Общество теперь вынуждено согласовывать все свои действия с государством. Без «высочайшего» решения всякие попытки реформирования становятся невозможны. Всё это приводит к тому, что в стране складывается мощный государственный аппарат, тормозящий любые движения и преобразования.
Также
большое значение имеют размеры
страны. Они порождают в правителях
либо умеренность их политических притязаний,
либо чувство величия и
2.3. Отличительные свойства тоталитаризма
- Высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы жизни общества. Власть претендует на роль выразителя высших интересов народа; общество отчуждено от власти, но не осознает этого. В тоталитарном сознании власть и народ предстают как единое, неразделимое целое;
— формирование
органов власти осуществляется бюрократическим
путем и неподконтрольно
— существует единственная
правящая партия во главе с харизматическим
лидером. Ее партийные ячейки пронизывают
все производственно-
— демократические
права и свободы носят
— в обществе
функционирует только одна идеология,
претендующая на монопольное владение
истиной. Все иные идейные течения
подвергаются преследованию, оппозиционные
взгляды проявляются
— в тоталитарных
идеологиях история предстает
— власть обладает монополией на информацию и полностью контролирует средства массовой информации, которые используются для манипулирования общественным сознанием. Политическая пропаганда служит целям прославления режима, сакрализации верховной власти;
— власть располагает
мощным аппаратом социального
— государственные органы жестко контролируют экономику, обладая достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения узко ограниченных целей, например военного строительства, освоения космоса;
— политическая социализация имеет целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые жертвы во имя «общего дела». Подавляются проявления индивидуальности, насаждаются представления о государстве как источнике распределения всех благ, поощряются угодничество и доносительство;
— государственное устройство носит унитарный характер. Права национальных меньшинств декларируются, но на деле ограничены.
Тоталитарные
системы относятся не к саморазвивающимся
образованиям, основывающимся на естественно-исторических
механизмах эволюции (частный интерес,
свободный индивид, частная собственность,
неравенство), а к мобилизационным.
Мобилизационные системы
Глава 3. Тоталитаризм и современность
Информационный тоталитаризм.
Информационный тоталитаризм - политическая
система, использующая специфическую
нерелигиозную и во многом деполитизированную
идеологию, представляющую собой конгломерат
идей и ценностей потребительства,
индивидуализма, негативной свободы (отсутствие
ограничений для экспансии
Социальная структура.
Самая малочисленная и могущественная часть неототалитарного общества – элита. Только она имеет подлинную свободу, диктует остальным свои правила, паразитирует на них. Средний класс. Довольно небольшая часть интеллектуальных людей в процессе выживания забывших нравственные ценности. Они настолько заняты своими делами, что у них нет времени подумать и подняться против существующего порядка. Основная часть неототалитарного общества – простое население государства. Оно деградирует под влиянием навязываемых ему ложных ценностей.
При всем относительном разнообразии
тоталитарных порядков в фашистской Германии,
сталинском СССР, Албании, ряде африканских
стран, постреволюционном Иране времен
А. Хомейни, на Кубе, в Северной Корее и
других странах мира история дала образцы
трех основных типов тоталитаризма: фашистского
(национал-социалистского, нацистского),
коммунистического (советского) и теократического.
Каждый из них отличается своеобразием
институтов, степенью элитаризма, идейными
постулатами, характером и масштабами
репрессий и т.п. Причем самой исторически
длительной явилась коммунистическая
форма тоталитаризма, продемонстрировавшая
этапы и фазы развития этих политических
порядков. В настоящее время тоталитарные
страны уже не играют на мировой арене
сколько-нибудь существенной роли. Но
застрахован ли мир от рецидивов этой
организации власти? В упомянутой выше
работе Фридриха и Бжезинского была высказана
мысль о том, что с течением времени тоталитаризм
будет эволюционировать в сторону большей
рациональности, сохранив свои основополагающие
конструкции для воспроизводства власти
и общественных порядков. Иными словами,
источник опасности для тоталитаризма
они видели во вне системы. Жизнь в основном
подтвердила эту мысль, хотя продемонстрировала
и внутренние факторы дестабилизации
этого порядка. Как показала
история, система власти, построенная
на главенстве моноидеологии и соответствующей
ей структуре политических институтов
и норм, не способна гибко приспосабливаться
к интенсивной динамике сложносоставных
обществ, с выявлением гаммы их разнообразных
интересов. Это политически неконкурентная
система власти. В условиях
современного мира ее внутренние источники
разложения связаны прежде всего с распадом
экономических и социальных основ самовыживания.
Социальная база тоталитарных режимов
узка и не связана с повышением общественного
положения наиболее инициативных и перспективных
слоев общества. Действуя только мобилизационными
методами, тоталитаризм не способен черпать
необходимые для общественного прогресса
человеческие ресурсы. Складывающаяся
в этих обществах крайняя напряженность
статусного соперничества, ненадежность
повседневного существования личности,
отсутствие безопасности перед лицом
репрессивного аппарата ослабляют поддержку
данного режима. У последнего же, как правило,
отсутствует способность к критической
саморефлексии, способной дать шанс для
поиска более оптимальных ответов на вызовы
времени.
