Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 06:57, реферат
Права человека, основанные на формальном равенстве, стали одним из главных ценностных ориентиров общественного развития, оказали огромное влияние на характер государства, сделались ограничителями его всевластия, способствовали установлению демократического взаимодействия между государственной властью и индивидом, освободив последнего от чрезмерной опеки и подавления его воли и интересов со стороны властных структур.
Введение ………………………………………………………………...………3 – 4
1.Теории происхождения права ………………………………………………..…..5
1.1.Теологическая теория ………………………………………..………6 – 9
1.2.Патриархальная теория …………………………………...…………….10
1.3. Теория общественного договора ……………………….…….…..11 – 13
1.4. Теория насилия ……………………………………………………14 – 15
1.5.Психологическая теория …………………………………………..16 – 17
1.6.Материалистическая теория ……………………...……………….18 – 19
2.Сущность права …………………………………...………………………..20 – 23
3. Воздействие права на государство ……………………...…………..…….24 – 26
Заключение ……………………………………………………………………27 – 28
Список использованной литературы ……………………………………………..29
Так , например, Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к войне ; Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.
Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта - общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением.
Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо.
Руссо считает, что в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным каким он был раньше». [ 8,121]
Каждый стремился быть изъятым из-под гнета, для того чтобы угнетать других. Каждый желал получить возможность безнаказанно творить зло.
Таким образом, законодательство , должно было лишь связывать граждан. Законы, которые должны были обеспечивать счастье всех, служили только для защиты богачей и вельмож от покушений со стороны бедняков, которых «элита» того времени стремилась всегда держать в унижении и нищете.
Из всего сказанного о естественно-правовой теории происхождения права следует, что ее сторонники исходят из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание своего права на основе Общественного договора, но и на его защиту.Римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Тем не менее, закон по - прежнему, властвуя над людьми, принуждает его ко многому, что противно природе . По мере развития человеческой мысли данная теория также совершенствовалась. В XVII- XVIII вв. Она активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Идеи естественной теории в этот период поддерживались и развивались многими великими мыслителями и просветителями. В Голландии - это Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Томас Гоббс и Локк, во Франции - Жан Жак Руссо, Гольбах. В России одним из главных представителей этой теории права был Радищев.
Естественные, прирожденные права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах.
Например, в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.: - каждый имеет право на жизнь (Глава 2, ст. 20) ; - на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) ; - каждому гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29) ; - каждый имеет право на труд и отдых (ст. 37) .
В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляет единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений.
Основатели и продолжатели теории естественного права выступали против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха является производной не от Бога, а от людей. Народ, говорил Руссо, может лишить правителей власти, если они нарушат заключенный между ними и гражданами договор.
1.4. Теория насилия.
Данная теория принадлежит к числу относительно новых теорий права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что право может возникнуть лишь в результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках.
Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других. Дюринг, например, считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления - это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения права следует искать в непосредственной политической силе.[5,225]
Каутский также видит источник происхождения права во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати, тем самым устанавливая определенные правила существования и, соответственно, правовой аппарат. [5,225]
При этом насилие сторонники данной теории рассматривали не как нечто ограниченное, локальное , а как естественное, привычное явление.
Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения.
1.5. Психологическая теория .
Данная теория возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.) .
Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.
Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.
В своих работах по теории государства и права Петражицкий, один из сторонников данной теории, подразделяет право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное) . Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего “голоса” совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте.
По Петражицкому, право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями.
Несмотря на известную теоретическую сложность и “замкнутость” на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.
1.6.Материалистическая (классовая) теория.
Суть данной теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу из вне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку(с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. Основные положения материалистической теории представлены представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.
