Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 22:45, курсовая работа
Сама идея государства такого типа возникла первоначально в теории - в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина - как противопоставление государствам других типов, власть в которых принадлежит эксплуататорскому меньшинству и используется прежде всего для подавления эксплуатируемого большинства. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Предполагалось, что власть в начальный период будет принадлежать рабочему классу, который будет использовать ее, прежде всего, для организации всех трудящихся для построения социалистического общества, а также для подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Считалось, что освобождение рабочих и крестьян от власти капиталистов и помещиков, национализация средств производства приведут к невиданному росту производительности труда, народного благосостояния, культуры, сделают всех трудящихся активными строителями новой жизни, привлекут их всех к участию в управлении делами государства и общества. Государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, перестанет быть собственно государством, станет «полугосударством», а затем и отомрет, будет заменено органами народного самоуправления.
Введение
Глава 1. Понятие и признаки социалистического государства
Глава 2. Возникновение и развитие социалистического государства и права
Глава 3. Перспективы развития социализма
Заключение
Список литературы
Рядом правовых актов определялась политика государства по отношению к «подрастающему поколению». В апреле 1936 г. вводится институт патроната: дети-сироты и дети, отобранные у родителей по постановлению суда, могли передаваться на воспитание в другие семьи. В июне 1936 г. принимается постановление ЦК и СНК СССР «О воспрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширение сети родительных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах».
В апреле 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР устанавливается уголовная ответственность за тяжкие преступления (убийство, изнасилование, нанесения увечья, кража) для несовершеннолетних двенадцатилетнего возраста; за все остальные преступления (по майскому 1941 г. Указу) ответственность устанавливалась с 14-летнего возраста.
Развитие права в конце 40-50-х гг.
В послевоенный период в сфере правового регулирования экономикой договор вновь становится одним из важнейших стимулов, делаются попытки сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом. В апреле 1949 г. Совет Министров СССР принял постановление «О заключении хозяйственных договоров», в котором закреплялась двойная система договоров: генеральные заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные — между предприятиями. Договоры должны были содержать ряд обязательных положений: количество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки исполнения и формы ответственности сторон.
В мае 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, расширявший права руководителей ведомств в области распоряжения материальными ресурсами и денежными средствами, резко ограниченные с февраля 1941 г. (когда были запрещены продажа, обмен, отпуск на сторону оборудования и материалов, а также передача одним ведомством другому зданий и сооружений). Эти изменения в правовом режиме государственного имущества совпали с передачей в 1958 г. сельскохозяйственной техники от государственных МТС колхозам.
Произошли изменения в области трудового законодательства. В июле 1945 г. на основе закона о демобилизации местным органам власти и руководителям предприятий вменялось в обязанность срочное (в течение месяца) предоставление работы демобилизованным военнослужащим. Потребность в большом количестве рабочей силы потребовала восстановления организованного набора рабочих на основе договоров с колхозами. Воссоздавались специальные органы по вербовке рабочей силы.
С февраля 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между хозорганами и профсоюзами. В апреле 1956 г. издается Указ Президиума Верховного Совета СССР, отменявший уголовную ответственность за прогулы и самовольный уход с предприятия, она заменялась дисциплинарной ответственностью. В январе 1957 г. принимается новое Положение о порядке разрешения трудовых споров, на основе которого на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам (по вопросам увольнения, перевода, оплаты и пр.). Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде.
В 1954 г. при правительстве создается Комитет по вопросам труда и заработной платы, осуществивший в 1955-1960 гг. ряд мер по упорядочению заработной платы. С 1956 г. сокращается продолжительность рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни, а также для работающих подростков в течение всей недели, увеличивается продолжительность отпусков по беременности и родам.
В июле 1958 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профсоюза. На фабзавкомы возлагался контроль за выполнением администрацией предприятия законодательства о труде и правил по технике безопасности, за работой предприятий торговли и общественного питания, за правильной оплатой труда и т.п. Увольнение работающих по инициативе администрации могло осуществляться только с согласия фабзавкома.
В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, установивший единые критерии для назначения пенсий: возраст (для мужчин 60 лет, для женщин 55), трудовой стаж (для мужчин 25 лет, для женщин 20), среднемесячный размер зарплаты. (При назначении пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья или при профессиональном заболевании возраст и стаж работы не учитывались.) Закон установил минимум и максимум пенсионных выплат, для категорий низкооплачиваемых работников пенсионные ставки повышались.
