Светское государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Согласно Конституции РФ, “Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. Российская Федерация также является суверенным, социальным, светским государством, признающим права человека высшей ценностью. В связи с этим каждый человек может мыслить и поступать в соответствии со своими религиозными или атеистическими убеждениями, может соотносить свои поступки с каким-либо вероучением или действовать независимо от них. Основной гарантией этих прав является закрепленной в статье 14. Конституции светский характер государства, являющийся одной из основ Конституционного строя Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….. 3
1. История развития взаимоотношений церкви и государства…………………. 5
2. Положение церкви в политической системе общества………………………… 9
3. Положение государства в политической системе общества………………….. 12
4. Российская Федерация – светское государство………………………………… 14
Заключение………………………………………………………………………….. 23
Глоссарий……………………………………………………………………………. 24
Список использованных источников……………………………………………… 26
Список сокращений………………………………………………………………… 27
Приложение А……………………………………………………………………….. 28
Приложение Б……………………………………………………………………….. 29

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа ЛЕНА.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Органы исполнительной власти контролируют соответствие федеральному законодательству внутренних установлений религиозных организаций, прежде всего уставов. При невозможности точно установить, соответствуют ли закону сведения и другие положения уставов, орган юстиции вправе приостановить процедуру регистрации на срок до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы, определение порядка которой отнесено к исключительному ведению Правительства Российской Федерации.

Исполнительная власть взаимодействует с конфессиональными объединениями при определении статуса учреждений религиозного образования. Светская основа системы образования в нашей стране не препятствует преподаванию религиоведческих учебных дисциплин в государственных или муниципальных образовательных учреждениях: администрация таких учреждений вправе удовлетворить просьбу родителей, обратившихся с просьбой о преподавании религиоведческих дисциплин на факультативной основе. Таким образом религиозное образование или основы его могут быть получены не только в учреждениях конфессионального образования, но и в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года предусматривает также контроль за религиозными организациями. Функции  контроля осуществляют:

1. Органы юстиции (уставная деятельность религиозной организации).

2. Государственная налоговая служба и Федеральные органы налоговой полиции (финансовый контроль).

3. ФСБ и МВД России (специализированный контроль).

Особую разновидность  административно-правовых норм в рассматриваемой сфере отношений составляют предписания Федерального закона от 26 сентября 1997 года, которые предусматривают односторонние обязательства органов исполнительной власти. Должностное лицо правоохранительного органа не вправе настаивать на допросе священнослужителя по исповедальным обстоятельствам; разглашение тайны исповеди не допускается даже в случае совершения тяжких уголовных преступлений или административных проступков. Тем самым законом предусмотрен иммунитет священнослужителей в сфере административной и уголовной юрисдикции.

Неучастие Русской Православной Церкви (РПЦ) в государственном строительстве  и в осуществлении мирских  полномочий исполнительной власти не следует отождествлять с отстраненностью  церкви от решения судьбоносных внутриполитических проблем. Все органы внутрицерковного управления РПЦ обладают потенциальной возможностью участвовать в деятельности органов исполнительной власти.

Разработка основ взаимодействия РПЦ и государства отнесена к  ведению ее высшего конфессионального органа - Поместного Собора. В период, когда Поместный Собор не созывается, указанные полномочия осуществляются подотчетным ему органом - Архиерейским собором РПЦ. Поместный и Архиерейский соборы являются высшими представительными органами РПЦ, различающимися периодичностью их созыва. Поместный Собор должен созываться не реже одного раза в пять лет, тогда как перерывы в заседаниях Архиерейского собора не могут превышать двух лет. Священный Синод - единственный постоянно действующий орган внутрицерковного управления, который осуществляет полномочия Архиерейского и Поместного Соборов в период между их заседаниями. Председательствует на заседаниях Священного Синода Патриарх РПЦ.

