Способы принятия и изменения конституций

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении способов принятия различных конституций. Так же мы рассмотрим способы изменения конституций и внесения в них поправок. Выясним чем отличается жесткая конституция от гибкой, и разберемся чем различается писаная конституция от неписаной.
В данной работе основное внимание будет уделяться трем конституциям: Российской, Французской и Американской.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Понятие конституции…………………………………...………………4
Глава 2. Писаные и неписаные конституции……………………………………6
Глава 3. Принятие Конституции США……………………….……...……….....7
Глава 4. Принятие Конституции Российской Федерации…………….………..7
Глава 5. Принятие Конституции Франции……………………………..……..…8
Глава 6. Способы принятия конституции в различных странах мира……...…9
Глава 7. Гибкие конституции………………………………………………...…13
Глава 8. Внесение поправок и способы изменения конституций в различных странах мира………………………………………………………………….….14
Глава 9. Способы внесения поправок и пересмотра США…………………...17
Глава 10. Способы внесения поправок и пересмотра Конституции РФ 1993 года………………………………………………………………………….....….18
Глава 11. Способы внесения поправок и пересмотра Конституции во Франции……………………………………………………………….…...…………...19
Заключение……………………………………………………….……..………..21
Список используемой литературы……………………………………...………23

Файлы: 1 файл

Способы принятия и изменения конституции.docx

— 57.75 Кб (Скачать)

 

Глава 9. Способы внесения поправок и пересмотра США.

Конституция   США   -   жесткая   конституция.  Поправки  к ней могут  быть  приняты  2/3 членов  обеих палат высшего  законодательного  органа  -   конгресса  -   либо  специальным конвентом,  созванным по  инициативе 2/3  штатов (случаев  такого созыва  не  было).  Они  подлежат  ратификации  (утверждению) законодательными  собраниями  3/4  штатов  либо 3/4  конвента штатов,  созванных по решению  федерального конгресса.

После принятия поправки  XVIII  (1919 г.) Конгресс стал устанавливать срок для ратификации.  Если за установленный  срок  поправка не ратифицирована,  то она считается отвергнутой. Впрочем, Конгресс может продлить время ратификации.    В принятии поправок юридически участвуют только  законодательные  органы федерации и штатов или специально избранные для этого конвенты.  Единственное  исключение составляла процедура принятия поправки в марте 1861 г., которая не была впоследствии ратифицирована.  Она  была подписана  главой  исполнительной  власти – Президентом Дж.  Бьюкененом.  Подпись Президента не имела и сейчас не имеет какого-либо юридического значения; это обстоятельство находится в известном противоречии с существующей законодательной процедурой, при которой промульгация принятого  Конгрессом  билля  является  завершающей стадией законотворчества.

В результате  этих сложностей  за два с половиной столетия, как  отмечалось, принято  лишь 27  поправок (было предложено  более 5  тыс. поправок,  конгресс принял  около 40  из них, необходимое  большинство  штатов  ратифицировало  27).  

 

Глава 10. Способы внесения поправок и пересмотра Конституции РФ 1993 г.

Анализируя  порядок изменения Конституции  Российской Федерации, следует подчеркнуть  крайнюю сложность конституционного пересмотра. "Создатели действующей  Конституции Российской Федерации  пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования".7

 Процедура  изменения действующей Конституции  РФ 1993 г. предусмотрена в главе 9 - "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".

Субъекты  законодательной инициативы:

• Президент  Российской Федерации

• Совет  Федерации

• Государственная  Дума

• Правительство  Российской Федерации

• законодательные (представительные) органы субъектов  Российской Федерации

• группа численностью не менее 1/5 членов Совета Феде рации или депутатов Государственной Думы. (ст. 134 Конституции РФ)

Конституционная инициатива органов государственной  власти оформляется в виде соответствующих актов (например, постановлений Государственной Думы, постановлений Правительства и т.д.). Эти акты должны приниматься с соблюдением установленных процедур и правил.

В частности, акты конституционной инициативы законодательных (представительных) органов субъектов  Российской Федерации должны отвечать тем формальным требованиям, которые установлены в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации и регламентах их законодательных (представительных) органов.

Конституционная инициатива групп депутатов Федерального Собрания оформляется в виде законопроекта  или предложения о конституционном  пересмотре, которые подписываются не менее чем 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Предложения о пересмотре Конституции должны быть оформлены в соответствии с  теми требованиями, которые установлены  регламентами Совета Федерации и Государственной Думы.

