Социально-экономические права граждан Европейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 09:26, контрольная работа

Краткое описание

Европейское право прав человека имеет собственную систему источников. Лиссабонский договор 2007 года внес принципиальные новшества в этот вопрос, придав полноценный характер Хартии ЕС об основных правах в качестве источника права ЕС и предоставив возможность ЕС присоединиться к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

Оглавление

Источники основных социально-экономических прав граждан Европейского Союза………………………………………………………………………………...3-11
Система и содержание основных социально-экономических прав……..12-17
Заключение……….…………………………………………………………18-19
Список использованной литературы………………………………………….20

Файлы: 1 файл

контрольная евросоюз.docx

— 43.88 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Источники основных социально-экономических прав граждан Европейского Союза………………………………………………………………………………...3-11
  2. Система и содержание основных социально-экономических прав……..12-17
  3. Заключение……….…………………………………………………………18-19
  4. Список использованной литературы………………………………………….20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Источники основных  социально-экономических  прав граждан Европейского  Союза.

      Европейское право прав человека имеет собственную  систему источников. Лиссабонский договор 2007 года внес принципиальные новшества  в этот вопрос, придав полноценный  характер Хартии ЕС об основных правах в качестве источника права ЕС и предоставив возможность ЕС присоединиться к Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

     Главной среди источников основных социально-экономических  прав граждан Европейского Союза, на мой взгляд, является Хартия Европейского Союза об основных правах, принятая 7 декабря 2000 г. Она представляет собой  итог всего предшествующего развития идей прав человека в конституционном и международном праве не только в Европе, но и во всем мире.

      Хартия  распространяет свое действие как на уровне государственного, так и на уровне международного права, тем самым  представляя первый фундаментальный «наднациональный» акт в сфере гуманитарного права. Этот документ впервые ставит своей целью защиту личности не от государства (или не только от государства) и его органов, но от надгосударственной организации и ее органов.

     Для России Хартия служит  не только важным образовательным материалом для повышения общей правовой культуры граждан и будущих юристов, но и является образцом для сравнения и совершенствования отечественного законодательства в области прав человека и законодательства, формирующего возможные интеграционные союзы России с другими странами.

     Для этого документа характерны преемственность и оригинальность. Так, с одной стороны, Хартия вобрала в себя основные достижения гуманитарного права, выработанные ранее, с другой - подошла к этим достижениям творчески и по-своему.

     О правопреемственности позволяет судить закрепленный в ст. 53 Хартии принцип недопустимости ограничения прав и свобод. Этот принцип закреплен в ряде других ранее принятых международных документов. Как следует из ст. 53 документа, ни одно из ее положений в своем толковании, а значит в претворении в жизнь, не должно наносить ущерба основным правам и свободам, признанным другими юридическими источниками в рамках права Союза, международного или внутригосударственного права. А это, в свою очередь, означает что Хартия может лишь улучшить, усовершенствовать существующее в Европе положение с правами человека, но ни в коем случае не ухудшить его.

     Об  оригинальности позволяет судить уникальный способ классификации основных прав и свобод. В отличие от привычного деления прав и свобод на первостепенные, к которым относились, прежде всего, гражданские и политические права и «второстепенные», к которым обычно причисляли группу социально-экономических прав, Преамбула и Хартия в целом рассматривают правовой статус человека и гражданина Европейского Союза в единстве и равенстве составляющих его прав и свобод, в чем одновременно проявляется также принцип единства и недискриминации прав и свобод в его «европейском варианте».1

       Основанием классификации в документе выступают не вид или сфера применения прав, а ценности, на защиту которых они направлены: человеческое достоинство, свобода, равенство, солидарность. В этом проявляется принцип неделимости основных прав и свобод, который отражен в Преамбуле документа.2

     В Хартии в качестве основных прав консолидированы  все личные, политические и социально-экономические права Социальные права по своей природе хотя и сохраняют во многом программный характер, но они более не считаются второстепенными.3

     Хартия  Европейского Союза об основных правах состоит из Преамбулы, которая указывает причины и цели принятия Хартии, ее источники, основополагающие ценности, и 54 статей, сгруппированных в 7 глав.

