Теория власти и властных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:00, реферат

Краткое описание

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования, на мой взгляд, является едва ли не самой главной задачей политологии.
Власть - возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….2
Понятие власти………………………………………………………………………3
Виды власти…………………………………………………………………………..6
Типология власти…………………………………………………………………...10
Вывод…………………………………………………………………........................13
Список литературы…………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 41.38 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение……………………………………………………………………………….2

Понятие власти………………………………………………………………………3

Виды  власти…………………………………………………………………………..6

Типология власти…………………………………………………………………...10

Вывод…………………………………………………………………........................13

Список  литературы…………………………………………………………………14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Понятие власти является одним из центральных в  политологии. Определение понятия  власти, её сущности и характера  имеет важнейшее значение для  понимания природы политики и  государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования, на мой взгляд, является едва ли не самой главной задачей  политологии.

Власть - возможность  и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы.

Власть появилась  с возникновением человеческого  общества и будет в той или  иной форме всегда сопутствовать  его развитию. Она необходима для  организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также  для регулирования других взаимоотношений  между людьми в обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие власти.

Субъект, объект, ресурсы и  формы существования  власти

Учение о власти является основополагающим в политологии. «Фундаментальным понятием в общественных науках, - писал  английский мыслитель  и общественный деятель Б. Рассел, — является власть в том смысле, в каком энергия является фундаментальным  понятием физики».

В политической литературе отправным определением власти считается определение, данное М. Вербером, который определял власть, как «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чём такая возможность основана».

Власть рассматривается  как особое отношение господства или влияния, как способ воздействия  на кого-то, как принуждение, как  сила.

Все исследователи  в рассуждении о власти сходились  на том, что власть начинается там, где  возникает подчинение. Иначе говоря, власть—это социальное отношение, проявляющееся  в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.

В данном случае возникает отношение управления—исполнения, иногда выражаемое в более жёсткой  форме командования—подчинения.

Почему один человек починяется другому? Потому что другой или сильнее или  умнее или опытнее, или является начальником и имеет соответствующее  его должности право отдавать распоряжения. В основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физиологическое, интеллектуальное и др.) и неравенство  социальное (статусное, экономическое, образовательное и др.).

По мере демократизации общества власть стала рассматриваться  не только как господство и подчинение, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашение, разрешать конфликты.

Вывод: Власть—это один из важнейших видов социального  взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением  другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует  свою волю и интересы.

Основными элементами власти являются её субъект, объект, а  также средства (ресурсы).

Субъект власти воплощает в себе её активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и  др. Для реализации властных отношений  субъект должен обладать рядом таких  качеств, как желание властвовать  и воля к власти. Помимо этого  субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.

Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с её носителем. Так говорят  о решениях власти, о действиях властей, произволе власти и т. п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.

Субъект определяет содержание властного отношения  через: 1)приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2)подчинение как поведение  частной воли под всеобщую волю власти; 3)наказание (санкции) как средство воздействия  на отрицание господствующей воли; 4)нормирование поведение как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

Власть—всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Власть немыслима  без подчинения объекта. Где нет  объекта, там нет власти.

Осознания зависимости  субъекта власти от покорности населения  нашло свое практическое выражение  в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном  мире как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, факт обретения  независимости Индией в результате массовых акций неповиновения колониальным британским властям.

Масштабы отношения  объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого  с радостью повиновения. В сущности, подчинение также естественно присуще  человеческому обществу, как и  руководство.

Какими же мотивами руководствуется объект властвования? Что заставляет его подчиняться? Одним из важнейших внутренних побуждений к подчинению являются страх перед  наказанием. Страх—это очень сильный  мотив, но крайне непрочный. Специалисты  в области психологии отмечают, что  сила власти, основанная на страхе перед  санкциями за неповиновение прямо  пропорциональна тяжести наказания  и обратно пропорциональна вероятности  избежать его в случае непослушания.

Более стабильной является власть, основанная на интересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному  выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объекта является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом, или какими-либо другими качествами субъекта власти, иначе говоря, преклонения перед  авторитетом

Власть, возникающая  на основе естественного неравенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Возникает подчинение конкретному  человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое преимущество, едва ли его распоряжения будут выполняться.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей  другим является неравномерное распределение  ресурсов власти. Под ресурсами власти следует понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Ресурсы власти — это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир  человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых  можно лишить человека тех или  иных ценностей, высшей из которых считается  жизнь (оружие, карательные органы).

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают  одним из важнейших оснований  власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или  убеждения.

Ресурсы власти очень многообразны. Существует несколько  классификаций ресурсов. Согласно одной  из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

К утилитарным  относятся материальные и другие социальные блага; к принудительным — меры уголовного и административного  воздействия; к нормативным относятся  средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы  поведения человека. Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

Экономические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного  производства и потребления (деньги, продукты питания, полезные ископаемые и др.).

Социальные ресурсы  — способность повышения (или  понижения) социального статуса  или ранга, места в социальной иерархии (должность, престиж, образование  и др.).

Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения: институты  науки и образования, средства массовой информации и др.

Силовые ресурсы  — это оружие и аппарат физического  принуждения, специально подготовленные для этого люди.

Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди —  это универсальный, многофункциональный  ресурс, который создает другие ресурсы.

Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью  ее процесс, который происходит по следующим  этапам (формам): господство, руководство, организация и контроль.

Процесс осуществления  власти упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма  власти — системы организаций  и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному организму как общество (народ) механизмом власти выступают  государственные органы, право, политическая система в целом. В рамках этой системы разрабатываются и принимаются  решения по всем вопросам внутренней жизни страны и внешней политики. Каждый из субъектов этой системы  присущими ему средствами в соответствующих  формах участвуют в осуществлении  политической власти, играет определенную роль в ее осуществлении.

  Виды власти. Проблемы  легитимности власти

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление  в соответствии с ресурсами, на которые  она опирается, а именно, на экономическую, социальную, политическую, духовно-информационную.

Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

Социальная власть — это распределение положения  в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий.

Политическая власть — всякая организованная воля одной  группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.

Политическая власть характеризуется рядом признаков:

1) легитимностью  в использовании силы в пределах  государства;

2) верховенством,  обязательностью решений для  всякой иной власти;

3) публичностью, т.  е. всеобщностью и безличностью, что значит — обращение ко  всем гражданам от имени всего  общества с помощью права (закона);

4) моноцентричностью, т. е. наличием единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);

5) многообразием  ресурсов.

Воспроизводству отношений  политической власти способствуют нормы  и правила, регламентирующие этот тип  отношений, во-первых, нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты, государственных учреждений. В любом обществе четко фиксируется  исключительное право определенных органов и лиц, занимающих соответствующие  должности, принимать политические решения, т. е. управлять страной. Такие  нормы, фактически устанавливающие  политическую иерархию в стране, могут  быть зафиксированы обычаем, записаны в законодательных актах, прежде всего в Конституции государства.

Во-вторых, нормы, определяющие порядок формирования политической элиты. Они подвижны и меняются по мере развития общества. Так, в феодальном обществе вхождение в политическую элиту было предопределено принадлежностью  к знатному роду. В Великобритании этот принцип сохраняется при  формировании высшей палаты парламента. В основном же в современных демократических  страдах нормой становится конкурентная борьба на выборах.

В-третьих, нормы, определяющие права и обязанности управляющих  и управляемых, их взаимную ответственность. Судебник Ярослава Мудрого, Соборное уложение Алексея Михайловича, Конституция  Российской Федерации — все это  документы разных эпох, но они закрепляли принятые в свое время нормы властных взаимоотношений.

Информация о работе Теория власти и властных отношений