Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 20:57, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть понятие «гражданское общество» в историческом, философском аспектах от античных времен до наших дней и проследить становление и развитие гражданского общества на реальном примере.
В процессе своего исследования я предполагаю решить следующие задачи:
1. Выделить из множества различных понятий и представлений определение гражданского общества и его сущности, наиболее полно и доступно характеризующих данное явление.
2. Рассмотреть систему «человек - гражданское общество – государство» и выявить в ней роль гражданского общества.
3. Проследить тенденции и специфику развития гражданского общества в России.
Исходя
из сказанного, можно дополнить к
вышеуказанным признакам
- возникновение гражданского общества на определенных основаниях, не исключая и того момента, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом и государственной рационализации;
- недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими членами общества.
Гражданское общество - это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность. То есть при наличии гражданского общества, правительство - это лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и пр.
Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие организации и институты демократического общества не зависят от правительства для своего существования, законности и авторитета. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.
По
сути дела, интересы меньшинств в гражданском
обществе выражают различные социальные,
политические, культурные и прочие союзы,
группы, блоки, партии. Они могут быть как
государственными, так и независимыми.
Это позволяет отдельным людям осуществлять
свои права и обязанности граждан демократического
общества. Посредством участия в этих
организациях разнообразными способами
можно оказывать влияние на принятие политических
решений.
2.2.
Гражданское общество
и государство
Функционирование
гражданского общества, государства, работа
всех звеньев общественно-
В то же время развитие, совершенствование демократии, правового государства – один из путей формирования гражданского общества, которое характеризуется, прежде всего, именно свободой договорных отношении во всех сферах общественной жизни. Получается, что общества, абсолютно отделенного от государства, не существует. Реальное общество всегда в той или иной мере регулируется государством посредством права. Основы существующего общественного строя закрепляются конституциями – важнейшими государственными актами.
Уточнить это необходимо в связи с многочисленными теориями гражданского общества5, а точнее – в связи с различными подходами к пониманию этого феномена. Гражданское общество рассматривается как некая негосударственная общественная реальность, противостоящая государству, своеобразное «общество в обществе», общество с государством и общество без государства, «общество, способное защищать свои интересы вне и помимо государства» и т.д. и т.п.
Государство не может быть отторгнуто от общества, как и общество, личность – от государства6. Общество – единый социальный организм, состоящий из множества социальных субъектов: индивидуальных (личность) и коллективных (социальные группы, социальные институты). Государство –
важнейший социальный субъект, регулирующий общественные отношения, неотделимый от общества. И мнение о том, что только в обособлении гражданского общества от государства реализуются идеи свободы, принципы законности, коренные интересы граждан, является ошибочным7. Принцип взаимной ответственности государства и личности при приоритете в их взаимоотношениях прав и свобод человека и гражданина – один из основных принципов правового государства. Иными словами, не личность существует ради интересов государства, а наоборот, государство должно работать в интересах личности, общества.
Очень часто гражданское общество определяется как совокупность различных социальных отношений. Однако, если взять общество в целом, то это – совокупность живущих, действующих социальных субъектов. Индивидуальные субъекты – люди, личности. Коллективные субъекты – различные социальные группы и институты. При таком подходе не «теряется» личность. Ведь именно личность первична, а межличностные и все иные отношения – вторичны, производны. Совокупность отношений (контактов, социальных связей) – это не социум, а жизнь социума (правовая, политическая, экономическая и т.д.).
Потребности
гражданского общества происходят от
развития неотчуждаемых прав человека,
его свобод как личности и гражданина.
Преломляясь в структурах государственной
власти, эти потребности трансформируются
в законы, которые и осуществляют приоритет
личности над государством, что является
сущностью демократического государства.
Выходит, что правосудие, оставаясь государственным
институтом, должно все больше сближаться
с гражданским обществом, перестать быть
«слугой» государства (на деле – чиновничьего
аппарата), служить обществу; эффективное
правосудие в равной мере выступает и
как институт государства, и как элемент
гражданского общества.
2.3.
Структура гражданского
общества
Структура – это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.
Системообразующим началом общества является человек с его естественными потребностями и интересами, выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимоотношения (отношения) между ними.
Структуру современного российского гражданского общества условно можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности (см. Рис. 2.3.1).8
Рис. 2.3.1.
Структура
современного российского
гражданского общества.
Представленная здесь классификация носит условный характер. В действительности, названные структурные части, отражающие сферы жизнедеятельности общества, тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Эпицентром многообразных связей между ними выступает человек, как совокупность общественных отношений и мера всех вещей. Кроме того, при изучении социальной, экономической и других систем как относительно самостоятельных явлений нельзя недооценивать другие структурные составляющие (идеи, нормы, традиции).
Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.
Здесь следует обозначить институты семьи – блок отношений, обеспечивающих соединение биологического и социального начал в обществе, связанных с продолжением человеческого рода, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей.
Второй блок – конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в коллективах (общественных объединениях, клубах и т.п.) – отражают сугубо социальную сущность человека.
Третий блок образуют отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).
Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.
Здесь можно выделить отношения собственности – в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Производственные отношения носят более абстрактный характер, так как в силу своей специфики не зависят от воли и сознания конкретного человека. Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан.
Отношения
распределения, обмена, потребления
общения совокупного
Политическую систему составляют целостные саморегулирующие элементы (организации) – государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.
Основными здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему на всех этапах ее существования. Эти отношения весьма разнообразны: отношения между государством и иными структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и т.д. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью которой всегда выступает политическая (государственная) власть.
Помимо сугубо властных существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы свободы слова, гарантий избирательных прав граждан и др.
Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ. Эти отношения реализуются посредством соответствующих институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных).
Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием – фундаментом развития человеческой личности. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.
Жизненно необходимы для человека и общества отношения в сфере развития науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но неизменно одно: такие отношения направлены на сохранение исторического опыта, гуманистических традиций общества, на накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.
Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве структурных элементов данной системы можно выделить общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, пронизывают все сферы гражданского общества.
В
заключении стоит отметить, что связующим,
упорядочивающим фактором структуры
и процесса жизнедеятельности
2.4. Конституционное закрепление принципов
гражданского
общества
Одно из основных обязательств государства перед гражданским обществом – это формулирование в конституциях важнейших идей функционирования гражданского общества, проведение их в жизнь и защита.
В связи с тем, что термин «гражданское общество» подразумевает не юридическую конструкцию, а качественную характеристику развития отдельных сторон демократии, он широко используется в политической теории, но не в законодательстве, хотя может встречаться при формулировании конституционных норм-принципов, для обозначения разделов основных законов, регулирующих публичную сферу отношений, а также в качестве служебного термина.
Принципиальная постановка вопроса о возможности и необходимости регулирования отношений в общественной сфере особенно характерна при разработке новых конституций в странах переходной демократии. В России, в частности, в период разработки действующей конституции имела место попытка со стороны Конституционной комиссии включить в текст проекта конституции самостоятельную главу о гражданском обществе9. С другой стороны, многие возражали против обозначения принципов развития гражданского общества и его структур в конституции, поскольку гражданское общество должно складываться автономно, без всякого вмешательства государства, в том числе без сковывания гражданского общества тисками законодательства. Представляется, что для стран с развивающей демократией есть смысл в конституционном урегулировании, по меньшей мере, основных гарантий свободы развития публичной негосударственной сферы, базовых норм, на которые институты гражданского общества могли бы опереться при
Информация о работе Становление и развитие гражданского общества