Теория власти Николо Макиавелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы можно обозначить, как раскрытие феномена власти. В анализе столь многостороннего понятия, как власть, в основном я буду опираться на теорию Николо Макиавелли, как блестящего политика своего времени.
Задачами данной работы является на основе анализа сущности, форм, рычагов, и осуществления власти, опираясь на исторический опыт многих поколений, а в частности на теорию власти Н. Макиавелли, выявить и раскрыть уникальный феномен политической власти. А так же провести анализ государственно-политической системы страны, с выявлением возможного применения практического руководство к управлению страной ΧVI века (в рамках книги «Государь») в современной политической жизни.

Оглавление

Введение
1. Понятие и сущность власти………………….............................6
1.1. Структура власти.………………………………………………… 8
1.2. Виды власти. ………………………………………………………10
1.3. Развитие представлений о власти ……………..............................11
2. Исторический портрет и творчество Н. Макиавелли……….15
2.1. Оценка теории Макиавелли обществом. «Макиавеллизм»………18
3. «Государь» Никколы Макиавелли....………………………………21
4. Концепция власти Никколо Макиавелли…………………………22
4.1. Теория власти Макиавелли в рамках современной политики.........32
Заключение ……………………………………………………………… 38
Список используемой литературы………………………………………....42

Файлы: 1 файл

Копия курсовая 1.doc

— 291.47 Кб (Скачать)

                        2. Исторический  портрет и творчество Никколо Макиавелли.

    Одним из первых теоретиков эпохи Возрождения, сменившей собой эпоху Средневековья, с её религиозными взглядами, был итальянский мыслитель Никколо де Бернардо Макиавелли (1469-1527 гг.).

    Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы.

    Макиавелли родился 3 мая 1469 во Флоренции, в семье нотариуса. Родители Макиавелли, хотя и принадлежали к древнему роду, были людьми весьма скромного достатка. Его отец, Бернардо Макиавелли, получал  небольшой доход от своих земельных участков. Мать Николо - донна Бартоломеа, была женщиной религиозной, пела в хоре в церкви Санта Тринита.

    В семь лет Никколо поступил в школу магистра Маттео, затем его отдали в городскую школу. К концу обучения он очень хорошо знал латынь и прошел курс латинской стилистики. Скромные возможности семьи не позволили Никколо Макиавелли поступить в институт. Но, будучи еще молодым человеком, Макиавелли, приобщился к основам юридической и коммерческой наук. Себя он не без гордости считал одним из одарённых политической мудростью. Он пишет "Волею судеб я ничего не смыслю ни в производстве шерсти, ни в доходах, ни в убытках, и поэтому должен либо молчать, либо рассуждать о государстве". 

    В 1498 году Макиавелли успешно выдержал конкурс и был назначен декретом Большого Совета на пост канцлера второй канцелярии, также ему была доверена канцелярия, ведавшая иностранными и военными делами, что было далеко не второстепенной должностью. Макиавелли видел свое призвание в политической деятельности, всегда всей душой стремился принимать живое участие в событиях. Он  долгое время был должностным лицом Флорентийской республики. Макиавелли имел доступ к ряду государственных тайн. Ему давали сложные дипломатические поручения при дворах французского короля, германского императора, итальянских князей, римского папы.  
Бывая в разных странах, Макиавелли детально изучал различные формы социально-политических организаций, выделял их существенные черты, имел возможность сравнить их возможности. На основе изучения богатого фактического материала и большого опыта он выдвинул способы решения важных теоретических проблем в области политики, государства, управления, военного дела.

    После установления во Флоренции синьории Медичи, Макиавелли был лишен поста и права занимать какую-либо государственную должность. Он был заключен в тюрьму, по обвинению в заговоре против Медичи в 1513. Затем  Макиавелли удалился в унаследованное от отца скромное поместье и начинает заниматься литературой и научными исследованиями. Труд под названием "Государь", прославивший его, Макиавелли создал в 1513 году. Опубликовано же оно было лишь в 1532 году, уже после смерти автора. Он содержит в себе постулаты приобретения, сохранения власти государя. Кроме этого труда у Макиавелли есть еще ряд знаменитых сочинений: "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия",  "О военном искусстве" и др. Так же ему принадлежит ряд художественных и исторических произведений. Произведения Макиавелли необходимо рассматривать как закономерное выражение его эпохи. Ядром теории Макиавелли является идея о том, что важны только политические результаты. Целью является приход к власти, а затем её удержание. Все остальное, включая религию и мораль, не является необходимым условием. 
          Перемещение главных торговых путей в связи с открытием Америки, развитие производства в других странах Европы, вели к упадку итальянской промышленности и торговли, подрывали силы раздробленных итальянских городов. На ее территории существовали раздробленные города - государства. В этих условиях для Макиавелли является важным вопрос о способах объединения раздробленной страны.

