Системы права в римском частном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:41, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время термин «частное право» сохранился в ряде буржуазных государств, в особенности там, где имеется различение гражданского и торгового права. В эти государствах (например, Франция, Германия) частное право включает в себя главным образом: а) гражданское право, б) торговое право.
Цель данной работы–попытка охарактеризовать роль римского права в истории развития частного права и попытаться понять основания возникновения обязательств в римском частном праве.

Оглавление

Введение
. Системы права в римском частном праве
. Способы прекращения обязательств в римском праве
Казусы
Задание
Литература

Файлы: 1 файл

римское право.docx

— 37.63 Кб (Скачать)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

. Системы права в римском  частном праве

. Способы прекращения  обязательств в римском праве

Казусы

Задание

Литература

 

 

Введение

Среди отраслей римского права  на первом месте стоит, как с точки  зрения разработанности, так и с  точки зрения своего значения для  Рима и для последующих веков, именно частное право. Римское частное  право оказало могущественное влияние  на все дальнейшее развитие законодательства и правовых учений общества, основанного  на частной собственности. Оно представляет собой одно из важнейших исторических явлений права. В силу исторических судеб римского права, сделавших  его одним из факторов развития гражданского права, римское право должно быть знакомо каждому образованному  юристу.

Мы говорим о римском  частном праве, и потому необходимо выяснить, что понималось в Риме под частным правом.

Частное право - это нормы  права, защищающие интересы отдельного лица в его взаимоотношениях с  другими людьми. В область частного права входят семейные отношения, собственность, наследование, обязательства и т.п.

Частное право противополагается  публичному праву и является областью, непосредственное вмешательство в  которую регулирующей деятельности государства является ограниченным. Оно предоставляет известный  простор автономии отдельных  лиц, т.е. глав семейств, товаропроизводителей, выступающих на рынке, и подобных им частных собственников, представителей класса рабовладельцев: человек волен  защищать или не защищать свою собственность, волен предъявить иск или не предъявлять  иска; содержание договора определяется соглашением сторон, - и договор  защищается органами государства лишь в случае предъявления иска лицом, потерпевшим  от неисполнения договора. Еще законам XII таблиц приписывается выражение: когда лицо совершает договор  займа или приобретает собственность, то его словесные распоряжения да будут правом. Но эта частная автономия  имеет свои пределы, определяемые публичным  правом.

В настоящее время термин «частное право» сохранился в ряде буржуазных государств, в особенности  там, где имеется различение гражданского и торгового права. В эти государствах (например, Франция, Германия) частное  право включает в себя главным  образом: а) гражданское право, б) торговое право.

Цель данной работы–попытка охарактеризовать роль римского права  в истории развития частного права  и попытаться понять основания возникновения  обязательств в римском частном  праве.

 

.Роль римского права в истории развития частного права

 

 

 Римское право - это система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве древнего мира — Древнем Риме, и ставшая основой для правовых систем большинства современных европейских государств. Оно получило наибольшее развитие в эпоху принципата (первые три века нашей эры). 
Римское право включало две части: 
-публичное право; 
-частное право.

Публичное право — право, которое регулировало властные отношения,отношения между государством и частными лицами. Его нормы были обязательны во всех случаях и не могли быть изменены соглашением сторон (частных лиц). 
Частное право регулировало имущественные отношения между частными лицами. Его положения могли быть изменены соглашением сторон обязательства. 
Римские юристы создали стройную систему норм, регулирующих частноправовые отношения, которые неоднократно использовались при создании правовых систем других государств. Данная система была наиболее разработанной в истории античности, что предопределило рецепцию римского права и его изучение как в научных, так и в учебных целях.

Перед всяким историческим рассмотрением, в первую очередь  возникает проблема периодизации. Достаточно распространенной периодизацией является разделение римской истории на 4 периода:

1. архаический – 6в.  до н.э.- серед. 5в. до н.э. или  754-367 до н.э.

2. предклассический - серед. 5в. до н.э.-1 в. до н.э. или  367-27 до н.э.

3. классический – конец  1 в. до н.э.- 3в. н.э. или 27 до  н.э. – 284 н.э.

4. постклассический –  3 в. н.э. – 6 в. н.э. или 284 – 565 н.э.

Однако такая периодизация не вполне удовлетворительна с точки  зрения эволюции римского частного права. Наиболее подходящей, как считает  Ч. Санфилиппо является периодизация, основанная на последовательности «великих кризисов и трансформаций римского общества»

Таким образом, в ходе эволюции римского частного права выделяют 3 главнейших этапа:

1) От основания Рима (754 до н.э.) до разрушения Карфагена  и Коринфа (146 до н.э.)

В этот период право целиком  основывается на обычаях предков, а  законы XII таблиц являются кодификацией, которая собирает главнейшие нормы  частного, публичного, уголовного, процессуального  права.

