Становление и развитие гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть понятие «гражданское общество» в историческом, философском аспектах от античных времен до наших дней и проследить становление и развитие гражданского общества на реальном примере.
В процессе своего исследования я предполагаю решить следующие задачи:
1. Выделить из множества различных понятий и представлений определение гражданского общества и его сущности, наиболее полно и доступно характеризующих данное явление.
2. Рассмотреть систему «человек - гражданское общество – государство» и выявить в ней роль гражданского общества.
3. Проследить тенденции и специфику развития гражданского общества в России.

Файлы: 1 файл

ТГиП-РАБОТА.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

защите  своих прав и своего особого места в политической жизни.10

    В западных странах, имеющих большой  и успешный опыт противодействия давлению государственной бюрократии на общественную сферу, система правовой защиты гражданского общества стала складываться, начиная с первых конституций, посредством формулирования базовых политических прав граждан, прежде всего свободы слова и печати, собраний и союзов. Правовая доктрина, законодательство, судебная практика двухвековой защиты этих субъективных прав в западных странах настолько авторитетны и результативны, что нет насущной необходимости в развитии конституционных текстов.

      Между тем и в этих демократиях актуальны  вопросы законодательного развития новых правомочий граждан в социально-политической сфере, например, права на обращение в государственные органы, права на доступ к правительственной информации и т.д.

      Для целого ряда стран, испытавших авторитарный политический опыт, характерно закрепление  наряду с системой политических прав также принципов политического и идеологического плюрализма. Данные принципы выражают те же правовые ценности, что и свобода союзов, и свобода печати. Принцип политического плюрализма гарантирует равенство перед законом ассоциаций граждан, открывая возможность для организации совместной политической и иной общественной деятельности людей.

      Однако  конституции некоторых государств и сейчас продолжают закреплять официальную идеологию. Такие факты основаны на традиционализме отношений политического общения и связаны обычно либо с авторитарным периодом развития страны, либо с большим значением религиозной составляющей в обосновании политического властвования11. Так, современные исламские государства закрепляют зачастую в качестве господствующей идеологию ислама. Кроме того, в некоторых светских государствах, где проводится отделение церкви от государства, с одной

стороны, признается идеологический плюрализм, как принцип политической жизни общества, но с другой стороны, закрепляется государственная или официальная религия (Греция). В этом случае религия не является обязательной, так как ее официальный статус связан с обоснованием организационной и финансовой поддержки «государствообразующей» религии, а не с обязательностью следования религиозным традициям и обрядам данной религии.

      Также в конституциях и законодательстве ряда государств по сходным основаниям ограничивается и политический плюрализм. Например, в Саудовской Аравии или Катаре запрещены политические партии, поскольку религиозно-политической доктриной этих стран признано, что их создание разрушает единство общины правоверных.

      Помимо  закрепления политических прав и  свобод и категорий политического  и идеологического плюрализма в  конституциях часто применяется  еще один способ закрепления правовых гарантий гражданского общества. Речь идет о включении в конституции отдельных положений о некоторых наиболее важных вопросах функционирования основных институтов гражданского общества, таких как политические партии, средства массовой информации и  профсоюзы.

    Кроме того, к основным институтам гражданского общества относят общественные организации, общественные движения, торгово-промышленные палаты, союзы потребителей, национально-культурные автономии, религиозные объединения. 
 
 
 
 
 
 

    3. Тенденции развития гражданского общества в России 

    Для того чтобы понять, в правильном ли направлении развивается гражданское общество в России (и развивается ли оно вообще, или это производимая государством имитация его развития) и какие меры должно предпринимать государство для поддержки гражданского общества, следует обратить внимание на некоторые статистические данные измерения его состояния. Некоторые из этих данных были обнародованы на сайте Общественной палаты РФ в форме доклада о состоянии гражданского общества в РФ (2008 г.)12.

    Говоря  о состоянии гражданского общества, следует иметь в виду как формализованные, так и не формализованные его проявления. Между тем, по данным Росстата за 2007 г.,  общее число некоммерческих организаций (НКО) сократилось на 3%. Наиболее заметно сократилось число общественных и религиозных организаций (объединений) – на 11%; общественных движений – на 14%; фондов – на 5%; объединений крестьянских (фермерских) хозяйств – на 18,5%. Конечно, колебания за столь короткий период еще ни о чем не говорят с точки зрения общих тенденций развития институтов гражданского общества. Но, в связи с общим экономическим кризисом, можно предполагать дальнейшее снижение количества фондов, общественных движений и общественных организаций, поскольку в жизни большинства людей начинают доминировать и актуализироваться экономические интересы13. Минимизация расходов в сложных экономических условиях плохо сочетается с различной благотворительной деятельностью, даже если она стимулируется государством. А если учесть, что в плане государственной поддержки этой деятельности происходит как раз все наоборот, можно смело прогнозировать

не рост, а сокращение общественных фондов.

    Среди общественных организаций следует  ожидать некоторого оживления деятельности профсоюзных организаций, которые  в связи с массовыми увольнениями трудящихся, случаями задержки выплаты заработной платы, сокращением социальных льгот, изменениями условий труда в сторону его интенсификации и др. вынуждены будут как-то оправдывать свое предназначение защитников прав трудящихся.

    Что касается некоммерческих объединений  экономической сферы, в частности объединений крестьянских (фермерских) хозяйств, потребительских кооперативов и т.п., то сложные экономические условия способствуют их объединению для преодоления трудностей производ-ственной и связанной с ней иной экономической деятельности.

      Не  менее актуальной в условиях экономического кризиса является активизация деятельности общественного потребительского движения. Динамика развития этого института на протяжении 1995-2008 гг. показывает рост числа граждан, которые в случаях нарушения их потребительских прав обращаются в общества потребителей. Так, если в 1995 г. В эти общества обращалось всего 26% потребителей, то в 2008 г. - 40%.

