Теория власти Николо Макиавелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы можно обозначить, как раскрытие феномена власти. В анализе столь многостороннего понятия, как власть, в основном я буду опираться на теорию Николо Макиавелли, как блестящего политика своего времени.
Задачами данной работы является на основе анализа сущности, форм, рычагов, и осуществления власти, опираясь на исторический опыт многих поколений, а в частности на теорию власти Н. Макиавелли, выявить и раскрыть уникальный феномен политической власти. А так же провести анализ государственно-политической системы страны, с выявлением возможного применения практического руководство к управлению страной ΧVI века (в рамках книги «Государь») в современной политической жизни.

Оглавление

Введение
1. Понятие и сущность власти………………….............................6
1.1. Структура власти.………………………………………………… 8
1.2. Виды власти. ………………………………………………………10
1.3. Развитие представлений о власти ……………..............................11
2. Исторический портрет и творчество Н. Макиавелли……….15
2.1. Оценка теории Макиавелли обществом. «Макиавеллизм»………18
3. «Государь» Никколы Макиавелли....………………………………21
4. Концепция власти Никколо Макиавелли…………………………22
4.1. Теория власти Макиавелли в рамках современной политики.........32
Заключение ……………………………………………………………… 38
Список используемой литературы………………………………………....42

Файлы: 1 файл

Копия курсовая 1.doc

— 291.47 Кб (Скачать)

    1.2. Структура власти.

   Как и любые явление власть имеет свое внутреннее строение. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект и ресурсы,  приводящие в движение все ее элементы.  Субъект власти воплощает ее активное первоначало. Им может быть отдельный человек или организация, или общность. Все те, в чьих руках сосредотачивается власть. Власть непрерывно воздействует на общественные процессы и выражает себя в виде особых отношений,  суть которых заключается в навязывании воли и подчинении. Субъект власти является неотъемлемым элементом этих отношений, как сторона властвующая, способная подчинить своей воли. Объект - второй важнейшей элемент власти. Власть невозможна без подчинения. Нет подчинения, нет самой власти. Объектами власти выступают индивиды, общество, слои, все те на кого направлена власть субъекта.  

   Ресурсы власти наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения. В широком смысле они представляют собой «все то, что используется для влияния на других». Это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы, представляют собой важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т. п.); инструменты, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей (оружие, карательные органы в целом), либо средства, способные повлиять на мотивацию человека (телевидение, пресса).

   Важнейшими элементами  власти являются сила, воля и легитимность.

   То, что мы называем государством, есть общественный союз, имеющий свою власть, которая называется властью верховной. Она носит такое название лишь потому, что она не подчинена какой либо другой власти. Таким образом, верховная власть характеризуется суверенитетом, т. е. полной юридической независимостью. В мире нет ни одного государства, в котором существовало бы две верховных власти равных по своему авторитету. Единство власти нераздельно связано с суверенитетом. Доказательства существования власти проявляются ежечасно, в виде принудительного подчинения воле власти. Всякое неповиновение этой воле вызывает принудительную деятельность верховной власти. Важной характеристикой власти является сила, свойство, благодаря которому поддерживается суверенитет. Под силой власти, следует понимать не физическое воздействие, а силу поддержки, т. е. силу авторитета власти.

   Власть непрерывно взаимодействует со всеми общественными процессами и характеризуется навязыванием воли. Политическая власть - способность  социальной единицы проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам. Воля еще один главный элемент власти. Содержание воли власти состоит в желании господства. Воля является способом выражения целей субъекта власти.

   Базовым элементом функционирования власти, её закрепления в обществе, является легитимность (законность). Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснование необходимости данной власти. Исторически  сложился ряд типов легитимности:

   Легальный тип  - узаконенность власти правовыми нормами. Основа такой власти общее понимание норм, установленных законом.

   Традиционный тип  - признание власти в соответствии с традициями. Основа такой власти традиционное сознание.

   Персональный (харизматический) тип - власть основана на вере масс в особые способности политического лидера. Основа - личный авторитет правителя.

   Идеологический тип - веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью.  Основа - идеологические ценности.

   Структурный тип - правомочность власти вытекает из убеждения в законности установленных структур. Основа - политические структуры.

   Проблема легитимности - это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством.

   Во все времена актуальной проблемой власти был отбор людей способных в интересах общества осуществлять власть. Главной задачей является превращение государственной власти в высоконравственную, справедливую и гуманную.