Страх и террор не могут вечно преследовать
людей. Малейшее ослабление репрессий
активизирует в обществе оппозиционные
настроения, равнодушие к официальной
идеологии, кризис лояльности. Вначале,
сохраняя ритуальную преданность господствующей
идеологии, но и не в силах сопротивляться
голосу рассудка, люди начинают жить по
двойным стандартам, двоемыслие становится
признаком рефлексирующего человека.
Оппозиционность воплощается в появлении
диссидентов, чьи идеи постепенно распространяются
и подрывают идеологический монополизм
правящей партии.
Но, видимо, главным источником разрушения
и невозможности воспроизводства тоталитарных
порядков является отсутствие ресурсов
для поддержания информационного режима
моноидеологического господства. И дело
не только в социальных основаниях этого
глобального для современного мира процесса,
когда развитие личности и человечества
неразрывно связано с конкуренцией мнений,
постоянным переосмыслением индивидами
Я-программ, духовным поиском. Существуют
и чисто технические предпосылки нежизнеспособности
тоталитарных систем. К ним относятся,
в частности, современные процессы обмена
сообщениями, нарастание интенсивности
и технической оснащенности информационных
потоков, развитие коммуникативных контактов
различных стран, развитие технической
инфраструктуры, связанное с появлением
массовых электронных СМИ, развитием сети
Интернет. Коротко говоря, качественное
изменение информационного рынка не может
не вовлечь в новые порядки даже те страны,
которые пытаются искусственно изолировать
свое информационное пространство от
проникновения “чуждых” идей. А разрушение
системы единомыслия и есть основная предпосылка
крушения тоталитаризма.
Таким образом, можно заключить, что тоталитарные
политические системы характерны в основном
для стран с пред- и раннеиндустриальными
экономическими структурами, дающими
возможность организовать монополизацию
идейного пространства силовыми методами,
но абсолютно не защищенных перед современными
экономическими и особенно информационно-коммуникативными
процессами. Поэтому тоталитаризм – это
феномен только XX в., данный тип политических
систем смог появиться лишь на узком пространстве,
которое предоставила история некоторым
странам. Тем не менее и у тоталитаризма
есть некоторые шансы на локальное возрождение.
Ведь многие десятилетия террора сформировали
у населения этих стран определенный тип
культурных ориентации, который способен
воспроизводить соответствующие нормы
и стереотипы, независимо от сложившихся
политических условий. Не удивительно,
что на постсоветском пространстве сегодня
нередко складываются своеобразные протототалитарные
режимы, при которых не действуют оппозиционные
СМИ, руководители оппозиции подвергаются
репрессиям и даже физическому уничтожению,
безраздельно властвует партриархальщина
и откровенный страх перед властью. Поэтому
окончательное уничтожение призрака тоталитаризма
органически связано не только с наличием
демократических институтов и вовлечением
стран и народов в новые информационные
отношения. Колоссальное значение имеют
и понимание людьми ценностей демократии
и самоуважение, осознание ими как гражданами
своей чести и достоинства, рост их социальной
ответственности и инициативы.8
Заключение
Тоталитаризм в своей основе
содержит совершенно определенную психологическую
стратегию. Индивид рассматривается
не как самостоятельная личность,
а исключительно как член социальной
группы, которая поддерживает своих
членов и руководит их поведением.
Поэтому задача состоит в том,
чтобы сломить сопротивление
индивидуального сознания путем
дезорганизации естественных групп, к
которым принадлежат индивиды и
взамен их создать новые группы,
соответствующие идеалам
Нет никаких гарантий, что в ХХI век человечество войдет, полностью излечившись от тоталитаризма. Достаточно обратить внимание на увеличивающуюся популярность правого экстремизма во Франции; на постоянную угрозу его в Германии, вызванную сложностями и противоречиями недавнего воссоединения нации; на значительную долю российских граждан, стабильно поддерживающих партии и лидеров тоталитарного толка.
Не случайно тоталитарные эпидемии
– продукт XX века. Это связано
с внедрением в быт средств
массовой доставки идеологической информации
(радио). На грани веков эти технологии
развиваются и многократно
Тоталитарные политические системы характерны в основном для стран с пред- и раннеиндустриальными экономическими структурами, дающими возможность организовать монополизацию идейного пространства силовыми методами, но абсолютно не защищенных перед современными экономическими и особенно информационно-коммуникативными процессами. Поэтому тоталитаризм — это феномен только XX в., данный тип политических систем смог появиться лишь на узком пространстве, которое предоставила история некоторым странам. Тем не менее, и у тоталитаризма есть некоторые шансы на локальное возрождение.
Ведь многие десятилетия террора сформировали у населения этих стран определенный тип культурных ориентаций, которые способны воспроизводить соответствующие нормы и стереотипы, независимо от сложившихся политических условий. Не удивительно, что на постсоветском пространстве сегодня нередко складываются своеобразные протототалитарные режимы, при которых не действуют оппозиционные СМИ, руководители оппозиции подвергаются репрессиям и даже физическому уничтожению, безраздельно властвует партриархальщина и откровенный страх перед властью. Поэтому окончательное уничтожение призрака тоталитаризма органически связано не только с наличием демократических институтов и вовлечением стран и народов в новые информационные отношения. Колоссальное значение имеют и понимание людьми ценностей демократии и самоуважение, осознание ими как гражданами своей чести и достоинства, рост их социальной ответственности и инициативы.