Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:36, курсовая работа
Цель работы – исследовать конституционно-правовые основы системы законодательства в Российской Федерации.
Вышеобозначенная цель предполагает решение следующих задач:
- проанализировать понятие и идентификация законов в теории права;
- изучить классификацию законов;
- охарактеризовать закон как форму права в Российской Федерации;
Введение………………………………………………………… ………………….3
Глава 1. Закон в системе источников права… ……………… ………………6
1.1. Понятие и идентификация законов в теории права…………… ….…………6
1.2. Классификация законов: критерии, виды…………………… ……….……..14
Глава 2. Закон как форма права в Российской Федерации… ………….….20
2.1. Законы Российской Федерации и их реализация……………………………20
2.2. Подзаконные нормативно-правовые акты…………………………………...24
Заключение…………………………………………….… ………………………30
Список литературы………………………………………..……………………..31
Законы подлежат обязательному официальному опубликованию. Опубликование — основной вид оглашения закона. Оно имеет важное юридическое (так как с ним связано вступление закона в силу) и социальное значение (так как является основой презумпции знания закона). В соответствии с Конституцией РФ неопубликованные законы не применяются.
Согласно Федеральному закону «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994 г. федеральные законы публикуются в течение семи дней после их подписания Президентом в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».16
В этих изданиях публикуются и постановления палат Федерального Собрания, которые имеют как нормативный, так и ненормативный характер. Ими оформляются, например, принятие регламента, изменения и дополнения к нему, закрепляются результаты голосования, согласие на назначение или освобождение от должности, объявление амнистии, запрос в Конституционный Суд и другие вопросы.
В
необходимых случаях законы могут
быть оглашены и иными, неофициальными
способами: опубликованы в органах печати,
обнародованы по телевидению, радио, переданы
по каналам связи, а также разосланы соответствующим
государственным органам.
2.2.
Подзаконные нормативно-
Своеобразие
указов и распоряжений Президента Российской
Федерации связано с его
В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно классифицировать на:
По юридической значимости указы делятся на нормативные и правоприменительные.
Нормативные указы содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер. Особенно много указов принимается для регулирования отношений в области экономики (о приватизации, рынке ценных бумаг, инвестициях и т.д.). Иногда они сопровождаются утверждением положений .об органах, выполняющих определенные функции, или о порядке деятельности в конкретной сфере общественных отношений.
Правоприменительные
указы носят индивидуально-
Распоряжения
Президента также ненормативны и
принимаются по оперативным вопросам
государственного управления (создание
рабочих комиссий, выделение регионам
средств из резервного фонда и т.д.).
Их отличие от ненормативных указов несколько
условно и может рассматриваться (анализироваться)
применительно к каждому конкретному
случаю.
Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, тоже издают правовые акты в форме указов и распоряжений.
Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые акты российского Правительства.
Эти акты можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента, и акты по вопросам собственной компетенции. Специфика координирующей, управленческой деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов.
Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативно-правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства и т.д.).
Принимаемые им акты:
во-первых, оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;
во-вторых, устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений;
в-третьих, вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых актов.
В
соответствии; с действующим
В соответствии с Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федераций Правительства Российской Федерации и нормативных правовых акте федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. у и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и в «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после их подписания.17
Министерства, государственные комитеты и иные федеральные ведомства издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями. В них обычно определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий, организаций и учреждений по решении задач, стоящих перед отраслью. Иногда, в связи с межотраслевой функциональной направленностью министерства (ведомства), эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел и др.
Приказы могут быть как нормативными, так и ненормативными. Будучи разновидностью распорядительных актов, они разрабатываются структурными подразделениями министерств и состоят из констатирующей и распорядительной частей: Подписываются министром или по его поручению заместителем министра.
Инструкции же, регулируя определенные стороны деятельности министерства, всегда имеют нормативное содержание. Они визируются руководителями структурных подразделений (разработчиков) и утверждаются министром (замминистра) путем издания приказа или проставления грифа утверждения.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию в течение десяти дней после их регистрации в газете «Российские вести» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» или распространяемых центром правовой информации «Система».
На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие установления). Однако есть и специфика, связанная с различным правовым положением субъектов регионального правотворчества, объемом и характером регулируемых отношений и другими обстоятельствами. Если правовые системы республик как субъектов "Федерации уже сложились и во многом дублируют формы правовых актов федеральных органов, то правовые системы краев, областей, автономных округов и городов федерального значения находятся еще в стадии становления.
Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов власти и граждан на уровне области, является устав, выполняющий функции региональной конституции.
Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.
В ряде областей, краях и городах федерального значения сформированы правительства, принимающие, постановления. Их специализированные министерства и ведомства наделены правом на издание приказов и инструкций.
Весьма
существенно расширены
Все отмеченные выше акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными. Тематический спектр нормативных установлений органов местного самоуправления весьма богат: это и акты об утверждении местного бюджета, и акты об охране природы, общественного порядка, предоставлении жилья, развитии коммунального хозяйства и т.д. Региональный характер регулируемых отношений позволяет отнести эти акты к категории локальных. Они обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами.
Специфика этих актов заключается в том, что они имеют также локальную, ограниченную сферу действия, регулируя как управленческие, так и непосредственно производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с функциональным назначением предприятия.
Решения, как правило, имеют нормативное содержание и принимаются коллегиальными органами управления (общим собранием акционеров, советом директоров и т.п.).
Приказы нормативного и индивидуального значения принимаются руководителями предприятий, учреждений и организаций, с их помощью регулируются вопросы труда, заработной платы, Материального поощрения и другие связи и отношения внутриорганизациоиного характера.
Распоряжения
же принимаются директором предприятия
его заместителями и
Действующее законодательство не устанавливает конкретных форм нормативно-правовых актов общественных организаций. Они определяются самими организациями в положениях и уставах, закрепляющих основы функционирования добровольных сообществ.
Правовая природа этих нормативных актов производна государства, от его согласия, санкции на юридически значимое регулирование определенной группы общественных отношений.
Система нормативно-правовых актов Российской Федераций была бы неполной без выделения группы международно-правовых актов. В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Среди международно-правовых актов можно выделить два основных вида — директивы и постановления. Директивы дают участнику сообщества при переработке своего законодательства возможность выбора способов, средств и форм реализации международных обязательств. В постановлениях же содержатся соответствующие требования, подлежащие прямому исполнению каждой стороной.
Заключение
Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их ведущее положение определяется следующими основным признаками:
Федеральные
законодательные нормы
Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в составе РФ.
Информация о работе Система законодательства Российской Фдерации