Этот правопорядок называют «квиритским гражданским правом». Этот порядок проникнут требованиями устности, торжественности. Ошибка в  употреблении одного слова используемой формулы лишает юридической силы совершенное действие.

Внутри отдельной семьи  какие-либо разногласия тоже отсутствуют, а если и возникают, то тотчас же гасятся властью pater familias.Женщины, дети, рабы – это подвластные лица, лишенные личной и имущественной  самостоятельности. Лишь pater familias обладает абсолютным господством.

2. От разрушения Карфагена  и Коринфа (146 до  н. э.) до прихода к власти Диоклетиана (284 н. э.)

Квиритское гражданское  право – Ius civile Quiritium, удовлетворявшее  условиям примитивной римской земледельческой  общины, становится совершенно неподходящим ввиду новых требований общественной жизни.

После Пунических войн и  победы над Карфагеном Рим стремительно превращается в центр и столицу  обширнейшей организации народов, представляющих все расы, языки, культуры. В итоге общество превращается из аграрного в товарное, расцветают промышленность и торговля.

Такие изменения в социальной жизни Рима не могли не вызвать  и изменения права. Наряду с существованием Ius civile , появляются ius honorarium и uis gentium.

ius honorarium ( преторское право)

Должность претора введена  с 367 до н.э. Претор при своем вступлении в должность издает эдикт – edictum. В эдикте содержится программа, которой  будет следовать претор при исполнении своей судебной функции. Претор не является законодателем и потому не может  изменять нормы Ius civile. Однако, пользуясь  данным ему imperium – верховной властью  претор в своем эдикте останавливается  на следующих вопросах:

-  на вопросах, которые недостаточно регулируются Ius civile

-  на вопросах, вообще не предусмотренных в Ius civile, в отношении которых он обещает защиту или санкции

-  на вопросах, приводящих при условии применения Ius civile к последствиям, которые воспринимаются новым общественным сознанием как несправедливые. Здесь претор обещает поступить образом, не предусмотренным нормой права из соображений справедливости.

Наряду с городским  претором в 240 г. до н.э. была учреждена вторая должность – претор по делам чужестранцев-перегринов – praetor peregrinus. На него возлагалась судебная функция в связи с разногласиями, возникавшими между римскими гражданами и чужеземцами либо между чужеземцами различных национальностей.

Praetor peregrinus основывает разбор  тяжбы не на принципах, присущих  отдельным национальным правовым  системам, а на тех, которые  являются общими для всех, то  есть основаны на естественном  разуме – naturalis ratio.

Спорным является выделение  в римском праве, наряду с ius civile, ius honorarium и  ius gentium также ius naturale [У С.Н. Медведева Римское частное право Ставрополь.1994].

«В большей части произведений юристов классического периода  мы не обнаруживаем даже следа этой трихотомии ( civile-gentium-naturale), - пишет Ч. Санфилиппо [учебник Курс римского частного права]. Еще в «Институциях»  Гая (II в н.э.) ius gentium и ius naturale отождествлялись. Просто ius gentium основывается на  naturalis ratio. Трихотомия возникает только в юстиниановском своде, где ius naturale проявляется в качестве третьего правопорядка. Однако, согласно фрагменту Дигест 1.1.1.3. – «Естественное право – это такое право, в котором природа наставила все живые существа. Ибо оно не является свойственным лишь роду человеческому, но совместно присуще всем живым существам, обитающим как на суше, так и в море, а также и птицам».

«Всякому бросается в  глаза неюридический характер представления  о правопорядке, присущем одновременно людям, животным, рыбам и птицам»,- пишет Ч. Санфилиппо [учебник Курс римского частного права]..

Появление этой третьей категории  отвечает требованиям скорее не юридическим, а философским. Возможно, что это  или интерполяция, или личное пристрастие  Ульпиана.

Таким образом,ius naturale не есть отдельная, изолированная система. Естественное право – часть и  цивильного права, и права народов, « оно как бы растворено в них, пронизывая их своими принципами» (М.Х.Хутыз  Римское частное право М.,2002 с.21)

Павел считает, что естественное право входит в общее понятие  права: «Слово «право» употребляется  в нескольких смыслах: во-первых «право»  означает то, что всегда является справедливым и добрым,- каково естественное право» (D 1.1.1.1.) Римские юристы говорят о  праве, как о нравственном явлении.

«Изучающему  право,- пишетУльпиан,- надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право»- jus. Право получило свое название от justitia – справедливость, ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом» ( D 1.1.1.)

3.От Диоклетиана (284 н.э.) до Юстиниана (565 н.э.)

В послеклассическую эпоху  осуществляется процесс упрощения  различных классических правопорядков.