В том  случае, если не выполнены указанные  требования, либо форма представленного  проекта не соответствует установленным  нормам, законопроект может быть возвращен Советом Государственной Думы его инициаторам (ст. 99 Регламента Государственной Думы).8 При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3-8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.

 

Глава 11. Способы внесения поправок и пересмотра Конституции во Франции.

Конституция 1958 года принадлежит к числу т.н. жестких конституций. Предусмотрен особый порядок внесения изменений. Инициатором может быть Президент  Республики, но на практике и Правительство  и сами парламентарии выносят проекты поправок на обсуждение Парламента.

Предусмотрено 2 процедуры:

1) предлагаемый  проект пересмотра Конституции  обсуждается каждой из палат  и в случае одобрения большинством  голосов каждой из палат выносится на референдум. Если проект собрал определенное большинство на референдуме, он подписывается Президентом, и соответствующая поправка оформляется в форме соответствующего конституционного закона (это только те акты, которые вносят изменения в Конституцию);

2) при  внесении законопроекта о пересмотре  Конституции Президент Республики  может созвать Конституционное  собрание в форме совместного  заседания палат (они всегда  собираются в Версале). Если в  ходе Конституционного совещания проект будет одобрен 3/5 поданных голосов, он считается одобренным и публикуется за подписью Президента9.

Но практика породила ещё одну процедуру. Проект выносится на рассмотрение палат и после одобрения каждой из них может быть вынесен на референдум Президентом. Но у Президента обязанности вынести проект на референдум нет. Это так называемое “отложенное решение”, когда Президент не выносит проект на референдум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

По порядку  издания конституции зарубежных стран подразделяются на: октроированные (дарованные); принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом); одобренные на референдуме.

Право на принятие первой или новой конституции  является проявлением учредительной власти и осуществляется тремя способами: избирательным корпусом, представительным учреждением, исполнительной властью. В теории принятие конституции путем референдума более всего соответствует концепции о принадлежности учредительной власти народу. Принятие конституции избирательным корпусом складывается из двух этапов: разработка проекта конституции и окончательное его одобрение. Принятие конституции органами, созываемыми специально с этой целью, — учредительными собраниями (конституционными ассамблеями и конвентами). В современной практике учредительным органом все чаще становится обычный законодательный орган. Конституция может быть принята односторонним актом исполнительной власти — октроирование, т.е. «дарование».

По способу изменения различаются «гибкие» и «жесткие» конституции. «Гибкими» называют те из них, которые изменяются в том же порядке, что и другие законы. Для внесения изменений в «жесткие» конституции требуются особые условия (квалифицированное большинство голосов, двойной вотум, утверждение на референдуме и др.).

Мы рассмотрели  способы внесения поправок и пересмотра конституций. Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Поправки – это частичные изменения конституции, не затрагивающие ее принципиальных положений; пересмотр – это изменение фундаментальных позиций Конституции.

Каждая  конституция в связи с изменениями  в общественной жизни, в соотношении  политических сил может, а порой  и должна быть изменена или отменена. Главная причина внесения изменений  в конституции и отмены конституции заключается в новом соотношении политических сил в обществе.

Жизнь постоянно  привносит много нового и порой  неожиданного. Со временем проявляются  как сильные, так и слабые стороны  самой Конституции, обнаруживаются «белые пятна» и несогласованности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

  1. А.А.  Мишин.  Конституционное  право  зарубежных  стран: Учебник.
  2. Чиркин В.Е. Основы конституционного права: Учебное пособие.
  3. Чиркин  В.Е.  Конституционное  право  зарубежных  стран, Учебник.
  4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.
  5. Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран.
  6. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. Л.А. Окунькова.
  7. Маклаков В. В. Конституции зарубежных государств. Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы "Журнал российского права"
  8. Смоленский М. Б., Иванников И. А. Конституционное право зарубежных стран.
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

 

1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов.

2 Баглай М.В. Указ.соч.

3 проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 года № 1633

4 Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран.

5 Смоленский М. Б., Иванников И. А. Конституционное право зарубежных стран.

6 Смоленский М. Б., Иванников И. А. Конституционное право зарубежных стран.

7 Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы. "Журнал российского права"

8 Комментарий к Конституции Российской Федерации". Под ред. Л.А. Окунькова.

9 Маклаков В. В. Конституции зарубежных государств.

 


Информация о работе Способы принятия и изменения конституций