Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:35, реферат
Понятие справедливости нельзя охарактеризовать одним определением, это понятие сложное и многогранное. В соответствии с энциклопедическим словарем справедливость есть « категория морально – правового и социально – политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека.
Правительство Российской Федерации
Национальный исследовательский университет
Высшая школа экономики – Нижний Новгород
Факультет Права
Кафедра конституционного и административного права
Реферат
по дисциплине
на тему: Справедливость как принцип права
выполнил студент группы 11 Ю1
Тарасенкова Ю.Д.
проверил
к.и.н., доцент
Тенилова Т.Л.
Содержание
Введение
Глава I. Принцип справедливости – обобщающее начало права
1.1. Понятие справедливости как юридической нормы
Понятие справедливости нельзя охарактеризовать одним определением, это понятие сложное и многогранное. В соответствии с энциклопедическим словарем справедливость есть « категория морально – правового и социально – политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием».[1]
Также есть и другие определения справедливости. В науке данный феномен исследуется как идеал, чувство, оценка, принцип и норма. При этом следует заметить, что, с точки зрения теории познания справедливость находит свое начало, свою обусловленность в условиях жизни людей.
Существуют различные подходы к пониманию справедливости, но чаще всего этот феномен рассматривают в двух основных аспектах: нравственном и социально – правовом.
Справедливость как нравственное понятие нашло свое отражение в этической оценке, представляя собой так называемый ценностный подход. «Справедливость как оценочное этическое понятие всегда выражает отношение индивида, класса или общества к определенным социальным явлениям и человеческим поступкам».[2] Таким образом, люди пытаются оценить общий характер идеологии государства, власти, действующего законодательства, а также поступки отдельных государственных деятелей и партий, действия целых наций, народов и стран. И это оценивание происходит внутри человека, независимо от него из-за сложившихся понятий о той справедливости, которой должно соответствовать общество.
Со времен античности и впредь до наших лет ученых – философов интересовал поиск определения проблемы справедливости. Было дано множество формулировок понятия справедливости. В зависимости от времени, в котором жили ученые, значение этого феномена рассматривалась по – разному. Например, Сократ утверждал, что «справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость. Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши». По его мнению, справедливость и законность одно и то же. Этический, правовой и политический аспекты справедливости неразделимы и равноценны.
По мере развития общества, экономики, капиталистических отношений буржуазные ученые пришли к иному пониманию справедливости. По мнению Т. Гоббса, «справедливость, т.е. соблюдение соглашений, есть правило разума, запрещающего нам делать что – либо , что пагубно для нашей жизни, из чего следует, что справедливость есть естественный закон». Он объявлял государство, мораль и право институтами творчества самого человека.
Ученые о социальной природе справедливости, а именно И. Кант, критиковали чисто правовое понимание идеи справедливости, полностью относя ее к области этики. «Строжайшее право – это величайшая несправедливость, но на пути права этому злу ничем нельзя помочь…, потому что справедливость относится только к суду совести».
В современной отечественной философской и правовой литературе имеется несколько трактовок в определении категории справедливости. Одна группа авторов (С.Ф. Шабров, Г.А. Емельянов, Г. Соотла и др.) характеризуют справедливость как объективное явление, как срез общественных отношений. Другая группа авторов (А.И. Экимов, Ю.Д. Блувштейн, Л.Л. Кругликов и др.) считает справедливость субъективным явлением, но морально – этической категорией.
Идея справедливости формирует определенный менталитет, нормы морали и нормы права. Как уже раньше упоминалось, справедливость воспринимается на интуитивном уровне. Люди зачастую не могут достаточно четко обосновать свое понимание справедливости либо несправедливости того или иного поступка, акта власти, экономического решения.
Подытожив, дадим наиболее полное понятие справедливости. «Справедливость, будучи зафиксированной посредством правовых ном. Выступает как признанный и защищаемый государством масштаб соизмерения действий людей. Благодаря праву, то, что было моральным, приобретает силу закона. Справедливость, воплощенная в праве, отражает, таким образом, специфическую правовую качественную определенность соответствующих процессов и явлений. В ней как бы подытожено отношение общества к праву».[3]
1.2. Сущность и роль принципа справедливости в системе права
Принцип - начало, основа имеет самое разнообразное множество значений. Различными учеными определение принципа права трактуется совершенно неоднозначно.
Наиболее детально к разработке содержания понятия принципов права подошел В.И. Синюков. Он отмечает три основных момента: под принципами права понимаются основные, исходные положения, идеи права как специфического социального регулятора, рассматриваемые как важнейшие, ключевые установки законодателя, выражающие юридическую политику государства в основных сферах общественных отношений, а также принципы права обозначают устройство и механизм функционирования конкретных отраслей и институтов права.
Принципы действующего права, выступая как общие начала, структурно являются одним из компонентов права, входят в его содержание и представлены как наиболее важные нормы. Они обеспечивают непротиворечивость право, поддерживают единство правовой системы. Принципы права используются для правового воспитания общества.
В правовой системе можно выделить несколько видов принципов права, но общеправовые принципы находят свое отражение во всех без исключения отраслях права. Это принципы справедливости, гуманизма и законности. Их также называют общеправовыми, потому что они нашли свое отражение в главном законодательном акте – Конституции Российской Федерации.
