Система законодательства Российской Фдерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать конституционно-правовые основы системы законодательства в Российской Федерации.
Вышеобозначенная цель предполагает решение следующих задач:
- проанализировать понятие и идентификация законов в теории права;
- изучить классификацию законов;
- охарактеризовать закон как форму права в Российской Федерации;

Оглавление

Введение………………………………………………………… ………………….3
Глава 1. Закон в системе источников права… ……………… ………………6
1.1. Понятие и идентификация законов в теории права…………… ….…………6
1.2. Классификация законов: критерии, виды…………………… ……….……..14
Глава 2. Закон как форма права в Российской Федерации… ………….….20
2.1. Законы Российской Федерации и их реализация……………………………20
2.2. Подзаконные нормативно-правовые акты…………………………………...24
Заключение…………………………………………….… ………………………30
Список литературы………………………………………..……………………..31

Файлы: 1 файл

Система законодательства в РФ- курсовая - оригинал.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

   Законы  подлежат обязательному официальному опубликованию. Опубликование — основной вид оглашения закона. Оно имеет важное юридическое (так как с ним связано вступление закона в силу) и социальное значение (так как является основой презумпции знания закона). В соответствии с Конституцией РФ неопубликованные законы не применяются.

   Согласно  Федеральному закону «О порядке опубликования  и вступления в силу федеральных  конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994 г. федеральные законы публикуются в течение семи дней после их подписания Президентом в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».16

   В этих изданиях публикуются и постановления  палат Федерального Собрания, которые имеют как нормативный, так и ненормативный характер. Ими оформляются, например, принятие регламента, изменения и дополнения к нему, закрепляются результаты голосования, согласие на назначение или освобождение от должности, объявление амнистии, запрос в Конституционный Суд и другие вопросы.

   В необходимых случаях законы могут  быть оглашены и иными, неофициальными способами: опубликованы в органах печати, обнародованы по телевидению, радио, переданы по каналам связи, а также разосланы соответствующим государственным органам. 

   2.2. Подзаконные нормативно-правовые  акты 

   Своеобразие указов и распоряжений Президента Российской Федерации связано с его компетенцией. Они не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

   В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно  классифицировать на:

  • указы в границах собственных полномочий;
  • указы на основе полномочий, делегированных парламентом;
  • указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).

   По  юридической значимости указы делятся  на нормативные и правоприменительные.

   Нормативные указы содержат нормы права и  регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер. Особенно много указов принимается для регулирования отношений в области экономики (о приватизации, рынке ценных бумаг, инвестициях и т.д.). Иногда они сопровождаются утверждением положений .об органах, выполняющих определенные функции, или о порядке деятельности в конкретной сфере общественных отношений.

   Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т.д.).

   Распоряжения  Президента также ненормативны и  принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.). 
Их отличие от ненормативных указов несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю. 

   Президенты  республик, входящих в состав Российской Федерации, тоже издают правовые акты в форме указов и распоряжений.

   Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые акты российского Правительства.

   Эти акты можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции, федеральных  законов и нормативных указов Президента, и акты по вопросам собственной компетенции. Специфика координирующей, управленческой деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов.

   Правительство разрабатывает, утверждает и реализует  базовые нормативно-правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства и т.д.).

   Принимаемые им акты:

   во-первых, оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;

   во-вторых, устанавливают правовые ориентиры  для деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений;

   в-третьих, вводят нормативно-правовые основы для  издания других правовых актов.

   В соответствии; с действующим законодательством  Правительство РФ для осуществления  своих полномочий по управлению обществом  принимает постановления и распоряжения. Постановления, как правило, нормативны и общеобязательны, они разрабатываются  и принимаются коллегиально. Распоряжения же, будучи разновидностью прав применительных актов, принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуются, как правило, узкому кругу исполнителей.

   В соответствии с Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федераций Правительства Российской Федерации и нормативных правовых акте федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. у и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и в «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после их подписания.17

   Министерства, государственные комитеты и иные федеральные ведомства издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями. В них обычно определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий, организаций и учреждений по решении задач, стоящих перед отраслью. Иногда, в связи с межотраслевой  функциональной направленностью министерства (ведомства), эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел и др.