  1.2. Виды власти.

  Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут использоваться в качестве оснований ее типологий. Одной, из наиболее содержательных классификаций власти, является ее деление, в соответствии с ресурсами, на которых она основывается. На экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную и политическую. На самом деле четкого разделения внутреннего  содержания власти быть не может, так как одна разновидность власти вытекает из другой, находясь в тесной взаимосвязи. Политическая власть, она же государственная является разновидность социальной власти. Социальная власть возникает вместе с обществом и является его неотъемлемым и постоянным признаком. Социальная власть сложна по своей структуре и соединяет в себе два вида власти:

  1. государственную (законодательную, исполнительную и судебную), партийную. Разделение верховной власти на законодательную, исполнительную и судебную, как уже отмечалось выше является признаком правового, демократического государства. Принцип разделения полномочий властей является одним из важных конституционных принципов.
  2. личная, семейная, власть лидера.

   Отличительной чертой политической власти от других видов власти является то, что политическая власть является неотъемлемым признаком государственности и получает свое воплощение в системе органов и учреждений, образующий её механизм. Политическая власть возникает вместе с государством. Политика - это деятельность людей по поводу осуществления власти. Политическая власть способна оказывать воздействие на поведения людей. Целью такой власти является управление общественной и государственной жизнью. 
 

1.3.  Развитие представлений о власти.

  Становление и развитие политических учений отображает борьбу за власть между различными социальными структурами. На всех этапах развития общества шел процесс развития понятия власть. Разгадка феномена власти не давала покоя многие тысячелетия,  рождая многочисленные взгляды и теории. Понятие власти во все времена занимали умы философов, мыслителей, ученых и писателей. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в древних государствах Индии, Китае и Греции. По наиболее распространенному в человечестве убеждению, политическая власть  должна иметь религиозную высшую санкцию. Наиболее отчетливо исторически действуют две разновидности религиозных представлений: обожествление сил природы, и  культ предков. Верование в бессмертие души приводят к тому, что люди видят своих покровителей в духах предков, к ним обращаются с просьбами, им поклоняются. В обожествлении природы человек, преклоняется только перед силой природы. Устроив свое государство, люди действовали, смотря по тому, что, по их мнению, сильнее и выше всего в мире, для определения их деятельности очень важно какие именно силы духовного мира, по мнению данного народа, наиболее интересуются человеческой общественной жизнью. Отсюда огромное первоначальное влияние на политику именно культа предков и культа сил природы. Точно так же как и признание единого Божества, Создателя мира, эти две ветви религиозных представлений способны давать исходные пункты для единоличной Верховной власти. Так, в Японии до сих пор верховный государь признается прямым потомком солнечной богини Аматера-су-оо-ками. В Китае первоначально было то же самое, но вследствие династических перемен император мог являться "Сыном Неба" лишь по усыновлению.

  Во II - I тыс. до н. э. господствовали религиозно - мифологические представления о  власти.  Политические учения стран Древнего Востока (Индии, Китая, Персии) и Древнего Запада (Греции, Рима) рассматривали императоров, царей, как потомков богов, наделяя их божественными чертами. К основным источникам Древневосточной политической мысли относятся Пятикнижие Моисея, библия, законы Хаммурапи. Учение Древнекитайского мыслителя Конфуция (ок. 551 - 479 гг. до н. э.) изложено в книге «Лунь юй» (Беседы и высказывания). Конфуций трактует власть императора, сына  неба, как власть отца, а подданных рассматривает, как детей.

  Где и когда именно впервые зародилась идея государственной власти -- сказать трудно. По всей вероятности, начало философской мысли о проблеме государственной власти принадлежит античности. Древнегреческая философия представляет собой совокупность учений, развившихся с VΙ в. до н. э. по VΙ в. н. э. для периода Античности характерно представление, что природа не сотворена богами, а они сами выступают составной частью природы. Человеческий разум у греков свободен от власти богов. Яркими представителями этой эпохи в осмыслении сущности власти являются Платон(427 - 347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). По мнению Платона, государство состоит из трех обособленных сословий: мудрецов - правителей; стражей - воинов; народа. Верховная власть в государстве должна принадлежать мудрецам. Власть - царское искусство, управления людьми и лишь немногие знают, как правильно руководить. Другой великий греческий философ - Аристотель, опровергает философию Платона, говоря, что идеального государства не существует. Аристотель выделяет правильные и неправильные формы государства.

