Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:24, курсовая работа
Согласно Конституции РФ, “Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. Российская Федерация также является суверенным, социальным, светским государством, признающим права человека высшей ценностью. В связи с этим каждый человек может мыслить и поступать в соответствии со своими религиозными или атеистическими убеждениями, может соотносить свои поступки с каким-либо вероучением или действовать независимо от них. Основной гарантией этих прав является закрепленной в статье 14. Конституции светский характер государства, являющийся одной из основ Конституционного строя Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………….. 3
1. История развития взаимоотношений церкви и государства…………………. 5
2. Положение церкви в политической системе общества………………………… 9
3. Положение государства в политической системе общества………………….. 12
4. Российская Федерация – светское государство………………………………… 14
Заключение………………………………………………………………………….. 23
Глоссарий……………………………………………………………………………. 24
Список использованных источников……………………………………………… 26
Список сокращений………………………………………………………………… 27
Приложение А……………………………………………………………………….. 28
Приложение Б……………………………………………………………………….. 29
Содержание
Введение………………………………………………………
1. История развития взаимоотношений церкви и государства…………………. 5
2. Положение церкви в политической системе общества………………………… 9
3. Положение государства в политической системе общества………………….. 12
4. Российская Федерация – светское государство………………………………… 14
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………………
Список сокращений…………………………………
Приложение А………………………………………………………………………..
Приложение Б………………………………………………
Введение
В каждом обществе имеется свой строй: экономический, политический, социальный, духовные отношения. Этот общественный строй и является основой для государства и права.
Согласно Конституции
РФ, “Российская Федерация –
Россия есть демократическое федеративное
правовое государство с республиканской
формой правления”. Российская Федерация
также является суверенным, социальным,
светским государством, признающим права человека
высшей ценностью. В связи с этим каждый
человек может мыслить и поступать в соответствии
со своими религиозными или атеистическими
убеждениями, может соотносить свои поступки
с каким-либо вероучением или действовать
независимо от них. Основной гарантией
этих прав является закрепленной в статье
14. Конституции светский характер государства,
являющийся одной из основ Конституционного
строя Российской Федерации. Наличие
в некоторых демократических государствах
некой переходной модели государственно-
1. История развития взаимоотношений церкви и государства
История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. С начала XVIII в. господствующая в Российской империи православная Церковь была частью государственного аппарата и фактически выступала в качестве официальной идеологии, а члены Синода и епископат назначались императором по представлению обер-прокурора Синода. Как следствие, дореволюционная система отношений Российского государства и религиозных организаций характеризуется правовым неравенством конфессий. Согласно Своду законов Российской империи все исповедания располагались на четырех иерархических уровнях, каждому из которых соответствовал свой объем прав, привилегий и ограничений. Внеисповедное состояние государством не признавалось, а деятельность по распространению атеистических взглядов подвергалась уголовному преследованию. Таким образом, законодательство Российской империи не признавало свободы веры как таковой и смотрело на нее главным образом с точки зрения задач национальной политики, что сыграло значительную роль в крайнем обострении политической ситуации в России, приведшей к социальным взрывам в 1917 г. Характерно, что Временное правительство не пошло на отделение Церкви от государства ввиду острого политического характера данного акта и неспособности серьезно реконструировать механизм власти в России. 23 января 1918 г. Был принят Декрет СНК РСФСР “Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви” ознаменовавший собой начало советского периода отношений государства и религиозных объединений. В последнее время в России сложилась ситуация вероисповедных свобод. Вехой в этом изменении следует считать начало перестройки. До этого в советский период было сформировано законодательство о религиозных культах, в котором свобода совести преимущественно декларировалась. На практике Советским государством осуществлялось преодоление религии в строящимся новом обществе. С 20-х гг. XX в. под руководством партии большевиков, а впоследствии и коммунистической партии, была развернута антирелигиозная борьба, перешедшая в научно- атеистическое воспитание. Религиозные организации были лишены двух фундаментальных прав: права юридического лица и права иметь собственность. В России по сравнению с советским периодам произошли резкие изменения в государственно-церковных отношения. Одна из благоприятных тенденций в развитии религиозной ситуации – это защита прав верующих и продолжение улучшения законодательной базы. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов. Выдающийся русский философ И.А.Ильин так определил соотношение государства и церкви: “Церковь и государство взаимно инородны- по установлению, по духу, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча – ни для насаждения веры, ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны… в этом смысле церковь “аполитична”, задача политики не есть ее задача: средства политики не суть ее средства: ранг политики не есть ее ранг”. [7]
Анализ законодательства и практики позволяет выделить 2 основных вида статуса церкви в государстве:
1. Государственная церковь,
закрепление ее
2. Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.
Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различие привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей:
1. В сфере экономических
отношений - за церковью признается
право собственности на
2. Церковь наделяется рядом юридических полномочий – она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев – регулировать брачно-семейные отношения.
3. В области политических
отношений церковь имеет право
участвовать в политической
4. В области религиозных
отношений союза церкви и
государства состоит в том,
что глава государства даже
при республиканской форме
5. Церковь обладает широкими
полномочиями в области
Статус государственной религии, даже в смягченной современной форме, все же ставит Церковь в большую зависимость от государства. В тех государствах. Где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. В некоторых странах установлено формальное равенство всех религий, что является признаком демократичного общества, так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям.
Режим отделения церкви от государства существует во многих странах- в современной России, Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремление лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функции, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями. Церковь не вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные. Отделение не исключает и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах.
Режим отделения церкви от
государства не означает отсутствие
всякого контроля со стороны государства
за деятельностью религиозных
Режим отделения церкви от государства предлагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания. Что ж , было бы ошибкой думать, что отношения между государством и церковью всегда складывались без взаимных претензий. Недавно сложной проблемой было возвращение церкви незаконно отобранных у нее храмов, и других культовых учреждений и ценностей. Здесь чаще всего сталкиваются интересы религиозных организаций и музейных учреждений, отстаивающих права охранять и делать доступными для населения некоторые церковные ценности в качестве национальных памятников. В печати дебатировался, например, конфликт церкви и искусствоведов по поводу икон “ Троицы” и “ Владимирской богоматери”- величайших российских культурных ценностей: или между работниками Пушкинского заповедника и священнослужителями относительно передачи церкви Святогорского монастыря.
Другая не менее сложная проблема – появление в последние годы в нашей стране различного рода мистических сект, зарубежных миссионеров. Некоторые из них пагубно влияют не только на психику людей, но и на физическое состояние (например, “Белое братство”). Православная церковь апеллирует к государству, полагая, что должно установить правовые ограничения для такого рода религиозных объединений.
2. Положение церкви в политической системе общества
Динамика влияния религии на общественную жизнь описывается двумя основными понятиями: сакрализация и секуляризация.
Сакрализация (от лат. Sacer – священный) – это процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Сакрализация сопровождала весь процесс становления человеческого общества, формирования его культуры. Позднее к процессу сакрализации присоединился процесс клерикализации (от позднелат. Clericalis- церковный), которая означала не только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и разработку соответствующего идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация, догматизма и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы интеллектуальной деятельности в систему богословско-теологического мышления. Одним из ведущих факторов, определяющих облик религии на современном этапе, являются секурализация.
Противоположный сакрализации процесс называется секурализацией. Секурализация от позднелатинского Saecularis- мирской, светский) процесс освобождения и сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Проще говоря, этот процесс обмирщения. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приобретает светский характер. Идеи секурализации впоследствии проникли в науку и этику. Возникли понятия светского государства, светского образования. Религия стала рассматриваться как одна из форм духовной жизни общества наряду с другими, ее приоритетный статус был утрачен. Секурализация находит выражение в различных областях общественной жизни. Это можно проследить в приложении таблица 1.
Следствие секурализации:
размывание традиционных религиозных представлений;
рост религиозного индифферантизма;
ослабление религиозности;
падение авторитета церкви и ее институтов;
снижение показателей посещаемости церкви, участие в обрядах;
формальное отношение к религиозным обязанностям;
сокращение числа верующих.[11]
На уровне индивидуального
религиозного сознания можно выделить
такие обусловленные
Процессы секурализации в целом проходят достаточно болезненно для церковных структур, в особенности властных. Однако в этом явлении имеется и положительный аспект: утверждается независимость церкви от государства в сфере религиозной деятельности; по этой причине многие церкви (хотя и не все) скорее бояться утратить свободу из-за вмешательства государства, нежели стремятся к государственной поддержке.
Государство вполне способно обеспечить религиозную свободу, но при соблюдении определенных условий. Нейтралитет секулярного государства можно понимать по-разному. Существует узкое, так сказать “оборонительное” понимание, когда государство считает веру частным делом, не препятствует гражданам исповедовать религию, но никак не способствует реализации этого права. Религиозная жизнь, в основном, уподобляется отправлению культа, а церкви рекомендуется “не выходить из ризницы”. Но государственный суверенитет может быть и открытым, положительно активным. Тогда государство, не нарушая принципа гражданского равенства разных религий, помогает верующим реализовать