Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 01:26, курсовая работа
За последние восемь лет законодательство Российской Федерации существенно обновилось. Некоторые его отрасли создаются заново. Закон постепенно занимает ведущее положение в правовом регулировании. Принятие в декабре 1993 г. Конституции России повлекло за собой качественное изменение системы российского законодательства. Оно проявилось, главным образом, в формировании новых видов источников законодательства, принципиальном обновлении содержания его норм, становлении и развитии законодательства субъектов РФ, появлении новых и преобразование существующих отраслей законодательства. Действующее законодательство России не является системным, оно хаотично.
Новеллой в соотношении
Основы законодательства
Подобной комплексности правового регулирования общественных отношений за счет Основ законодательства на сегодня нет. Их формирование и принятие в отдельных отраслях протекает вяло и непланомерно.
Остается трудноразрешимой и проблема унификации нормативно – правового материала различных министерств и ведомств как «одной из самых многочисленных и наименее организованных частей иерархической структуры законодательства»8. В отдельных отраслях его объем настолько велик, что практическая ориентация в нем весьма затруднительна, а единое понимание сведено на нет. Возникает настоятельная потребность не столько в техническом упорядочении данного материала, сколько в его переработке по существу и принятии общих, универсальных положений либо российского, либо республиканского значения.
Ведомственная унификация
Процессы и специализации, и унификации охватывают все структурные звенья системы законодательства, имеют непрерывный характер. Их «приливы» и «отливы» в различных частях законодательного массива во многом предопределены наличием предварительных условий унификации и техникой ее осуществления. К таким условиям, на наш взгляд, следует отнести: высокий уровень специализации законодательства; их противоречивость; способность к унификации законодательного материала той или иной отрасли.
С учетом функционального
Следовательно, унификация российского законодательства представляет собой детерминированный практикой общественного развития двуединый процесс в регулировании сходных либо родственных явлений и создание разноуровневых нормативных актов или предписаний, оказывающих существенное влияние на состояние и совершенствование всей системы законодательства. Процессы унификации и специализации законодательства позволяют удерживать разумный баланс в отношениях между федеральным и региональным правотворчеством и одновременно наиболее полно и реально отражать весь ход современных преобразований.
Заключение
Таким образом, рассмотрев
В ближайшее время должна произойти переоценка
характера влияния ряда факторов на развитие
законодательства. В политической сфере
стабилизация власти должна уменьшить
воздействие отрицательных последствий
нарушений принципов единства государственной
власти, разделения властей, сепаратизма
и способствовать взаимодействию всех
ветвей власти, углублению федеральных
начал Российского государства и его целостности. Нельзя при этом исходить из
"прямолинейности" процессов, отражаемых
будущими законами. Нужно строго учитывать
процессы, явления, обстоятельства – «форс-мажорные»,
нормальные, временные, «отклоняющиеся».
Необходимо последовательно принимать
законы для поэтапного решения экономических
задач. В социальной сфере следует формировать
стабильные законодательные основы отдельных
отраслей (науки, образования и др.), создавать
надежное социальное обслуживание граждан.
В перспективе развитие российского
законодательства должно еще строже подчиняться
таким факторам как:
- удовлетворение основных
- законодательное
обеспечение государственных реформ и
программ по важнейшим направлениям экономического
и социально - культурного развития России;
- совершенствование
структуры законодательства с учетом
обеспечения развития системы и отраслей
права и основных правовых институтов;
- децентрализация
правового регулирования на основе федеративных
начал и самоуправления;
- укрепление системных
связей между законами и подзаконными
актами, между законами и договорами (соглашениями);
- обеспечение
устойчивой правопреемственности в стране,
когда действие основных правовых актов
и норм не прерывается из-за политических
и иных изменений, а служит фундаментом
устойчивого государственного и социально
– экономического развития.
Большое значение имеет
Учитывая возрастающее влияние
норм международного права на развитие
российского законодательства, целесообразно
перейти к более планомерной их трансформации.
Возможно, будет полезным:
а) в программах подготовки законопроектов выделить раздел о приведении законодательства в соответствие с международными актами (речь идет об актах СНГ, Совета Европы, о корректировке актов в связи с предстоящим вступлением России в ВТО и т.п.);
б) при подготовке проектов законов ввести такой критерий, как оценка их соответствия международным нормам;
в) упорядочить процедуры
Итак, сделав выше все выводы
о тенденциях российского законодательства,
само законодательство можно охарактеризовать
следующим образом:
1) оно
представляет собой целостную законодательную
систему со своими задачами, принципами,
взаимосвязанными составными элементами
и является основной частью правовой системы
Российской Федерации (это понятие содержится
в п. 4 ст. 15 Конституции РФ);
2) установлены
официальная классификация законов и
их соотношение между собой, процедуры
предотвращения и преодоления юридических
коллизий;
3) определены
субъекты законодательной компетенции
на уровне Федерации и ее субъектов;
4) регламентирован
5) проводится структуризация
6) российское законодательство
И самое главное правило в
системе российского
Глоссарий
№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1
|
Закон |
нормативный правовой
акт, принимаемый органом |
2 |
Федеральные законы |
акты текущего законодательства, которые регулируют отношения в различных сферах жизни общества |
3 |
Кодекс |
единый, логически
и юридически целый закон, кодификационного
характера, который обеспечивает обобщенное
и системное регулирование |
4 |
Международный договор |
соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией и регулируемое международным правом |
5 |
Внутригосударственный договор |
соглашение, которое регулирует отношения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес |
6 |
Подзаконные нормативные акты |
нормативные правовые
акты, издаваемые на основе и во исполнение
законов органом государственно |
7 |
Правоприменительные акты |
правовые акты,
принимаемые полномочными органами
государственной власти или должностными
лицами, содержащие обязательные для
определенного круга лиц |
1 |
2 |
3 |
8 |
Акты официального толкования |
официальные юридические акты, разъясняющие действительный смысл и значение нормы права и действующие в единстве с самой этой нормой |
9 |
Специализация законодательства |
объективная тенденция развития законодательства, отражающая идентичный прогрессивный процесс в различных социальных сферах общества, направленный на учет особенностей, специфики и многогранности внутрифедеративных общественных отношений, урегулирование которых осуществляется определенным комплексом юридических предписаний и нормативных актов |
10 |
Дифференциация |
первоначальная стадия процесса специализации |
11 |
Конкретизация |
основная стадия процесса специализации |
12 |
Детализация |
конечная стадия процесса специализации |
13 |
Унификация законодательства |
тенденция законодательства,
значение которой состоит в |
Список сокращений:
РФ – Российская Федерация
СССР – Союз Советских Социалистических Республик
см. – смотрите
ФЗ – Федеральный закон
ст. – статья (-и-)
т.е. – то есть
т.д.- так далее
др. – другое (-ие-)
п. – пункт
стр. – страница
рис. – рисунок
Список использованных источников:
1. Алексеев, С.С. Структура российского права, [текст] : научная литература. М.,2006.;
2. Матузов, Н.И. Правовая
3. Садиков, О.Н. Дифференциация и унификация законодательства. Сов. Государство и право, [текст]: монография. М., 2006;
4. Ильинский, И.П., Крылов Б.С., Михалева
Н.А. Новое федеративное