Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 22:08, контрольная работа
Современное государство выступает гарантом и защитником конституции и прав человека. Практически во всех современных государствах (независимо от формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. Но наличие в государстве конституции еще не позволяет отождествлять его с «конституционным государством» в современном смысле.
Введение 2
1.Сущность государства, как правового института 3
2.Современная конституция Республики Беларусь, ее дополнения и изменения 6
3.Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
Список
использованных источников
Введение
Республика Беларусь переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе, формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является определение сущности государства, как правового института и развитие конституционного права, как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.
Современное
государство выступает гарантом и защитником
конституции и прав человека. Практически
во всех современных государствах (независимо
от формы государственного устройства
и господствующей политической идеологии)
существуют конституции. Но наличие в
государстве конституции еще не позволяет
отождествлять его с «конституционным
государством» в современном смысле. Конституционность
государства отнюдь не исчерпывается
тем, что в нем существует некий основной
закон, возможно, закрепляющий определенный
компромисс социально-политических сил,
устанавливающий то или иное государственное
устройство и компетенцию органов власти.
Конституционность не исчерпывается и
тем, что этот основной закон обладает
реальным практическим действием, верховенством
по отношению к основным законам и может
быть изменен лишь путем особой законотворческой
процедуры. Это необходимые, но не достаточные
признаки конституционной государственности.
В современном смысле конституционность
государства – это, прежде всего его связанность
правом, а конституция - в первую очередь
декларация прав человека и гражданина,
гарантированных властью и ограничивающих
ее осуществление. Иначе говоря, конституция
- надлежащая форма основополагающего
узаконения правового характера организации
и функционирования власти в ее отношениях
с субъектами гражданского общества.
Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.
Любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач (так считал К. Маркс), выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел относится, прежде всего, осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т. п.
Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.
Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач.
Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно достигнуть научной объективности в его изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в правовой действительности.
Государство, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т. д. При этом демократия, обеспечение социального компромисса необходимым образом предполагают обязательные для всего общества законность и правопорядок.
Демократическое, цивилизованное государство, в котором процесс формирования и деятельности всех государственных органов строго основывается на праве, существует разделение властей, обеспечивается верховенство закона и отношение к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности, является правовым. На сегодня это наиболее высокая ступень организации политической власти общества за всю многовековую историю развития государства.
Учитывая, что государство весьма сложное явление, в ряду факторов (начал), оказывающих непосредственное влияние на его сущность и социальное назначение, кроме рассмотренных выше, в конкретных исторических условиях развития отдельных стран следует также иметь в виду религиозный фактор (Иран, Пакистан, Афганистан), национальный фактор (государства Балтии) и некоторые другие. Сказанное, однако, не означает, что все эти факторы должны быть отражены в определении государства вообще. При этом достаточно исходить из его наиболее общих начал общечеловеческого и классового.
Современные
правоведы определяют правовое государство
как демократическое
Верховенство закона в правовом государстве означает, что:
• Законы, как акты высшей юридической силы содержат исходные. Первичные нормы, имеющие обязательное значение для всех органов государства, должностных лиц, организаций, предприятий и граждан;
• Действуя на основе и в рамках, установленных законом, органы государства призваны обеспечить неукоснительное действие закона в реальной жизни, принимать все необходимые меры к устранению всех и всяческих препятствий на пути их реализации;
• Все нормативно-правые акты, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить.
Будучи демократическим по своей сути, правовые государства предоставляют самые широкие права всем гражданам. Все гражданские права делятся на основные и процедурные. Основные права:
• Право на жизнь.
• Право на достоинство личности, свободу от пыток, насилия.
• Право наследования.
• Право на личную неприкосновенность.
• Право на неприкосновенность частной жизни.
• Право на неприкосновенность жилища.
• Право на свободное передвижение по стране и «въезд-выезд».
• Право частной собственности охраняется законом.
Процедурные гражданские права:
• Гарантируют каждому судебную защиту его прав и свобод.
• Предусматривают суд присяжных (наиболее объективную форму рассмотрения судебных дел).
• Гарантируют право на получение квалифицированной юридической помощи.
• Принцип презумпции невиновности.
• Ошибки следствия. На этот случай предусмотрено возмещение государством причиненного ему вреда.
Характерная черта правового государства - последовательное проведение принципа равноправия граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и других обстоятельств.
Принятие
конституции само по себе означает
установление обязанности государства
следовать конституционным
Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.
Конституционный строй реализует стремление к социальному порядку на основе сочетания индивидуального и группового интереса с общим, приоритет права личности неизбежно требует гарантий самой большой и могущественной общины- государства.
Современную Конституцию Республики Беларусь можно охарактеризовать следующим образом. Это наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования качественных общественных связей и отношений государственной власти. Она - первое необходимое условие и центральный институт конституционного государства, сводящий в целостную систему его иные свойства.
Современная конституция Республики Беларусь начинается с приамбулы, в которой говорится кто мы такие и зачем мы принимаем эту Конституцию. Конституция состоит из 9-ти разделов и 146-ти статей.
Очень важной является 1-я глава Основного государственного документа « Основы конституционного строя».
Установление
конституционного строя начинается
с определения принципов
Значение главы 1 Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формируется гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся гарантии от этатизма, то есть установления тотального государственного контроля за общественной жизнью. Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др. ).
Очень важное указание содержится в части 2 статьи 16 [3], где говорится, что никакие другие положения настоящей конституции не могут противоречить основам конституционного строя Республики Беларусь. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.
Из
содержания норм, входящих в главу
«Основы конституционного строя», прежде
всего следует обязанность
Информация о работе Сущность государства как правового института