Становление системы законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 01:26, курсовая работа

Краткое описание

За последние восемь лет законодательство Российской Федерации существенно обновилось. Некоторые его отрасли создаются заново. Закон постепенно занимает ведущее положение в правовом регулировании. Принятие в декабре 1993 г. Конституции России повлекло за собой качественное изменение системы российского законодательства. Оно проявилось, главным образом, в формировании новых видов источников законодательства, принципиальном обновлении содержания его норм, становлении и развитии законодательства субъектов РФ, появлении новых и преобразование существующих отраслей законодательства. Действующее законодательство России не является системным, оно хаотично.

Файлы: 1 файл

Становление системы российского_законодательства.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

         Новеллой в соотношении общефедерального  и республиканского законодательства является институт совместного ведения между органами власти Российской Федерации и органами власти субъектов РФ. В области юриспруденции к их совместному ведению относится административное, административно – процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство и т.д. По этим вопросам федеральные органы издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик осуществляют собственное правовое регулирование, включая конкретизирующие кодексы, положения, уставы и иные правовые акты.

         Основы законодательства призваны  выполнять двуединую роль: быть  базой республиканского правотворчества  и одновременно актами прямого  действия, а также затрагивать  общие вопросы, принципы правового  регулирования и координации правотворческой деятельности всех субъектов Федерации. Основы должны содержать конкретные решения, которые республики смогут корректировать в рамках Федеративного договора и Конституции РФ. Любая республика в составе России, равно как и другие субъекты Федерации, должна признать для себя Основы законодательства актами прямого действия. Это исключит разнобой в правотворчестве, который может возникнуть в случае издания местными органами актов, выходящих за рамки их полномочий 7.

          Подобной комплексности правового регулирования общественных отношений за счет Основ законодательства на сегодня нет. Их формирование и принятие в отдельных отраслях протекает вяло и непланомерно.

          Остается трудноразрешимой и  проблема унификации нормативно – правового материала различных министерств и ведомств как «одной из самых многочисленных и наименее организованных  частей иерархической структуры законодательства»8. В отдельных отраслях его объем настолько велик, что практическая ориентация в нем весьма затруднительна, а единое понимание сведено на нет. Возникает настоятельная потребность не столько в техническом упорядочении данного материала, сколько в его переработке по существу и принятии общих, универсальных положений либо российского, либо республиканского значения.

          Ведомственная унификация должна  носить комплексный характер  и учитывать всю систему как  отраслевых, так и межотраслевых  актов, отражать их органическое  единство в общем механизме  управления. При этом необходимо  соблюдать все требования, предъявляемые к нормативным актам при их подготовке, применении и исполнении. Подобного законодательного оформления, например, ждут гражданско – правовые отношения в сфере капитального строительства. Пестрота их ведомственной регламентации создает определенные трудности как организационного, так и правового характера. Назрела необходимость унифицировать действующий правовой материал и на его основе издать закон РФ о капитальном строительстве.

         Процессы и специализации, и  унификации охватывают все структурные звенья системы законодательства, имеют непрерывный характер. Их «приливы» и «отливы» в различных частях законодательного массива во многом предопределены наличием предварительных условий унификации и техникой ее осуществления. К таким условиям, на наш взгляд, следует отнести: высокий уровень специализации законодательства; их противоречивость; способность к унификации законодательного материала той или иной отрасли.

         С учетом функционального разнообразия  законодательства унификация может быть всеобщей, республиканской, локальной, ведомственной и проявляться в таких ее формах, как универсализация, интеграция, систематизация. Вместе с тем процесс унификации небеспределен и должен иметь свои границы, ибо при определенных обстоятельствах может возникнуть объективная потребность в дифференцированном урегулировании общественных отношений, и тогда унификация станет не только не эффективной, но даже нежелательной. А это, в свою очередь, вызовет обратную тенденцию – специализацию законодательства. Поэтому при разработке унифицированных нормативных актов нельзя ставить чрезмерно общие задачи, непомерно расширять сферу их действия и тем самым превращать в сложный документ, малопригодный для практического применения 9.

         Следовательно, унификация российского законодательства представляет собой детерминированный практикой общественного развития двуединый процесс в регулировании сходных либо родственных явлений и создание разноуровневых нормативных актов или предписаний, оказывающих существенное влияние на состояние и совершенствование всей системы законодательства. Процессы унификации и специализации законодательства позволяют удерживать разумный баланс в отношениях между федеральным и региональным правотворчеством и одновременно наиболее полно и реально отражать весь ход современных преобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Заключение

 

       Таким образом, рассмотрев основные  тенденции системы российского  законодательства, можно обдумать  следующие выводы об этом.

        В ближайшее время должна произойти переоценка характера влияния ряда факторов на развитие законодательства. В политической сфере стабилизация власти должна уменьшить воздействие отрицательных последствий нарушений принципов единства государственной власти, разделения властей, сепаратизма и способствовать взаимодействию всех ветвей власти, углублению федеральных начал Российского государства и его целостности. Нельзя при этом исходить из "прямолинейности" процессов, отражаемых будущими законами. Нужно строго учитывать процессы, явления, обстоятельства – «форс-мажорные», нормальные, временные, «отклоняющиеся». Необходимо последовательно принимать законы для поэтапного решения экономических задач. В социальной сфере следует формировать стабильные законодательные основы отдельных отраслей (науки, образования и др.), создавать надежное социальное обслуживание граждан. 
          В перспективе развитие российского законодательства должно еще строже подчиняться таким факторам как:

        - удовлетворение основных общественных  потребностей с помощью законов, подготовленных на основе научного анализа и прогнозов; 
        - законодательное обеспечение государственных реформ и программ по важнейшим направлениям экономического и социально - культурного развития России; 
        - совершенствование структуры законодательства с учетом обеспечения развития системы и отраслей права и основных правовых институтов; 
        - децентрализация правового регулирования на основе федеративных начал и самоуправления; 
        - укрепление системных связей между законами и подзаконными актами, между законами и договорами (соглашениями); 
        - обеспечение устойчивой правопреемственности в стране, когда действие основных правовых актов и норм не прерывается из-за политических и иных изменений, а служит фундаментом устойчивого государственного и социально – экономического развития.

