Становление системы законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 01:26, курсовая работа

Краткое описание

За последние восемь лет законодательство Российской Федерации существенно обновилось. Некоторые его отрасли создаются заново. Закон постепенно занимает ведущее положение в правовом регулировании. Принятие в декабре 1993 г. Конституции России повлекло за собой качественное изменение системы российского законодательства. Оно проявилось, главным образом, в формировании новых видов источников законодательства, принципиальном обновлении содержания его норм, становлении и развитии законодательства субъектов РФ, появлении новых и преобразование существующих отраслей законодательства. Действующее законодательство России не является системным, оно хаотично.

Файлы: 1 файл

Становление системы российского_законодательства.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Введение

 

         За последние восемь лет законодательство  Российской Федерации существенно  обновилось. Некоторые его отрасли  создаются заново. Закон постепенно  занимает ведущее положение в  правовом регулировании. Принятие в декабре 1993 г. Конституции России повлекло за собой качественное изменение системы российского законодательства. Оно проявилось, главным образом, в формировании новых видов источников законодательства, принципиальном обновлении содержания его норм, становлении и развитии законодательства субъектов РФ, появлении новых и преобразование существующих отраслей законодательства. Действующее законодательство России не является системным, оно хаотично. Здесь не всегда согласованно действуют акты бывшего СССР,   Российской Федерации и международно - правовые. По-прежнему "сталкиваются" акты разного уровня - законы, акты Президента, Правительства, субъектов Федерации. Велико число ведомственных актов. В то же время имеются законы, регулирующие мелкие, незначительные вопросы, которые целесообразно решать подзаконными актами. Много коллизий возникает между законами Федерации и ее субъектов. Не обеспечивается строгое соблюдение принципов построения системы права, что ведет к нарушению "внутренней логики" отраслей законодательства.                      Принятые законы нацелены в основном на преобразования, на реформы, на введение новых правовых решений. С точки зрения объекта регулирования, они группировались в рамках крупных сфер, способствуя решению актуальных экономических, социальных и политических задач. Не всегда, правда, законы выступали в качестве эффективного средства их решения, поскольку многочисленные целевые программы на уровне Федерации и ее субъектов подчас "обходились" без них. Да и слабая ориентация на последовательную реализацию законов, как и прежде, снижает конечный эффект. Одной из сложившихся отраслей российского законодательства является конституционное законодательство. Происходящие в России на протяжении последних лет изменения, а также переход страны к устойчивому развитию актуализировали вопрос о формировании внутренне непротиворечивой национальной системы права, основу которой составило бы конституционное законодательство. Актуальность данного вопроса обусловлена, во - первых, усилением роли закона в механизме регулирования общественных отношений; во - вторых, переходом к реальному федеративному государственно-территориальному устройству, предполагающему существование в системе законодательства двух подсистем - федерального законодательства и законодательства субъектов РФ; в - третьих, особым значением Конституции РФ и конституций (уставов) субъектов РФ как системообразующих правовых актов; в-четвертых, необходимостью укрепления режима конституционной законности, сохранения целостности российской государственности и обеспечения прав и свобод российских граждан. В связи с этим обострилась дискуссия вокруг понятия, признаков и источников российского законодательства. 

         Проводимое сегодня всестороннее  обновление законодательства - своеобразное очищение его от рутины, засоренности и ведомственной урегулированности. Такая реконструкция обусловлена также необходимостью внедрения новых методов в управление народным хозяйством, реформированием государственно - властных структур. Углубление специализации социально - экономических процессов увеличивает фон правовых изменений и способствует принятию важнейших законодательных актов в областях, которые ранее не охватывались правовым воздействием. Ценность закона начинает повышаться прямо пропорционально его истинной роли в жизни общества и выводит тенденцию его верховенства на передний план среди других направлений. Однако уровень социальной отдачи данной тенденции всецело зависит от успешного функционирования всей совокупности «соподчиненных» закономерностей. Именно они наиболее полно раскрывают ее содержание, юридическую природу, формы проявления.

         Интенсификация законодательства  как одна из характерных черт  его современного развития способствует  тому, что юридически правильное, всестороннее урегулирование общественных отношений осуществляется и за счет издания новых нормативных актов, и путем повышения качества, эффективности действующего законодательства, усиления его научной обоснованности.

     Процесс интенсификации направлен на максимальное использование внутренних «ресурсов» имеющегося законодательного массива. С процессом интенсификации законодательства взаимодействует тенденция укрепления его стабильности, без которой оно не может существовать как постоянная система регулирования общественных отношений. Сегодня очень высоко ценится именно это свойство как своеобразная правовая гарантия прочности выбранного государством курса, перспективности регламентируемых отношений. Стабилизация призвана снять напряжение в межреспубликанских взаимосвязях, ослабить внутренние противоречия. С формированием новых социально - экономических, политических и духовных предпосылок построения российского законодательства обновляется и содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития. Это необходимость строго обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсификация законодательства; противоречивость и конкурентоспособность его структур; увеличение массива технико - юридических предписаний.