Классовость и экономическая обусловленность права является важнейшим принципиальным положением марксистской теории. Основным содержанием этой теории является представление о том, что право является продуктом классового общества; выражением и закреплением воли экономически господствующего класса. То есть, возникновение и существование права объясняется необходимостью закрепления воли экономически господствующего класса в виде законов и нормативным регулированием общественных отношений в интересах этого класса. Впоследствии положения марксисткой теории прочно вошли в отечественное право. На основе классового признака права делался вывод, что в обществе, где отсутствуют антагонистические классы, в праве выражается воля всех дружественных классов и слоев общества, руководимых рабочим классом.
Материалистическая теория ограничивает жизнь права историческими рамками классового общества. Она считает, что право - исторически преходящее явление, которое необходимо обществу лишь на определенном этапе его развития. С исчезновением классов, оно утратит полностью свою социальную ценность. Марксистско-ленинская теория утверждает, в полной мере определяемое его волей.
Заслугой марксизма являются постулаты о том, что право - это необходимый инструмент обеспечения экономической свободы индивида, являющийся регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают и реализуют объективные потребности общественного развития в рамках дозволенного и запрещенного поведения участников общественных отношений.
Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства.
2.Сущность права.
По авторитетному замечанию выдающегося римского юриста Ульпиана,"изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит слово jus (право); оно получило название от justitia (справедливость), ибо... правоесть искусство добра и справедливости". Действительно, по своему происхождению термин "право" связан с такими понятиями, как "правда", "справедливость", "истина". Jus в переводе с латинского означает «справедливо», «законно», а Justitia – «законность» и «правосудие».[2,54]
Как показывает исторический опыт, несмотря на то, что люди наделены волей и сознанием, их совместная деятельность нуждается в организации и регуляции. Наиболее актуальным данное требование становится для обществ, в которых сложились различные формы социального неравенства, появились классы, слои и группы, интересы которых не совпадают и противостоят друг другу. В этих условиях для сохранения общества, его нормального функционирования возникает потребность в политической организации населения, которая обеспечивала бы согласование разнородных интересов путем определения общезначимых целей и мобилизации населения на их осуществление. Такой универсальной организацией населения по осуществлению "общих дел", как уже отмечалось, становится государство, реализующее их с помощью органов публичной политической власти, обладающих монополией на легитимное принуждение.
Однако в своем взаимодействии люди не только реализуют общезначимые потребности, но и преследуют свои повседневные интересы. Следовательно, для нормального функционирования общества необходимо установление такого порядка взаимодействия между людьми, который основывался бы на признании различных индивидов формально равными в их притязаниях на соответствующие блага, на свободе выбора их поведения в осуществлении частных интересов, но при соблюдении общезначимых интересов и ценностей.
Подобный порядок государство устанавливает с помощью права, которое регулирует, упорядочивает взаимодействие индивидов, социальных групп, организаций на основе приемлемого для общества поведения.Таким образом право устанавливая всеобщий и равный масштаб, границы дозволенного и социально значимого поведения, право создает определенный порядок в обществе. В отличие от иных социальных норм - (например, норм морали, традиций и т.д.) право представляет собой такой порядок в обществе, который устанавливается государством и является общеобязательным, поскольку опирается на возможность государственного принуждения. Следовательно, возникновение права неразрывно связано с появлением государства, как и происхождение государства невозможно отделить от появления права. Иначе говоря, государство и право возникают одновременно, влияют друг на друга, поскольку организуют и регулируют жизнедеятельность общества. На взаимосвязь государства и права указывали еще античные ученые.
Однако за всю историю существования права не было однознаного определения права. Оно всегда трактовалось с разных точек зрения.В повседневной жизни люди сталкиваются со множеством значений, которые вкладываются в понятие "право". Мы часто слышим: "я имею право на жизнь, свободу и т. п.", "каждый человек обязан соблюдать нормы права", "государство обладает правом на принуждение", "права человека являются естественными и неотчуждаемыми". Иными словами, в конкретной ситуации в понятие “право” вкладывается определенный смысл.
Подобная многозначность термина "право" обусловлена рядом причин.[6,54]