Светское государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Согласно Конституции РФ, “Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. Российская Федерация также является суверенным, социальным, светским государством, признающим права человека высшей ценностью. В связи с этим каждый человек может мыслить и поступать в соответствии со своими религиозными или атеистическими убеждениями, может соотносить свои поступки с каким-либо вероучением или действовать независимо от них. Основной гарантией этих прав является закрепленной в статье 14. Конституции светский характер государства, являющийся одной из основ Конституционного строя Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….. 3
1. История развития взаимоотношений церкви и государства…………………. 5
2. Положение церкви в политической системе общества………………………… 9
3. Положение государства в политической системе общества………………….. 12
4. Российская Федерация – светское государство………………………………… 14
Заключение………………………………………………………………………….. 23
Глоссарий……………………………………………………………………………. 24
Список использованных источников……………………………………………… 26
Список сокращений………………………………………………………………… 27
Приложение А……………………………………………………………………….. 28
Приложение Б……………………………………………………………………….. 29

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа ЛЕНА.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Содержание

 Введение…………………………………………………………………………….. 3

1. История развития  взаимоотношений церкви и государства…………………. 5

2. Положение церкви в политической системе общества………………………… 9

3. Положение  государства в политической  системе общества………………….. 12

4. Российская Федерация – светское государство………………………………… 14

Заключение………………………………………………………………………….. 23

Глоссарий……………………………………………………………………………. 24

Список использованных источников……………………………………………… 26

Список сокращений………………………………………………………………… 27

Приложение А……………………………………………………………………….. 28

Приложение Б……………………………………………………………………….. 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В каждом обществе имеется свой строй: экономический, политический, социальный, духовные отношения. Этот общественный строй и является основой для государства и права.

Согласно Конституции  РФ, “Российская Федерация –  Россия есть демократическое федеративное  правовое государство с республиканской  формой правления”. Российская Федерация  также является суверенным, социальным, светским государством, признающим  права человека высшей ценностью. В связи с этим каждый человек может мыслить и поступать в соответствии со своими религиозными или атеистическими убеждениями, может соотносить свои поступки с каким-либо вероучением или действовать независимо от них. Основной гарантией этих прав является закрепленной в статье 14. Конституции светский характер государства, являющийся одной из основ Конституционного строя  Российской Федерации. Наличие в некоторых демократических государствах  некой переходной модели государственно-конфессиональных отношений позволяет оправдывать исторически сложившиеся государственно-конфессиональные отношения с элементами государственных конфессиональных предпочтений, несмотря на конституционные принципы светскости государства и равенства религиозных объединений. Эти модели конфессиональных предпочтений позволяет в очень значительной мере использовать конфессии  в политических целях, что в значительной мере не прибавляет легитимности демократическим процедурам смены власти. Выделение “традиционных религиозных организаций “не только конституционную норму об отделение религиозных объединений от государства и их равенство перед законом (часть 2 статья 14 Конституции РФ), но и еще ряд взаимозависимых конституционных норм, которые гарантируют свободу совести (статья 28), равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношений к религии, убеждений. Цель курсовой работы доказать, формирование светского государства в  Российской Федерации, которое характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства  и никакая религия, согласно Конституции Российской Федерации, не может устанавливаться в качестве государственной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История развития  взаимоотношений церкви и государства

История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. С начала XVIII в. господствующая в Российской империи православная Церковь была частью государственного аппарата и фактически выступала в качестве официальной идеологии, а члены Синода и епископат назначались императором по представлению обер-прокурора Синода. Как следствие, дореволюционная система отношений Российского государства и религиозных организаций характеризуется правовым неравенством конфессий. Согласно Своду законов Российской империи все исповедания располагались  на четырех иерархических уровнях, каждому из которых соответствовал свой объем прав, привилегий и ограничений. Внеисповедное состояние государством не признавалось, а деятельность по распространению атеистических взглядов подвергалась уголовному преследованию. Таким образом, законодательство Российской империи не признавало свободы веры как таковой и смотрело на нее главным образом с точки зрения  задач национальной политики, что сыграло значительную роль в крайнем обострении политической ситуации в России, приведшей к социальным взрывам в 1917 г. Характерно, что Временное правительство не пошло на отделение Церкви от государства ввиду острого политического характера данного акта и неспособности серьезно реконструировать механизм власти в России. 23 января 1918 г. Был принят Декрет СНК РСФСР “Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви” ознаменовавший собой начало советского периода отношений государства и религиозных объединений. В последнее время в России сложилась ситуация вероисповедных свобод. Вехой в этом изменении следует считать начало перестройки. До этого в  советский период было сформировано законодательство о религиозных культах, в котором свобода совести преимущественно декларировалась. На практике Советским государством осуществлялось преодоление религии в строящимся новом обществе. С 20-х гг. XX в. под руководством партии большевиков, а впоследствии и коммунистической партии, была развернута антирелигиозная борьба, перешедшая в научно- атеистическое воспитание. Религиозные организации были лишены двух фундаментальных прав: права юридического лица и права иметь собственность. В России по сравнению с советским периодам произошли резкие изменения в государственно-церковных отношения. Одна из благоприятных тенденций в развитии религиозной ситуации – это защита прав верующих и продолжение улучшения законодательной базы. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов. Выдающийся русский философ И.А.Ильин  так определил соотношение государства и церкви: “Церковь и государство взаимно инородны- по установлению, по духу, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча – ни для насаждения веры, ни для насаждения веры, ни для  казни еретика или злодея, ни для войны… в этом смысле церковь  “аполитична”, задача политики не есть ее задача: средства политики не суть ее средства: ранг политики не есть ее ранг”. [7]

Анализ законодательства и практики позволяет выделить 2 основных вида статуса церкви в государстве:

1. Государственная церковь,  закрепление ее привилегированного  положения по сравнению с другими  вероисповеданиями.

2. Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной  церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое  охватывает различные сферы общественных отношений, а также различие привилегии для религиозных организаций, принадлежащих  к государственной церкви. Для статуса государственной церкви  характерен ряд особенностей:

1. В сфере экономических  отношений -  за церковью признается  право собственности на широкий  круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа.

2. Церковь наделяется рядом юридических полномочий – она вправе регистрировать брак, рождение, смерть,  в ряде случаев – регулировать брачно-семейные отношения.

3. В области политических  отношений церковь имеет право  участвовать в политической жизни  страны, в том числе и через представительство церкви в государственных органах.

4. В области религиозных  отношений  союза церкви и  государства состоит в том,  что глава государства даже  при республиканской форме правления  дает религиозную клятву или  присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.

5. Церковь обладает широкими  полномочиями в области воспитания  и образования подрастающего  поколения, ведет религиозную  цензуру печатной продукции, кино, телевиденья.

Статус государственной  религии, даже в смягченной современной форме, все же ставит Церковь в большую зависимость от государства. В тех государствах. Где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. В некоторых странах установлено формальное равенство всех религий, что является признаком демократичного общества, так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям.

Режим отделения церкви от государства существует во многих странах- в современной России, Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремление лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функции, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями. Церковь не вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные. Отделение не исключает и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах.

Режим отделения церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства  за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового  регулирования их статуса и деятельности.

Режим отделения церкви от государства предлагает правовое  регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов.  При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания. Что ж , было бы ошибкой думать, что отношения между государством и церковью всегда складывались  без взаимных претензий. Недавно сложной проблемой было возвращение церкви незаконно отобранных у нее храмов, и других культовых  учреждений и ценностей. Здесь чаще всего сталкиваются интересы религиозных организаций и музейных учреждений, отстаивающих права охранять и делать доступными для населения некоторые церковные ценности в качестве национальных памятников. В печати дебатировался, например, конфликт церкви и искусствоведов  по поводу икон “ Троицы”  и “ Владимирской богоматери”- величайших российских культурных ценностей: или между работниками Пушкинского заповедника и священнослужителями относительно передачи церкви Святогорского монастыря.

Другая не менее сложная  проблема – появление  в последние  годы в нашей стране различного рода мистических сект, зарубежных миссионеров. Некоторые из них пагубно влияют не только на психику людей, но и на физическое состояние (например, “Белое братство”). Православная церковь апеллирует к государству, полагая, что должно установить правовые ограничения для такого рода религиозных объединений.  

 

 

 

2. Положение церкви в политической системе общества

Динамика влияния религии  на общественную жизнь описывается  двумя основными понятиями: сакрализация и секуляризация.

Сакрализация (от лат. Sacer – священный) – это процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Сакрализация сопровождала весь процесс становления человеческого общества, формирования его культуры. Позднее к процессу сакрализации присоединился процесс клерикализации  (от позднелат. Clericalis- церковный), которая означала не только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и разработку соответствующего идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация, догматизма и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы интеллектуальной  деятельности в систему  богословско-теологического мышления. Одним из ведущих факторов, определяющих облик религии на современном этапе, являются секурализация.

Противоположный сакрализации процесс называется секурализацией. Секурализация от позднелатинского Saecularis- мирской, светский) процесс освобождения и сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Проще говоря, этот процесс обмирщения. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приобретает светский характер. Идеи секурализации впоследствии проникли в науку и этику. Возникли понятия светского государства, светского образования. Религия стала рассматриваться как одна из форм духовной жизни общества наряду с другими, ее приоритетный статус был утрачен. Секурализация находит выражение в различных областях общественной жизни. Это можно проследить в приложении таблица 1.

Следствие секурализации:

размывание традиционных религиозных представлений;

рост религиозного индифферантизма;

ослабление религиозности;

падение авторитета церкви и ее институтов;

снижение показателей  посещаемости церкви, участие в обрядах;

формальное отношение  к религиозным обязанностям;

сокращение числа верующих.[11]

На уровне индивидуального  религиозного сознания можно выделить такие обусловленные секурализацией проблема, как реализация веры в  светском  государстве, ориентированном  на общественную деятельность и массовое потребление и производство; переоценка консервативных традиций.

Процессы секурализации  в целом проходят достаточно болезненно для церковных структур, в особенности  властных. Однако  в этом явлении  имеется и положительный аспект: утверждается независимость церкви от государства в сфере религиозной деятельности; по этой причине многие церкви (хотя и не все) скорее бояться утратить свободу из-за вмешательства государства, нежели стремятся к государственной поддержке.

Государство вполне способно обеспечить религиозную свободу, но при соблюдении определенных условий. Нейтралитет секулярного государства можно понимать по-разному. Существует узкое, так сказать “оборонительное” понимание, когда государство считает веру частным делом, не препятствует гражданам исповедовать религию, но никак не способствует реализации этого права. Религиозная жизнь, в основном, уподобляется отправлению культа, а церкви  рекомендуется “не выходить из ризницы”. Но государственный суверенитет может быть и открытым, положительно активным. Тогда государство, не нарушая принципа гражданского равенства разных религий, помогает верующим реализовать   

Информация о работе Светское государство