Территориальные органы исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 21:38, реферат

Краткое описание

В систему органов исполнительной власти входят также и территориальные органы исполнительной власти, к которым относятся создаваемые федеральными органами исполнительной власти их территориальные подразделения и должностные лица. Данные органы исполнительной власти действуют на основании Постановления Правительства от 27 мая 1993 года № 491 "О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации". Территориальные органы осуществляют свою деятельность под руководством соответствующий федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов РФ, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов.
Целью работы является рассмотрение и анализтерриториальных органов исполнительной власти РФ.

Оглавление

Введение 2
1. Территориальные органы исполнительной власти 5
1.1 Территориальные органы в единой системе федеральной исполнительной власти 5
1.2 Статус территориальных органов федеральных министерств и ведомств в конституциях и уставах субъектов Федерации 18
1.3 Правовое регулирование деятельности территориальных органов федеральных министерств 18
Заключение 27

Файлы: 1 файл

Территориальные органы исполнительной власти..docx

— 58.13 Кб (Скачать)

При образовании структур федеральной власти в, прежде всего, следует исходить из Конституции РФ, закрепляющей предметы ведения РФ и предметы совместного ведения РФ и ее субъектов; по предметам совместного ведения можно постепенно, на протяжении нескольких лет, передать исполнение федеральных функций органам государственной власти субъектов РФ; контрольные и надзорные функции и полномочия всегда остаются за федеральными органами исполнительной власти; на основании нормативных актов необходимо исчерпывающе определить статус государственных органов и их полномочия, а также условия несения ими ответственности (привлечение к материальной ответственности государственных органов в этом случае не снимает вопроса о привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности конкретных лиц). В качестве одного из серьезных недостатков в построении системы государственных органов Президентом РФ было названо сосредоточение в одних руках регулирующих, разрешительных и контрольных функций, что создает благоприятную почву для злоупотреблений и коррупции. Серьезным препятствием в установлении доверительных взаимоотношений общества и государства является информационная закрытость органов государственной власти и, в первую очередь, федеральных министерств и ведомств, которые пока не научились формировать честную, взвешенную, профессиональную информационную политику2.

Процедура создания, реорганизации и ликвидации территориальных органов исполнительной власти, назначения на должность и освобождения от должности их руководителей осуществляется федеральными органами исполнительной власти после консультаций и необходимого согласования всех вопросов с государственной администрацией соответствующего субъекта РФ. Взаимное согласие сторон лежит в основе формирования территориальных органов исполнительной власти в автономных округах.

Указом Президента РФ от 25 мая 1998 г. № 586 было утверждено Положение о региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти3, которое устанавливает порядок ее создания, деятельности, основные задачи (например: обеспечение согласованного выполнения территориальными органами стоящих перед ними задач, разработка согласованных планов деятельности). Данное решение появилось в связи с необходимостью повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Региональная коллегия является совещательным органом при полномочном представителе Президента РФ в субъекте РФ. В ее состав в обязательном порядке входят руководители следующих территориальных органов исполнительной власти: внутренних дел, безопасности, обороны, иностранных дел, МЧС. По согласованию с соответствующим полномочным представителем Президента РФ в регионе в состав этой коллегии могут быть включены и руководители иных территориальных органов исполнительной власти.

Как уже было отмечено, законы субъектов РФ (их конституции и уставы) устанавливают определенные положения, регламентирующие отношения в области функционирования территориальных органов исполнительной власти. Как правило, в нормативных правовых актах субъектов РФ повторяются положения о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами; указывается, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти могут действовать в пределах полномочий РФ и совместного ведения Федерации и ее субъектов; необходимость согласования с органами государственной власти соответствующего субъекта РФ вопросов создания, реорганизации, ликвидации территориальных органов исполнительной власти, а также назначения на должность или освобождения от должности руководителей этих органов.