Исчезли классические магистраты, которые заменило равное им число  имперских чиновников, чьи полномочия непосредственно исходили от императора.

Сливаются ius civile и ius honorarium с  преобладанием принципов, введенных  преторским правом. 

 Когда-то римское право называли  «писаным разумом» (ratio scripta). Разумеется, современное частное право ушло  далеко вперед в регламентации  сложнейшей сферы имущественных  отношений, особенно торгового  (коммерческого) оборота. "' Однако  и многие новейшие юридические  конструкции как из кирпичиков  складываются из основных, элементарных  понятий и категорий, разработанных  именно в римском праве. С  этой точки зрения римское  частное право продолжает оставаться  основой для изучения гражданского  и торгового законодательства  и базой для подготовки квалифицированных  юристов. 
Значение римского права определяется его огромным влиянием не только на последующее развитие права, но и на развитие культуры в целом. 
Римское право характеризуется непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник, договор, обязательство и т.д.). 
Эти особенности римского права способствовали тому, что, когда развивающаяся промышленность и торговля средневековой Европы потребовали более совершенной правовой надстройки, когда феодальные нормы обычного права перестали удовлетворять требованиям жизни, произошел интереснейший процесс — рецепция римского права. Войдя через рецепцию в практику средневековых государств, римское право пропитало собой затем и последующие кодификации гражданского права.

 

 

 

 

. Способы прекращения  обязательств в римском праве

 

 

 

 В источниках римского права  обязательство obligatio, определяется следующим  образом: 
(1) Институции Юстиниана содержат следующее определение: «Обязательство - это правовые путы, сила которых принуждает нас к исполнению в пользу какого-либо лица в соответствии с нормами нашей гражданской общины» (1.3,13 рг.). 
(2) «Сущность обязательства состоит не в том, чтобы сделать нашим какой-нибудь телесный предмет или какой-нибудь сервитут, но чтобы связать перед нами другого в том отношении, чтобы он нам что-нибудь дал, сделал или предоставил» (Павел, D.44.7.3). 
В обязательстве заключается, с одной стороны, «право требовать», с другой стороны, соответствующая этому праву «обязанность исполнить требование», или «долг». 
Противопоставление (в приведенном выше отрывке из сочинений классического юриста Павла) передачи права собственности или установления сервитута принятию лицом на себя обязательства передать вещь в собственность или исполнить иное действие имеет тот смысл, что обязательство, даже если оно состоит в обязанности одного лица предоставить другому в собственность известную вещь, не создает непосредственно для другого лица права собственности на данную вещь; только в результате исполнения такого обязательства (при наличии других необходимых условий) лицо, получившее вещь, станет ее собственником; непосредственно же из обязательства возникает только право требования (передачи вещи). Поэтому лицо, купившее вещь, еще не становится ее собственником (хотя бы и была уплачена покупная цена); это лицо имеет лишь право требовать передачи вещи; собственником же ее оно станет только после фактической передачи вещи (при условии, если передавший вещь имел на нее право собственности). 
Приведенные выше два отрывка из источников римского права свидетельствуют, что по представлению римских юристов в обязательстве заключается известная связанность. Обязательство, как сказано в приведенном отрывке из Институций Юстиниана, — правовые оковы: на человека, передвигавшегося до установления обязательства свободно, как бы надевают путы, которые стесняют его движения, заставляют чувствовать чужое господство над собой. Надо заметить, что в древнейшую эпоху «оковы», «связанность» не были только фигуральными выражениями. В законах XII таблиц содержалось постановление, из которого видно, что неоплатного должника связывали веревками или цепями, причем предусмотрительно нормировался даже вес надевавшихся цепей (15 фунтов). Должника, не уплатившего в срок своего долга, кредитор мог захватить (даже без суда), а затем убить или продать в рабство. В IV в. до н.э. законом Петелия кредиторам было запрещено убивать или продавать должника. Возможность личного задержания должника осталась и в дальнейшем, но с конца республиканского периода должник мог избежать личной ответственности, передав кредиторам свое имущество: за долги лица стало отвечать его имущество. Оковы из физических, какими они были по законам XII таблиц, превратились в юридические: «связанность» стала выражаться в имущественной ответственности должника по обязательству. 
Как отношение, рассчитанное на будущее время (при установлении обязательства действие обязанного лица еще не совершено), обязательство по своей природе представляет собой отношение, основанное на доверии, кредитное (от credo— верю). Поэтому сторона в обязательстве, имеющая право требования, именуется кредитором; сторона, на которой лежит обязанность исполнить требование кредитора, называется должником. 
Обязательственное правоотношение с самого начала рассчитано на прекращение (нормально — путем исполнения); этим оно отличается от права собственности, устанавливаемого на неопределенное, длительное время. 

Информация о работе Системы права в римском частном праве