Теория правового государства: истоки учения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена рассмотрению темы «Идея правового государства в истории политико-правовой мысли». Развитие концепций «правового государства» всегда волновало передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. В настоящее время, в соответствии со ст.1 Конституции РФ, наша страна является демократическим федеративным правовым государством с республиканкой формой правления. Это положение имеет важнейшее значение, поскольку устанавливает правовую доктрину Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции.

Оглавление

Введение_____________________________________________________________3
1. Развитие теории правового государства_________________________________5
1.1 Идеи правового государства в древности_______________________________5
1.2 Идеи правового государства в эпоху феодализма________________________12
1.3 Идеи правового государства в период ранних буржуазных революций______15
2. Формирование концепции правового государства________________________ 26
3. Понятие и основные признаки правового государства_____________________29
Заключение__________________________________________________________ 31
Список использованных источников_____________________________________ 32

Файлы: 1 файл

теорияПГ!_ТГП.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

В учениях российских и европейских либералов во всем многообразии аспектов была представлена главная истина, обусловившая появление концепции правового государства: государство как тип общества перестало быть исключительной формой общности, оно уступило место, подчас подчиненное, множеству других форм общности, типу гражданского общества. В этом новом обществе государство является лишь элементом, гармонизирующим и обеспечивающим бесперебойное функционирование других элементов, соединенных в единое целое системой правоотношений.

В указанном русле – поиска места, принадлежащего государству в системе современной общественной жизни, – происходит дальнейшее развитие идеи правового государства. К началу XX в. основные принципы юридической концепции правового государства в ведущих западноевропейских государствах были воплощены в жизнь: введенное в 1918 г. в Англии всеобщее избирательное право, эффективно функционирующая в США система разделения властей стали общепризнанными моделями для построения современного демократического правового государства.

Каждая из современных разработок теории «чистого» правового государства, как  правило, отталкивается от узкоправового  подхода к проблеме, от юридического значения термина, следуя тем самым  либеральной традиции. Между тем  развитие идей и опыт построения правовой государственности в XX в. переживали дальнейшую эволюцию, значительно расширяя рамки первоначальной проблематики. Ведь понятие «справедливость» – основа идеи правовой государственности – подразумевает не только формальное равенство перед законом, но и реальное равноправие, отсутствие ущемления прав граждан и социальных слоев в государстве. На смену либеральной идее формального правового государства, направлявшей исторический процесс в XIX в., пришли попытки наполнить это понятие реальным содержанием.

Первое направление поиска двигалось  в русле исходящей из недр рабочего движения социалистической и коммунистической идеи. Общество, на службу которому было поставлено государство, мыслилось  самостоятельным целостным началом, способным в идеале вообще обходиться без государства и правового принуждения. В нем должны быть достигнуты реальные, а не формальные равенство, справедливость и свобода. Формальное правовое государство является лишь средством закрепления реального неравенства и должно быть само уничтожено насильственным путем – государством в форме диктатуры пролетариата.

Подобная радикально антигосударственная  позиция (более радикальна и последовательна  лишь позиция анархизма) в начале XX в. была постепенно пересмотрена, как только начали воплощаться реальные плоды построения правового государства в Европе и обнажились негативные грани становления модели социума в СССР. Социал-демократическое движение, вобравшее в себя идею правового государства, подключилось к дальнейшему строительству правовой государственности. С ним, а также с профсоюзным движением связано завоевание личностью таких прав, как право на труд, на социальное страхование и т.д., рассматривавшихся в качестве шага по пути к социальной справедливости, к социальному государству. Правовое государство – это государство, не просто обеспечивающее правопорядок любыми средствами, но гарантирующее справедливый правопорядок, в котором «свободное развитие каждого было бы условием свободного развития всех». Социальным последствием такой политики стало требование постепенного выравнивания социального положения граждан, создания и опоры на «средний класс», даже если проведение такой политики требует гораздо большего социального и экономического вмешательства государства, чем это предполагалось либеральной доктриной. Наиболее ярким концептуальным выражением данной линии стала доктрина «государства общественного благосостояния», получившая развитие в Европе второй половины XX в.