В области колхозного права важнейшим послевоенным актом стало сентябрьское 1946 г. постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», направленное на закрепление за колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование. Для контроля за выполнением Устава сельхозартели при правительстве был создан Совет по делам колхозов. В апреле 1948 г. принимается другое постановление правительства «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах», упразднившее такую структурную производственную единицу колхоза, как звено, и восстановившее производственную бригаду в качестве основной формы организации труда в колхозе. В марте 1955 г. новым постановлением правительства «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» отменялся старый порядок детализированного планирования в колхозах (МТС, райисполком, колхоз). По новым правилам райисполкомы стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок и натурой, конкретное планирование своего производства стали осуществлять сами колхозы.
В марте 1956 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли постановление «Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управления делами артели», в котором колхозникам на их общих собраниях предоставлялось право дополнять и применять некоторые положения Устава сельхозартели 1935 г. Сами колхозы могли определять размеры приусадебных участков, количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и исключать из нее. При этом общие принципы Устава (неделимость земельного фонда колхоза и др.) оставались в силе. С 1958 г. (после реорганизации МТС) были отменены обязательные поставки сельхозпродукции и натуроплаты, вместо них был установлен порядок закупки сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы оплаты труда в колхозе: вводились ежемесячное авансирование колхозников и форма денежной оплаты по дифференцированным расценкам труда.
В области уголовного права послевоенные изменения выразились в изменении круга субъектов, изменении видов наказания, в отмене чрезвычайных положений закона и пр. В июле 1945 г. был принят указ Верховного Совета СССР «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией», освободивший от наказания или смягчивший наказание лицам, осужденным за менее тяжкие преступления (осужденные на срок до трех лет освобождались полностью). С большого числа осужденных (на срок до одного года) снималась судимость; со всех лиц, к которым в военное время были применены административные взыскания и штрафы, снималась административная ответственность. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь (е 1950 г. она была восстановлена в исключительных случаях).
Одновременно усиливалась ответственность за хищение государственного и общественного имущества: в июне 1947г. за эти виды преступлений были увеличены сроки наказания (до 10-25 лет), к лишению свободы приговаривались также лица, виновные в недоносительстве по этим преступлениям. В кодексах были отменены статьи, предусматривавшие дифференцированные виды хищений общественной собственности и соответствующие им виды наказаний, произошла унификация состава данного преступления, что привело к возникновению трудностей в судебной практике и большему произволу в судебных решениях. Уголовная ответственность была усилена также по ряду других составов: в июне 1947 г. за разглашение государственной тайны и утерю документов, содержащих тайну; в апреле 1948 г. за изготовление и продажу самогона; в январе 1949 г. за изнасилование.
В Указе Президиума Верховного Совета СССР (март 1953 г.) об амнистии была сформулирована идея замены уголовной ответственности за некоторые виды должностных, хозяйственных, бытовых преступлений административной и дисциплинарной ответственностью. В 1954 г. отменяется уголовная ответственность за производство абортов (само запрещение абортов отменяется только в ноябре 1955 г.), за прогулы, самовольный уход с работы и др. С января 1955 г. снижаются уголовные наказания за мелкие хищения (за некоторые из них устанавливаются исправительно-трудовые работы), которые выводятся из под действия июньского Указа 1947 г.
В области уголовного процесса особых изменений не произошло, были отменены некоторые чрезвычайные процедуры, действовавшие в условиях военного времени.
В декабре 1958 г. принимаются новые Основы у головного законодательства Союза ССР и союзных республик, а также законы об уголовной ответственности за государственные и воинские преступления. В качестве главной задачи Основы провозглашали «охрану советского и государственного строя, социалистической собственности, социалистического правопорядка, личности и прав граждан». Преступным признавалось общественно опасное деяние, прямо предусмотренное законом. Отменялся ранее действовавший принцип аналогии. Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание за него, не имел обратной силы, т.е. не распространялся на деяния, совершенные до момента его введения.
В октябре 1960 г. Верховный Совет РСФСР принял новый Уголовный кодекс РСФСР, разработанный с учетом Основ уголовного законодательства.
В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР, закрепившие такие принципы: осуществление правосудия только судом на началах равенства граждан перед законом и судом, коллегиальность рассмотрения дел в суде, независимость судей и их подчинение только закону, гласность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому права на защиту и др. Следствие по уголовным делам осуществляли следователи прокуратуры, по особо опасньм государственным преступлениям — следователи органов госбезопасности. Следователи прокуратуры получали право давать обязательные указания органам дознания. Защита получала право принимать участие в процессе с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия, по делам несовершеннолетних — с момента предъявления обвинения.