    Главный объект изучения Макиавелли - государство. Именно Макиавелли впервые в истории вводит понятие государства. Под этим термином он понимал и форму правления, и определенную территорию. По форме правления государства Макиавелли делит на республики, на государства, управляемые единовластно и на основе лицензии (наихудший тип). В своей работе я буду говорить о государствах, управляемых единолично.  Главная  цель  -  сильное  государство,  во  главе  которого  стоял  бы идеальный государь.

    Сочинения Макиавелли положили начало политико-правовой идеологии Нового времени. В своих трудах, в отличие от своих предшественников,  Макиавелли использует исторические примеры и,  что не маловажно опирается на исторический опыт, а так же имея возможность сравнить политическое устройство других современных ему государств, провести своеобразную «работу над ошибками». Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее и по примеру древних определить способы действий, полезных в настоящем. Он говорил: "Чтобы знать, что должно случиться, достаточно проследить, что было... Это происходит от того, - пояснял Макиавелли, - что все человеческие дела делаются людьми, которые всегда будут иметь одни и те же страсти, и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты". Обращение к истории, на мой взгляд, имеет большое значение, так как позволяет «учиться на чужих ошибках», тем более, что в политики, на мой взгляд,  ошибки могут иметь самые неожиданные последствия и отголоски на многие года и даже века. Примеры таких ошибок мы можем наблюдать, если обратимся к мировой истории многих войн, революций можно было избежать, а значит, вполне возможно повернуть ход истории совсем в другую сторону.

    Никколо Макиавелли, вошел в культуру Высокого Возрождения, как блестящий историк, политический мыслитель, талантливый писатель, как яркая и неординарная личность.  
 
 
 
 
 

    2. 1. Оценка теории Макиавелли обществом. «Макиавеллизм».

    ХVI век - это время перехода от средневековья к Новому времени. Средневековые позиции, с характерным религиозным образом жизни еще имели место быть, но церковные догматы перестают быть основным законом жизни общества. Церковь теряет свою безграничную власть не только над умами людей, но и над государством. В это время идеи гуманизма, с их светской наклонностью, противоречащей средневековому мышлению, еще небыли достаточно развиты.  В это время Макиавелли создает свою теорию власти, которая уже не может быть принята философией уходящего времени, но еще и не поддерживается новой. Вот почему его теория была принята обществом, как аморальная. Его идеи положили начало такому течению, как  «Макиавеллизм». Политический  словарь дает такое определение макиавеллизму - это образ политического поведения, при котором ради достижения целей оправдываются любые средства, вплоть до самых вероломных и коварных.  Теория Макиавелли была развита последующими теоретиками - Спиноза, Руссо и др., но предметом споров для этих теоретиков явилась оценка "макиавеллизма".  Однако в оценке этой теории нужно учесть время, в которое она создавалась. Феодальные отношения во всех странах порождали непрекращающиеся конфликты, постоянную борьбу между королевской властью и вассалами, измены, коварные интриги. Именно эту практику Макиавелли поднял в своих идеях и попытался дать ей оправдание. Макиавеллизм стал символом политического коварства, лицемерия и предательства. Исходя  из слов самого Макиавелли, основная мысль его теории заключается в следующем: "Всегда, когда приходится обсуждать вопрос, от которого единственно зависит спасение государства, не следует останавливаться ни перед каким соображением справедливости и несправедливости, человечности или жестокости, славы или позора, отбросив всякие соображения, решиться на то, что спасает и поддерживает свободу".