В субъектах РФ образуются и действуют контрольно-надзорные территориальные органы исполнительной власти. Например, постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 мая 1993 г. № 501 (в ред. постановления Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 866) было утверждено Положение о Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства торговли Российской Федерации. В Положении о Министерстве торговли РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 21 декабря 1999 г. № 1420)4 определяется, что в ведении этого министерства находится Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, через управления которой осуществляется государственный контроль на внутреннем потребительском рынке за соблюдением его участниками законодательства РФ. Госторгинспекция состоит из Департамента государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей центрального аппарата Министерства торговли РФ и подчиненных ему территориальных органов - управлений государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства торговли РФ в субъектах РФ (территориальные управления госторгинспекции). В указанном Положении определяются основные функции территориальных управлений госторгинспекции.

Министерство труда и социального развития РФ также создает свои территориальные органы, например, Департамент федеральной государственной службы занятости населения. 14 августа 1998 г. этим министерством было утверждено соответствующее Положение о Департаменте5, которое определяет основные цели и задачи Департамента, направления его деятельности, права, организацию управления и ответственность. Департамент федеральной государственной службы занятости населения является территориальным органом Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения, реорганизуется и ликвидируется по его распоряжению, согласованному с органами исполнительной власти субъекта РФ. В структуру Департамента на правах филиалов входят городские и районные отделы занятости населения, расположенные на территории субъекта РФ. Совместно с органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления (в пределах их компетенции) этот Департамент осуществляет разработку и обеспечивает реализацию государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей субъекта РФ. Департамент возглавляет руководитель, чье назначение на должность и освобождение от должности производится Министерством труда и социального развития РФ по согласованию с администрацией субъекта РФ и полномочным представителем Президента РФ. Руководитель Департамента утверждает положения о структурных подразделениях Департамента, их структуру, штатную численность, фонд оплаты труда, смету расходов и бюджет в пределах утвержденного бюджета, общей численности работников и сметы расходов в целом по Департаменту. Федеральная миграционная служба России 26 июня 1998 г. утвердила своим приказом № 61 Типовое положение о территориальном органе Федеральной миграционной службы России в субъекте Российской Федерации6. Кроме указанных подразделений, Министерство труда и социального развития РФ создает в субъектах РФ и территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров, по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда (государственные инспекции труда в субъектах РФ, межрегиональные государственные инспекции труда)7.

Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства создает на территории одного или нескольких субъектов РФ свои территориальные управления. Положение о территориальном управлении Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) (утв. приказом МАП России от 17 ноября 1999 г. № 441 (в ред. приказа МАП России от 1 декабря 2000 г. № 912)8 определяет основные задачи и компетенцию территориального управления МАП России, которое проводит государственную политику в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, на рынках финансовых услуг, обеспечения контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и о рекламе, регулирования деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте. Территориальные управления МАП России имеют основные задачи (например, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; обеспечение взаимодействия территориальных управлений, расположенных в соответствующем федеральном округе, с полномочными представителями Президента РФ в федеральном округе), функции (например, согласование актов и решений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов; обеспечение информационного взаимодействия с территориальными управлениями МАП России, действующими в соответствующем федеральном округе, по вопросам выявления актов и действий, соглашений и согласованных действий органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг, в области контроля экономической концентрации на товарных и финансовом рынках, а также по другим вопросам, находящимся в компетенции антимонопольных органов), права (например, давать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания, в том числе об изменении или отмене принятых ими актов, не соответствующих законодательству РФ; в целях реализации возложенных функций запрашивать у территориальных управлений МАП России, действующих на территории соответствующего федерального округа, материалы и информацию об их деятельности; в установленном порядке рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать на коммерческие и некоммерческие организации, их руководителей, граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) административные взыскания). Территориальное управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по согласованию с представителем Президента РФ в федеральном округе.

Министерство внутренних дел РФ создает в федеральных округах свои окружные подразделения — комитеты федеральной криминальной милиции МВД РФ по федеральным округам, которые формируются, реорганизуются и ликвидируются Министром внутренних дел РФ, а также реализуют в пределах своей компетенции функции МВД России в области борьбы с организованной преступностью, по координации и анализу деятельности подразделений федеральной криминальной милиции по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий, оперативно-поисковых, оперативно-технических мероприятий и по обеспечению собственной безопасности9. Министерство юстиции Российской Федерации создает в субъектах РФ территориальные управления Министерства юстиции РФ, а в федеральных округах - федеральные управления Минюста России по округам (по согласованию с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах в последних были назначены руководители федеральных управлений Минюста России по федеральным округам).

