Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:41, курсовая работа
Целью работы является исследование теоретических аспектов механизма разрешения юридических коллизий, рассматриваемого в качестве части механизма правового регулирования, анализ его элементов, выявление проблем реализации и выработка предложений по их устранению.
Введение 3
Основная часть 5
1 Понятие и причины появления коллизий в праве 5
2 Виды коллизий в праве и способы их устранения. Публично-правовые споры 12
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованных источников 28
Приложения 30
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Фрязинский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Теория государства и права |
Тема |
Способы разрешения юридических коллизий |
Фамилия студента |
пп |
Имя студента |
пп |
Отчество студента |
пп |
№ контракта |
55 |
Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 5
1 Понятие и причины появления коллизий в праве 5
2 Виды коллизий в праве и способы их устранения. Публично-правовые споры 12
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованных источников 28
Приложения 30
Актуальность темы курсовой работы обуславливается происходящим в настоящее время глубоким реформированием всех сфер жизни российского общества: политической, экономической, социальной, культурной. Это создает необходимость в глубоком и всестороннем исследовании социально-экономических противоречий, существующих в обществе, а особенно - противоречий, возникающих в общественных отношениях, регулируемых правом. Несоответствие между нормативным регулированием и реальным состоянием общественных отношений, низкая эффективность значительной части законодательства и противоречивость правореализационной практики во многом объясняются поверхностным подходом к исследованию данной проблемы. Кроме того, признание норм международного права составной частью национальной правовой системы, изменение геополитического статуса России в связи с вступлением ее в Совет Европы, усилившиеся процессы интеграции со странами ближнего зарубежья объективно требуют устранения противоречий между нормами международного права и нормами национального законодательства РФ.
В связи с этим представляется важным
рассмотрение проблематики своевременного
выявления и выработки
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации механизма разрешения юридических коллизий с целью их устранения или преодоления.
Предметом исследования выступают юридические коллизии как явления правовой действительности и механизм их разрешения, выражающийся в совокупности юридических принципов, способов, средств и иных элементов.
Целью работы является исследование теоретических аспектов механизма разрешения юридических коллизий, рассматриваемого в качестве части механизма правового регулирования, анализ его элементов, выявление проблем реализации и выработка предложений по их устранению.
Коллизии в праве, или юридические коллизии, трактуются как расхождения или противоречия между отдельными нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. При этом некоторые теоретики государства и права пытаются различать понятия «коллизии в праве» и «юридические коллизии вообще». В первом случае говорят о коллизиях, содержащихся в рамках собственно права, а во втором – о коллизиях, которые выходят за пределы права и охватывают всю правовую систему.
С другой стороны, в теории государства
и права рассматриваются
С третьей стороны, некоторые теоретики исследуют только «коллизии статей нормативно-правовых актов, т.е. несогласованности между ними». И говорят о коллизиях в законодательстве.
Думается, что во всех указанных случаях речь идет о понятии «коллизии в праве» (или о «юридических коллизиях)». Кроме того, эти два понятия, если исходят из их трактовки разными авторами, в общем идентичные (за исключением Д.А. Керимова, который исследует только один «элемент» коллизий – несогласованности статей нормативных правовых актов).
Следовательно, коллизии в праве
можно рассматривать как
Однако от коллизий в праве некоторые ученые отличают конкуренцию правовых норм, когда не противоречащие друг другу две, три и более нормы права регулируют один и тот же круг родственных общественных отношений, только с разной степенью конкретизации, детализации, объема и т.д. Это, как правило, нормы разной юридической силы, уровня, исходящие от неравнозначных государственных органов. В таких случаях нормы действительно как бы конкурируют между собой. И это нормально. Негативным же и, безусловно, нежелательным явлением выступают именно коллизии, когда сталкиваются друг с другом не просто не согласующиеся, а нередко взаимоисключающие нормы.
При этом проводится также разграничение понятий «коллизия» и «конфликт». Отмечается, что конфликт – это всегда противоречия между людьми, а не между нормативными актами, нормами права; последние могут служить лишь причиной, поводом для конфликта. При этом конфликт характеризуется как категория, скорее, политологическая, чем правовая. Речь в этом случае идет о политических коллизиях, и доказывается, что между различными политическими и юридическими конфликтами, коллизиями, противоречиями и др. есть много общего и их разграничение в ряде случаев затруднительно.
С другой стороны, на наш взгляд, прав А.В. Поляков, который увязывает коллизии в праве с «правовыми конфликтами». Ведь из истории мы знаем, как всякие расхождения, несогласованности, противоречия между правовыми актами, органами власти, должностными лицами в ходе выполнения ими своих правомочий и др. нередко приводили к неуправляемым ситуациям, к «войне законов», правовым конфликтам и т.д. Так, одной из причин распада СССР и стала эта «война законов» СССР и России, правовые конфликты СССР и его республик. Иначе говоря, коллизии в праве, коллизии законов, законодательства порождают и могут порождать правовые конфликты. И эти правовые конфликты могут иметь место между различными элементами государственной и правовой системы. Они могут возникать «на межсубъектном и текстуально-правовом уровнях: между субъектами, опирающимися на правовые тексты разных подсистем, например, опирающимися на правовые тексты разных подсистем, например, на тексты государственного и социального права; или на одни и те же тексты, но по-разному интерпретируемые субъектами; а также между различными правовыми текстами одной правовой подсистемы, которые содержат внутренние противоречия».
Все сказанное позволяет заключить, что коллизии в праве – это расхождения, несогласованности, противоречия между законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные отношения, а также противоречия, возникающие между органами государства и иными субъектами правоприменения в процессе осуществления или полномочий, которые могут приводить к правовым конфликтам и другим неблагоприятным правовыми ситуациям в обществе.