Кодификационная работа велась весьма интенсивно. В декабре 1958 г. были Приняты Основы законодательства в области судоустройства, уголовного процесса и уголовного права. В декабре 1961 г. принимаются Основы гражданского законодательства и Основы гражданского судопроизводства. Были подготовлены проекты Основ законодательства о семье и Основ законодательства о труде. В 1960 г. РСФСР приняла новые уголовный и уголовно-процессуальный кодексы и закон о судоустройстве, в 1964 г. новые гражданский и гражданско-процессуальный кодексы. Подзаконными актами, принимаемыми высшими органами Союза ССР и союзных республик, были Указы Президиума Верховного Совета, постановления и решения Совета Министров.
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИЗМА
Идея возрождения государственного социализма в России все еще находит в обществе поддержку. Этому есть объяснение. В стране живет достаточно много людей, привыкших жить по подобному лекалу. У нас сохранился целый ряд институтов, который был создан в условиях государственного социализма. И каждая реформа, каждое преобразование этих институтов воспринимается еще многими людьми достаточно болезненно. Что, естественно, порождает ностальгическое желание сохранить прежнюю жизнь или вернуть «как было».
С этим нельзя не считаться. Во-первых, потому что это наши соотечественники. А во-вторых, в случае системного кризиса, если Россия вдруг потеряет управляемость, возрождение государственного социализма как одного из вариантов развития страны может стать вполне реалистичным. Но поправит ли он ситуацию? Безусловно, нет.
Государственный социализм как система уже был опробован во многих странах мира, причем в разных вариантах: вариант Сталина, вариант Мао Цзэдуна, … Каков же итог? Да, он может сработать на определенном этапе как мобилизационная модель. Как модель, которая восстанавливает (не говорим о цене этого восстановления) управляемость обществом и территорией, которая даже способна подвигнуть общество на определенный качественный рывок, связанный, например, с индустриализацией. Но что происходит дальше? Опыт показал, что управлять уже созданной моделью государственный социализм не в состоянии. Он не в состоянии обеспечить творческое последовательное эволюционное преобразование этой модели в ее дальнейших этапах в соответствии с собственной доктриной.
В качестве примера удачной реализации государственного социализма оппоненты пытаются привести Китай. Но это обыкновенная иллюзия. Единственное, что роднит современный Китай с системой государственного социализма, — это название правящей партии: Коммунистическая партия Китая. На самом деле экономика там ультра-либеральная и капиталистическая, а социальная система в гораздо меньшей степени соответствует стандартам государственного социализма, к которым привыкли мы. Вот этот «социалистический рай» и позволяет Китаю, используя дешевую рабочую силу, зажатую в достаточно авторитарных условиях, создавать конкурентные преимущества на мировом уровне.
И получается, что возврат к системе государственного социализма, во-первых, будет очень дорого стоить нашему населению, которое уже привыкло жить в более комфортных условиях. Во-вторых, не имеет дальнейших перспектив для развития России. Ибо крах государственного социализма один раз уже привел к ликвидации государства как такового, и в случае реставрации, возможно, приведет к еще более тяжким последствиям.
А что же социал-демократия? Именно это течение на левом фланге политической системы страны предполагалось наиболее вероятным оппонентом «Единой России». На съезде нашей партии Борис Грызлов говорил, что мы были бы крайне заинтересованы в появлении и становлении сильной социал-демократической партии. Но есть ли сегодня для этого объективные предпосылки? С моей точки зрения, нет.
Попытки создания левоцентристских партий в современной России предпринимались многократно. Как правило, по одной и той же схеме — при поддержке власти или части властных элит эта структура должна была занимать политическую нишу между партией власти и КПРФ. Так были созданы Аграрная партия, Конгресс русских общин, «Отечество — Вся Россия», «Родина», «Партия жизни» и сегодня — «Справедливая Россия». Цикл, как правило, один — победа на первых же думских выборах и поражение на последующих, а то и вовсе ликвидация партии как самостоятельного субъекта сразу после выборов. Так происходило постоянно и последовательно. Были разные лидеры — более или менее харизматичные; были разные варианты программ — более или менее соответствующие российской традиции. Но результат всегда был один — эти партии уходили с политической арены. В этом есть некая закономерность.
Давайте попробуем проанализировать, в чем причины такой закономерности.
Первая, на мой взгляд, наиболее значимая и важная, которая бросается в глаза, — это наличие сильной КПРФ. Российские коммунисты, в отличие от абсолютно не устоявшейся в общественном сознании социал-демократии, фактически захватили, стали распорядителями основного мифа — мифа социальной справедливости, который подпитывает левую идею. Это однозначно и очевидно для всех. Поэтому в данном случае эсеры не могут составить конкуренцию коммунистам.