Федеральные органы исполнительной власти как на уровне Федерации, так и в субъектах РФ создают государственные органы, осуществляющие контрольно-надзорные функции. Например, Правительство РФ утвердило своим постановлением от 28 января 2000 г. № 78 Положение о федеральной инспекции труда, а приказом Министерства труда и социального развития РФ от 29 февраля 2000 г. № 65 было утверждено Положение о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации10. Федеральная инспекция труда - это единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и об охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется. Эта инспекция создана при Министерстве труда и социального развития РФ. Руководители государственных инспекций труда являются главными государственными инспекторами труда по соответствующей территории. Министерство труда и социального развития РФ утверждает Положение о государственной инспекции труда, которая имеет существенные контрольно-надзорные и административно-юрисдикционные полномочия. Государственная инспекция труда в субъекте РФ является территориальным органом Министерства труда и социального развития РФ по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда.

В некоторых случаях создаются органы и учреждения при федеральных органах исполнительной власти. Например, приказом Минсельхозпрода от 28 июля 1999 г. № 576 утверждено Положение о Государственной семенной инспекции Российской Федерации11. Эта инспекция создана при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ и является учреждением, осуществляющим сортовой и семенной контроль посевов и семян сельскохозяйственных растений. Госсеминспекция России координирует свою работу с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа управления сельским хозяйством, другими министерствами и ведомствами. Иногда федеральные органы исполнительной власти содержат в своей структуре специальные государственные службы. Например, Министерство здравоохранения РФ включает в свою структуру государственную санитарно-эпидемиологическую службу РФ, а в субъектах РФ создаются центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора; аналогичные центры образуются также в регионах на водном и воздушном транспорте, которые непосредственно подчиняются Министерству здравоохранения РФ. Федеральные органы исполнительной власти в некоторых случаях создают свои управления (отделы) в других органах и организациях.

В соответствии с п. 1 Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)12 (утв. Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. № 318) управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах входят в единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности и находятся в прямом подчинении ФСБ России.

1.2 Статус территориальных органов федеральных министерств и ведомств в конституциях и уставах субъектов Федерации

 

Положения о федеральных министерствах и ведомствах, как правило, содержат предписания, закрепляющие правовое положение их органов в субъектах Федерации. Однако статус федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах Федерации регулируется не только в подзаконных актах, но и в положениях, утверждаемых, в зависимости от подведомственности соответствующего органа, указами Президента или постановлениями Правительства. Функции и полномочия федеральных органов иногда закрепляются непосредственно в законах, например, в законах, регламентирующих деятельность ФАПСИ, ФСБ и др. Сфера правового регулирования таких законов значительно шире, в них закрепляется статус сотрудников органов и социально-правовые гарантии их деятельности. Как правило, они регулируют статус так называемых силовых министерств и ведомств, т.е. федеральных органов исполнительной власти, в систему которых входят подчиненные им воинские формирования13.

Законы определяют правовое положение всей системы соответствующих органов - вышестоящего федерального министерства или ведомства и подчиненных ему структур в субъектах Федерации. В законах обычно употребляются обобщающие понятия «органы правительственной связи», «органы федеральной службы безопасности», «органы внешней разведки», не совпадающие с наименованиями соответствующего федерального органа - ФАПСИ, ФСБ, СВР и др.

1.3 Правовое регулирование деятельности территориальных органов федеральных министерств

 

В 1994 - 1998 гг. все более возрастает значимость правового регулирования деятельности территориальных органов федеральных министерств и ведомств в конституциях и уставах субъектов Федерации. Отсутствие необходимых законодательных актов приводит к усилению нормотворческой деятельности субъектов Федерации. Недостатки и проблемы в правовой регламентации деятельности территориальных органов в федеральном законодательстве приводят к нежелательным последствиям. Конституции и уставы большинства из них в противоречие ч. 2 ст. 77 и ч. 1 ст. 78 Конституции рассматривают правовую регламентацию деятельности территориальных органов федеральной исполнительной власти как свою исключительную прерогативу.

Информация о работе Территориальные органы исполнительной власти