Стремлением к наполнению концепции  правового государства реальным содержанием была охвачена и противоположная социал-демократическая линия консервативного лагеря. Исходя из неправового характера социальных революций, несправедливой природы радикальной модернизации и разрушения традиционных устоев, в недрах консервативной мысли вызревал идеал цельной, органической социальной жизни. Обосновывая этот идеал в работе «Общность и общество», Э.Теннис раскрыл богатое внутреннее содержание социальных связей в традиционных общностях, одним из которых являлось государство – колыбель нации. И хотя это содержание противопоставлялось формально правовому содержанию современного общества, несомненно, что и в его основе лежали ценности справедливости, солидарности, согласия, которые должны стать содержанием истинно правовой государственности.17

И социалистическая и консервативная концепции государства в каком-то смысле противопоставлялись либеральной  концепции правового государства. Однако в них ни в коем случае не шла речь об абсолютизме или  неправовом обществе. Они пытались компенсировать «неправовые» стороны, упущения концепции правовой государственности. Вместе с тем эти доктрины были реакцией на стремительную модернизацию социальных отношений в правоотношения, по необходимости упускающей многое позитивное, что было наработано предшествующим опытом, и во многом не реализующее надежды социальных низов. Одно направление этой реакции – требование ускорить движения в лучшее будущее, другое – вернуться в лучшее прошлое. И по-видимому, данная реакция была столь сильной, что история дала шанс реализоваться обеим альтернативам: социализму в СССР и национал-социализму в Германии, в странах, ставших жертвами своей стремительной модернизации. Оба направления отталкивались от принципиального отвержения правовых ценностей. Издержки социальной критики, в которые вылились обе эти концепции, стали возможны только благодаря отсутствию правовых, формальных гарантий, характеризующих правовое государство. Они показали, что альтернатив процессу строительства правового государства нет. Вместе с тем идеи и ценности, составлявшие содержание социал-демократического и национально окрашенного консервативного направления, будучи встроены в политику правового государства, значительно обогащают его идею и политическую жизнь, составляют специфику и особенности процесса становления правового государства в любой современной стране. Движение этим курсом предусматривает общий для любого государства путь и идеал. Однако успех его не достигается копированием готовых образцов, в каждом государстве оно вызревает из собственных потребностей и осуществляется своим путем. Безальтернативность и единственность этого пути объясняются тем, что правовое государство является не просто удачной моделью или навязанной идеологией, а тем, что оно давно уже стало принципом культуры и структуры современного общества.

 

2. Формирование концепции правового государства

История развития теории правового  государства свидетельствует о  том, что в идее правового государства  может быть выделено два главных  аспекта: первый – обеспечение прав и свобод человека, т.е. фундаментальным признаком правового государства является приоритет интересов личности в деятельности государства, и второй – ограничение правом государственной власти. Следовательно, правовым может быть названо такое государство, функционирование которого основано на праве, и основным направлением деятельности которого является полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.18

