Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 17:35, контрольная работа
В настоящее время федерализм выступает как наиболее целесообразная и политически необходимая форма демократического управления государством с огромной территорией и большой численностью населения. То обстоятельство, что современная Россия должна быть федеративным государством, доказывается и собственной историей России, и мировой практикой обеспечения стабильности и эффективности государственной власти через федерализацию государств с так называемыми стагнационными внутритерриториальными конфликтами.
Введение.
1. история развития идеи федерализма.
2. понятие и основные признаки федерализма.
3. федерализм в современных государствах.
4. специфика и особенности российского федерализма.
Заключение.
Список использованной литературы.
Федеративные государства, возникая на договорных началах, основывают свою дальнейшую деятельность на конституциях. В федеральных парламентах помимо палат, представляющих субъекты федерации, есть нижние палаты, принимающие законы и являющиеся представительством всего народа данного федеративного государства. Поэтому очень скоро федерации (стоит набрать силу) обнаруживают тенденцию к укреплению федерального центра.
Сепаративные теории в сущности являлись отрицанием федерализма, поскольку признавали только две крайности: унитарное государство (при полном подчинении провинций) либо конфедерация (если сохранялся суверенитет субъектов федерации).
Практическая
Концепция, объясняющая такую
природу федеративного
Со стороны отдельных субъектов федерации, если они заявляют о своем исключительном положении в федерации с точки международного статуса. Юридическое основание межгосударственного объединения есть договор, который по желанию сторон может быть расторгнут. Юридическое основание федеративного государства как корпорации частного права есть конструкция, нарушение которой влечет необходимые санкции против нарушающего единство государства субъекта федерации. Власть федерации суверенна и распространяется на субъекты федерации.
Опыт истории показывает, что создавать какую-либо общую теорию федерализма или единую модель невозможно и не имеет смысла. Но поскольку идея федерации прочно овладела умами людей в XX в. и имеет тенденцию к еще более широкому развитию в следующем тысячелетии, возникает настоятельная необходимость суммировать все достижения и просчеты, которые имелись на ее пути. Эта огромная работа требует совместных научных исследований в масштабах всего мира и вряд ли стоит категорически отрицать кажущуюся нам сегодня утопической идею глобального федерализма, выдвинутую в Манифесте Вентотена еще в ходе Второй мировой войны (1941 г.). Углубляющиеся процессы европейской интеграции, которая много веков назад тоже возникла как утопия, уже поставили перед наукой множество проблем политического, экономического, юридического, социокультурного и иного порядка. Несомненно, что огромное значение будет иметь для человечества опыт Российской Федерации.
2. Понятие и основные признаки федерализма.
Термин «федерация»
Применение системного подхода
переключило акценты на систему
связей и отношений, согласно которой
«федеративное государство
Есть еще одна проблема, связанная с определением федерации через отношения власти различного уровня. Некоторые авторы, исследуя федеративные государства, пришли к выводу, что административные границы внутри федерации не всегда являются границами для разграничения различных уровней власти. Современный исследователь федерализма И.А. Умнова определяет «природу федеративного государства» как «систему организации в обществе государственной власти, самоуправляемой на основе договора». Любая федерация по своей сути самоуправляемое договорное государство, в котором разделение и осуществление государственной власти на всех уровнях должно основываться на достижении договоренности и самоуправления. Если власть делится меду центром и составными частями «сверху», без согласия составных частей федерации либо согласования с ними, то в этом случае, какие бы ни были права у территорий, государство не может быть признано по своей природе федеративным. Даже в том случае, «если власть разделена на основе согласия сторон, но ни центр, ни составные части не обладают полнотой власти для осуществления своих функций, не имеют возможности самодостаточно самоуправляться, то в этом случае федерализм подменяется либо унитаризмом, либо конфедеративным устройством».
К общим признакам федерации
относят:
1) территория государства состоит
из территории субъектов;
2) верховная власть принадлежит
федеральному правительству;
3) субъекты федерации могут иметь
собственную Конституцию и правовую систему;
4) единое гражданство федерации
и ее субъектов;
5) в структуре федерального парламента
имеется палата представителей субъектов
федерации;
6) внешние отношения осуществляют
органы власти федерации.
3. Федерализм в современных государствах.
Современный федерализм —
это национально-
В настоящее время в мире свыше 20 государств, имеющих федеративное устройство. Среди них есть страны, вступившие на путь постиндустриального развития (США, Канада, Германия), страны с высоким уровнем капиталистического развития (Австрия, Бельгия, Швейцария, Австралия), так называемые «новые индустриальные страны» (Индия, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Мексика, Малайзия), развивающиеся страны (Нигерия, Коморские острова, Федеративные Штаты Микронезии). Есть федерации и среди стран Персидского залива – Объединенные Арабские Эмираты.