Решения Поместного и Архиерейского  Соборов и Священного Синода в сфере взаимоотношений с государством призваны содействовать решению важнейших внутриполитических проблем. В случае кризисных ситуаций высшие органы церкви, руководствуясь доктриной невмешательства в политико-правовые причины разногласий, призваны способствовать примирению противоборствующих сторон. Таким образом, РПЦ выполняет роль духовного арбитра во внутригосударственных конфликтах.

Отделение религиозных объединений  от государства (это более четкая формула, чем отделение церкви от государства), закрепленное частью второй ст. 14 Конституции РФ, означает, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений и не поручают последним выполнение каких-либо государственных функций. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Религиозные объединения не могут смешиваться в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Вместе с тем религиозные объединения могут принимать участия в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений. Указанные положения содержатся в ст. 8 Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. “О свободе вероисповеданий”.

Статья 9 Закона “О свободе  вероисповеданий” называется “Светский  характер системы государственного образования”. Она устанавливает, что  обучение в государственных и  национальных образовательных учреждениях носит светский характер и не преследует цели формирования какого-либо отношения к религии. В то же время в негосударственных образовательных учреждениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативах (по желанию граждан) во всех учебных заведениях  преподавание вероучений и религиозное воспитание допускается. Указанное положение нельзя путать, как это часто бывает, с возможностью включения в официальное обучение программы государственных и муниципальных образовательных учреждений Закона Божьего или других религиозных дисциплин. Светское образование несовместимо с этим.

Таким образом, светское государство  не провозглашает какой-либо официальной  или предпочтительной религии, ни одно вероучение не оказывает определяющего влияния на деятельность государства, систему государственного и муниципального образовании. Вот как выглядит поликонфессионализм, или религиозный плюрализм, на таблице 2 подготовленной на основе официальных данных Министерства юстиции РФ о государственной регистрации централизованных и местных религиозных  объединений России по состоянию в 2007 г. (по федеральным округам). В светских государствах в настоящее время каких-либо существенных разногласий между государством и церковью не наблюдается: положение церкви в государстве стабилизировано и не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. По-видимому, это достигается совместной работой органов государства и церкви, результатом которой стало принятие решений, удовлетворяющих обе стороны.

Однако, на мой взгляд, государство имеет преимущественный потенциал воздействия на положение церкви путем принятия законов, которые обязательны для исполнения. Поэтому, если и возникнут какие-либо трения, то государство имеет возможность быстро “урезонить” церковь силой своей власти. Причем характер ограничений может носить специфический характер - например, вопросы собственности церкви, занятия церкви коммерческой деятельностью и т.п. Такое положение вещей, на мой взгляд, крайне ограничивает ответные меры церкви по отношению к государству, ведь не будешь же апеллировать к верующим (с просьбой поддержать церковь) на то, что государство-де положило глаз на, скажем, собственность церкви. Возможно, мои умозаключения носят скорее умозрительный, отвлеченный характер, но такое положение вещей нельзя исключать. Однако степень воздействия церкви на государство через верующих тоже не стоит преуменьшать, причем не важно, светское это государство или теократическое.

Следует отметить укрепление положения церкви в России.  О  том, что церковь возрождается в России, можно судить по многим обстоятельствам: реконструируются старые и строятся новые Храмы; выпускается множество газет религиозного содержания (“Жизнь с Богом”, “Истина и жизнь” (католическое издание), “Символ”, “Русь православная” и др.),  да и других газетах все чаще появляются заметки и статьи, так или иначе связанные с церковной тематикой; по телевидению в самых разных программах часто можно увидеть не только репортажи о церкви, но и самих церковных деятелей, которые, к слову, принимают, можно сказать, активное участие в политической и общественной жизни страны (взять, хотя бы, 28марта 2007г. во Дворце приемов дипломатов корпуса МИД РФ состоялась церемония награждения высшей общественной наградой РФ, учрежденной благотворительным фондом “Гордость Отечества”  Кавалером ордена “Гордость России” стал – патриарх Алексий II, присутствие Святейшего Патриарха на практически всех больших праздниках рядом с политическими деятелями и т.п.); люди все чаще и охотнее посещают церковь; открываются религиозные образовательные учреждения, в том числе и еврейские.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Конституция Российской Федерации  подтвердила в качестве правовой основы такие цивилизованные нормы, как светскость государства, равенство  граждан вне зависимости от их отношения  к религии и равенство религиозных организаций.