В теории государства и права установлено, что причины появления коллизий в праве носят объективный и субъективный характер.
Объективные причины появления коллизий в праве признавал еще Г.В.Ф. Гегель. Он считал, что «возникновение коллизий при применении законов… совершенно необходимо, ибо в противном случае ведение дела приняло бы механический характер. Если некоторые юристы пришли к мысли, что покончить с коллизиями можно, предоставив многое усмотрение судей, то такой вывод значительно хуже, так как решение, принятое только судом, было бы произволом».
А некоторые ученые-юристы считают эти коллизии не только неизбежными, но даже полезными. Так, по мнению Ю.А. Тихомирова, было бы упрощением оценивать коллизии в праве только как негативное явление: «Коллизии нередко несут в себе и положительный заряд, ибо служат свидетельством нормального процесса развития или же выражают законное притязание на новое правовое состояние». И в самом деле, данные коллизии, несомненно, полезны, если они помогают укреплять законность, правопорядок в обществе, соблюдать права граждан, улучшать их жизнь и т.д. Однако нельзя признать полезными правовые коллизии, ведущие к «войне законов», упадку экономики страны, распаду государства, системы права и др.
Поэтому здесь к коллизиям в праве необходимо, на наш взгляд, относится двояко: серьезно, вдумчиво анализировать объективные причины их возникновения и не только анализировать, но и делать соответствующие выводы, исключать крайне отрицательные последствия этих коллизий.
К объективным причинам появления коллизий в праве, не зависящим от воли законодателя, ученые относят смену общественно-экономического строя, перестройку, изменения в экономике, политической системе, в системе законодательства в условиях рыночных отношений и т. п.
Причина коллизий многих норм права, например, заключается в том, что не все общественные отношения можно изменить немедленно, мгновенно. Наряду с новыми могут существовать старые отношения, которые регулируются иначе. В этом не трудно убедиться на примере развития экономики, политической системы и законодательства после распада СССР. Многие родственные, схожие отношения регулировались законами СССР, РСФСР и Российской Федерации одновременно, не рыночными законами.
Важно также анализировать и делать серьезные выводы из осмысления субъективных причин появления коллизий в праве. Они также, как показывает опыт, нередко ведут к негативным проявлениям, причем порой и к разрушительным. И их, конечно, следует учитывать.
К субъективным причинам появления коллизий в праве ученые относят такие, которые зависят от воли и сознания людей: государственных деятелей, депутатов, чиновников и др. Это, например, низкий уровень жизни граждан, лоббизм депутатов, коррупция чиновников, слабая организация нормотворческой деятельности, неупорядоченность законодательства, низкий уровень правовой культуры, конфронтация властей, криминальный беспредел и др.
В
этом свете актуализируется
Более того, в п. «п» ст. 71 Конституции РФ говорится о том, что к ведению Российской Федерации относится «федеральное коллизионное право». Оно и призвано развязывать наиболее тугие узлы противоречий, особенно в межрегиональных отношениях. Однако применение коллизионных норм, т.е. непрерывное законодательное вмешательство во все спорные случаи, весьма непросто. Поэтому приходится искать и использовать разные пути ликвидации последствий негативных правовых коллизий. Особенно это трудно делать, если речь идет о нормах международного коллизионного права.
Известно, что это нормы, указывающие, право какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому отношению международного характера (т.е. отношению, участником которого является иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо (например, гражданка РФ вступает в брак с иностранцем), или объектом отношения является вещь, находящаяся за границей (например, имущество, которое по наследству должно перейти к российскому гражданину, находится за границей), или юридические факты, с которыми связаны возникновение, изменение или прекращение отношений, имеют место за границей (например, за границей был заключен договор или имело место причинение вреда)), либо какой нормативный акт подлежит применению при внутригосударственном юридическом конфликте (коллизии). Коллизионные нормы могут также устанавливать принцип разрешения конфликта между национальным и международным правом (так, п. 4 ст. 15 Конституции РФ содержит следующую норму: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законом, применяются правила международного договора). Различные коллизионные нормы содержатся в международных договорах (например, в договорах о правовой помощи) и в национальном законодательстве государств, образуя в совокупности международное коллизионное право. В международном частном праве коллизионные нормы часто формируются в виде абстрактного правила, указывая обычно не право какого-то конкретного государства, а сам принцип, признак, которым определяется применение права (например, закон гражданства лица, закон места совершения сделки, закон места нахождения вещи, закон места заключения брака и т.д.) Применение в Российской Федерации иностранного закона, к которому отсылает коллизионная норма может быть ограничено в случае, если его применение противоречит основам конституционного строя России.
Коллизии в праве весьма многочисленны, разнообразны и разноплановы: они различны по содержанию, остроте, целенаправленности, формам выражения, политической окраске, путям разрешения и т.д. И литературе наметились разные подходы к их классификации. На наш взгляд, наиболее интересным с научной точки зрения является деление коллизий в праве, предпринятое Н.И. Матузовым. Исходя из анализа теории вопроса и юридической практики ученый прежде всего подразделил все коллизии в праве на шесть больших групп, а именно: коллизии целей (когда в разных нормативных правовых актах или в деятельности разных органов отражаются противоречивые, взаимоисключающие цели); коллизии между национальным и международным законодательством и правом; коллизии между нормативными правовыми актами или отдельными правовыми нормами; коллизии в правотворческой деятельности (слабая обоснованность актов, их дублирование, принятие слабых законов, иных актов); коллизии в применении норм права (беспорядок в практике применения одних и тех же норм права, несогласованность правовых субъектов действий субъектов); коллизии полномочий и статусов органов государства, должностных лиц, других государственных структур (вторжение в чужую компетенцию).