     Главная идея Преамбулы и Хартии в целом, заключается в том, что человеческая личность помещается в центр деятельности Европейского союза посредством введения гражданства Союза и создания пространства свободы, безопасности и правосудия, что прямо предусмотрено в абзаце 2 Преамбулы.

     Преамбула раскрывает логику закрепления в  Хартии основных прав  и свобод человека вокруг семи основополагающих принципов-ценностей, воплощающих в себе единый комплекс, составляющий правовой статус личности: принцип уважения человеческого достоинства, принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина, принцип равенства, принцип солидарности, принцип демократии и принцип правового государства. Особо подчеркивается, что эти принципы основаны на духовном, нравственном и историческом наследии народов Европы (абз. 2).

     Соответственно  названы и главы Хартии: I –  Достоинство, II – Свободы, III – Равенство, IV – Солидарность, V– Гражданство, VI – Правосудие. Соединенные вместе они и дают то, что мы называем демократией.

     Такое объединение прав-ценностей, прав-принципов  без разделения их на группы в соответствии с традиционными классификациями, в неразрывной связи с ответственностью и обязанностями (абз. 6), которые мы видим в Преамбуле, подчеркивает растущую универсальность и единство правового статуса человека и гражданина Европейского Союза и одновременно отражает принцип неделимости основных прав, свобод, ответственности и обязанностей, как они зафиксированы в Хартии.4

     Принцип недопустимости ограничений прав и свобод усиливает общую структуру правового статуса гражданина Европейского Союза.

     Несмотря  на то, что в Хартии первостепенная забота направлена на человека, как  индивидуума, уделяется внимание и  коллективам людей, политически  организованным на местном, региональном, национальном и европейском уровнях. Поэтому развивая общие ценности, Союз уважает «в то же время разнообразие культур и традиций народов Европы, а также национальную индивидуальность государств-членов и организацию их публичной власти…» (абз. 3 Преамбулы).

     Выше  сказанное означает, что защита прав и свобод человека при помощи права Европейского Союза не вытесняет и не подменяет соответствующие правовые механизмы государств-членов. То есть, защита прав человека на уровне Европейского Союза является еще одним, дополнительным правовым механизмом, который, одновременно, и унифицирует существующие национальные системы защиты прав и свобод, объединяет их с действующими международно-правовыми актами и при этом существует параллельно с ними, не исключая, а логически дополняя их.

     Отчетливо отразившиеся новейшие тенденции развития современного права в тексте документа обусловлены новыми концептуальными походами, использовавшимися при создании Хартии. Кроме того, проявились и новые тенденции, которым еще предстоит сформироваться.

     Также, из текста и смысла рассматриваемого документа можно вывести принципиально новую тенденцию развития гуманитарного права Она состоит в поиске правовых средств ограничения негативных последствий интеграции, интернационализации и глобализации. Началом этого процесса может стать предпринятая Хартией попытка нового, более гармоничного сочетания прав и свобод с обязанностями и ответственностью друг перед другом, «человеческим обществом и будущими поколениями». Тем более, что эта ответственность касается такого нестандартного единого комплекса субъектов, который в настоящем времени охватывает личность, государства, нации, интеграционные объединения и человечество в целом, а в будущем – обращено к еще не существующим будущим поколениям.5

     Помимо  этого, в Преамбуле отражено новое  осмысление принципа ненасилия, проявляющегося в стремлении к эволюционному созиданию без разрушения, огульного отрицания и насилия, что означает выбор объединяющейся Европы взвешенного, цивилизационного, а не революционного движения из уважаемого прошлого через толерантное настоящее к достойному будущему.

     Хартия  основных прав Европейского Союза отразила также тенденцию все большего сближения и взаимопроникновения  гуманитарных положений конституционного права и международного права. В  этом также отразилась общемировая  тенденция унификации гуманитарного  права, а также все большего выдвижения его на ведущее место.

     С расширением Европейского Союза  дальнейшее развитие получит тенденция территориального расширения «европейского гуманитарного права», а также расширение его влияния как примера или как «мирового гуманитарного стандарта».

     В связи с прекращением идеологической конфронтации между «социализмом» и «капитализмом» идеи прав человека превращаются в мировую идеологию, которая, тем не менее, может использоваться как коварное орудие в целях достижения теми или иными кругами своего господства. В этом плане следует особое внимание обратить на формирование «наднационального», в том числе европейского, гуманитарного права.