  Средневековье - чрезвычайно продолжительный этап в истории, связанный в первую очередь с христианством. Отличительной чертой этой эпохи было религиозное мировоззрение, в котором все подчиненно Божественным законам. Христианство вернуло государственной власти религиозное значение.   Теоретические взгляды на отношение духовной власти и светской определялись в средние века общими воззрениями на церковь и государство. Августин Блаженный (354 - 430гг.) и Фома Аквинский (1223 - 1274гг.) - представители этой эпохи. В их трудах власть рассматривается, как проявление божьей воли.

  Эпоха Возрождения - период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает приблизительно три века - с ΧIV до ΧVII. Поиск новых ориентиров, начавшийся в Италии, переноситься во все страны Европы. Эта эпоха возникновения нового искусства, естествознания, новых политических и правовых концепций. В основе эпохи Возрождения идеи гуманизма, основу которых составляет человек, общество, государство. В условии координального переустройства общества возникают новые представления о власти.  В это время наиболее точно потребности своего  времени высказывают мыслители Никколо Макиавелли (1469 - 1527гг.) и Жак Боден (1530 - 1596гг.). Не стоит забывать, что их теории рождались в переломный период истории, и отражают потребности своего времени. Макиавелли выступал за сильную государственную власть, способную объединить под своей властью раздробленное государство. Он вошло в историю мировой политики, как автор книги «Государь», который представляет собой практическое руководством по управлению страной. Ядром теории Макиавелли является принцип политического реализма, предполагающий в политике учет реальных условий деятельности, без ярких красок. Выше государственных принципов нет ничего. Ради достижения государственных целей допустимо использование любых средств.

  Жан Боден писал в своем труде «6 книг о государстве», что государство - правовая власть нескольких семей. Монарх - источник права. Первым в истории выдвинул идею государственного суверенитета. Он считал, что право проводить законы в жизнь принадлежит государству по определению.

  Существенное развитие идеи власти получили в трудах мыслителей эпохи Просвещения. XVII век искал более прочных основ и нашел их в учениях естественного права, приведших к теории договорного происхождения государства. По мнению Дж. Локка, власть призвана только охранять естественные права человека -- свободу и собственность. Наиболее яркими представителями этой эпохи являются Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755), выделивший 3 формы правления: республику, монархию и деспотию. Жан Жак Руссо (1712 - 1778 гг.) - положил начало новому направлению политической мысли  - буржуазному радикализму. Он считал, что любая власть имеет законную силу лишь благодаря воле народа; Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.) считал, что человек не может быть орудием ничьих целей. Для него характерно определение государства  через право; Иоганн Фихте (1762 - 1814 гг.) - гуманистические идеи. Говорил об отмене сословной привилегированности, установление твердой законности; Георг Гегель (1770 - 1831 гг.) вводит разграничение между государством и  гражданским обществом. Он считал, что верховная власть не может отражать интересов народа, так как народ и сам не знает, чего он хочет.

  Вторая половина XIX в. выдвинула на первый план вопрос о формах деятельности власти. Это новое направление получило развитие в Германии как теория правового государства (Моль, Бер, Гнейс, Лоренц Штейн и др.).

    Можно спорить о том, какая именно религия или идеология способна давать человеку всеобъемлющий идеал, но для четкого руководство его поступкам нужен некоторый сверхчеловеческий авторитет. Отсюда связь духовной власти с религией.  Современные ученые чаще всего объясняют  проблемы человечества не с религиозной позиции, а с позиции влияния природы, экономических  и политических условий. Юм говорил: «..желая знать греков и римлян - изучай французов и англичан, ибо, не зная человека - нельзя знать грека или римлянина, а узнать человека с должной тонкостью можно лучше всего на своих современниках..». Сущность человека остается неизменной, лишь имея различия времени и места. Человек, подчиняясь множеству влияний, в то же время всегда стремится иметь свою волю в устроении своей жизни. Поэтому не было такого народа, у которого бы политический строй всецело определялся только религиозными или философскими верованиями. История  нашего времени  - это история реализовавшихся идей. При всем различии замыслов этих теорий, от "Государства"  Платона  до  "Государя"  Н.  Макиавелли, их все объединяет одно - человеческая личность безоговорочно приносится в неизбежную жертву государственной власти.

Информация о работе Теория власти Николо Макиавелли