         Большое значение имеет овладение  навыками подготовки законопроектов: соблюдение требований законодательной  техники, регламентов, сбор информации, составление законодательных программ. Умение использовать средства законодательной техники означает способность правильно определить предмет законодательного регулирования, построить концепцию будущего закона, выбрать форму законодательного акта, определить "набор норм" и их структуру. 
          Учитывая возрастающее влияние норм международного права на развитие российского законодательства, целесообразно перейти к более планомерной их трансформации. Возможно, будет полезным:

            а) в программах подготовки  законопроектов выделить раздел о приведении законодательства в соответствие с международными актами (речь идет об актах СНГ, Совета Европы, о корректировке актов в связи с предстоящим вступлением России в ВТО и т.п.);

           б) при подготовке проектов  законов ввести такой критерий, как оценка их соответствия международным нормам;

           в) упорядочить процедуры реализации  международно - правовых актов, начиная  с публикации и кончая контролем  за их действием.

           Итак, сделав выше все выводы  о тенденциях российского законодательства, само законодательство можно охарактеризовать следующим образом: 
           1) оно представляет собой целостную законодательную систему со своими задачами, принципами, взаимосвязанными составными элементами и является основной частью правовой системы Российской Федерации (это понятие содержится в п. 4 ст. 15 Конституции РФ); 
         2) установлены официальная классификация законов и их соотношение между собой, процедуры предотвращения и преодоления юридических коллизий; 
         3) определены субъекты законодательной компетенции на уровне Федерации и ее субъектов; 

         4) регламентирован законодательный  процесс;        

         5) проводится структуризация законодательного  массива и его членение на  отрасли, подотрасли, институты, нормативные массивы;

         6) российское законодательство является  действующим.

         И самое главное правило в  системе российского законодательства -  законодательство должно быть  доступным, действующим и развивающимся,  открытым для понимания и использования всеми гражданами и юридическими лицами, что требует научного обеспечения и планомерности развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

п/п

 

Новое понятие

 

Содержание

1

2

3

 

1

 

 

Закон

нормативный правовой акт, принимаемый органом законодательной власти или непосредственно народом путем референдума, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы по вопросам регулирования наиболее значимых общественных отношений

 

2

Федеральные законы

акты текущего законодательства, которые регулируют отношения в различных сферах жизни общества

 

3

 

Кодекс

единый, логически  и юридически целый закон, кодификационного характера, который обеспечивает обобщенное и системное регулирование определенной группы общественных отношений

 

4

 

Международный договор

соглашение, заключенное  Российской Федерацией с иностранным  государством (или государствами) либо с международной организацией и  регулируемое международным правом

 

5

 

Внутригосударственный договор

соглашение, которое  регулирует отношения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес

 

6

Подзаконные нормативные акты

нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов органом государственной власти в пределах своей компетенции

 

7

Правоприменительные акты

правовые акты, принимаемые полномочными органами государственной власти или должностными лицами, содержащие обязательные для  определенного круга лиц предписания  по конкретным вопросам


1

2

3

 

8

 

Акты  официального толкования

официальные юридические  акты, разъясняющие действительный смысл  и значение нормы права и действующие  в единстве с самой этой нормой

 

 

 

9

 

 

 

Специализация законодательства

объективная тенденция  развития законодательства, отражающая идентичный прогрессивный процесс в различных социальных сферах общества, направленный на учет особенностей, специфики и многогранности внутрифедеративных общественных отношений, урегулирование которых осуществляется определенным комплексом юридических предписаний и нормативных актов

10

Дифференциация

первоначальная  стадия процесса специализации

11

Конкретизация

основная стадия процесса специализации

12

Детализация

конечная стадия процесса специализации

 

 

13

 

Унификация  законодательства

тенденция законодательства, значение которой состоит в аккумулировании  однотипных предписаний и создании юридических актов, которые упрощали бы законодательство, делая его доступным  и единообразным




 

 

 

 

 

 

        Список сокращений:

          РФ – Российская Федерация

          СССР – Союз Советских Социалистических Республик

          см. – смотрите

          ФЗ – Федеральный закон

          ст. – статья (-и-)

          т.е. – то есть

          т.д.- так далее

          др. – другое (-ие-)

          п. – пункт

         стр. – страница

          рис. – рисунок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников:

        1. Алексеев, С.С. Структура российского  права, [текст] : научная литература. М.,2006.;

        2. Матузов, Н.И. Правовая система  и личность, [текст] : научная литература. Саратов, 2006;

        3. Садиков, О.Н. Дифференциация  и унификация законодательства. Сов. Государство и право, [текст]: монография. М., 2006;

        4. Ильинский, И.П., Крылов Б.С., Михалева  Н.А. Новое федеративное устройство России; Государство и право, [текст]: материалы юридической практики. М., 2007.

Информация о работе Становление системы законодательства