Сущность государства как правового института

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 22:08, контрольная работа

Краткое описание

Современное государство выступает гарантом и защитником конституции и прав человека. Практически во всех современных государствах (независимо от формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. Но наличие в государстве конституции еще не позволяет отождествлять его с «конституционным государством» в современном смысле.

Оглавление

Введение 2

1.Сущность государства, как правового института 3
2.Современная конституция Республики Беларусь, ее дополнения и изменения 6
3.Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

      Содержание 

   Введение                                                                                                                           2

  1. Сущность государства, как правового института                                                   3
  2. Современная конституция Республики Беларусь, ее дополнения и изменения  6
  3. Заключение                                                                                                                

    Список  использованных источников                                                                            

 

     Введение 

      Республика  Беларусь переживает переходный период от тоталитарной к демократической  общественно-политической системе, формируются  гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является определение сущности государства, как правового института и развитие конституционного права, как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.

      Современное государство выступает гарантом и защитником конституции и прав человека. Практически во всех современных государствах (независимо от формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. Но наличие в государстве конституции еще не позволяет отождествлять его с «конституционным государством» в современном смысле. Конституционность государства отнюдь не исчерпывается тем, что в нем существует некий основной закон, возможно, закрепляющий определенный компромисс социально-политических сил, устанавливающий то или иное государственное устройство и компетенцию органов власти. Конституционность не исчерпывается и тем, что этот основной закон обладает реальным практическим действием, верховенством по отношению к основным законам и может быть изменен лишь путем особой законотворческой процедуры. Это необходимые, но не достаточные признаки конституционной государственности. В современном смысле конституционность государства – это, прежде всего его связанность правом, а конституция - в первую очередь декларация прав человека и гражданина, гарантированных властью и ограничивающих ее осуществление. Иначе говоря, конституция - надлежащая форма основополагающего узаконения правового характера организации и функционирования власти в ее отношениях с субъектами гражданского общества. 

 

  1. Сущность  государства, как  правового института
 

    Государство по своей сущности есть организация  политической власти общества.

    Любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач (так считал К. Маркс), выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел относится, прежде всего, осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т. п.

    Общечеловеческое  предназначение государства в более  широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального  компромисса, смягчения и преодоления  противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и  общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.

    Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство  выступает одновременно и как  организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач.

    Только  учитывая общечеловеческое и классовое  в государстве, можно достигнуть научной объективности в его изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в правовой действительности.

    Государство, представляющее собой преимущественно  орудие социального компромисса, соответствует  уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т. д. При этом демократия, обеспечение социального компромисса необходимым образом предполагают обязательные для всего общества законность и правопорядок.

    Демократическое, цивилизованное государство, в котором  процесс формирования и деятельности всех государственных органов строго основывается на праве, существует разделение властей, обеспечивается верховенство закона и отношение к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности, является правовым. На сегодня это наиболее высокая ступень организации политической власти общества за всю многовековую историю развития государства.

    Учитывая, что государство весьма сложное явление, в ряду факторов (начал), оказывающих непосредственное влияние на его сущность и социальное назначение, кроме рассмотренных выше, в конкретных исторических условиях развития отдельных стран следует также иметь в виду религиозный фактор (Иран, Пакистан, Афганистан), национальный фактор (государства Балтии) и некоторые другие. Сказанное, однако, не означает, что все эти факторы должны быть отражены в определении государства вообще. При этом достаточно исходить из его наиболее общих начал общечеловеческого и классового.

    Современные правоведы определяют правовое государство  как демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную), а также признаются и гарантируются права и свободы человека и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод, демократизм.

    Верховенство  закона в правовом государстве означает, что:

    • Законы, как акты высшей юридической  силы содержат исходные. Первичные нормы, имеющие обязательное значение для всех органов государства, должностных лиц, организаций, предприятий и граждан;

    • Действуя на основе и в рамках, установленных  законом, органы государства призваны обеспечить неукоснительное действие закона в реальной жизни, принимать все необходимые меры к устранению всех и всяческих препятствий на пути их реализации;

    • Все нормативно-правые акты, принимаемые  в развитие и на основе законов, не могут им противоречить.

    Будучи  демократическим по своей сути, правовые государства предоставляют самые широкие права всем гражданам. Все гражданские права делятся на основные и процедурные. Основные права:

    • Право на жизнь.

    • Право на достоинство личности, свободу  от пыток, насилия.

    • Право наследования.

    • Право на личную неприкосновенность.

    • Право на неприкосновенность частной  жизни.

    • Право на неприкосновенность жилища.

    • Право на свободное передвижение по стране и «въезд-выезд».

    • Право частной собственности  охраняется законом.

    Процедурные гражданские права:

    • Гарантируют каждому судебную защиту его прав и свобод.

    • Предусматривают суд присяжных (наиболее объективную форму рассмотрения судебных дел).

    • Гарантируют право на получение квалифицированной юридической помощи.

    • Принцип презумпции невиновности.

    • Ошибки следствия. На этот случай предусмотрено  возмещение государством причиненного ему вреда.

    Характерная черта правового государства - последовательное проведение принципа равноправия граждан  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и других обстоятельств.

 

  1. Современная конституция Республики Беларусь, ее дополнения и изменения

      Принятие  конституции само по себе означает установление обязанности государства  следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. В современной науке государственного ( конституционного) права все чаще используется понятие «конституционный строй». Оно фиксирует строго определенную, основополагающую часть социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное единство общества и предопределяет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституционным. В понятие «конституционный строй» включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное: государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.

      Порядок, при котором соблюдаются права  и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

      Конституционный строй реализует стремление к  социальному порядку на основе сочетания  индивидуального и группового интереса с общим, приоритет права личности неизбежно требует гарантий самой большой и могущественной общины- государства.

      Современную Конституцию Республики Беларусь можно охарактеризовать следующим образом. Это наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования качественных общественных связей и отношений государственной власти. Она - первое необходимое условие и центральный институт конституционного государства, сводящий в целостную систему его иные свойства.

      Современная конституция Республики Беларусь начинается с приамбулы, в которой говорится  кто мы такие и зачем мы принимаем  эту Конституцию. Конституция состоит  из 9-ти разделов и 146-ти статей.

      Очень важной является 1-я глава Основного  государственного документа « Основы конституционного строя».

      Установление  конституционного строя начинается с определения принципов организации  государства в соотношении с  личностью и гражданским обществом.[3; ст. 1-20]. Эти принципы как раз и составляют содержание главы 1 Конституции Беларуси. Общество свободных людей ( гражданское общество ) как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти.

      Значение  главы 1 Конституции исключительно  велико. По существу, именно здесь формируется  гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся гарантии от этатизма, то есть установления тотального государственного контроля за общественной жизнью. Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др. ).

      Очень важное указание содержится в части 2 статьи 16 [3], где говорится, что никакие другие положения настоящей конституции не могут противоречить основам конституционного строя Республики Беларусь. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

      Из  содержания норм, входящих в главу  «Основы конституционного строя», прежде всего следует обязанность государства  охранять общественные  устои, вытекающие из свободы людей. Таким образом, не государство регламентирует общественную жизнь, становясь над ней, а общество предъявляет требования к государству. В этой главе также закрепляется форма правления и общие гарантии против узурпации власти. Из суммы подобного рода норм - принципов обычно складывается ответ на вопрос, является то или иное государство конституционным или нет.

Информация о работе Сущность государства как правового института