   Приказы могут быть как нормативными, так и ненормативными. Будучи разновидностью распорядительных актов, они разрабатываются структурными подразделениями министерств и состоят из констатирующей и распорядительной частей: Подписываются министром или по его поручению заместителем министра.

   Инструкции  же, регулируя определенные стороны  деятельности министерства, всегда имеют  нормативное содержание. Они визируются руководителями структурных подразделений (разработчиков) и утверждаются министром (замминистра) путем издания приказа или  проставления грифа утверждения.

   Нормативные правовые акты федеральных органов  исполнительной власти, прошедшие государственную  регистрацию в Министерстве юстиции  РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию в течение десяти дней после их регистрации в газете «Российские вести» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» или распространяемых центром правовой информации «Система».

   На  уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие установления). Однако есть и специфика, связанная с различным правовым положением субъектов регионального правотворчества, объемом и характером регулируемых отношений и другими обстоятельствами. Если правовые системы республик как субъектов "Федерации уже сложились и во многом дублируют формы правовых актов федеральных органов, то правовые системы краев, областей, автономных округов и городов федерального значения находятся еще в стадии становления.

   Основным  нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов власти и граждан на уровне области, является устав, выполняющий функции региональной конституции.

   Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.

   В ряде областей, краях и городах  федерального значения сформированы правительства, принимающие, постановления. Их специализированные министерства и ведомства наделены правом на издание приказов и инструкций.

   Весьма  существенно расширены полномочия органов местного самоуправления. Их представительные органы (дума, муниципальный  совет и др.) по вопросам своего ведения принимают коллегиальные решения, а главы органов местного самоуправления'(главы администраций, мэры, старосты) — постановления и распоряжения. Форма опубликования данных актов определяется уставом данной административно-территориальной единицы.

   Все отмеченные выше акты могут быть как  нормативными, так и правоприменительными. Тематический спектр нормативных установлений органов местного самоуправления весьма богат: это и акты об утверждении местного бюджета, и акты об охране природы, общественного порядка, предоставлении жилья, развитии коммунального хозяйства и т.д. Региональный характер регулируемых отношений позволяет отнести эти акты к категории локальных. Они обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами.

   Специфика этих актов заключается в том, что они имеют также локальную, ограниченную сферу действия, регулируя  как управленческие, так и непосредственно производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с функциональным назначением предприятия.

   Решения, как правило, имеют нормативное  содержание и принимаются коллегиальными органами управления (общим собранием акционеров, советом директоров и т.п.).

   Приказы нормативного и индивидуального  значения принимаются руководителями предприятий, учреждений и организаций, с их помощью регулируются вопросы труда, заработной платы, Материального поощрения и другие связи и отношения внутриорганизациоиного характера.

   Распоряжения  же принимаются директором предприятия  его заместителями и руководителями структурных подразделений для  решения проблем, связанных с исполнением приказов и по иным оперативно-методическим вопросам.

   Действующее законодательство не устанавливает  конкретных форм нормативно-правовых актов общественных организаций. Они  определяются самими организациями в положениях и уставах, закрепляющих основы функционирования добровольных сообществ.

   Правовая  природа этих нормативных актов  производна государства, от его согласия, санкции на юридически значимое регулирование определенной группы общественных отношений.

   Система нормативно-правовых актов Российской Федераций была бы неполной без выделения группы международно-правовых актов. В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

   Среди международно-правовых актов можно  выделить два основных вида — директивы и постановления. Директивы дают участнику сообщества при переработке своего законодательства возможность выбора способов, средств и форм реализации международных обязательств. В постановлениях же содержатся соответствующие требования, подлежащие прямому исполнению каждой стороной.

 

   Заключение 

   Законы  занимают главное место в системе  нормативно-правовых актов. Их ведущее  положение определяется следующими основным признаками:

  • законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;
  • обладают высшей юридической силой, которая означает, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам: никто не вправе отменить или заменить закон кроме органа, который его издал;
  • законы регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.;
  • законы содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов;
  • законы принимаются в особой процессуальном порядке.

  Федеральные законодательные нормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных законах; федеральных законах.

  Региональные  законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в составе РФ.

Информация о работе Система законодательства Российской Фдерации