Заметим, что процесс федерализации продолжается, хотя нельзя не отметить и распад отдельный федераций. В 1989 г. федерацией стало королевство Бельгия. «Мягкой федерацией» стало Босния и Герцеговина, состоящая из двух образований: Федерации БиГ (Босния и Герцеговина) и Республики Сербской, которые имеют высокий уровень реальной самостоятельности в политической, экономической, военной и других областях жизни. Фактически по пути федерализма идет Великобритания: в историко-географических областях начался процесс формирования законодательных органов (например, прошли выборы парламента в Шотландии). Фактически к числу федеративных государств можно было бы отнести и некоторые республики СНГ, хотя де-юре таковыми они себя не считают. Так, в состав Грузии (согласно ее Конституции) входят Абхазская и Аджарская республики, Южно- Осетинская автономная область.
Во многих зарубежных федерациях накоплен богатый опыт внутрифедеративных отношений, который, разумеется, в определенной мере, может быть учтен и при реформировании российского федерализма.
Анализ современного федерализма в мире свидетельствует о том, что повсеместно наблюдается тенденция к интеграции — экономической, политической, правовой. Во-первых, создание и сохранение в пределах федеративного государства единого экономического рынка, единого экономического пространства. Это положение закреплено в конституциях многих федеративных государств. В конституции США в статье IV, раздел 3 записано, что «Конгресс имеет право распоряжаться территорией или иной собственностью, принадлежащей Соединенным Штатам, и издавать относительно них все необходимые постановления и предписания», а в разделе 8 статьи I Конгресс наделен такими, к примеру, правами, как устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизы (причем все сборы, пошлины и акцизы должны быть единообразны повсеместно в Соединенных Штатах), регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами, чеканить монету, регулировать ценность американского доллара и иностранной монеты, устанавливать единицу весов и мер. В конституции Австрии зафиксировано, что территория федерации едина в области валютных, хозяйственных и таможенных отношений, а в Конституции ФРГ определено право федерации и земель учитывать при ведении своего бюджетного хозяйства общий экономический баланс, предоставлять землям финансовую помощь, которая необходима для того, чтобы избежать нарушения общего экономического равновесия или чтобы компенсировать возможные экономические различия на территории федерации.
В большинстве зарубежных федераций их субъекты (штаты, земли, провинции и др.), в отличие от субъектов конфедераций, не обладают суверенитетом. Они не имеют права выходить из состава федераций, не обладают верховенством своих законов над федеральными, лишены права самостоятельно осуществлять внешнеполитические связи. Вновь обратимся к Конституции США. В разделе 10 статьи Х записано: «Ни один штат не может заключать какой-либо договор, вступать в союз или в конфедерацию, содержать войска или военные суда в мирное время, заключать какое-либо соглашение или договор с другим штатом или с иностранной державой, либо вести войну».
И, наконец, в федерациях
четко просматривается
Всякому федеративному государству присущи те же свойства, что и унитарному государству (единая территория, население, размещенное на этой территории; власть, действующая на территории всего государства) и федеративное государство является весьма сложной системой и к нему применима, как отмечает ряд авторов, «теория систем». И для укрепления федеративного государства, его целостности принципиальное значение имеют два положения: во-первых, чем сильнее взаимосвязь между элементами системы, тем выше уровень целостности этой системы; и, во-вторых, — никакая часть целого не может превалировать над целым.
4. Специфика и особенности российского федерализма.
Федеративное устройство России, закрепленное в Конституции 1993 г., основывается на принципах государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, равноправия и самоопределения народов.
Конституционные основы российского федерализма создают предпосылки для совершенствования управления огромной страной, упрочения государственности, территориальной и социальной целостности, развития демократии посредством соблюдения прав и законных интересов различных национальностей, обеспечения необходимого баланса экономических, политических, этнических и социальных сторон общественной жизни.
Федеративное устройство
государство тесно связано с
демократией. Так, известный американский
исследователь федерализма Д.
Г.И.Грибанова предполагает, что «в условиях демократического транзита политические элиты оказываются вынужденными для сохранения территориальной целостности страны нередко обращаться не только к демократическим, но и авторитарным инструментам воздействия, усиливая уровень централизации государственного управления», откуда происходит противоречивость федеративных реформ (Грибанова, 2007, 197).
Информация о работе Специфика и особенности российского федерализма