    На первый взгляд многое в его теории кажется беспринципным, но с другой стороны, в условиях полного хауса,  единственно верным способом удержать от дальнейшего раскола непокорные города - государства было лишь применение жестких политических мер. Макиавелли основывает свои идеи на многолетних наблюдениях за политиками разных стран и на глубоком изучении политической истории. Не стоит забывать, что теория Макиавелли родилась на основе глубокого анализа исторических фактов, ошибок и способов решения проблем, как некий свод, выведенных из многовекового опыта, единственно верных государственных решений. Проанализировав теорию власти Макиавелли и критику этой теории, передо мной отчетливо стали вырисовываться причины такого восприятия этой теории обществом. На мой взгляд, теория итальянского мыслителя  явилась лишь отражением политической реальности, а она по своей сути не может не быть жестокой и коварной. В трудах Макиавелли мы сталкиваемся с реальными поступками конкретных исторических личностей, получается его произведения лишь описание, своеобразное зеркало, в котором отражаются реальные поступки высокопоставленных государственных деятелей и стоит заметить зачастую не самые высоконравственные. Так может в этом кроется столь рьяная критика Макиавелли? Может многие просто увидели себя в персонажах произведений итальянского мыслителя или боялись увидеть отражение своей сущности? Человеку по своей природе сложно признавать свои ошибки, поэтому легче придать критики, то, что отражает не самые благовидные стороны человеческой натуры, чем признать их.  Как известно отличительной чертой идей Макиавелли был реализм, он показал то, что много веков было принято скрывать, не выставлять на показ и приукрашать несуществующими красками. Ведь так легче прикрывать свои поступки и интересы, особенно если ты находишься у власти и прикрывать благородной  маской свои цели, зачастую далекие от интересов общества. Макиавелли,  не только зеркально отражает стремления и сущность человеческих поступков, но как бы открывает изнаночную сторону политических процессов, показывая, как на самом деле ведется борьба за власть (интриги, предательства) и как она осуществляется. Если опираться на историю, то мы видим, что из века в век происходило обожествление государя, не исключением было и Средневековье, где правление государя причислялась к Божьему промыслу. Признание Верховной государственной власти одного человека над сотнями тысяч и миллионами подобных ему человеческих существ не может иметь места иначе, как при факте,  что в данной личности - царе - действует некоторая высшая сверхчеловеческая сила, которой нация желает подчиняться или не может не подчиняться. Макиавелли, говоря, что никто не лишен пороков, в том числе государь, нарушает это мировоззрение, чем вносит дисгармонию в сознание общества и как следствие заслуживает дурную славу. На мой взгляд «реалистичность» вот главная причина такой критики Макиавелли. Основные  идеи «макиавеллизма» в том, что человеческая природа  несовершенна,  интересы государства является самоцелью, отделение политики от морали. В наше время понятие "макиавеллизм" нередко используется в различных гуманитарных науках. Макиавеллизм представляет собой общую стратегию поведения в межличностном общении, тенденцию манипулировать другими людьми ради своей выгоды. Со временем идеи и произведения теоретиков различных стран слились в одно течение антимакиавеллистического характера. Представители этого направления аргументировано доказывали вред для общественной мысли такой теории власти. В 1559 году католическая церковь внесла сочинения Макиавелли в «Индекс запрещенных книг». Существует бесконечно много точек зрения, с которых можно рассматривать это произведение. Произведение Макиавелли «Государь» оказали большое влияние на развитие политической идеологии. В нем сформулированы основные идеи построения диалога между властью и народом в буржуазном государстве. Крайнее выражение идей Макиавелли до сих пор остаётся камнем преткновения. Его теория вызывает споры и дискуссии, поднимает актуальные для современности проблемы борьбы за политическую власть и отражает реальные стороны государственной жизни без приукрашивания яркими красками всех реалий политики. В любом случае, какой бы не была оценка идей великого итальянца, его теория остается блестящим памятником политической мысли ΧVI века и бесценным  историческим наследием.

    3. «Государь» Никколы Макиавелли.

              «Государя надо трактовать, опираясь на исторические события, при которых он создавался и тех, которые предшествовали эпохе Макиавелли. Тогда это произведение не только получит свое оправдание, но и

              Его можно будет назвать истинно великим творением подлинного политического ума высокой и благородной направленности».

                                                                                                                Г. Гегель

     «Государь» - шедевр политической мысли эпохи Возрождения. Это блестящий и широко известный трактат, написанный в основном в 1513, но при жизни Макиавелли так и не был издан. Вышел в свет лишь через 5 лет после смерти писателя, в 1532 году. Первоначальное название книги было «О княжествах». Никколо Макиавелли пишет своего "Государя" не для народных масс. В одном из писем своему другу он говорит, что с помощью этой книги, свидетельствующей о его политическом опыте, он хочет поступить на службу к новым правителям Флоренции и поэтому хочет преподнести её дому Медичи. Конечно же, Макиавелли мечтал, чтобы Италия была единым и сильным государством. Он надеялся на то, что эта книга послужит своего рода руководством к действиям по её объединению. Это работа была посвящена Джулиано Медичи, брату Льва X, однако в 1516 Джулиано умер, и посвящение было обращено к Лоренцо Медичи (1492-1519). На первый взгляд "Государь" своеобразное руководство по управлению государством - "если  хочешь  получить результат А - соверши действие Б". Автор приводит примеры наиболее часто совершаемых ошибок и их последствий, рассматривает оптимальные  пути  достижения  желаемой  цели. Но при дальнейшем анализе книги открывается ее неоднозначность. Произведение, могло бы составить объемный том, а не на короткое  эссе, в котором Макиавелли уместил всю свою теорию

   Закончил свое произведение Макиавелли словами поэта Франчесско Петрарка:

« Доблесть ополчиться на неистовство,

И краток будет бой.