Теоретическая конструкция правового  государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ веков, включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство права, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом «дозволено все, что не запрещено законом», установление реальных гарантий прав и свобод личности. Правовое государство – тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая, непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей, с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти. Общее демократическое устройство системы власти и политики правового государства органически связано с его правовыми установками. В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом. Исторически процесс образования правового государства состоял и состоит в распространении принципа суверенности на право. Этот процесс проходил 3 этапа. Первый, наиболее ранний по времени, – это признание суверенитета власти. После длительной борьбы за права народа, путем мятежей, восстаний, переворотов и социальных революций был завоеван суверенитет народа. Следующим шагом стала борьба за суверенитет права, точнее за приоритет права перед властью, волей гражданина, общества или какой-либо его части большинства или меньшинства. Паритет и приоритет означают установление зафиксированных законом отношений между всеми сторонами отношений, особенно сложными между властью и правом не только в силу суверенитета власти (государства) и традиции попрания закона, но потому, что само право создается властью, обладающей преимущественным правом законотворчества. Таким образом, власть должна ограничивать свои права и свободы ею же созданными законами. Такая ситуация самоограничения представлялась (и поныне представляется) противоестественной, что и отражалось в традициях, обозначенных известными понятиями всевластие, своеволие, самоуправство, беззаконие и т.п. Негативное отношение власти к праву, стремление к привилегиям, желание стать выше закона привели к тому, что противоправная практика власти оказалась еще труднее преодолимой, чем аналогичная практика граждан, пытающихся действовать вне закона. Потребовалось глубокое преобразование общества и его правосознания, чтобы коренным образом изменить отношение к праву в государстве, а также большая конструктивная работа для преобразования его политической системы в политико-правовом отношении. Ее центральным моментом стала разработка конституционных документов и борьба за введение конституционного правления, занявшая более трех столетий, которые протекли со времени первых трудов политических философов (Дж.Локка, В.Гумбольдта) и первых конституционных документов в Европе и Америке до современных конституционных текстов в странах, вступивших на путь демократического развития. Решающим событием в истории преобразования политико-правовых отношений стала разработанная Дж.Локком концепция правового государства. Ему же принадлежит и попытка практически реализовать проект правового государства в конституции английской колонии Каролина в Америке (1669 г.). В дальнейшем конституционном и политико-правовом творчестве приняли участие крупнейшие мыслители – И.Кант, Гегель и др. Значительными событиями на пути к правовому государству стали в XVIII в. Конституция Французской революции, так и не реализованная на практике, и Конституция США, оказавшаяся одной из самых ранних и самых стабильных. В XIX-XX вв. конституционная проблема стала одним из важнейших предметов политических и исследований виднейших ученых. Решающими факторами создания правового государства или движения к нему стали, однако, первые значительные успехи в создании гражданского общества, вне которого невозможно правовое государство, и общее социальное, экономическое, культурное развитие общества, его новых цивилизационных, технических и научных основ. Такая совокупность факторов, позволяющих построить правовое государство, объясняется рядом причин. Ни власть, ни само право не могут быть реальными гарантиями исполнения закона, если право не легитимировано обществом. Только их легитимность, признание обществом и потому обязательность исполнения обеспечивает действительное соблюдение законов обществом и государством, равно как и создание их системы, и исключает противоправную практику с обеих сторон. Но общество в состоянии добиться этого на достаточно высоком уровне гражданского, а значит, и культурного, цивилизованного, материального и интеллектуального развития, т.е. став гражданским обществом. Граждане такого общества не скованы дисциплиной страха и господства. Они наделены собственностью, обладают свободами и правами, и обладание этими ценностями делает их ответственными за их сохранение и умножение. Они же защищают и государство, которое делается ответственным за все виды безопасности человека и общества и их достояние. Основой реально значимых правовых отношений в правовом государстве оказываются не сами по себе правовые нормы, предписания и санкции, как бы идеально они не были сформулированы. Их первоосновой служат элементарные свойства порядочности, нравственности, чувство долга, сознание ответственности, способность человека и общества к критическому самопознанию, самоотчету, привычка к дисциплине и умение дисциплинировать себя, подлинная гражданственность. С гражданственностью, в ее подлинном смысле, не совместимы такие социальные пороки, как взятка, коррупция, подкуп, кумовство, подмена общественных связей кровнородственными, клановыми, экономическое, социальное или политическое подполье и т.п. Конечно, возникающее на таких основах правосознание еще не отличает гражданское и правовое состояние общества от законопослушного общества неправового типа. Не только суверенитет права и равное всеобщее подчинение ему отличают подлинно правовые отношения, но и демократическое, гражданское содержание самого права. Член правового государства и гражданского общества пользуется свободой, общественным доверием и уважением, развитым правосознанием, что исключает мысль о его исключительности, его особом, неподвластном закону статусе, связанным с его положением в обществе, с привилегией стоять выше закона. Правовое государство и гражданское общество формируются совместно, и процесс их создания занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с развитием общества и требует целенаправленных усилий. Ни правовое государство, ни гражданское общество не вводятся единовременным актом и не могут стать результатом чистого законодательства. Весь этот процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело. Рассмотрим подробнее понятие и основные признаки правового государства.

 

3. Понятие и основные признаки правового государства

Для того, чтобы понять глубинную  суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, – и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть правового государства именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие его блеска. В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового государства является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, должна лежать правовая экономика (в основе которой лежит принцип «от каждого по способностям – каждому по труду». Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и потребления), а основой правового строя служит развитое гражданское общество. Государство – лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и противоправных посягательств государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не только «гражданственность», известную степень политической свободы, но и «буржуазность», т.е. экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства. Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо указать на такие: мандат народа на осуществление власти путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие разделения государственной власти. Правовая экономика и гражданское общество – это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства. Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека. Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей. Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Признаки правового государства:

  1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
  2. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  3. Взаимная ответственность личности и государства.
  4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
  5. Политический и идеологический плюрализм.
  6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и  условий становления правового  государства, можно отнести следующие:

  • преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
  • выработка высокой политико-правовой грамотности;
  • появление действенной способности противостоять произволу;
  • разграничение партийных и государственных функций;
  • установление парламентской системы управления государством;
  • торжество политико-правового плюрализма;
  • выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:

а) трактовка  права как продукта властно-принудительного  нормотворчества;

б) преодоление декоративности и декларативности юридических норм;

в) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.

Заключение

История учений о правовой государственности  – богатый арсенал идей и концепций, без знания которых, учета их сильных  и слабых сторон, достоинств и недостатков  невозможна серьезная современная  теоретическая разработка и практическая реализация идей правового государства.

В ближайшие годы – десятилетия в нашей стране правового государства в общемировом понимании его составляющих – не будет. Должно смениться много поколений граждан, должны быть созданы необходимые условия для правового воспитания каждого последующего поколения, чтобы правомерные поступки и поведение стали нормой, традицией, основой, чтобы законы не просто существовали на бумаге, но и отлажено работали механизмы их реализации. Сегодня же говорить о правом государстве в России можно только на уровне теории, концепции, идеи.

Информация о работе Теория правового государства: истоки учения