Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 22:45, курсовая работа
Сама идея государства такого типа возникла первоначально в теории - в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина - как противопоставление государствам других типов, власть в которых принадлежит эксплуататорскому меньшинству и используется прежде всего для подавления эксплуатируемого большинства. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Предполагалось, что власть в начальный период будет принадлежать рабочему классу, который будет использовать ее, прежде всего, для организации всех трудящихся для построения социалистического общества, а также для подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Считалось, что освобождение рабочих и крестьян от власти капиталистов и помещиков, национализация средств производства приведут к невиданному росту производительности труда, народного благосостояния, культуры, сделают всех трудящихся активными строителями новой жизни, привлекут их всех к участию в управлении делами государства и общества. Государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, перестанет быть собственно государством, станет «полугосударством», а затем и отомрет, будет заменено органами народного самоуправления.
Введение
Глава 1. Понятие и признаки социалистического государства
Глава 2. Возникновение и развитие социалистического государства и права
Глава 3. Перспективы развития социализма
Заключение
Список литературы
Это проблема не только российская. Всюду, где исторически были сильны коммунистические партии, социал-демократы были слабы. Так было в Италии, где изначально социал-демократическая партия так и не состоялась, а нынешняя образовалась на базе бывшей компартии. Так было во Франции, где до 70-х годов коммунистическая партия не давала подняться социалистам. Так было на постсоветском пространстве и в бывших странах Восточной Европы, где ведущими левыми партиями стали бывшие компартии…
Могли ли наши коллеги из «Справедливой России» попытаться каким-либо образом исправить ситуацию? Безусловно. Но вместо того, чтобы бороться за коммунистический электорат, они выстраивали свою тактику на попытке перехвата электората «Единой России». Действуя по формуле, что они более путинская партия, чем партия Путина, эсеры потратили на это достаточно бессмысленное занятие громадное количество сил и времени.
Вторая важная причина состоит в том, что социал-демократия как левоцентристская идея всегда возникала в определенных исторических условиях, которых в современной России, с моей точки зрения, нет. Каковы эти условия? Социал-демократия и левоцентристские партии создавались как политическая функция профсоюзного движения, стоящего на позициях классовой борьбы. То есть, для постоянного сокращения прав работодателя в пользу работника до полного захвата средств производства. Это была идея, охватывавшая все профсоюзное движение в целом. На сегодняшний день таких условий нет даже в Западной Европе. Идея классовой борьбы сменилась на идею социального партнерства. А в этом социал-демократам уже нисколько не уступают их основные оппоненты — консерваторы. Если мы сравним, скажем, политику Тони Блэра с политикой ХДС/ХСС в Германии, мы будем играть в игру «найдите 10 различий». Социалистические партии Европы во многом называются так уже в силу лишь сложившейся исторической традиции. Не потому, что они предполагают строить по Франкфуртскому манифесту демократический социализм — нет, просто сложилась такая традиция называться социалистами.
В России на сегодняшний день эсеры и социал-демократическая идея в целом оказались зажатыми в сильно ограниченном идеологическом пространстве. Между достаточно крепкими коммунистами и сильной консервативной партией с ярко выраженной социальной направленностью. Практически невозможно сегодня быть социальнее «Единой России». Потому что даже в условиях кризиса мы повышаем пенсии, напрягая предпринимателей, повышаем для этого взносы во внебюджетные социальные фонды, мы выполняем все обязательства, хотя повсеместно в мире идет сокращение социальных программ, мы выстраиваем диалог с общественными организациями, профсоюзами… Мы занимаемся тем, чем должны были бы заниматься социал-демократы. Поэтому им для того, чтобы быть заметными и нужными, надо переходить на платформу Коммунистической партии, а эта платформа уже занята.
В итоге получается, что в ближайшем обозримом будущем у социалистической идеи в России перспективы достаточно туманны. Будут существовать партии и движения, но они не смогут претендовать на охват сколь-нибудь значительного большинства. И, полагаю, вторая партия, которая рано или поздно возникнет в России в качестве основного конкурента «Единой России», не будет социалистической. Это будет партия, построенная по иным принципам. Ведь существующее сейчас представление о том, что консерваторам обязательно должны противостоять социалисты, навеяно только одним — нашей привычкой все мерить по западным меркам.
Заключение
Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности в христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.
Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В. И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.
Марксизм утверждал, что пролетарское
государство с момента своего возникновения уже не является собственно
государством, а становится отмирающим
"полугосударством", которое затем
будет заменено коммунистическим общественным
самоуправлением.
Государства бывших социалистических
стран признавались государствами высшего
и исторически последнего типа. Они противопоставлялись
всем эксплуататорским государствам.
В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные большими деформациями переходные к социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реалистичны, они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. (Марксизм-ленинизм отводил строительству социализма и социалистического государства непродолжительное время). Кроме того, догматизм в теории, субъективизм, постоянное забегание вперед стали причинами многочисленных ошибок и деформаций в практической деятельности. Тем не менее, большой опыт по строительству социалистической государственности должен быть глубоко проанализирован и изучен: просчеты, ошибки и достижения, несомненно, будут полезны как живущим, так и грядущим поколениям, ибо идеи социализма и благородны, и бессмертны.
Список литературы
19.Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов, 2004.
20. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1999. –776 с.
21. Тилле А.А. Право абсурда: Социалистическое феодальное право. М., 2002.
22.Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 2006.
23.Учение К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина о социалистическом государстве и праве: История развития и современность. М., 2008.
24.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега – Л, 2006. – 382 с.
25.Энциклопедический словарь / под ред. Б.А. Введенский. – В 3 т. Т. 2. – М.: БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, 1955.
26.http://www.rosconservator.