Ибо не умерла еще доблесть

В итальянском сердце».

    4. Концепция власти Никколо Макиавелли.

    Свою теорию власти Макиавелли основывает на принципе оправдания средств, применяемых политиком.

    Политическое  учение  Макиавелли  есть   учение,   впервые   отделившее

рассмотрение политических проблем от религии  и  морали,  поставившее  целью

содействовать формированию  национальных  государств  абсолютистского  типа.

Оно  было  использовано  в  дальнейшем  идеологами  абсолютизма  и   вызвало

яростную ненависть со стороны защитников  феодальных  устоев  и  феодального порядка.

        Главный объект изучения Макиавелли - государство. Главная  цель   -  сильное  государство,  во  главе  которого  стоял  бы идеальный государь. Единственная цель, которая оправдывает безнравственные средства - это создание и сохранение государства. Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь народа.  Государство в трудах великого флорентийского мыслителя выступает в форме единоличного правления, но не в пользу монархии и в ущерб республике (превосходство  республиканского образа правления он обосновал в «Рассуждениях на первую декаду  Тита  Ливия»). Современная действительность, не давала перспектив создания государства в республиканской форме.   Республику он  считал порождением «честности» и «доблести» римского народа, тогда как в такой развращенной стране, как Италия нельзя было рассчитывать,  чтобы  могло   быть   что-нибудь   доброе.  В своей работе я буду говорить о государствах, управляемых единолично. Государства, управляемые единолично Макиавелли разделяет на унаследованные и новые. Наследному государю, как пишет Макиавелли в «Государе»,  гораздо легче удержать власть, чем новому, потому как для этого достаточно не преступать обычаев предков и без спешки приспосабливаться к новым обстоятельствам. Трудно удержать власть новому государю. Макиавелли сравнивает "недуг" в государстве с чахоткой "если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет".  Государство, по Макиавелли, можно приобрести собственным оружием или доблестью. В новых государствах удержать власть бывает легче или труднее в зависимости от того, насколько велика доблесть государя. Может показаться, что если частного человека приводит к власти либо доблесть, либо милость судьбы (фортуна), то они же в равной мере помогут ему преодолеть многие трудности впоследствии. Однако сам автор отмечает, что тот, кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше продержится у власти. Тому, кто следует доблести, трудно завоевать власть, но легко её удержать. Основная трудность же заключается в том, что им приходится вводить новые порядки, без чего нельзя основать государство и обеспечить себе безопасность. А ведь замена старых порядков - дело не благодарное. "Кто бы ни выступал с подобным начинанием, его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые".  Новое государство также можно приобрести благодаря чужому оружию или просто благодаря "милости судьбы". Власть может достаться за деньги или быть пожалованной в знак милости. В этих случаях её легко приобрести, но трудно удержать, ведь государь "всецело зависит от воли и фортуны тех, кому обязан властью, то есть от двух сил, крайне непостоянных и прихотливых". Удержаться же у власти он не умеет, потому как человеку без особых дарований и доблести, прожившему всю жизнь в скромном звании, негде научиться править, и не может, потому, как не имеет союзников и надёжной прочей опоры. Существует ещё два способа сделаться государём. Это случаи, когда частный человек достигает верховной власти "путём преступлений, либо в силу благоволения к нему сограждан". Макиавелли отмечает, что жестокость в политике - вещь неоднозначная. "Жестокость жестокости рознь. Жестокость хороша в тех случаях, когда её проявляют сразу и по соображениям безопасности и плохо применена в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются. Действуя первым способом, можно удержать власть, действуя вторым - невозможно". "Обиды нужно наносить разом. Чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда, благодеяния же надо оказывать постепенно. В случае, когда человек делается государём своего отечества не путём злодеяний и беззаконий, а в силу благоволения сограждан, такого рода единовластие можно назвать гражданским, так как учреждается оно по требованию народа, либо знати в зависимости от того, кому первому представится удобный случай. Но тому, кто приходит к власти с помощью знати, труднее удержать власть, чем тому, кого привёл к власти народ, так как если государь окружён знатью, которая почитает себя ему равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий. Тот же, кого привёл к власти народ, правит один. Народ надо взять под свою защиту, так как даже в тех случаях, когда государь является ставленником знати. Макиавелли пишет " государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут".

Информация о работе Теория власти Николо Макиавелли