        Рассмотрим данные тенденции  подробнее.

        

 

 

 

 

 

          1.Тенденции развития и становления  системы  российского 

          законодательства

 

          Указанные тенденции условно  можно разделить на три большие группы. К первой группе относятся: всестороннее усиление законодательного приоритета, интенсификация и стремление к стабильности. Ко второй - специализация законодательства с ее различными формами проявления: дифференциацией, конкретизацией, детализацией. В третью группу входят правовая унификация и сопутствующие ей процессы: интеграция, генерализация, универсализация. Важной чертой системы законодательства является иерархическое строение системы нормативных правовых актов, в соответствии с которыми каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице и находится в соподчинении с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. На место нормативного акта в системе указывает го юридическая сила-свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта зависит от положения органа, издавшего этот акт, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов, таким образом, обладают большей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов. Следовательно, акты нижестоящих государственных органов должны соответствовать актам вышестоящих органов и не могут им противоречить.

          Рассмотрим подробнее виды нормативных  правовых актов в системе законодательства и их место в иерархической системе ( см.также приложение А и Б на стр. 36 и 37 ).

 

 

 

          1.1 Законы

Закон - нормативный правовой акт, принимаемый органом законодательной власти или непосредственно народом путем референдума, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы по вопросам регулирования наиболее значимых общественных отношений. Законы РФ подразделяются на:

         - Конституцию РФ;

         -федеральные конституционные законы;

         -федеральные законы ( в том числе, кодексы).

          Высшую юридическую силу имеет  Конституция РФ, принятая всенародным  голосованием. Конституция РФ - основополагающий  закон и правовая основа законодательства  РФ. В соответствии с Конституцией  и по вопросам, предусмотренным  ею, принимаются федеральные конституционные законы. Они посвящены правовым основам общественного и государственного строя. Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ.

         Федеральные  законы - это акты текущего законодательства, которые регулируют отношения в различных сферах жизни общества. В правовой литературе такие законодательные акты также называют обыкновенными законами. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

         Среди законов важное место  занимают кодифицированные акты - кодексы.

         Кодекс - это единый, логически и юридически целый закон, который обеспечивает обобщенное и системное регулирование определенной группы общественных отношений. Кодекс, являясь федеральным законом, формально имеет с остальными законами одинаковую юридическую силу. Однако по сути отраслевой кодекс возглавляет соответствующую отрасль законодательства и занимает центральное место в системе законов, регулирующих данную область общественных отношений. Все другие законы и иные нормативные акты данной отрасли группируются вокруг него. В некоторых кодексах содержится прямое указание на то, что правовые нормы, регулирующие данную область общественных отношений, не могут противоречить нормам, установленным кодексом.

         К числу законов также относятся конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Эти нормативные акты распространяют свое действие на территорию принявшего их субъекта РФ.

   1.2 Международные  и внутригосударственные договоры

          Важное место в российской  системе законодательства занимают  международные и внутригосударственные  договоры.

        Международный  договор — это соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией и регулируемое международным правом. Международный договор регулирует отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

        В соответствии с Конституцией  РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

      Внутригосударственный  договор регулирует отношения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.

 

          1.3 Подзаконные нормативные акты

  Подзаконные  нормативные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе  и во исполнение законов органом государственной власти в пределах своей компетенции. Они могут конкретизировать нормы законов или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать законам и не противоречить им. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. Они, в свою очередь, также выстраиваются в иерархическую систему законодательства в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

         Акты Президента РФ принимаются  в форме указов и распоряжений  и не могут противоречить Конституции  РФ и законам РФ. Нормативные  правовые акты Президента принимаются, как пришило, в форме указов.

         Акты Правительства РФ принимаются  в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить  Конституции РФ, законам РФ, актам  Президента РФ. Акты Правительства  РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

         Акты федеральных  органов  исполнительной власти (так называемые  ведомственные акты) могут издаваться на основе и во исполнение Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. К таким актам, например, относятся приказы Министерства финансов РФ, инструкции Министерства по налогам и сборам РФ.

         Подзаконные акты субъектов РФ также имеют свою иерархическую структуру и распространяют свое действие на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

         Основные принципы соотношения  федеральных законов и подзаконных актов с законами и подзаконными актами субъектов Федерации заложены в Конституции РФ, где проводится разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Федерации.

         Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации должны соответствовать и не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республик, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.1

 

 1.4 Ненормативные правовые акты

 Кроме нормативных  правовых актов, существуют иные  правовые акты, которые, порождая  определенные правовые последствия,  не содержат в себе правовых  норм. К таким ненормативным актам можно отнести:

        - правоприменительные акты, или  акты применения права;

        - акты официального толкования (разъяснения).

         Правоприменительные  акты – это правовые акты, принимаемые полномочными органами государственной власти или должностными лицами, содержащие обязательные для определенного круга лиц предписания по конкретным вопросам.

Информация о работе Становление системы законодательства