Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:00, реферат
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования, на мой взгляд, является едва ли не самой главной задачей политологии.
Власть - возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы.
Введение……………………………………………………………………………….2
Понятие власти………………………………………………………………………3
Виды власти…………………………………………………………………………..6
Типология власти…………………………………………………………………...10
Вывод…………………………………………………………………........................13
Список литературы…………………………………………………………………14
Нормы создаются
обоими участниками властного
Политическая элита,
конечно, может проявить инициативу
и принять закон, регламентирующий
ее отношения с массами
Особым видом политической
власти является государственная власть.
Это социально организованная власть,
располагающая монопольным
Духовно-информационная
власть — это власть над людьми,
осуществляемая с помощью научных
знаний и информации. В современном
обществе без опоры на знания власть
не может быть эффективной. Знания используются
как для подготовки правительственных
решений, так и для непосредственного
воздействия на сознание людей для
обеспечения их лояльности и поддержки
правительства. Такое воздействие
осуществляется через различные
образовательные и
В зависимости от субъектов власть делится на партийную, профсоюзную, военную, семейную и др.
По широте распространения выделяются мегауровень — международные организации (ООН, НАТО); макроуровень — центральные органы государства; мезоуровень — подчиненные центру организации (областные, районные) и микроуровень — власть в первичных организациях и малых группах.
Есть классификация власти по функциям ее органов; законодательная, исполнительская и судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти существуют демократическая, авторитарная и т. п. власти.
Слияние политической,
экономической, социальной и духовно-информационной
властей при командной роли политики
наблюдается в тоталитарных государствах.
Демократический строй
Власть в нормальном цивилизованном обществе должна обладать легитимностью. Это понятие возникло в начале XIX в. и обозначало политическое движение во Франции, ставившее своей целью восстановить власть короля как единственно законную в отличие от власти узурпатора Наполеона.
Легитимная власть характеризуется обычно как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.
Сам термин «легитимность» переводят с французского как «законность». Но перевод не совсем точен. Законность отражается термином «легальность». «Легитимность» и «легальность» — близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более оценочный, этический характер, а второе — юридический.
Легитимность власти
не ограничивается этими тремя классическими
типами. Существуют и другие, например,
идеологическая легитимность. Ее суть
состоит в оправдании власти с
помощью идеологии, вносимой в массовое
сознание. Идеология обосновывает право
на управление соответствием власти
интересам народа, нации или класса.
Идеологическая легитимность основывается
на воздействии на сознание и подсознание
людей с помощью методов
Во второй половине XX в. многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения прибегают к усиленной националистической легитимности. Этот вид легитимности в большей или меньшей степени присущ многим современным государствам.
Следует иметь в виду, что типы власти связаны с конкретной политической действительностью. Реально существующие политические системы представляют собой переплетение всех трех типов при преобладании одного из них. Поэтому не следует смешивать типы власти, выделяемые в качестве теоретической концепции, с конкретной реальностью политических систем, где они проявляются лишь частично и в сочетании друг с другом. В то же время без выделения этих идеальных типов осмысление реальных политических систем было бы невозможно.
Исследователи выделяют несколько источников легитимности.
1. Участие граждан
в управлении, что создает общую
причастность людей к политике,
проводимой властью, позволяет
гражданам чувствовать себя в
определенной мере ее
2. Технократическая легитимность, т. е. легитимность посредством экономической, военной, образовательной и т. п. деятельности власти.
В этом случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов такой деятельности, Неудачи ослабляют легитимность власти, а успехи укрепляют (например, Япония, Южная Корея, Сингапур и др.).
3. Легитимность через
принуждение. Все направлено
Важное место в функционировании власти занимают проблемы делегитимизации, обострение которой может вызвать кризис и даже крах политического режима.
Основными причинами делегитимизации являются следующие:
а) противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты;
б) противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытке решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации;
в) отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс;
г) нарастание бюрократизации и коррумпированности;
д) национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющиеся в отвержении федеральной власти;
е) потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.
Таковы наиболее
важные проблемы легитимности власти,
которая в современных условиях
приобретает чрезвычайно важное
значение.
Типология
власти
Власть рассматривается в теории управления как многомерное явление, включающее несколько основных форм - разновидностей, которые могут использоваться руководителем и по отдельности, но чаще в сочетании друг с другом.