     В ходе развития гуманитарной сферы европейского права происходит своеобразное отлаживание его методов. Поскольку право Европейского Союза находится где-то между международным и конституционным правом, в нем должны присутствовать собственные своеобразные методы регулирования. Если в международном праве более всего приемлем метод координации, согласования, то в конституционном праве с закономерностью преобладает императивный метод, метод подчинения. Обоснованным становится и то, что в праве Европейского Союза участники этого объединения сначала договариваются и координируют свои позиции, а затем в своей деятельности подчиняются достигнутым договоренностям, то есть все более формируется и отлаживается метод «скоординированной субординации». Этот метод, как представляется, с неизбежностью будет все больше использоваться человечеством в будущем.

     В Преамбуле отчетливо зафиксирован расширительный характер закрепления  в Хартии прав и свобод человека. Прежде всего, она требует безусловного соблюдения прав и свобод, зафиксированных  уже действующим законодательством. Помимо этого, Преамбула предусматривает по возможности постоянное дополнение этого списка правами, возникающими в результате социального прогресса, научного и технологического развития, стремясь при этом закрепить не минимальный уровень, как это обычно принято в международно-правовой практике, а возможно достижимый максимум их числа и уровня осуществления. В абз. 4 Преамбулы ставится цель «усилить защиту основных прав, обеспечив посредством Хартии более ясное их выражение».

     В Хартии отразилась интересная и чрезвычайно  гуманная идея, стимулирующая дальнейшее совершенствование правового статуса  граждан. Она состоит в стремлении признавать практически равным законодательно закрепленному достигаемый на практике все более превышающий, по сравнению  с формально закрепленным, реально достигнутый уровень осуществления прав и свобод человека.

     Важная тенденция, особенно усилившаяся со второй половины XX века, нашла свое отражение и в Хартии, а именно, в документе укрепляются и расширяются возможности судебной защиты прав и свобод граждан и других лиц, находящихся на территории ЕС.

     В завершающей ее части Преамбула (абз. 6) подчеркивает, что «пользование данными правами порождает ответственность и создает обязанности как перед другими лицами, так и по отношению к человеческому обществу и будущим поколениям». Это положение Преамбулы не вполне традиционно для такого рода документов, поскольку обычно Преамбулы рассматриваются лишь как вводные общие положения, не предусматривающие конкретных прав и не порождающие обязанностей.

     Хартия  обращена как к современному человечеству, так и к будущим поколениям, что делает ее одновременно «программным»  документом.

     Прогрессивное развитие Хартией гуманитарного  права приводит к все большему сближению и взаимопроникновению «Европейского права» и «права Европейского Союза», расширению и обогащению последнего. Это расширение и сближение происходит прежде всего за счет права Совета Европы и авторитета Европейской Конвенции 1950 г.

     Абзац 5 Преамбулы устанавливает в Хартии задачу полной имплементации прав и свобод, которые вытекают «из Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, социальных хартий, принятых Сообществом и Советом Европы, а также из судебной практики Суда Европейских сообществ и Европейского суда по правам человека». Это свидетельствует об унификации как гуманитарного права в целом, так и права Европейского Союза и права Совета Европы, а также судебной практики по правам человека (особенно Европейского Суда по правам человека, находящегося в Страсбурге) и существующих в Европе механизмов их защиты. Все это обеспечивает более эффективные формы и средства защиты прав человека и гражданина в самых различных государствах мира.

     В Хартии отразилось стремление при посредстве инструментария прав и свобод человека, в значительной степени созданного в результате деятельности Совета Европы, обеспечивать внутреннюю стабильность и безопасность, достигать консенсуса в рамках интеграционной группировки, сводя к минимуму классовые, национальные и иные конфронтации, по возможности избегая грубого наднационального или государственного принуждения, мирно разрешая в интересах граждан возникающие конфликты, балансируя в рамках Союза интересы индивидуумов, мест, регионов и стран, обеспечивая при этом поддержку слабым и перспективы сильным, находя эффективные стимулы и инструменты для прогресса и пользования большинством населения Европейского Союза его плодами.6

Информация о работе Социально-экономические права граждан Европейского Союза