      Согласно  ст. 7 Конституции РФ Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной

защиты  – все это важнейшие государственные  гарантии социальной сферы жизни человека. Казалось бы, роль гражданского общества в этой сфере незначительна, но практика показывает, что государственный сектор социальных услуг не способен полностью удовлетворить все потребности населения, как это было в советский период. Поэтому наряду с государственными и муниципальными организациями социальной защиты и органами власти, на которые по-прежнему приходится самая значительная доля деятельности в этой сфере – 24% и 37% соответственно, в качестве субъектов, осуществляющих социальную защиту населения, начинают выступать организации:

  • социальной защиты частного бизнеса – 13%;
  • некоммерческие организации социальной защиты – 15%;
  • ассоциации инвалидов – 9%;
  • другие общественные объединения граждан – 2%.

    В области здравоохранения наряду со ставшими уже привычными лечебными  и лечебно-профилактическими учреждениями частного бизнеса и страховыми медицинскими организациями начинают набирать силу различные ассоциации:

  • ассоциации врачей – 7% (создаются с целью профессионального роста, совершенствования методики лечения определенных заболеваний, обмена опытом и т.п.);
  • ассоциации пациентов – 6% (менее распространенные и формализованные структуры – объединения больных СПИДом, объединения анонимных алкоголиков и наркоманов и т.д.). Решают не только проблемы, связанные с лечением соответствующих заболеваний, но и с социальной адаптацией больных. Данные ассоциации пациентов нуждаются в дополнительной государственной поддержке, поскольку они не могут отождествляться с ассоциациями инвалидов, законодательство о гарантиях которых является более полным и предметным.
  • другие общественные объединения – 3%.

    Показатели  общественной активности граждан в  России довольно невысоки. Сравнительный  анализ уровня участия граждан в  общественной жизни за 2004-2008 гг. показывает, что уровень участия населения  в выборах заметно снизился – на 15% (с 55% в 2004г. до 40% в 2008г.), а количество граждан, которые не участвовали ни в каких общественных мероприятиях, увеличилось на 13% (с 32% в 2004г. до 45% в 2008г.).

    Гражданская активность – это лишь один из индикаторов  оценки состояния гражданского общества. Важным является, прежде всего, вопрос о том, каковы объекты приложения этой гражданской активности. Проявления гражданского общества могут носить не только позитивный характер. Общий экономический кризис создает среди населения определенные протестные настроения, безработица увеличивает число групп населения, оппозиционно или даже враждебно настроенных против представителей публично власти и установленных ими порядков. Снижается роль действующих в рамках законодательства формализованных общественных структур гражданского общества и повышается роль стихийных, хаотичных проявлений неформальных структур гражданского общества. В этой ситуации государство вынуждено будет принимать меры, ограничивающие некоторые права и свободы граждан, которые они реализуют в качестве членов гражданского общества. В качестве примера подобных действий можно привести попытку государства политизировать население путем усиления через законодательные акты роли политических партий в управлении делами государства. Так, во время встречи 25 февраля 2009 г. с Генеральным прокурором РФ Президент России поручил ему провести работу по выявлению криминальных лиц среди представителей органов муниципальной власти и отстранению их от должностей. Официально зарегистрированные политические партии должны выступать определенным фильтром, который бы не пропускал к власти людей, чьи интересы весьма далеки от интересов населения и государства14.

    Такая тенденция государственной политизации  населения, вполне оправданная на региональном уровне, имеет и отрицательные последствия, поскольку таким образом ограничиваются возможности самого населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения.

    Помимо  партийного воздействия широкое  распространение на практике получила организация на федеральном уровне общественных советов при исполнительных органах государственной власти. Так, к началу 2007г. общественные советы были созданы при 6 из 16 федеральных министерств, 7 из 33 федеральных агентств, 8 из 35 федеральных служб.

    Стратегическое  направление развития гражданского общества в России уже не подлежит какой-либо корректировке15. На это не должны повлиять ни экономический кризис, ни обострение некоторых социальных противоречий в обществе. Укрепление государственности, повышение эффективности работы государственного аппарата, не может произойти без мощной поддержки со стороны структур гражданского общества. Возможны, конечно, временные тактические отступления от взятого курса, усиление административных рычагов воздействия на урегулирование тех или иных отношений. Общественное развитие, как социальный процесс, не может избежать каких-либо противоречий и даже ошибок. Но можно быть уверенным, что пока будет соблюдаться действующая Конституция РФ, устанавливающая и гарантирующая основные политические, экономические и социальные устои нашего государства и общества, опасность к возвращению к авторитарному прошлому будет маловероятна. 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      В отличие от первоначальных представлений  о гражданском обществе, основанных на абсолютизации частных интересов, современная концепция гражданского общества должна быть основана на обеспечении гармоничного оптимального сочетания частных и общественных интересов. Идея гражданского общества на протяжении последних десятилетий расширялась и углублялась, дополнялась идеей демократии, основанной на политическом плюрализме, общем конкурсе и партнерстве конкурирующих групп; идеей ограничения государственной власти установленными правовыми нормами, идеей индивидуальной свободы человека, расширением демократии в социальном плане.

      Функционирование  гражданского общества, государства, работа всех звеньев общественно-государственной  системы, а в более широком  смысле – ускоренное или замедленное  развитие всего общества в целом  зависят от активности или пассивности личности. Активная личность также необходима сильному государству, как и любому гражданину – сильное, дееспособное государство, которое должно все больше приобретать признаки правового государства на практике.

Информация о работе Становление и развитие гражданского общества