Власть принуждения основана на том, что руководитель имеет возможность наказывать, препятствовать достижению целей и потребностей исполнителей. Они, в свою очередь, это сознают и вынуждены, вследствие этого, подчиняться. Иногда эту форму власти обозначают как "негативная власть" или "власть страха". Несмотря на то что "власть принуждения" - излюбленный объект критики теоретиков управления, именно она ставится на первое место в любом перечне форм власти и остается пока незаменимой, а иногда - и единственным властным рычагом воздействий руководителя. Она уязвима для критики, но является жесткой реальностью практики управления.
К числу основных недостатков этой формы власти относится ее "дороговизна" - она требует разветвленной и громоздкой системы контроля. Кроме того, "...принуждение производит нежелательные эффекты - скованность, страх, месть, отчуждение. Это, в свою очередь, может привести к более низкой производительности труда, неудовлетворенности работой и большой текучести кадров". Однако оно обладает и очень большой силой, поскольку апеллирует к чувству личной безопасности. В связи с этим в теории управления существует понятие "страхов на рабочем месте". Главными среди них являются следующие.
Страх потерять работу. Человек, находящийся под постоянным давлением этого страха, не может испытывать высокой удовлетворенности от работы; страх оказывает парализующее воздействие, и производительность может, в конечном итоге, резко снижаться. Для управленческой деятельности он трансформируется в "страх потерять должность". Более того, во многих, особенно - крупных организациях, он используется как преднамеренное и достаточно сильное средство давления на руководителей низшего и среднего звена.
Страх не справиться с работой. Он в той или иной мере сопряжен с любой профессиональной деятельностью, но в особенности характерен для управленческой деятельности. Ей свойственно "нагромождение" дел и обязанностей; они "наваливаются" на руководителя - так, что он уже чувствует себя не хозяином, а рабом своей работы.
Страх допустить ошибку. Необходимость постоянно "быть на высоте", безупречно выполнять свою работу и быть лучше, чем все иные члены группы (организации) - все это свойственно позиции руководителя.
Страх быть обойденным другими. Большинству людей свойственно стремление продвинуться вверх по служебной лестнице. Однако не все имеют возможность для этого и по-разному реагируют на неудачи. Одни испытывают разочарование, впадают в апатию, спасаются "бегством в болезнь". Другие проявляют повышенную активность, улучшают качество работы.
Страх потерять собственное "Я". При современном разделении труда человек часто не видит результатов своей работы; он не ощущает реализации своего "Я" в результатах труда, что приводит к утрате чувства реализации себя и самоактуализации. Возникает чувство бессмысленности работы, "феномен пустоты"; человек начинает бояться работы как таковой. Хотя для управленческой деятельности данный вид страха менее типичен, он все же наблюдается в крупных, сильно бюрократизированных организациях.
Власть
вознаграждения основана на том, что
руководитель может оказывать положительное
подкрепление результатов работы, поскольку
в его руках сосредоточены
основные возможности распределения
субъективно значимых для исполнителей
стимулов. Эта власть прямо пропорциональна
тому, насколько имеющиеся у
Экспертная
власть как власть через разумную
веру в руководителя. Исполнители
часто считают, что руководитель
обладает наибольшей степенью профессиональной
компетентности, способной реализовать
цели организации и значит - их собственные.
Ему поэтому надо не только доверять,
но и подчиняться, поскольку это,
в конечном итоге, будет залогом
достижения их личных целей и потребностей.
Мера этой власти возрастает при усложнении
характера систем управления, а также
при реально высокой и
Харизматическая
власть, или власть примера, построена
не на логике и не на разумной вере,
а на традиции и силе личных качеств
и особенностей лидера. Она определяется
отождествлением исполнителя с
лидером, руководителем или влечением
к нему. Харизматическое влияние
- это личностное, а не должностное
влияние. Выделяются несколько типичных
качеств харизматической
обмен энергией (для харизматической личности свойственно заряжать своей энергией окружающих);
внушительная внешность (эта личность не обязательно является эталоном красоты, но обязательно - носителем каких-либо броских, необычных, часто действующих на подсознательном уровне качеств);
независимость характера;
хорошие риторические способности (как ораторские, так и "умение говорить с народом на языке народа* );