Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 17:35, контрольная работа
В настоящее время федерализм выступает как наиболее целесообразная и политически необходимая форма демократического управления государством с огромной территорией и большой численностью населения. То обстоятельство, что современная Россия должна быть федеративным государством, доказывается и собственной историей России, и мировой практикой обеспечения стабильности и эффективности государственной власти через федерализацию государств с так называемыми стагнационными внутритерриториальными конфликтами.
Введение.
1. история развития идеи федерализма.
2. понятие и основные признаки федерализма.
3. федерализм в современных государствах.
4. специфика и особенности российского федерализма.
Заключение.
Список использованной литературы.
Исходя из исследований современных российских ученых, можно констатировать, что в России сложилась специфическая федеративная система, которой присущи следующие черты:
– смешанный этнотерриториальный характер построения федерации, чреватый этноконфликтами;
– асимметричность масштабов федеральных единиц и, соответственно, неравный вес голосов проживающего в них населения;
– неравенство статусов субъектов федерации (различия между республиками и другими субъектами, наличие субъектов федерации, входящих одновременно в состав других субъектов);
– экономическая, социальная и политическая дифференциация регионов, которые значительно отличаются друг от друга по условиям жизни и труда граждан, по степени эффективности социальной инфраструктуры, по удельному весу и роли демократических институтов и процедур, по уровню политической активности и характеру политических предпочтений электората;
– дотационность большинства субъектов федерации, а, следовательно, их зависимость от субвенций федеральной власти;
– авторитаризм региональных элит, меньший, чем в центре, контроль за их деятельностью со стороны гражданского общества и правовых институтов;
– неоправданно высокая роль субъективного фактора, когда личные качества главы региона и его персональные связи в центре во многом определяют отношение федеральных властей к региону и тем самым - социальное и экономическое положение проживающих в нем граждан.
Учет перечисленных
Специфика российского федерализма
Для российского федерализма характерно соединение национально-государственных и территориальных принципов формирования федеративного государства. При таком подходе учитывается, что на протяжении веков Россия была и остается полиэтническим государством, взаимодействием и даже союзом более сотни народов. Согласно переписи населения 2002 года в России проживают представители 160 этносов (Доклад, http).
Все больше исследователей и политиков полагают, что реальный российский федерализм должен представлять собой территориальную форму демократии, строгое разграничение функций и собственности между федеральной и региональной властями, все большую передачу властных функций и финансов для их выполнения из центра в регионы вместе с ответственностью за реализацию полномочий и использование средств.
Демократизация общественной жизни в России требует федерализации отношений между центром и регионами. Федерализм - это залог целостности государства, так как регионам незачем стремиться к отделению от России, если им уже гарантировано самостоятельное развитие. По убеждению автора, возрождению российского федерализма будет способствовать демократизация политического режима и активизация гражданского общества.
Заключение
Федерация является распространенной формой государственного устройства. Ныне в мире насчитывается около 30 федеративных государств, большинство из них крупные по территории и численности населения сообщества.
Федерации создаются по различным признакам. Наиболее распространенными являются федерации, построенные по территориальному признаку.
Существуют федерации, в которых
при доминировании
Вместе с тем следует отметить, что деление федераций на различные виды весьма условно. В чистом виде не существует ни территориальной, ни этнонациональной, ни языковой модели федерации. Нет и федераций вообще в «чистом виде». Любая федерация имеет черты унитаризма. И, наоборот, унитарное государство, в определенной степени, является носителем элементов федерализма.
Федерация есть форма разграничения
предметов ведения между
Федерации отличаются друг от друга по степени централизации власти и управления. Преобладают федерации централизованные, в которых довольно широк круг вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федерации.
В федеративных государствах предусмотрены гарантии выполнения решений федеральных органов на всей территории федерации.
Взаимоотношение между федерациями и их субъектами развиваются противоречиво. Преобладающей является тенденция к интеграции при сохранении определенных гарантий прав и интересов субъектов федерации. Ныне федерации остаются одной из эффективных и жизнеспособных форм государственного устройства.
В своей работе я попыталась раскрыть понятие «федерализма». Итак, сам федерализм является важнейшим принципом основ конституционного строя многих современных государств.
Вопрос был рассмотрен, насколько это представлялось возможным, достаточно подробно. Проанализированы соотношение различных форм государственного устройства, определены признаки, характерные для понятия «федерализма» в целом.
Список использованной литературы
1.Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998
2. Ященко А. Международный федерализм.
3. Топтарева И.Б. Политико-правовые истоки учения о федерализме // Право и политика. 2001.
4. Дж. Два трактата о правлении // Соч. в 3 т. М., 1988. Т. 3
5. Грибанова Г.И. Федерализм и демократия в современной России // Демократия и федерализм в России. М., 2007.
6. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. №5.
7. Чиркин В. Е.Модели современного федерализма: Сравнительный анализ //Государство и право. 1994. № 8-9
Информация о работе Специфика и особенности российского федерализма