Современное общество предоставляет  личности свободу реализации духовных потребностей, поощряет мировоззренческий  плюрализм, провозглашает веротерпимость. Основным законом государства гарантируются права личности на выработку, выражения и отстаивания убеждений, если они не ущемляют прав и свобод других граждан. Россия исторически формировалась как союз многих народов и культур. И основу духовности самого российского народа испокон веков составляла идея общего мира – общего для людей различных национальностей и конфессий.

Выступая на заседании  Совета при Президенте России по культуре и искусству 30.05.07, Президент подчеркнул: “ … в Послании этого года был сделан акцент на сбережение культурной самобытности России и укрепление собственных культурно - нравственных ценностей.  Такие ценности и ориентиры составляют основу государственной самостоятельности и являются базой для консолидации нашего общества… В их основе – привитие творческих навыков, формирование нравственных идеалов, серьезное побуждение к работе души и совести”.[12]

         Современное развитие нашего  государства невозможно без опоры  на опыт, связанный с традициями и духовным авторитетом конфессий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Российская Федерация, являясь светским государством, признает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, поэтому восстановление единства Церкви объединяет российское общество, служит укреплению страны. Государство, оставаясь светским может сотрудничать с церковью. Это не противоречит принципу взаимного невмешательства в дела друг друга. Светскость государства нельзя принимать как полное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, как отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач. Напротив, этот принцип предполагает лишь определенное разделение сфер компетенции Церкви и власти, а также невмешательство их во внутренние дела друг друга. Общенациональная религия не должна быть обязательной для исповедания, но должны приниматься меры по ее защите и поддержке как части общенационального духовного достояния, в силу ее особого значения для обеспечения суверенитета и единства страны, сохранения национальной идентичности, традиций и культур. Общенациональная религия должна вводиться с учетом требований части 2 ст.19, ст.28,часть 2 ст.29 Конституции РФ. Таким образом, мы видим, что защита традиционных духовно-нравственных институтов уже заложена в действующей нормативно-правовой базе.

     С  точки зрения совершенствования  политической реформы нет смысла, что уже много раз подчеркивалось, строить демократию по образцу одной из западных стран, а необходимо продолжить русскую традицию партнерства светской и духовной власти, символом которой является двуглавый орел на российском гербе.

     Подводя  итог курсовой работе, можно с уверенностью  отметить, что Российская Федерация на данном этапе является сформировавшимся светским государством.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Конституция РФ

единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, по средствам которого учреждаются  основные принципы устройства общества и государства, определяются субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляются охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина   

 

2

 

Конституционный строй

форма (или способ) организации государства, которая  обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство

 

 

3

 

 

Светское  государство

государство, для  которого характерно отделение церкви от государства, различие сфер их деятельности, а также запрет установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной

 

 

4

 

 

Сакрализация

(от латинского Sacer – священный) процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов

 

 

5

 

 

Секуляризация

(от позднелатинского Saecularis – мирской, светский) процесс освобождения и сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов

 

 

6

 

 

Клерикализм

вмешательства религиозных деятелей и конфессиональных институтов в осуществление государственной политики, борьба за присвоение властных полномочий, принадлежащих представителям государственной власти

 

 

7

 

 

Священный Синод

(греч. – собрание) единственный постоянно действующий  орган внутрицерковного управления, который осуществляет полномочия Архиерейского и Поместного Соборов в период между их заседаниями 

 

8

 

Конфессия

(от латинского, Confessio - сознание) вероисповедание, система религиозных взглядов

 

 

9

 

 

Религия

одна из форм общественного сознания – совокупность мистических представлений основанных на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения

10

Регулятивная  функция

подразумевает формирование особой системы норм и  ценностей

Информация о работе Светское государство