Исторически провозглашенный приоритет морали в правотворчестве, а также отнесение нравственных начал к социально – юридическим принципам прав, приводит к тому, что право рассматривается как важнейшее связующее звено между идеальным нравственным сознанием и обществом. Саму суть идеи права составляют свобода, равенство и справедливость.
Принципу справедливости принадлежит особая объединяющая роль в системе российского права. Справедливость является способом достижения баланса норм морали и норм права. Корректирующее влияние принципа справедливости удерживает законность от превращения в формализм и догматизм.
1.3. Взаимосвязь принципа справедливости с другими основополагающими принципами права в правоприменительной деятельности
Принципы права служат основой всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государства. Уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы напрямую зависит от степени их соблюдения. Принципы права присущи правовой системе любой страны и находят свое отражение в законодательных актах.
В зависимости от характера, типа и сферы распространения принципы права можно распределить на общие, межотраслевые, отраслевые и принципы правовых институтов. Среди специально – юридических принципов выделяют принцип справедливости, законности, целесообразности, гуманности и др. Поэтому следует изучать принцип справедливости в процессе правоприменения только в сопоставлении с другими основными началами этого процесса.
По мнению некоторых юристов, справедливость мыслится в качестве идеи, стоящей над всей системой принципов права, которая корректирует взаимодействие других принципов. Но видится неуместным и неправильным ставить принцип справедливости над другими основополагающими началами, так как он является не только равнозначным и необходимым, но и самостоятельным принципом права. Обеспечивает в совокупности правовое разрешение юридических прецедентов.
Наиболее часто ученые – юристы рассматривают принцип справедливости взаимодействии с принципом законности. Законность подразумевает точное и строгое соблюдение всех предписанных правовых норм. Без справедливости законность превращается в формальный акт, так как принцип законности требует только облекать те или иные права в юридическую форму, а принцип справедливости определяет само содержание нормы.
В том случае, когда все граждане вне зависимости от каких – либо обстоятельств и качеств равны перед законом и судом, принципы справедливости и законности обретают свою практическую реальность. Как известно, основной задачей принципа законности является обеспечение осуществления всеми гражданами своих прав и свобод, а принципа справедливости – гарантия предоставления одинаковых условий требований ко всем участникам общественных отношений, отсутствие у кого – либо из них особых привилегий. К сожалению, на данный момент нельзя сказать, что эти два принципа функционируют слаженно, эффективно.
В процессе правоприменения принцип справедливости имеет самостоятельное значение, например, когда суду предоставляется свобода усмотрения в рамках закона. Таким образом, принцип законности обязывает правоприменительный орган руководствоваться законом, а принцип справедливости – нормами нравственности.
В процессе правотворчества законность и справедливость также имеют самостоятельное значение. Законность акта означает соответствие его материальным и процессуальным нормам. Справедливость же принятого решения не сводится только к соразмерности мер государственного принуждения. Незаконный или необоснованный приговор следует считать несправедливым. Выделение справедливости как свойства акта применения права означает, что действия определенного субъекта оценены не только с позиций законности, но и с учетом нравственных, моральных норм.
Можно сказать, что эти два принципа должны рассматриваться в четко выраженном соотношении и взаимодействии на любой стадии правоприменительной деятельности.
Не менее важное значение в правоприменительной деятельности имеет принцип целесообразности. В теории и практике термин «целесообразность» понимается как внутренне оправданный, соответствующий поставленной цели, рациональный подход к чему – либо.
В процессе правоприменения принцип целесообразности предусматривает такую реализацию правовых норм, при которой максимально и наилучшим образом достигаются цели закона. Принцип целесообразности требует точного установления всех юридических фактов, определенных нормами права, полного учета всех обстоятельств дела. Именно здесь проявляется сходство принципов справедливости и целесообразности.
С развитием новой законодательной системы все больше внимание стало уделяться проблеме гуманизма российского права. Под гуманизмом понимается правовое признание ценности человека как личности, его прав и свобод. Понятия справедливости и гуманизма весьма многогранные, но взаимосвязь между ними довольно прочная.
Применение в правовой сфере единство принципов справедливости и гуманизма отражает реальные черты общественных отношений. Особенно наглядно взаимодействие указанных принципов отражается в нормах о равноправии граждан вне зависимости от пола, национальности и расы, об обеспечении неприкосновенности личности и жилья и т.п.
Подводя итог, можно сказать, что все вышеперечисленные принципы являются тесно связанными и взаимно дополняющими друг друга. Их реализация в процессе правоприменения способствует усилению социальной чувствительности права.
Глава II. Формирование правового государства в Российской Федерации и идея справедливости
2.1. Идея справедливости в концепции правового государства
Интересы личности должны стоять на первом месте в соотношении государства и личности. Государство должно заботиться о предоставлении благоприятных условий для нормальной жизнедеятельности общества и развития личности человека. Именно общество содержит государство, которое выступает лишь политической частью общества, исторически обязанной его организовывать.
Любая власть, и главным образом государственная, не знает собственных границ, всегда стремится к расширению своего властного пространства, что ведет к умещению интересов личности.
Но как же противостоять такой тенденции к неограниченному расширению? С помощью чего государственную власть можно будет упорядочить и ограничить?